Курсовая работа: Цены, их влияние на экономику предприятия
1.3 Система цен в рыночной экономике, цены на факторы производства (землю, труд, капитал)
Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны. В зависимости от того, какой признак взят в основу классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.
1. По характеру обслуживаемого оборота:
- оптовые, по которым предприятие реализует продукцию другим предприятиям;
- закупочные, по которым сельскохозяйственные производители реализуют продукцию для последующей переработки;
- биржевая;
- розничные – цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению;
- отпускная цена на предприятиях общественного питания – особая форма розничной;
- цены на услуги населению;
- в сфере обращения;
2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке:
- свободные устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения;
- спроса – складывается на рынке покупателя;
- предложения – рыночная цена, указывается в официальном предложении продавца без скидок;
- производства – цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал;
- регулируемая устанавливается соответствующими органами управления
- предельная – цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг;
- фиксированная – цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа или субъекта рынка, утвердившего их.
3. По способу установления:
- твердые или постоянные устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции;
- подвижные – такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится;
- скользящие – это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции.
4. По способу получения информации об уровне цены:
- публикуемые сообщаются в специальных и фирменных источниках информации;
- справочные публикуются в различных печатных изданиях;
- расчетные – применяются в договорах, контрактах на нестандартное оборудование.
5. В зависимости от вида рынка:
- товарных аукционов цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот);
- биржевые котировки цены специально организованного и постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров;
- торгов – цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе условиям.
6. С учетом фактора времени:
- постоянные – цены, срок действия которых заранее не определен;
- сезонные – цены, срок действия которых определен периодом времени;
- ступенчатые – ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
7. По условиям поставки и продажи:
- цена-нетто – цена на месте купли-продажи;
- цена-брутто определяется с учетом условий купли-продажи.
Главными факторами производства в экономической науке считаются: земля, труд, капитал.
Земля является важнейшим условием существования человеческого общества, незаменимым средством удовлетворения самых разных его потребностей: экономических, социально-бытовых, эстетических и т.д. Роль земли не одинакова в различных отраслях народного хозяйства. Но только в сельском хозяйстве земля становится главным средством производства; здесь она функционирует одновременно как предмет и как средство труда.
Плата на землю существует в трех формах: земельного налога, арендной платы, нормативной цены земли. Ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, а также все землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. На сельскохозяйственные угодья он устанавливается с учетом их состава, качества и местоположения. Арендная плата – вносится на земли, переданные в аренду; ее размер устанавливается договором. Нормативная цена земли используется с целью экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельных участков.
Вторым фактором производства является труд. Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой создаются материальные и духовные ценности. Процесс труда есть процесс воздействия человека на элементы природы в целях приспособления их к своим потребностям. Цена за труд – заработная плата. Она является одной из важнейших форм дохода в любой экономике.
Третьим фактором производства является капитал. Капитал – это производственный фактор длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг. Капитал включает в себя инструменты, оборудование, средства передвижения, сырье, здания, а также патенты, ноу-хау и т.п. Создается за счет сбережений, которые увеличивают возможность потребления в будущих периодах за счет сокращения нынешнего потребления. Различают физический или основной, оборотный и человеческий капитал. Физический капитал – это материализованный в зданиях, станках и оборудовании капитал, функционирующий в процессе производства несколько лет. Другой вид капитала, включающий сырье, материалы, энергетические ресурсы, расходуется за один производственный цикл. Он носит название оборотного капитала. Деньги, затраченные на оборотный капитал, полностью возвращаются к товаропроизводителю после реализации продукции. Затраты на основной капитал не могут быть возмещены так быстро. Человеческий капитал возникает как следствие образования, профессиональной подготовки и поддержания физического здоровья.
Процент – это факторный доход, который получает собственник капитала. Процент является платой за то, что владелец капитала предоставляет другим субъектам возможность сегодняшнего, текущего использования капитала.
Глава 2. Уровень и динамика цен на продукцию отраслей предприятия ЗАО «Великорусское».
2.1. Наличие, уровень и эффективность использования производственных ресурсов ЗАО «Великорусское», его специализация.
Краткая природно-экономическая характеристика хозяйства. ЗАО «Великорусское» находится в Калачинском районе Омской области. Территория хозяйства расположена в южной лесостепной части. Климат зоны характеризуется резкой континетальностью: холодная, малоснежная зима; быстрая, часто засушливая весна; короткое, но жаркое лето; нередки засухи и суховеи. Продолжительность вегетационного периода составляет в среднем 140 дней. За год выпадает осадков 300-350 мм. Климат благоприятен в целом для выращивания зерновых и кормовых культур. Рельеф территории хозяйства – равнинный, возвышенности и овраги отсутствуют. Почвы в основном черноземные, занимают 85% территории, остальную часть занимают серые лесные и солончаковые почвы. Источником водоснабжения являются глубоководные и шахтные колодцы, а так же котлованы. По землепользованию хозяйства проходит магистральная профилированная автодорога, соединяющая райцентр г. Калачинск с населенными пунктами хозяйства. Центральная усадьба хозяйства – село Великорусское, которое находится на расстоянии 145 км от областного центра г. Омска и в 45 км от районного центра. Основные пункты сдачи с./х. продукции - элеватор, молзавод и мясокомбинат, которые находятся в районном центре.
Производственным направлением хозяйства является мясо-молочное скотоводство, но так же развита отрасль растениеводства.
Показатели, характеризующие состав и структуру товарной продукции ЗАО «Великорусское», содержатся в таблице 1. Согласно данным таблицы ведущей отраслью является животноводство, и выручка от реализации в этой отрасли в сумме за три года составила 66,0% от реализации всей товарной продукции ЗАО «Великорусское». На продукцию растениеводства приходится всего лишь 33,2%. В период с 2003 по 2005 год хозяйство, реализуя продукцию животноводства, получило наибольшую выручку от продажи молока 43,8%. Выручка от реализации мяса составляет всего лишь 10,4%. В структуре товарной продукции в отрасли растениеводства удельный вес имеет зерно пшеницы - 22,3%, а удельный вес подсолнечника составил всего 4,2%.
Для определения уровня специализации необходимо рассчитать коэффициент специализации по формуле: где - доля отрасли в товарной продукции, %; i – порядковый номер отрасли.
Таблица 1
Состав и структура товарной продукции ЗАО «Великорусское».
Отрасли и виды продукции |
Годы |
Сумма за 3 года |
||||||
2003 |
2004 |
2005 |
||||||
Объем продукции |
||||||||
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Продукция растениеводства: |
||||||||
Зерновые и зернобобовые, всего | 2381 | 20,8 | 4524 | 32,7 | 2244 | 14,3 | 9149 | 22,3 |
в т.ч. пшеница | 2381 | 20,8 | 4500 | 32,6 | 2244 | 14,3 | 9125 | 22,3 |
Подсолнечник | 1090 | 9,5 | 479 | 3,5 | 164 | 1,0 | 1733 | 4,2 |
Прочая продукция растениеводства | 150 | 1,3 | 159 | 1,2 | 917 | 5,8 | 1226 | 3,0 |
Продукция собственного производства: | 668 | 5,8 | 828 | 5,9 | - | - | 1496 | 3,7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
в т.ч. Стоимость переработки | 6 | 0,0 | 3 | 0,0 | - | - | 9 | 0,0 |
Итого по растениеводству | 4289 | 37,4 | 5990 | 43,3 | 3325 | 21,2 | 13604 | 33,2 |
Продукция животноводства: |
||||||||
Продано на мясо, всего | 219 | 1,9 | 237 | 1,7 | 3787 | 24,1 | 4243 | 10,4 |
в т.ч. КРС | 219 | 1,9 | 237 | 1,7 | 3784 | 24,1 | 4240 | 10,3 |
Лошади | 9 | 0,0 | 19 | 0,1 | 3 | 0,0 | 31 | 0,0 |
Продукция собственного производства (мясо и мясопродукция КРС): | 219 | 1,9 | 237 | 1,7 | 345 | 2,2 | 801 | 2,0 |
в т.ч. стоимость переработки | - | - | 15 | 0,1 | - | - | 15 | 0,0 |
Молоко цельное | 4497 | 39,2 | 5234 | 37,9 | 8233 | 52,4 | 17964 | 43,8 |
Итого по животноводству | 7004 | 61,1 | 7669 | 55,5 | 12365 | 78,8 | 27038 | 66,0 |
Работы и услуги | 170 | 1,5 | 163 | 1,2 | - | - | 333 | 0,8 |
Всего | 11463 | 100 | 13822 | 100 | 15690 | 100 | 40975 | 100 |