скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Детский алкоголизм

Нужно ли говорить, что подвыпивший подросток за рулем велосипеда, мопеда или мотоцикла опасней­ший враг как для себя, так и для всех, кто может встретить­ся на его пути; Французские ученые Шардон, Баутин и Богар, проведя целый ряд опытов над добровольцами, убедительно показали, что при легком опьянении с концентрацией алкоголя в крови 0,15—0,25 граммов на 1 килограмм массы тела .наблюдаются расстройства зрительных и слуховых реакций. У каждого пятого из испытуемых эта реакция запаздывала, а у каждого шесто­го нарушалось глубинное зрение, то есть страдала способность различать отдаленные предметы, определять, на каком расстоянии находится тот или иной предмет. При этом ухудшалось светоощущение, способность раз­личать цвета (особенно красный).

Не менее выражено действие спирта и на другие органы и системы.

При поступлении в печень алкоголь выступает как растворитель биологических мембран клеток печени, вызывая структурные изменения с накоплением жира и с последующей заменой клеток печени соединитель­ной тканью. В подростковом возрасте алкоголь действует на печень особенно разрушительно, так как этот орган у подростка находится в стадии формирования. Токсиче­ское поражение клеток печени приводит к нарушению белкового и углеводного обмена, синтеза витаминов и ферментов.

Алкоголь обладает выраженным действием на эпите­лий, выстилающий пищевод, желудок, нарушает секре­цию и состав желудочного сока, что, в свою очередь, ведет к расстройству переваривающей способности же­лудка и различным диспепсическим явлениям.

Небезучастны к употреблению алкоголя и быстро­растущие в пубертатном возрасте- легкие. Ведь около 10% принятого алкоголя удаляется из организма через легкие, и, проходя через них, он оставляет после себя патологически измененные клетки.

Чутко реагирует на присутствие алкоголя и сердце растущего человека. Изменяются ритм, частота сердеч­ных сокращений, обменные процессы в мышце сердца. Естественно, что в таких условиях не может быть пра­вильного и полноценного формирования как мышечно­го, так и нервного аппарата сердца подростка.

Наконец, токсическое воздействие алкоголя сказывает­ся и на крови. Активность лейкоцитов, играющих важ­ную роль в защите организма, снижается, замедляется движение эритроцитов, несущих кислород к тканям, патологически изменяется функция тромбоцитов, имею­щих большое значение для свертывания крови.

Таким образом, алкоголь оказывает глубокое пагуб­ное воздействие на растущий организм в период отро­чества. Он ослабляет, тормозит и угнетает правильное развитие и созревание всех буквально органов и сис­тем.

И при этом, чем моложе организм, тем губительнее действие на него алкоголя. Это обусловлено анатомо-физиологическими и социально-психологическими осо­бенностями детского и подросткового возраста. В част­ности, бурно протекающие изменения в центральной нервной системе, внутренних органах, эндокринной системе, связанные с ростом и созреванием организма, способствуют повышению его реактивности, в связи с. чем алкоголь может привести- к быстрому развитию того или иного патологического процесса.

Говоря об особенностях подросткового возраста, нельзя не коснуться и такой важной социально-гигиени­ческой проблемы, как акселерация, которую иногда сводят к ускорению физического и полового развития. Однако суть явления не только в этом. Современные условия жизни оказывают на нервную систему ребенка более интенсивное воздействие, чем полвека назад.

Вместе с тем у подростков сохраняются детские интересы, эмоциональная неустойчивость, незрелость гражданских представлений и т. д. Возникает диспро­порция между физическим развитием и социальным статусом. И при наличии такой диспропорции употреб­ление алкогольных налитков в подростковом возрасте нередко способствует заострению таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, замкнутость, от­чужденность.

Итак, анатомо-физиологические и психологические особенности детского и подросткового возраста, заклю­чающиеся в усиленном развитии организма, эндокрин­ных сдвигах, половом созревании, формировании лич­ности и психики, повышают восприимчивость молодого человека к различным отрицательным влияниям, в том числе алкогольных напитков.

2.3 Психология приобщения к алкоголю среди

несовершеннолетних.

Первая выпивка почти всегда сопровождается неприятны­ми субъективными ощущениями.

Однако со временем, с увеличением «стажа» употреб­ления алкоголя, субъективная оценка опьянения рази­тельно меняется. Более 90% подростков с двухгодичным и большим «алкогольным стажем» считает, что опьянение вызывает у них ощущение прилива сил, чувство до­вольства, комфорта, повышение настроения и т. д.

Откуда постепенно появляющаяся и способная нарас­тать привлекательность алкогольного опьянения? Она кроется в основном в той — по большей части неосоз­нанной психологической мотивации обращения к ви­ну, в тех желаниях и потребностях, которые человек пытается удовлетворить с его помощью. Первым и наи­более частым является здесь желание повеселиться, создать приподнятое настроение на свадьбе, дне рожде­ния, встрече друзей, то есть в случаях, в которых традиции винопития особенно прочны.

Обычно праздника ждут, к нему заранее готовятся, определенным образом настраивают себя, принаряжаются, что само по себе создает ту особую атмосферу, которая и без вина делает человека возбужденным, приподнятым, радостным. Последующее принятие ал­коголя, изменяя состояние организма и нервной си­стемы, создает лишь особый, необычный психофизиоло­гический фон, на который мощно проецируются психо­логические ожидания, вся предшествующая психоло­гическая подготовка к данному событию. Для самого же человека этот механизм остается неосознанным, скрытым, что и порождает общепринятое представле­ние об особых свойствах алкоголя.

Возникают представления и о других «незаменимых» свойствах и функциях алкогольных напитков. Так, алко­голь употребляют не только в связи с радостными, но и печальными событиями, например на поминках. Причем характерно, что в последнем случае, как бы ни было сильно опьянение, люди, для которых утрата дейст­вительно тяжела, грустят, а не смеются; эйфория за­хмелевшего на поминках оценивается как неуважение к покойному и ссылки на опьянение не принимаются в расчет. Со временем диапазон субъективных причин употребления алкоголя становится все шире пьют и «для храбрости», и «с обиды», и чтобы «поговорить по душам», и для того, чтобы «расслабиться» или «взбодриться» и т. д.

Все это можно назвать иллюзорно-компенсаторной алкогольной деятельностью, направленной на создание и поддержание искомого эмоционального состояния, особого «алкогольного», то есть иллюзорного, удовлет­ворения той или иной актуальной потребности.

Для того чтобы понять специфику этой деятель­ности, достаточно сравнить ее (в особенности у людей, уже больных алкоголизмом) с деятельностью здорово­го человека. Возьмем, например, столь важную для каждого потребность в удовлетворяющей его само­оценке. Здоровый человек обычно старается ставить перед собой те цели и задачи, достижение которых будет достаточно высоко оценено окружающими и им самим, что приведет к поддержанию и повышению его самооценки.

Совершенно иной способ организации деятельности, направленной на поддержание самооценки, самоуваже­ния, типичен для людей, злоупотребляющих алкоголем и больных алкоголизмом. Как отмечает советский ученый К. Г. Сурнов, специально исследовавший в 1982 году этот вопрос, важнейшей особенностью алкогольного способа удовлетворения потребностей является подмена объек­тивных результатов реально осуществляемых действий субъективными переживаниями.

Необходимо к тому же отметить, что искомые субъективные состояния обычно не достигаются пьющим человеком в одиночку. Иллюзорно-компенсаторная дея­тельность требует достаточно развернутого «разыгры­вания» этих состояний, для чего и необходимы компа­ния, собеседник, слушатель, зритель.

Человек ищет в вине значительно большего, чем со­стояние простой эйфории. Психологические причины здесь глубже: они кроются в тех иллюзорных возмож­ностях удовлетворения желаний и разрешения конфлик­тов, которые дает состояние опьянения.

Почему далеко не все, а лишь малая часть не­совершеннолетних, знакомых со вкусом алкоголя и так или иначе вовлекаемых в выпивки, встает на путь регу­лярного пьянства? Почему не все, а лишь некоторые быстро и прочно усваивают нехитрую «психотехнику» иллюзорно-компенсаторной алкогольной деятельности? Почему именно они, а не другие становятся ранними алкоголиками?

Известно, что уже старший школьник раскрывается как личность. Однако личность эта еще глубоко не­зрелая, во многом дисгармоничная. Сознание пока во многом оторвано от реальности, представления о люд­ских взаимоотношениях, оценки своих и чужих поступ­ков несоразмерны действительным отношениям людей. Дети часто судят по принципу «все или ничего», их внутреннее зрение носит как бы контрастный характер, не различая еще сложности мира, его полутонов. При всем стремлении к самостоятельности и взрослости, при всем внешнем упрямстве подросток нередко сам точно не знает, чего хочет, каких конкретных жизненных и нравственных целей желал бы достичь.

Большая или меньшая выраженность всех указанных особенностей психологического порядка способна ска­заться в какой-то мере на склонности подростка к усвое­нию им иллюзорно-компенсаторной алкогольной на­правленности.

Следующий затем юношеский возраст во многом выравнивает проявления черт, характерных для под­ростка, как внешних (пропадает угловатость движе­ний, резкость манер, ломкость голоса), так и внутренних. Наступает время выбора профессии.

Если ребенка легко увлечь внешним блеском, показ­ной бравадой, самим по себе поступком без учета его последствий, то юноша уже видит слабости многих привлекательных для отрочества героев и может без труда развенчать их. Он уже не рубит с плеча: хоро­ший — плохой, трус — смелый, а предварительно ду­мает, сопоставляет и лишь затем помещает тот или иной поступок в значительно более сложную, чем у под­ростка, систему нравственных координат.

Почти во всех случаях юношеского алкоголизма мы встречаемся с неблагополучной средой: неполная семья, пьяница-отец, безнадзорность и т. п. Характерной чертой является в большинстве случаев «пьяный быт», нагляд­ное восприятие ребенком с ранних лет традиций пьян­ства, вида и поведения пьяных как привычного, повседневного атрибута.

Второе, на что обращают внимание психологи (Б.С. Братусь и др.), — весьма нередкая мозговая недо­статочность, выраженная часто в стертой форме и обу­словленная травмами головы, неблагоприятно протекаю­щей беременностью, отягощенными родами и т. д.

Указанные два момента составляют важнейшие пред­посылки юношеского алкоголизма: первый обусловли­вает содержание и раннее усвоение алкогольных обыча­ев, установок микросреды, второй—- те особые, отя­гощенные по сравнению с нормой обстоятельства, в которых разворачиваются и формируются психические процессы.

Однако встречаются подростки-алкоголики, у кото­рых не выявляется даже легкой мозговой недостаточ­ности и нет «семейной отягощенности». Но во всех этих случаях, как правило, наблюдается то, что именуется педагогической запущенностью, отсутствует родитель­ский надзор и помощь, воспитание заменяется нака­занием и т. п.

Было бы ошибкой думать, что подросток ввиду своего отягощенного по тем или иным причинам психического развития выбирает в качестве первейшей потребности алкоголь. Как правило, выбирается не алкоголь, а компа­ния, в которой обязательным элементом общения, вре­мяпрепровождения является выпивка. Эта компания, которую называют «уличной», «дворовой», может быть однородной по возрасту или, что чаще, разнородной, с двумя-тремя старшими «заводилами». Чем же привле­кают подростков эти компании?

Главное это то, что в «уличной» микросреде ребенок с рассмотренной выше предысторией находит группу себе подобных «изгоев». Именно в этих группах будущие алкоголики находят реальное поле самоутверждения, могут обрести, наконец, «высокий статус», проникнуться самоуважением, чего они не в состоянии были сделать ни в школе, ни в своей семье.

Группа, особенно сначала; кажется новичку полной демократизма, теплоты, спаянности. И употребление ал­коголя занимает здесь как бы особое положение. Именно выпивка нередко играет роль своеобразного посвящения в члены группы. Умение пить символизирует в группе взрослость, воспринимается как признак особой силы и мужественности.

Советские психологи Б. С. Братусь и П. И. Сидоров так описывают процесс приобщения к пьянству молоде­жи. Все подчас начинается с попыток «культивирования» эйфории опьянения, что достигается особой эмоциональ­ной заражаемостью, предвосхищением, подъемом в пе­риод подготовки и ожидания выпивки, коллективной взаимоиндукцией в процессе принятия спиртного. Для этих целей используются и громкая ритмическая му­зыка, и порой даже медикаментозные средства, усили­вающие оглушение.

Стиль алкоголизации, принятый в «алкогольной компа­нии», начинает постепенно восприниматься как естест­венный и нормальный, окончательно формируя психо­логическую готовность  к  некритическому восприятию бытующих тут алкогольных обычаев. Алкоголизация ста­новится все более частой. Обычной, само собой разу­меющейся нормой поведения становится употребление спиртных напитков .перед танцами, в выходные дни, при встрече с друзьями и т. д.

Во многих таких группах обнаруживается и доста­точно жесткая внутренняя их структура с наличием ли­деров группы, в числе которых часто бывают лица, со­стоящие на учете в милиции, в инспекции по делам не­совершеннолетних, ранее судимые. Вновь принятый член группы зачастую «обречен» на прохождение «обяза­тельной программы», начинающейся с хулиганских дейст­вий в состоянии опьянения и заканчивающейся серьёз­ными правонарушениями.

С началом злоупотребления алкоголем у несовер­шеннолетних сразу же возникают конфликты в учебном заведении, на работе, в семье. Однако, как правило, это противодействие ограничивается либо мерами реп­рессивного характера (подросткам делают выговоры, порицания), либо их «пугают» последствиями алкого­лизма, пагубными перспективами связи с «дурной ком­панией».

Подобные меры, будучи негативными, не могут огра­дить подростка от «алкогольной компании», поскольку не в состоянии удовлетворить эмоциональные запросы и ожидания, потребность в интимно-личностном общении, ощущении собственной значимости, силы и т. п.

«Алкогольная» же компания пусть в извращенной форме, но предлагает ему все это. В подобной ситуа­ции сопротивление, а тем более репрессии лишь уве­личивают внутреннюю сплоченность компании, отрезая или во всяком случае крайне затрудняя путь возвраще­ния ее членов к благополучному детству.

Углубление конфликтных ситуаций приводит к тому, что подростки чаще всего легко и без сожаления пре­рывают учебу в школе, ПТУ, техникуме. Не удержива­ются они долго и на одном месте работы, мотивируя уход (обычно скандальный) тем, что не нравится ранее привлекавшая специальность. Однако при устройстве на другую работу история повторяется.

Утрачивается не только определенность в вопросах.

Профессиональной ориентации, но сама установка на трудовую деятельность. Работа начинает рассматриваться лишь как средство получения денег на алкоголь, а круг активной социальной жизни ограничивается проблемами и интересами «алкогольной компании».

С развитием алкоголизации «внешние» обычаи потреб­ления спиртного как бы становятся «внутренними» алко­гольными установками, которые, в свою очередь, актив­но утверждают воспринятые некогда обычаи и способ­ствуют их передаче следующим поколениям, — пороч­ный круг замыкается. И чем моложе возраст начала злоупотребления, тем быстрее замыкается этот круг.

В связи со сложностью разбираемых вопросов есть смысл коротко сказать о психологии вредных привычек вообще.

Почему люди идут в театры, на стадионы, в кино, клубы, рестораны? «Чтобы отдохнуть, получить удоволь­ствие», — ответите вы. А что такое удовольствие? Все, что нравится, что вызывает положительные эмоции. Однако ради удовольствия некоторые люди готовы по­жертвовать здоровьем, служебным, семейным положе­нием.

Белорусский психолог Ю.А. Мерзляков предлагает условно разделить все удовольствия на удовольствия восполнения недостатка и удовольствия избытка.

Представьте, что вы очень голодны или вас одолевает жажда. Если вам в этот момент предложить пищу или родниковую воду, будете ли вы испытывать удовольст­вие? Конечно, да. Но до каких пор? До тех, пока не наеди­тесь или не напьетесь. После этого вы пребываете в зоне физиологического комфорта, но вам надо больше. Вы хотите встретиться с друзьями, пойти на стадион или просто послушать любимую пластинку, словом, от­дохнуть с комфортом. Это уже удовольствия избытка.

Среди последних много полезных (посещение му­зеев, общение с природой, коллекционирование и т. п.), но есть и вредные. Самые распространенные из них и самые пагубные для здоровья — курение и употребле­ние алкоголя.

В подтверждение этому Ю.А. Мерзляков приводит такой пример.

Представьте, что два товарища — курящий и некуря­щий — поехали на рыбалку. Некурящий, любуясь при­родой, ловит рыбу, с наслаждением вдыхая чистый воз­дух. Курящий же забыл дома сигареты. Сосущее, не­приятное чувство мешает ему наслаждаться природой, его уже и клев не интересует. Он будет страдать целый день, пока не вернется домой к заветной пачке сигарет. Вот он закурил, затянулся дымом и... пришел в состоя­ние некурящего, то есть в этот момент он уже мог бы и природой любоваться, и клеву радоваться.

Что же произошло? Что получил он по сравнению с некурящим человеком? Удовольствие, связанное с огромным вредом для здоровья. Так стоит ли выдумы­вать для себя искусственные муки, заботы?

Да и удовольствие ли это? Задумайтесь, кто курит, с чего это начиналось? Разве было желание, подобное чувству голода, жажды? Требовал ли организм сигарету? Эта потребность возникла уже потом, когда организм привык, когда в нем уже что-то стало нарушаться. Вчи­тайтесь в список болезней, связанных с курением: рак легких, стенокардия, инфаркт миокарда, гипертоничес­кая болезнь, облитерирующий эндартериит, гастриты и язвы желудка, импотенция у мужчин и нарушение менструального цикла у женщин, эмфизема легких, бронхиальная астма. Это еще далеко не полный список.

Нередко к врачу обращаются с жалобами на омерт­вление пальцев ног, рук. А ведь происходит это от сужения сосудов, что нередко приводит к гангрене. Сосуды сужаются при первой же затяжке. Помните, как кружи­лась голова, когда вы начинали курить? Это тоже было связано с сужением сосудов. Но особенно опасно влияет курение на психику и всю нервную систему в целом. Человек становится раздражительным, у него нарушается сон, ухудшается аппетит.

Или другой случай. Вы гуляете по городу. Рядом сим­патичный вам человек. Вы захотели пить, вошли в кафе, взяли сок. Он холодный, приятный, вы получаете удо­вольствие восполнения недостатка. «Не взять ли кок­тейль?» — спрашивает ваш приятель. «Действительно, давай попробуем», — отвечаете вы. И вот уже соломинка во рту: удовольствие избытка!

Так уж ли нужен был вам этот коктейль? Вас мучило чувство жажды? Ваш организм испытывал потребность в алкоголе? Вы даже не задумывались об этом, хотя не вкус сок гораздо приятнее.

В следующий раз снова захотелось увидеть себя со стороны похожим на кинозвезду — с соломинкой во рту. Потом — бокал шампанского, потом рюмка коньяка, а позже, когда на хорошие напитки не хватает денег, согласны и на... «бормотуху»... Вы не заметили, когда организм привык получать определенную дозу алкоголя. Как страшно это особенно для подростков и молодежи. В таком возрасте привыкание происходит очень быстро. Привыкание и одновременно постепенное отравление.

...И вот сидит в кабинете вроде умный, даже приятный молодой человек, и пока только врач замечает беспокой­ную тоску в глазах, суетливость движений, легкое дрожа­ние пальцев. Позже это заметят и окружающие. Но беда не во внешнем проявлении. Трагедия в другом: разру­шается личность, и разрушение это происходит в том возрасте, когда должен идти процесс становления: поиски себя в жизни, создание семьи, радость первых шагов ребенка, радость первых его слов. Ничего этого не будет у пьющего, потому что в любом торжественном и ра­достном для других случае ему нужна только рюмка...

Опьянение это суррогат естественных радостей, естественных удовольствий.

Итак, употребление алкоголя вначале носит характер удовольствия избытка. По мере привыкания начинается полоса хронического бытового пьянства, и употребление алкоголя становится удовольствием восполнения недо­статка, при котором зона комфорта никогда не дости­гается.

Но когда выработалась вредная привычка, то победить вредные пристрастия мешает... сам организм.

Понять проблему помогло наблюдение за работой мозга с помощью вживленных электродов и анализ роли биологических ритмов.

С помощью микроэлектродов ученые обнаружили участки мозга с противоположными свойствами. Когда ток подавали на одни из них, животные испытывали боль, страдания. При подаче тока на другие тотчас успокаивались, получали огромное удовольствие. Такие участки соответственно назвали зонами «ада» и «рая». По­добные зоны обнаружили и в мозге человека.

'Скажем, человек испытывает голод, физическое стра­дание, тогда усиливает свои сигналы «ад». Если же он получает от чего-то удовольствие, сигналы уже усиливает зона «рая». Зоны связаны отрицательной обратной связью. Когда, например, удовольствие начинает превышать до­пустимые пределы, в зону «ада» поступает сигнал опасности, и удовольствие становится неудовольствием, процесс   прекращается   (скажем,   ребенок,  наигрался, устал).

При курении и употреблений алкоголя ритмы и связи нарушаются. Никотин и алкоголь, проявляя свои нар­котические свойства, насыщают «рай» и гасят неудоволь­ствие. Наступает временное облегчение. Но «рай» начи­нает требовать постоянного подкармливания.

Привыкнув курить или пить вино, мы отводим маят­ник в сторону «рая».

Чем больше человек курит, тем маятник «рая» боль­ше отклоняется. При попытке бросить курить начинает сигнализировать «ад»... То же самое с алкоголем.

Да, с организмом шутить нельзя, всякая попытка под­хлестнуть его в силу ритмической природы биологи­ческих процессов может привести к необратимым послед­ствиям. Так, желание временно облегчить самочувствие (состояние дискомфорта) оборачивается нарушением жизненно важных процессов в организме.

2.4 Особенности психотерапии при лечении алкогольной

зависимости в подростковом  и детском  возрасте.

У взрослых психотерапия в настоящее время стала рассмат­риваться как основной метод лечения алкоголизма, без кото­рого лекарственная терапия в большинстве случаев оказывает весьма нестойкий эффект. В действии самих лекарственных веществ (апоморфина, тетурама и др.) справедливо усматри­вается ведущий психотерапевтический (условнорефлекторный, бихевиоральный) компонент.

Хотя необходимость психотерапии при алкогольной зави­симости в подростковом возрасте никем не оспаривается, тем не менее имеются определенные указания на малую эффек­тивность как индивидуальной рациональной, так и групповой психотерапии. Когда подростка насильственно заставляют ле­читься, то само лечение, включая общение с психотерапевтом, рассматривается им как форма наказания и вызывает лишь

протест. В этих условиях на успех психотерапии, как и всего лечения, рассчитывать трудно.

Индивидуальная рациональная психотерапия, по нашим наблюдениям, действительно, неэффективна при хроническом алкоголизме, если он развился на фоне неустойчивой психо­патии и акцентуации характера. Основной путь влияния вра­ча — разъяснение вреда алкоголя для здоровья и социального статуса в настоящем и будущем неустойчивого подростка оставляет равнодушным. Однако для подростка эпилептоид-ного типа забота о собственном здоровье, своем будущем, опасность-пострадать или подвергнуться преследованиям в беспомощном состоянии «отключения» могут оказаться достаточно волнующими проблемами. Но для этого нужны не только «подход» к подростку, его «доверие к врачу» но и уверенность самого подростка в высокой компетентности и особом внимании к нему врача. Информация о вреде алко­голя «вообще», представленная в форме, лично его не- заде­вающей, для такого пациента малозначима. Эпилептоидному подростку бывает полезно показать результаты его обследо­ваний — например, электроэнцефалограмму, электрокардиог­рамму, анализы крови, желудочного сока и т. п. и сопоставить их с нормами, приводимыми в руководствах, с аналогичными исследованиями у его сверстников, чтобы очевидными стали выраженные отклонения именно его показателей (электроэнце­фалограмма особенно удобна в этих целях). Производят иногда также впечатление рассказы о тяжких последствиях поступков, совершенных в состоянии «отключения».

Цель индивидуальной психотерапии — добиться того, чтобы подросток сам принял решение лечиться и прекратить алкоголизацию.

У подростков гипертимного и истероидного типа задача психотерапии иная — постараться найти поле деятельности, более привлекательное, чем выпивка, и способное удовлет­ворить жажду общения с товарищами, открыть возможность престижного положения в их'среде. При наслоении черт неустойчивости на гипертимное, истероидное или иное ядро (включая энилептоидное) психотерапия становится столь же нерезультативной, как и у подростков неустойчивого типа.

При лабильной и шизоидной акцентуации психотерапия должна носить не столько «антиалкогольный» характер, сколько быть направленной на преодоление тех трудностей и жизненных проблем, которые подтолкнули к алкоголиза­ции. Эмоционально-лабильный подросток нередко страдает от эмоционального отвержения в семье (что, например, мало беспокоит неустойчивого); он ищет в алкогольной компании эмоциональные контакты, нуждается в «друге-психотерапевте», «друге-опекуне».

Если для шизоидного подростка алкоголь служит «комму­никативным допингом», то надо постараться уговорить его принять участие в групповой психотерапии, задачей которой является обучение вербальным и невербальным приемам кон­тактов со сверстниками.

Групповая психотерапия может оказаться не только бес­полезной, но и вредной, если группа собрана из подростков, злоупотребляющих алкоголем и не имеющих искреннего на­мерения прекратить выпивки. Такая группа лишь сплачивает собранных подростков в алкогольную компанию, а к группо­вым обсуждениям вреда алкоголя они отнесутся безразлично или иронически.

Групповая психотерапия может иметь смысл для подрост­ков гипертимного, истероидного и лабильного типов, если их включают в неалкоголизирующуюся группу (но не кичащуюся своей трезвенностью); где сам процесс группового общения оказывается для них привлекательным в силу общих интересов, возможности проявить себя, найти эмоциональные привязан­ности и т. п. В целом групповая психотерапия обычно оказыва­ется успешной, если она ставит не прямые противоалкогольные цели, а служит способом отвлечения от алкоголя.

Все другие психотерапевтические методы (суггестивная те­рапия, эмоционально-стрессовая терапия и др.) у подростков могут оказаться эффективными только при одном предвари­тельном условии — желании лечиться.


Заключение

Сегодня в России после распада СССР проблема детского алкоголизма заметно обострилась, причиной этому стало: появление коммерческих торговых точек , продающие спиртные напитки даже не совершеннолетним, стремление подражать взрослым и пытаться выглядеть как они, а конце концов подражание свои сверстникам, которые уже и так употребляют алкоголь или курят, что бы не казаться среди них “белой вороной”. Ещё немаловажным фактором является СМИ и средства массовой западной культуры (музыка, кинематограф) К примеру, видя в фильме накаченного героя, который спасает мир от страшной катастрофы и притом залпом выпивающей стакан виски, современная молодежь старается быть похожими на тех, кого они видят на экране. Что же касается музыки, то здесь большое значение имеют направления панк, металла и рок музыки, к примеру в песнях подобных музыкальных направлений напрямую пропагандируется алкоголизм, пьянство и наркомания.

Задача всестороннего и гармонического развития под­растающего поколения неразрывно связана с воспита­нием у него позитивных нравственных установок, в том числе и отрицательного отношения к проявлениям пьянства.

Необходимость усиления противоалкогольной рабо­ты с подростками обусловлена прежде всего распро­страненностью употребления алкоголя среди населения. Известно, что пьянство родителей создает крайне не­благоприятные условия для нравственного воспитания и интеллектуального развития детей и способствует их раннему приобщению к алкогольным напиткам.

Особенно чревато последствиями употребление спирт­ных напитков в переходном возрасте у десяти-шестнадцатилетних, когда в развивающемся организме происхо­дит дифференциация и совершенствование функций и систем, идет половое созревание. Употребление алкоголя в этом возрасте способно задержать или вовсе остановить физическое и умственное развитие, формирование этических и нравственных категорий, высших форм мышления, эстетических понятий.

Сравнительная новизна проблемы создаёт определённые трудности в путях её решения. Основными путями решения данной проблемы является: профилактические методы: антиалкогольная агитация, тренинги, проведение классных часов, посвящённых проблеме алкоголизма; экстренные методы: психотерапия, химиотерапия (лекарственная) , шокотерапия.


Список литературы

1.      В. Бувальда. Учебное пособие по наркологии для врачей-стажеров. Пер. с англ. Под. ред.

2.      И. В. Г е л ь н .   Алкоголь и дети. М:. Медицина 1982 г-84с.

3.      Позняка В. Б. — Минск: Изд-во «Интертракт», 1997. — 124 с.

4.      Портнов А. А. Хронический алкоголизм или алкогольная бо­лезнь. М 1959. - С. 53-61.

5.      Портнов А. А. Пятницкая И. Н. Клиника алкоголизма. Издание второе. - Л., 1973.

6.      Сосин И. К., Мысько Г. К, Гуревич Я. Л. Немедикаментозные методы лечения алкоголизма. Киев: Изд-во «Здоровья», 1986. — 152 с

7.      Справочник по психиатрии. Под ред. А. В. Снежневского. — 2-е изд., перераб., и доп. — М.: Медицина, 1985. — С. 160.

8.      Узлов Н. Д. Абстинентный синдром при бензиновой токсикомании

9.      у подростков. Алкоголизм и неалкогольные токсикомании. — М.: МЗ РСФСР, 1987. - С. 145-147.

10.    Фридман Л. С, Флеминг Н. Ф., Роберте Д. Г., Хайман С. Е. Нарко­логия. — М.: Изд-во «Бином» СПб.: Изд-во «Невский диалект», 1998. - 318 с.


[1] Газета “Вечерний Екатеринбург”  №4 1999 ст. Дети – алкоголики.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.