Курсовая работа: Бухгалтерская отчетность и ее состав
Отчет о прибылях и убытках (форма №2) содержит в своих разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды:
- о прибыли (убытках) от продажи товаров, продукции, работ услуг;
- об операционных доходах и расходах с выделением процентов к получению и уплате;
- о внереализационных доходах и расходах и чистой (нераспределенной) прибыли (убытках) отчетного периода.
Справочно в отчете приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды о дивидендах, приходящихся на одну привилегированную и обычную акцию.
В расшифровке отдельных прибылей и убытков приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды об отдельных видах прибылей и убытков.
Отчет об изменениях капитала (форма №3) состоит из четырех разделов и справки.
В разделе I «Капитал» показывают остаток на начало года, поступления, расход и остаток на конец года составных частей собственного капитала.
В разделе II « Резервы предстоящих расходов» и в разделе III « Оценочные резервы» показывают остатки на начало и конец отчетного периода, и движение имеющихся в организации резервов предстоящих расходов и оценочных резервов.
В разделе IV «Изменение капитала» содержаться сведения за отчетный и предшествующие периоды о величине капитала на начало периода, его увеличении, уменьшении и величине капитала на конец отчетного периода.
В «Справке» указываются данные о чистых активах на начало конец отчетного года и о полученных из бюджета и внебюджетных фондов средствах не расходы по обычным видам деятельности и на расходы по капитальным вложениям во внеоборотные активы.
С 1996 года организации составляют отчет о движении денежных средств (форма №4). Отчет состоит из четырех разделов:
- Остаток денежных средств на начало года.
- Поступило денежных средств – всего и в том числе по видам поступлений
- Направлено денежных средств – всего и в том числе по направлениям расходов
- Остаток денежных средств на конец отчетного периода.
Сведения о движении денежных средств представляются в валюте РФ рублях – по данным счетов 50»Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках».
Движение денежных средств показывается по видам деятельности текущей, инвестиционной, финансовой.
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) состоит из семи разделов.
В разделе 1 «Движение заемных средств» показывают остатки на начало и конец отчетного периода, полученные и погашенные долги, краткосрочные займы и кредиты с выделением не погашенных в срок.
В разделе 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» содержатся данные об остатках и движении за год по краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности с выделением просроченной и отдельно длительностью свыше трех месяцев, а также данные о полученных и выданных обеспечениях.
В разделе 3 «Амортизируемое имущество» отражены остатки на начало отчетного года и данные о поступлении и выбытии по каждому виду нематериальных активов и основных средств и имуществу для передачи в лизинг и представляемому по договору проката.
В разделе 4 «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений содержаться сведения о собственных средствах организации и привлеченных средствах по их видам. В конце раздела справочно приводятся данные о незавершенном строительстве и инвестиции в дочерние и зависимые общества.
В разделе 5 «Финансовые вложения» указаны суммы остатков на начало и конец отчетного года по каждому виду долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
В разделе 6 «Расходы по обычным видам деятельности» отражены затраты по элементам за отчетный и предыдущий годы и данные об изменении остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов.
В разделе 7 «Социальные показатели» приводятся данные об отчислениях в государственные внебюджетные фонды и отчисления в негосударственные пенсионные фонды.
Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6) содержит данные за отчетный и предыдущий годы об остатке средств на начало года, поступлении средств по их видам, использование средств по из видам и об остатке средств на конец года.
Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, её финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.[6]
1.3 Порядок составления бухгалтерской отчетности
Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено, соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.
Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.
Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современные организации являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства.
При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции организации вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.
Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии сданным подходом закрытие счетов осуществляют в следующей последовательности.
В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Во вторую очередь распределяются расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрываются следующие счета: 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживание производства и хозяйства».
В порядке последующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности организации, и закрываются счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», субсчет «Выбытие основных средств», если таковой был предусмотрен, распределяется прибыль и закрывается счет 99 «Прибыли и убытки».[7]
2 ПРАВОВАЯ БАЗА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.1 Требования к информации, формируемой в бухгалтерской
отчетности
Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).
Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность Оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98).
Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
Для достижения достоверного и полного отражения финансовых результатов и финансового положения организации при составлении отчетности в исключительных случаях (например, при национализации имущества) допускается отступление от правил, установленных ПБУ 4/99.
Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
Требование целостности означает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.
Требование последовательности означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.
В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. В Положении оговорено, что если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.
Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным.
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчета и другие последние дни месяцев для периодической бухгалтерской отчетности, например, для отчетности за январь-февраль в високосные годы — 29 февраля).
Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).
В ПБУ 4/99 определены подходы к раскрытию существенной информации, ориентированные на ее важность для заинтересованных пользователей.
2.2 Нормативные документы о бухгалтерской отчетности
При ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности необходимы знание и использование нормативных документов, определяющих порядок ведения бухгалтерского учета в организациях (приложение 1).
Кроме того, организация должна руководствоваться:
Ø Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (приложение 2) и Инструкцией по его применению (приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н);
Ø нормативными документами, определяющими порядок учета себестоимости продукции (работ, услуг);
Ø другими нормативными документами по бухгалтерскому учету различных сфер деятельности организации (инвестиционная деятельность, совместная деятельность и др.) и видов имущества (основные средства, товарно-материальные ценности, ценные бумаги, нематериальные активы и др.).[8]
2.3 Пути перехода России на международные стандарты
Переход на международные стандарты бухгалтерской отчетности стал реальностью в ряде розничных сетей. Можно с уверенностью утверждать, что все сетевые компании с иностранным участием готовят бухгалтерскую отчетность по международным стандартам.
О переходе на международные стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО) в России говорят уже лет десять. Впервые конкретные сроки перехода на МСФО – в 2005 году, были названы Правительством РФ в 2002 году. Минфин, который ранее не поддерживал эту идею, изменил свою позицию и стал постепенно готовить почву к переходу на МСФО. В пользу внедрения МСФО активно высказывается Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). В целом для перехода на МСФО складывается положительный политический фон. МСФО действительно необходимы тем российским предприятиям, которые предпринимают реальные действия в получении инвестиций, в первую очередь иностранных.
Бухгалтерская отчетность розничных сетей может основываться на национальных (GAAP-ОПБУ) и/или наднациональных (МСФО) стандартах. Отчетность по национальным стандартам несет статистические функции, а ответственность за соблюдение стандартов устанавливается законом. Поэтому национальные стандарты разрабатываются весьма тщательно, в них детально прописываются учетные процедуры. Иное дело, отчетность по международным, то есть наднациональным стандартам. Достоверность такой отчетности обеспечивается соблюдением всех стандартов, заключением аудитора и доверием инвесторов, а также установленной национальными биржами ответственностью. Сами же международные стандарты носят более общий, скорее концептуальный, чем технологичный, характер. В силу этого МСФО могут быть использованы для разнообразных целей. Прежде всего, конечно, для ознакомления с финансами розничной сети потенциальных, особенно иностранных, инвесторов. Но также и для постановки управленческого учета и улучшения системы сетевого управления. Поэтому интерес к МСФО в России наблюдается не только у рилейтеров, озадачившихся поиском инвестиций, но и у тех сетей, которые просто стремятся консолидироваться и стать более управляемыми.
“Хорошие” концепции отчетности в сочетании с выверенной моделью розничного бизнеса исключают недоразумения. По сути, сети в подобных случаях стремятся найти и находят в МСФО универсальный инструмент финансового представления специфических торговых бизнес процессов в соответствии с выработанным ими взглядом на бизнес. При этом сети, избравшие поэтапный путь приобщения к МСФО, не исключают для себя и использования некоторых национальных, но получивших международное признание стандартов, например GAAP.
Бизнес редко оценивается с точки зрения каких-то отдельных сторон. Практически все заинтересованные лица хотят получить системную оценку, особенно в части финансов. И МСФО предоставляет такую возможность в наиболее логичной и понятной форме. Четыре базовые формы - баланс, отчет о прибыли и убытках, отчет о движении капитала и отчет о движении денежных средств - взаимосвязаны, но эта взаимосвязь в МСФО очевидна и для не финансистов.
Специалисты пока не рискуют прогнозировать, по какому пути пойдет внедрение МСФО в России. Будут ли международные стандарты финансовой отчетности сосуществовать наряду с российскими стандартами или начнут их вытеснять? В реальной жизни пока происходит процесс, который именуется "сближением форм отчетности". Руководит процессом Минфин РФ. Проблема, однако, в том, что сближение формы отнюдь не всегда означает сближение содержания. С точки зрения российского законодательства "достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету". Но использование нормативных правил не всегда позволяет отразить реальную картину финансового состояния организации и результатов ее деятельности. Как следствие, в российском учете фактически не работают механизмы реальной оценки запасов, дебиторской задолженности, основных средств. В МСФО в отчете о прибылях и убытках есть строка "монетарная прибыль", которая как раз и дает коррекцию стоимости активов на величину инфляционной составляющей. Тем самым сохраняется возможность отражения в отчетности более или менее реальной оценки стоимости активов. Если же такой возможности нет, то через несколько лет оценка активов становится заметно заниженной. И это уже не только проблема учета. Большое количество схем поглощений и слияний компаний в России вызвано не экономической необходимостью, а просто возможностью приобрести ценные, но формально дешевые активы с целью их вывода или перепродажи. С другой стороны, отсутствие экономически обоснованной оценки активов может стать препятствием в формировании достаточного залога для доступа к кредитным ресурсам или создании равноправного совместного предприятия с инвестором.