скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Декоративно-прикладное искусство Республики Калмыкия

Таким же образом ткали (вили) и неширокую тесьму.

Широкой тесемной веревкой опоясывали нижнюю, решетчатую часть кибитки, придавливая войлок. Неширокой тесемной веревкой скрепляли верхние войлочные покрытия, а так как она была достаточно мягкой — из нее делали еще намордники для верблюдов, ошейники для телят.

Чтобы тонкие тесемные веревки были более крепкими, в пряжу для их изготовления добавляли конские волосы. Такой веревкой закрепляли места стыковок решеток кибитки друг с другом, места соединений решеток с дверной рамой, ею привязывали животных, закрепляли кибитку во время сильного ветра, чтобы она не свалилась.

Из верблюжьей шерсти и конского волоса вили толстые веревки, служившие для увязывания домашнего скарба во время перекочевывания или закрепления сена на возу, из них делали привязи для животных.

Кроме того, вили специальные, крепкие, тугие веревки из той же верблюжьей шерсти и конского волоса — арканные. Такие веревки предназначались, в основном, для ловли молодых коней. У каждого табунщика, как закон, такая арканная веревка, всегда аккуратно сложенная, была привязана к седлу.

На одном конце такой веревки-аркана было деревянное кольцо. Когда табунщик бросал на коня веревочную петлю, пропущенную через кольцо, то веревочная петля благодаря этому кольцу быстро затягивалась на шее лошади.

Удачливый табунщик, имея такую веревку, хвастливо говорил: «Изготовление различных веревок из овечьей, верблюжьей шерсти и конского волоса и их использование в быту и хозяйстве тоже составляло своего рода умение, и немалое».

Старики с большим жизненным опытом говорят: если длинную веревку, свитую из верблюжьей шерсти, раскинуть ночью вокруг овец, лежащих под открытым небом, то волк не перешагнет ее и все овцы будут целы.

IV. Резьба по дереву

Резьба, один из древнейших и наиболее распространенных видов декоративного искусства. Наиболее распространенным материалом для изготовления художественных изделий издавна являлось дерево. Под воздействием резца оно превращается в разнообразнейшие произведения скульптуры, живописи и прикладного декоративного искусства.

Легкость его обработки простейшим инструментом, прочность, природная красота узоров текстуры издревле привлекали к себе внимание мастеров и художников.

Резьба по дереву относится к числу наиболее древних видов народного декоративного искусства.

Калмыки издавна использовали дерево в хозяйственных целях: делали арбы, колеса к ним, рукоятки для топоров, кос, серпов, щиты для летних овечьих загонов, срубы для колодцев и колодезные журавли, деревянные ведра, бочки и многое-многое другое, необходимое в хозяйстве.

Из дерева изготавливали различные предметы домашнего обихода, выдалбливая их из толстых поленьев.

Корыто тевш. Путем выдалбливания делали корыта, самые различные и по форме, и по размерам: продолговатые, круглые, маленькие и большие. В таких корытах всем вместе подавали мясо на свадьбах, на стрижке овец, на катании войлока, на сенокосах.

Деревянная чашка — тавг. Это большая чашка, выдолбленная из куска дерева (клена), хорошо отделанная. Из нее угощали почетных гостей — пожилых людей, служителей культа, влиятельных зажиточных однохотонцев. Из дуба, клена, березы изготавливали чашки, ложки, ковши различных форм и размеров.

Из осины делали маленькие низенькие столики. Их раскрашивали разными красками, рисовали на них зверей, животных и степные цветы. На эти столики возлагали приношения богу.

Искусные мастера изготовляли различные игрушки для детей, веретена для прялок, красивые рамки, интересно отделанные шкатулки. Такие мастера и сейчас трудятся по всей Калмыкии, поставляя населению нужные для дома вещи, доставляя удовольствие ценителям прекрасного.

Трубка. Мастера по дереву делали трубки с длинными мундштуками из дуба и клена и украшали их серебром. Все детали были сделаны предусмотрительно, в особенности металлический трубкоочиститель и металлическая крышка, которой закрывали трубку во время курения, чтобы не вызвать пожара. Все соответствовало своему назначению. Курили трубку пожилые мужчины и женщины.

Домбра. Ее изготавливают из сосновой доски и фанеры: задняя часть — потолще, передняя тоньше. Калмыцкая домбра имеет семь ладов и две струны. Струны раньше делали из бараньей тонкой кишки, обработанной особым способом.

Домбра и гармошка были у калмыков главными музыкальными инструментами на народных праздниках и свадьбах.

Из дорогих пород дерева вытачивались или вырезались бусинки четок, «кюджи» - подставки для ароматических палочек.

V. Обработка кожи. Изделия из нее

Из овечьих, телячьих, жеребячьих шкур калмыки выделывали тонкие, эластичные сапожные товары различных расцветок. Из них шили детские и женские сапоги, башмаки, изготавливали сумки для хранения денег, чая, наволочки для больших подушек.

Шкуры, что были потолще, шли на выделку кожи, из которой шили сапоги, мастерили плети, кнуты, ножны, сбрую для коней, кожею обтягивали хомуты, седла, она шла и на другие предметы для хозяйства и бытовых нужд.

Из шкур крупных животных — верблюдов, коров и лошадей делали посуду: ведра, кадки, корыта, бортхо (кувшины) и др. Как обрабатывали шкуры животных?

Шкуры мелких животных — овцы, козы, жеребенка — обрабатывали сывороткой, точнее, тем, что оставалось после выгонки араки: молочной гущей, которую калмыки называли «бозо». Этой гущей покрывали шкуру и оставляли ее под открытым небом. Через 2 3 дня процесс повторяли, потом шкуру складывали и оставляли на несколько суток сохнуть.

Когда нанесенная на шкуру масса хорошо впитывалась в нее и высыхала, шкуру с помощью ножа освобождали от закваски. Получалась ровная, эластичная кожа. Ее натирали мелом, несколько дней мяли в руках, а потом оставляли сушиться на солнце.

Так обрабатывали шкуры мелких животных, из которых потом шили шубы, телогрейки и другие теплые вещи.

Коровью шкуру, с целью получения сыромятной кожи, обрабатывали проще. Шкуру опускали в корыто с соленой сывороткой и держали в ней до недели. Потом вытаскивали и удаляли острым ножом шерсть (брили). Шерсть легко снималась. Шкуру немного подсушивали на солнце и резали на ремни различной длины и ширины. Эти ремни шли на изготовление уздечек, вожжей, нагрудников, подседельников, плетей, кнутов и других вещей.

Большой интерес представляют особенности изготовления плети, кнута, вожжей. Кнут, например, бывает двух видов: первый вид для погонки быков, верблюдов и лошадей, его изготавливают из четырех ремней с металлическим кольцом у рукоятки; второй вид — бич, его плетут из восьми ремней. Этот кнут несколько длиннее, чем первый, с металлическим кольцом и бахромой у рукоятки. Переплетения его ремней создают оригинальный узор, похожий на узор на спине змеи. Таким кнутом пользовались пастухи.

Плетью калмыки пользовались с давних времен. Верховому она была нужна обязательно она служила оружием, ее боялись волки и собаки.

Плети также изготовлялись разных видов: из скрученной высушенной сыромяти — круглая, твердая, как кнут; из нескольких слоев сыромяти (шириной 2— 3 сантиметра), прошитых насквозь — плоская плеть; и самая красивая — сплетенная из восьми иди двенадцати ремней плеть.

Изготовление последней требовало большого умения и искусства. Не каждый мог ее красиво сплести: это была непростая работа. Сначала нарезали ровные тонкие ремни. Для сердцевины или основы плети брали сыромять, кругло выкатанную, высушенную, твердую и гибкую, как прут, чтобы гнулась, но не ломалась.

Вокруг этой основы плели плеть. Когда плеть была готова, ее закапывали на 4 — 5 дней в землю. После этого плеть делалась мягкой, эластичной, как резина. Если сердцевина не ломалась — это была прекрасная плеть. Если же она ломалась, это было позором для мастера.

До закапывания в землю и после откапывания плеть обильно смазывали спинным мозгом овцы (из отваренного мяса). Потом насаживали на рукоятку. Ее делали из крепкого дерева (сандал, самшит) и украшали. На конце рукояти делали отверстие, куда вдевали ременную петлю, чтобы можно было за нее держать плеть или вешать на гвоздь.

Иногда плети плели из конских волос. Сердцевину, или основу, такой плети составляла сыромятная кожа. На конце плети укрепляли так называемую «ладонь» из кожи, в которую зашивали кусочек свинца. Это делалось для того, чтобы сила удара плетью была более мощной. Калмыки-охотники одним ударом такой плети по переносице убивали волка.

В настоящее время плетью почти никто не пользуется. Она, как предмет декоративно-прикладного искусства калмыков, как экспонат, хранится в музее или у почитателей народного творчества. Ее, как предмет национального художественного ремесла, преподносят в подарок. Кроме перечисленных изделий, кожа служила исходным материалом для изготовления и многих других предметов: повязок к хомутам и седлам, вожжей, пут, треножников, поясов, узлов из ремней для крепления реек в решетках кибитки, лаптей, ножен для ножей, ремней для винтовок и шашек и т. д.

Основные детали калмыцкого седла делали из кожи: подушку, подседельники, стремянные ремни, подпруги.

VI. Кожаная посуда

Из шкур верблюдов мастера-умельцы делали замечательную посуду — Опртхо (кувшины). Верблюжью шкуру опускали в корыто с закваской, где выдерживали несколько дней. Потом вытаскивали, снимали острым ножом шерсть и сушили шкуру на воздухе. Когда она подсыхала, из нее по специальному лекалу вырезали две одинаковые части половинки будущего бортхо. Положив эти части друг на друга, края плотно и прочно сшивали, и сшитый сосуд втугую набивали сырой глиной. Потом делали на улице земляную печь и затапливали ее кизяком. Когда печь разгоралась, в огонь подбрасывали сырую полынь. Начинал идти обильный дым, над которым и держали бортхо.

Мастер металлическим резцом искусно наносил на его поверхность различные рисунки и узоры.

От сильного жара бортхо становилось темно-красным. Тогда его вытаскивали из огня и выбивали глину, наполнявшую его. Потом бортхо сушили на солнце в течение четырех-пяти дней. Затем чистили, полоскали внутри, прикрепляли металлическую (серебряную) крышку с гравировкой, ременную ручку, наливали в бортхо чигян или самогонку, проверяя его на прочность. Получался великолепный сосуд: его можно было перевозить на лошадях и верблюдах, не боясь разбить, в летнее время в нем можно было держать прохладный напиток, не боясь, что он нагреется на солнце.

Горловину, бока, крышку бортхо часто отделывали серебром, такое бортхо называлось серебряным. Когда сватали девушку или ехали к почетному человеку в гости, то являлись с серебряным бортхо, полным водкой (аракой). Вместимость бортхо 2 — 3 литра.

Почти по такому же принципу делали и другую посуду с теми же качествами, как у бортхо: она называлась бервэ.

С забитого верблюда снимали голенную шкуру, сшивали будущее днище, наполняли сырой глиной и несколько дней коптили на медленном огне. Когда шкура затвердевала, глину выбрасывали. Получалась продолговатой формы посуда. В нее можно было наливать любую жидкость: зимой жидкость сохранялась теплой, а летом прохладной. Посуда из кожи заменяла калмыкам термос.

Характерной особенностью калмыцкого кочевого хозяйства является использование кожи, снятой с небольшого животного, в качестве сырья для поделки естественных емкостей для хранения сыпучих веществ: круп и муки.

Большой интерес вызывает калмыцкая деревянная посуда «тавг» - для сваренного мяса. Заготовка для этого предмета домашней утвари вытачивалась, а затем в дальнейшем обрабатывалась острым ножом. Следующая технологическая операция предусматривала пропитку в кипящем бараньем жире, что придавало поверхности прочность и декоративность.

VII. Изделия из металла

Калмыки издавна занимались изготовлением изделий из металла: оружия - копий, дротиков, сабель, наконечников стрел, а также всевозможных украшений для поясов, седел, уздечек. Среди калмыков были искусные мастера по изготовлению различных изделий из золота, серебра, меди, латуни, свинца и других драгоценных и цветных металлов и сплавов. О высоком мастерстве народных умельцев свидетельствуют дошедшие до наших дней изделия. При их производстве использовались разнообразные приемы художественной обработки металла: чеканка, гравировка, просечка, ковка, чернь. Было также известно искусство золочения серебряных изделий.

Плавили, точили, сверлили, обрабатывали металлы вручную. В те времена не было для этого у калмыков никаких механических приспособлений. Инструменты были простейшие: наковальня, молоток, щипцы, ножницы, бурав, паяльник, напильник — опять-таки изготовленные руками мастеров-умельцев.

Наиболее распространенным видом украшений считались пояса. Они являлись частью мужского костюма и изготавливались из серебра, иногда позолачивались. Изготовляли его так. Сначала делали отдельные, одинакового размера хомутики, снаружи серебряные, с внутренней стороны из латуни или меди. Их с помощью пайки соединяли вместе, затем плотно друг к другу надевали на широкий ремень. Пряжку изготовляли из серебра, богато украшая ее различными узорами, рисунками. Наружную серебряную сторону хомутиков тоже гравировали, и получалось очень красивое изделие. Иногда пряжку покрывали позолотой. Различали три вида поясов: холсун-бюс, абдыр-бюс, черкес-бюс.

Право носить такие серебряные пояса принадлежало одним мужчинам. Широкий серебряный пояс не только украшал человека, но и защищал внутренние органы от ушибов и повреждений.

Делали пояса поуже и поизящнее. Хомутики на них были несколько меньшими по сравнению с хомутиками на широких поясах, каждый хомутик соединялся с соседними — замочками и был позолочен. Надевали такие хомутики, соответственно, на более узкий ремень или на парчовую тесьму. Эти пояса были легкими и красивыми, их носили и девушки.

Были мужские серебряные пояса и другой конструкции. Их делали из выпуклых пустотелых серебряных пуговиц любых размеров, нашитых на ремень на определенном расстоянии друг от друга. Большие пуговицы чередовались с маленькими. Пряжка также была серебряной. Ремень оканчивался загнутой серебряной пластиной, облегчавшей застегивание пояса.

Изготовляли и так называемые «кавказские» пояса: на длинный узкий ремень на близком расстоянии друг от друга прикрепляли полукруглые серебряные пуговицы, с обоих концов пояса опускались вниз по два коротких ремешка, увенчанных гравированными серебряными брусками.

Девичьи пояса. Девушки-калмычки раньше носили поверх платья широкие пояса. Их шили из нескольких слоев черного, зеленого или белого шелка. Золотыми и серебряными нитками вышивали на них узоры, окаймляли пояса парчовой тесьмой. На пояса нашивали серебряные монеты, предварительно просверлив в них для этого отверстия. Монеты почти лежали друг на друге, и во время ходьбы все время бренчали и звенели.

Такие пояса носили дочери богатых людей. Дочери же бедняков ограничивались тряпочными.

Посуда. Из серебра и цветных металлов — меди, латуни — калмыки изготовляли различную посуду.

Из серебра же делали и другие чаши — овальной формы, с ручкой, размером чуть побольше описанной выше. Она предназначалась для питья водки (араки). Сейчас эти чаши почти не встречаются.

Отделка серебром. Мастера по изготовлению трубок и чашек из дуба и каштана любовно украшали свои изделия серебром. По краям и по бокам трубки или чашки закрепляли серебряные пластины, на которых гравировали узоры в виде тюльпанов. Мундштуки к трубкам, сделанные из дерева или рога, также украшались разными замысловатыми узорами. Трубкоочиститель прикреплялся к трубке серебряной цепочкой. Крышка трубки также была серебряной. Серебряными и латунными пластинками, покрытыми сеткой узоров, скреплялись и трещины на деревянных чашках.

К числу женских и мужских украшений относятся кольца, перстни, серьги и подвески к косам - «току-ги». Для поделки последних шли медь, серебро и золото. «Токуги» имеют вытянутую форму с пластинкой различного вида на конце. На них чернью наносился орнамент. Это была настоящая искусная ювелирная работа.

Калмыцкие мастера изготовляли разнообразные по форме и размеру металлические пуговицы, которые служили украшением костюма.

Из меди, латуни и серебра изготовляли для калмыцких монастырей музыкальные инструменты: большие и малые трубы, колокольчики, тарелки, ободки к барабанам, на которых играли во время богослужений, пустотелые божки-идолы, небольшие иконы и всякие другие атрибуты, которыми пользовалось калмыцкое духовенство во время религиозных обрядов.

VIII. Вышивание

Вышивка - один из наиболее распространенных видов народного искусства. Игла, нитки, холст - вот и все что нужно для того, чтобы вышить и сшить одежду, выполнить нарядные изделия для украшения жилища. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения символов жизненной силы, счастья, плодородия, люди верили, что они принесут в дом благополучие.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.