скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Бюджетная политика РФ

Принцип гласности означает:

·     обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их использовании;

·     обязательную открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;

·     секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

1.4 Доходы и расходы бюджетов

Доходы бюджета подлежат централизации в бюджетах разных уровней и выражают экономические отношения, возникающие между государством и предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей населения в государственный бюджет. Расчеты доходов бюджетной системы РФ формируются на основании законов законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления о бюджетах на соответствующий финансовый год.

Доходы бюджетов могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. К неналоговым – доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; от платных услуг, оказываемых соответствующими органами местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т. ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и иные неналоговые доходы.

Доходы от федеральных налогов распределяются между бюджетами разных уровней в соответствии с федеральным законодательством, а поступления от некоторых федеральных налогов перераспределяются между региональными и местными бюджетами органами власти субъектов РФ. В настоящее время часть некоторых федеральных налогов (в частности, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, акцизов на спирт питьевой, водку и ликеро-водочные изделия, налога на покупку иностранных денежных знаков) поступает в бюджеты субъектов РФ. Доходы от налога на прибыль предприятий зачисляются в местные бюджеты.[5]

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. В зависимости от экономического содержания расходы делятся на текущие и капитальные.[6]

К капитальным расходам относятся:

·     инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица;

·     расходы на проведение капитального ремонта;

·     иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;

·     расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное имущество.

К текущим расходам бюджетов относятся:

·     текущее функционирование органов государственной власти;

·     текущее финансирование бюджетных учреждений;

·     оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование;

Кроме того, бюджетные расходы различаются по направлениям:

а)   расходы федерального бюджета;

б)   расходы бюджетов субъектов РФ;

в)   расходы местных бюджетов.

Каждый уровень власти в процессе расходования бюджетных средств осуществляет следующие функции:

а)   осуществляет нормативно-правовое регулирование бюджетных расходов;

б)   обеспечивает собственные расходные полномочия финансовыми средствами;

в)   осуществляет финансирование общественных услуг.

Расходы бюджетных средств могут осуществляться в следующих формах:

·     бюджетные ассигнования;

·     трансферты;

·     бюджетные кредиты юридическим лицам;

·     субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

·     ассигнования на осуществление государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

·     инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

·     кредиты иностранным государствам;

·     средства на обслуживание долговых обязательств.

Бюджетные ассигнования – это бюджетные средства, выделяемые в соответствии с бюджетной росписью получателю бюджетных средств. Они могут предоставляться на содержание бюджетных учреждений, оплату товаров и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам, а также реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению.

Трансферты это безвозмездные перечисления денежных средств из бюджетов различных уровней получателям: гражданам, предприятиям, бюджетам других уровней.

Бюджетный кредит предоставляет денежные средства юридическим лицам на возмездной и возвратной основе. Возврат кредитов, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.

Субвенции бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В случае нецелевого использования или неиспользования в установленные сроки субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются федеральным бюджетом при включении их в федеральную целевую программу. В такую программу утверждаются федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы более 200 000 МРОТ. В табл. 1 приведен перечень отдельных федеральных целевых программ.

Табл. 1. Перечень федеральных целевых программ в 2005–2007 гг., млн. руб.[7]

Наименование целевой программы

Период, гг.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Модернизация транспортной системы России 2002–2010 161 609 181 621 249 420
Культура России 2006–2010 12 270 12 394 14 694
Жилище 2002–2010 28 558 46 617 49 670
Дети России 2007–2010 2 036 3 000 3 205
Программа развития образования 2006–2010 8 039 11 077 11 533
Космическая программа России 2006–2015 23 000 24 400 28 614
Развитие гражданской авиационной техники 2002–2010 7 453 11 411 12 537
Электронная Россия 2002–2010 1 806 2 800 3 985

Следует отметить, что финансирование федеральных программ в целом увеличилось за последние два года и наиболее значительное финансирование направлено на модернизацию транспортной системы.

Структура бюджетных расходов неодинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Это могут быть экономические, социальные, военные, политические и другие факторы. В табл. 2 представлена структура расходов федерального бюджета.

Табл. 2. Структура расходов федерального бюджета за 2006–2008 гг.[8]

Вид расходов

2006 г.

2007 г.

2008 г.

млрд. руб. млрд. руб. млрд. руб.
Общегосударственные расходы 639 808 890
Национальная оборона 666 822 945
Национальная безопасность 542 663 749
Национальная экономика 339 497 541
ЖКХ 39 53 56,9
Охрана окружающей среды 6 8 9
Образование 202 278 309
Культура и кинематография 51 68 83
Здравоохранение и спорт 149 206 218
Социальная политика 205 216 273
Межбюджетные трансферты 1 432 1 844 2 272
Финансовая помощь бюджетам 372 512 558
Фонды компенсаций 74 153 298
Другие межбюджетные трансферты 84 118 124
Трансферты внебюджетным фондам 902 1 060 1353

Всего расходов

4 270

5 463

6 570

Как видно из таблицы большой удельный вес занимают расходы на национальную оборону и безопасность, расходы на образование выросли на 73% по сравнению с 2005 г., а на здравоохранение и спорт – на 120%.


2. Бюджетная политика Российской Федерации

2.1 Сущность и типы бюджетной политики

Одним из важнейших направлений экономической политики государства является его финансовая политика, так как достичь успеха в построении сильного общества можно лишь при успехах в финансовой политике. Главной составной частью финансовой политики является бюджетная. Именно бюджетная политика, в которой отражаются интересы государства, его функции, требующие для решения поставленных задач бюджетных средств, во многом определяет экономический курс развития государства.

Бюджетная политика тесно связана с такими понятиями, как межбюджетные отношения, бюджетный потенциал, налоговое бремя. Как организационно-финансовая категория бюджетная политика представляет собой систему мер и действий органов власти в области управления бюджетным процессом на основе концепции развития бюджетных отношений в составе общей экономической политики, направленную на реализацию всех функций бюджета в целях достижения определенного на данном этапе экономического и социального эффекта.[9]

Бюджетная политика имеет свои субъекты и объект. Субъектами выступают государственные законодательные и исполнительные органы власти, разрабатывающие, утверждающие, контролирующие и исполняющие принятую бюджетную политику, а также непосредственные исполнители бюджетов всех уровней власти. Чаще всего под объектом бюджетной политики понимают в различных комбинациях бюджетно-налоговое законодательство, бюджетная система и бюджетный механизм. Однако некоторые авторы считают более правильным признать в качестве объекта бюджетной политики весь бюджетный процесс, включающий в себя бюджетно-налоговое право, бюджетную систему, систему бюджетов и бюджетный механизм. Каждый из этих элементов должен выполнять свои функции и задачи в рамках принятой бюджетной политики.

Бюджетная политика должна строиться на следующих принципах:[10]

·     принцип объективности – отражение в бюджетной политике объективных процессов, происходящих в экономике;

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.