скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Безработица: ее причины и социально–экономические последствия

Осуществить это в целом ряде случаев возможно только с отрывом от производства.

Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые сегодня нужны потребителям. Правда, такие переливы кадров не всегда проходят безболезненно для отдельного человека.

И здесь весьма велика роль государства, которое должно смягчить негативную сторону этих, в целом позитивных для про­изводства и населения, процессов.


Глава 4. Методы снижения уровня безработицы в России

В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные

Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.

Макроэкономическая политика:

- Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Социальная политика:

- Выплата пособия по безработице признанным безработными,

-Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих,

- Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).

Политика в сфере занятости населения:

- Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

- Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).

- Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

- Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

- Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен.

- Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.

- Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Наиболее актуальные вопросы минимизации уровня безработицы рассматриваются при разработке концепции действий на российском рынке труда с 2007 по 2010 год специалистами департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития России. Этот документ обсуждался на заседании комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Разрабатываемая концепция включает в себя варианты решения наиболее важных проблем на рынке труда.

Первая из них – дисбаланс спроса на рабочую силу. Так как структура профобразования смещена в сторону высшей школы, хотя рынок нуждается в большем количестве квалифицированных рабочих и специалистов со среднетехническим образованием. Концепция предлагает ежегодно формировать государственные заказы, финансируя за счет бюджета подготовку определенного количества специалистов нужных профессий. По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, количество бюджетных мест в вузах будет сокращаться за счет невостребованных специальностей.

Что касается платных учебных заведений, то им предлагается напрямую сотрудничать с работодателями.

Вторая проблема - крайне неравномерная "география" распределения трудовых ресурсов. По данным статистики, 28,4 процента всех трудоспособных россиян живут и работают в Центральном федеральном округе. Только в 2004 году в Москву и область перебрались более 80,9 тысячи человек. В то же время районам Сибири и Дальнего Востока "прощай" сказали 37,4 тысячи человек. Поэтому в проекте концепции большое внимание уделено привлечению трудовых ресурсов - в основном молодых людей, только получивших диплом, - в отдаленные регионы страны, традиционно нуждающиеся в рабочих руках. "Заманить" туда работников предлагается через решение жилищной проблемы - оплачивать им проценты по ипотечным кредитам - за счет государства, гасить часть суммы кредита - за счет работодателя. А пока молодые люди будут копить на первоначальный взнос, они будут жить в специально построенных комфортных общежитиях.

Третий важный вопрос - обеспечение работникам дополнительной социальной поддержки в случае увольнения. Проектом предусмотрено появление совершенно новой для России системы - добровольного социального страхования на случай потери работы. Страховым случаем при этом может быть расторжение трудового договора по причине ликвидации предприятия, сокращения штата и даже увольнения по собственному желанию.

Согласно концепции, должно полностью измениться отношение к пособию по безработице, механизм выплаты которого должен стимулировать к активному поиску работы. В поисках дополнительного резерва рабочих рук авторы концепции обратили взоры на такие группы безработных, как выпускники школ, не имеющие профессии, домохозяйки, инвалиды, люди предпенсионного возраста и даже матери, воспитывающие инвалидов. Для них планируется предложить программы обучения востребованным профессиям.

4 аспект – корректировка механизма квотирования иностранной рабочей силы. Предложено учитывать кадровые потребности работодателей, ликвидировать лишние административные барьеры при оформлении иностранной рабочей силы, а в использовании труда мигрантов, прибывающих в РФ в безвизовом режиме, работодателям будут предоставляться преференции. Проектом планируется создать перечень приоритетных профессий, по которым привлечение иностранных работников будет происходить сверх установленной квоты. В частности, предлагается приглашать специалистов востребованных категорий, обладающих высокой квалификацией.

5 вариант. Данный подход предлагает отказаться от единой тарифной сетки и перейти к отраслевым системам оплаты труда, разрешить региональным властям устанавливать ставки пособий по безработице, дать регионам побольше свободы. Предлагается также установить федеральный максимум и минимум пособий и разрешить региональным властям самим устанавливать ставки пособий.

В рамках данной концепции предусмотрен ряд мероприятий, способствующих ее реализации:

1.   повышение уровня оплаты труда,

2.   переход на новые отраслевые системы оплаты труда в бюджетной сфере,

3.   регулирования трудовой миграции,

4.   усиление ответственности работодателей за несоблюдение трудового законодательства,

5.   повышение эффективности функционирования систем пенсионного, социального и медицинского страхования.

Применение части приведенных способов минимизации безработицы и рост доверия безработных к государственным службам занятости позволили снизить уровень безработицы в последние три года. Дальнейшее следование рекомендациям возможное применение положений разрабатываемой концепции действий на российском рынке труда на ближайшие пять лет

специалистами департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития России будут способствовать дальнейшему падению уровня безработицы, росту благосостояния населения, экономическому развитию страны.


Глава 5. Безработица в Ханты- Мансийском автономном округе

5.1. Численность и социально-демографический состав граждан, обратившихся в органы службы занятости

Численность экономически активного населения по данным на 1 января 2008 года по автономному округу составила 916,0 тыс. человек или 61,5% общей численности населения автономного округа (2006 год 875,8 тыс. человек или 58,8%).

В 2007 году численность граждан, обратившихся в органы службы занятости автономного округа за предоставлением государственных услуг, составила 97795 человек (с учетом граждан, зарегистрированных на начало года). Из них 68818 человек обратились за содействием в поиске подходящей работы (17680 человек состояло на учете на начало года и 51138 человек поставлено в январе-декабре 2007 года). По сравнению с 2006 годом численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, снизилась на 9,9% (2006 год - 76404 человека).

Рост числа обратившихся отмечался в 4-х территориях: в г. Ханты-Мансийске - на 34,1%, г. Сургуте - на 6,0%, Сургутском районе - на 2,8%), г. Нефтеюганске - на 1,0%.

Среднемесячный поток граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, зарегистрирован в 2007 году на уровне 4,3 тыс. человек (2006 год - 4,7 тыс. человек).

Граждане, обратившиеся в 2007 году в органы службы занятости населения автономного округа за содействием в поиске подходящей работы (51138 человек), распределились следующим образом:

- 34723 человека, или 67,9% - незанятые граждане (2006 год-78,5%);

- 14687 человека, или 28,7% - учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время (2006 год - 20,8%)

- 27547 человека, или 53,9% - женщины (2006 год -55,5%);

-30643 человека, или 59,9% - молодежь в возрасте 14-29 лет, из них 16197 человек, или 31,7% - несовершеннолетние в возрасте 14-17 лет (2006 год - 25,3%).

На 31 декабря 2007 года численность зарегистрированных безработных составила 11293 человека и снизилась по сравнению с аналогичной датой прошлого года на 5632 человека, или на 33,3% (на 31 декабря 2006 года - 16925 человек).

В 2007 году снижение численности зарегистрированных на дату безработных произошло практически во всех территориях округа. Наиболее значительное наблюдалось в г. Мегионе - на 49,2%, г. Нефтеюганске - на 47,9%, г. Нягани - на 46,7%, г. Радужном - на 46,4%, г. Когалыме - на 45,0%, г. Урае - на 41,3%, Октябрьском районе - на 39,5%, Кондинском районе -на 36,8%.

Среднемесячный отток безработных в 2007 году составил 2709 человек, приток - 2240 человек в месяц, отток компенсировал приток на 120,9%. В 2006 году отток безработных компенсировал приток на 108,0%: отток составлял 3129 человек, приток - 2897 человек в месяц. Таким образом, в 2007 году продолжилось снижение численности зарегистрированных без­работных более высокими темпами.

В 2007 году снято с учета безработных (по различным причинам) 32508 человек, или 74,2% от их общего числа, в 2006 году - 37544 человека, или 68,9%. Доля снятых с учета безработных в 2007 году выше, чем в предыдущем на 5,3 п.п. Наибольшие доли в числе снятых с учета безработных принадлежали трудоустроенным безработным - 37,2% (2006 год - 37,9%) и безработным, снятым с учета по другим причинам, - 53,4% (2006 год- 55,7%). Наиболее распространенной причиной снятия с учета «по другим причинам» является длительная (более месяца) неявка безработного в центр занятости. Кроме того, «другими причинами» снятия с учета являются отказ безработного от услуг центра занятости, переезд безработного в другую местность, попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем, осуждение к наказанию в виде лишения свободы и другие.

5.2. Состав безработных

По состоянию на 31 декабря 2007 года наибольший удельный вес среди зарегистрированных безработных занимали безработные, уволенные по собственному желанию, - 30,9% (на 31 декабря 2006 года - 29,5%) и безработные, уволенные по другим причинам, - 55,8% (на 31 декабря 2006 года - 58,2%).

Среди «других причин» незанятости: увольнение за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, увольнение с военной службы, освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, прекращение трудового договора по соглашению сторон, прекращение трудового договора вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением, расторжение трудового договора в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе и другие.

По уровню образования безработные граждане, состоящие на учете на 31 декабря 2007 года, распределились следующим образом:

- 11,3% безработных имели высшее профессиональное образование (на 31 декабря 2006 года - 9,7%);

-        16,8% - безработные со средним профессиональным образованием (на 31 декабря 2006 года- 16,5%);

- 14,7% - безработные с начальным профессиональным образованием (на 31 декабря 2006 года - 15,5%);

-        57,2% безработных не имеют профессионального образования (на 31 декабря 2006 года - 58,1%).

В разрезе муниципальных образований округа наибольший удельный вес безработных, не имеющих профессионального образования, зарегистрирован в Березовском районе -78,3%, Нижневартовском районе - 77,5%, Кондинском районе- 71,0%, Октябрьском районе - 67,8%, Белоярском районе -67,5%, г. Радужном - 63,7%), г. Пыть-Яхе - 57,9%.

Что касается половозрастного признака, то дела обстоят следующим образом: на 31 декабря 2007 года 61,1 % от числа безработных составляли женщины, 38,9% - мужчины.

По состоянию на 31 декабря 2007 года 31,3% от общего числа безработных - это родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов. По сравнению с аналогичной датой прошлого года их доля снизилась на 2,4 п.п. (на 31 декабря 2006 года - 33,7%), из них 6,1% - одинокие и 7,1% - многодетные родители.

Численность инвалидов, состоящих на учете в 2007 году со статусом безработного (с учетом переходящих на начало года) составила 2806 человек

Довольно многочисленную группу среди безработных составляют граждане, имеющие длительный (более года) перерыв в работе - 34,9% и впервые ищущие работу (ранее не работавшие) - 15,7%.

5.3.Период регистрируемой безработицы

По состоянию на 31 декабря 2007 года средняя продолжительность регистрируемой безработицы составила по округу 5,7 месяцев и снизилась относительно прошлого года на 0,2 п.п.

Стабильно высоким этот показатель наблюдается в Октябрьском районе - 10,8 месяцев (на 31 декабря 2006 года -11,6 месяцев), Ханты-Мансийском районе - 8,2 месяцев (на 31 декабря 2006 года - 10,3 месяцев), Кондинском районе - 7,8 месяцев (на 31 декабря 2006 года - 7,7 месяцев), Березовском районе - 7,5 месяцев (на 31 декабря 2006 года - 10,1 месяцев), Белоярском районе - 6,9 месяцев (на 31 декабря 2006 года -6,3 месяцев), Сургутском районе - 6,8 месяцев (на 31 декабря 2006 года - 7,3 месяцев).

По периодам продолжительности безработицы безработные граждане, зарегистрированные на 31 декабря 2007 года, распределились следующим образом:

-  до 4-х месяцев (краткосрочная безработица) состояли на учете 6939 человек, или 61,4% от числа безработных, зарегистрированных на 31 декабря 2007 года (на 31 декабря 2006 года - 57,5%);

-  от 4-х месяцев до 1 года (застойная безработица) состояли на учете 3143 человека, или 27,8% (на 31 декабря 2006 года -30,1%);

-  более 1 года (хроническая безработица) - 1211 человек, или 10,7%о (на 31 декабря 2006 года- 12,4%).

Среди безработных, состоящих на учете более года, доля молодежи в возрасте 16-29 лет составила 20,1% (на 31 декабря 2006 года - 29,3%), доля женщин - 54,4% (на 31 декабря 2006 года - 60,2%), инвалидов - 9,2% (на 31 декабря 2006 года -7,8%), жителей сельской местности - 54,3% (на 31 декабря 2006 года-50,1%).

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что в целом ситуация на рынке труда автономного округа в отчетном периоде характеризовалась положительными тенденциями:

·          снижением числа обращений в органы службы занятости населения;

·          снижением численности зарегистрированных безработных;

·          снижением уровня регистрируемой безработицы;

·          увеличением количества заявленных предприятиями и организациями в органы службы занятости населения вакансий и снижением коэффициента напряженности на регулируемом рынке труда;

·          увеличением процента трудоустройства обратившихся в поиске подходящей работы.


Глава 6.Безработица в условиях финансового кризиса

В условиях мирового финансового кризиса большинство инвесторов озабочены одним вопросом: "Где дно фондового рынка?"

Особую обеспокоенность вызывает кадровый рынок России. Новости о снижении темпов производства или неизбежном пересмотре компаниями запланированных ранее инвестпрограмм несут в себе тревожные сигналы. Все чаще в прогнозах экспертов появляются фразы "рост безработицы" и "снижение оплаты труда".

Степень влияния кризиса имеет определенное "географическое зонирование", наиболее остро в России ощутила на себе эти проблемы Москва. В октябре-ноябре работу потеряли около 8,5 тысячи представителей сферы потребительского рынка и услуг.

По словам г-на Прокопова, вице-президента РСПП, кадровый рынок отреагирует изменением своей структуры (от рынка кандидата к рынку работодателя) и пересмотром компаниями кадровой политики на 2009-2010 гг. "Рынок труда ждет встряска, в первую очередь речь идет об оптимизации численности персонала, и как следствие, конфликтах с профсоюзами", - заявил эксперт.

Увольнение сотрудника по решению руководства предприятия для компании стоит недешево. По трудовому законодательству, компания обязана выплатить сотруднику как минимум 2-х месячную компенсацию плюс выходное пособие. В силу того, что в ближайшее время некоторым предприятиям, возможно, придется сократить численность своего персонала, РСПП предлагает государству облегчить участь компаний и ограничить обязательства работодателя перед работником лишь выходным пособием.

Самыми первыми на кадровом рынке в России, по мнению консультанта по организационному развитию, преподавателя Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Елены Мальковой, "повалятся" сервисные профессии - курьеры, секретари и т.п.

При этом стоить помнить, что, мы все сидим в одной лодке, и снижение темпов экономического производства повлечет за собой сокращение спроса во многих отраслях экономики. В частности, большие опасения эксперты испытывают относительно дальнейших перспектив развития ритейла.

Депутат Госдумы, председатель Горно-металлургического профсоюза РФ Михаил Тарасенко замечает, что в связи с грядущими изменениями на рынке труда государство может оказаться в весьма непростой ситуации. Речь идет, прежде всего, о градообразующих предприятиях, на которых массовые увольнения сотрудников несут угрозу социальному спокойствию. "По нынешнему КЗОТУ максимальное пособие по безработице составляет 3200 рублей". Депутат не отрицает, что в таких условиях в вопросах кадровой политики руководство ряда предприятий может испытывать давление со стороны властей.

И все же никакой массовой безработицы в стране не будет, уверен руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. "Даже в 90-е годы, при снижении темпов роста ВВП на 40%, безработица выросла только на 10%", - напоминает он. В нынешней ситуации, по его словам, более уместно ожидать снижения заработной платы.

"Вероятно, наши доходы сократятся примерно на 15%", - прогнозирует директор Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон. Однако с учетом роста инфляции реальное сокращение доходов населения будет большим.3Finam. ru09.10.2008сми2.


Заключение

В данной работе была достигнута поставленная цель и решен ряд задач ,а именно:

- Дано определение понятию «безработица», а также рассмотрены и проанализированы основные ее виды.

- Были представлены причины безработицы с точки зрения различных экономических школ, социальные и экономические последствия этой проблемы.

- В работе рассмотрен региональный аспект на примере Ханты- Мансийского автономного округа, проанализирован состав безработных ( по уровню образования, половозрастному признаку) , сделан вывод и выявлены положительные тенденции рынка труда в округе.

В результате анализа сущности безработицы можно сделать вывод, что безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.

Несмотря на значительное сокращение численности безра­ботных, ее уровень еще достаточно велик. Фактический уровень безработицы сегодня существенно превышает ее естественный уровень.

В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д.

Предложенные способы снижения уровня безработицы в России могут способствовать усилению существующих благоприятных тенденций приближения к полной занятости населения.


Список используемой литературы

1.Авраамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания "Социологические исследования", 2006, №4, - 89 с.

2. Архипов А.И., «Экономика», М:Проспект, 2-е издание, 2005 -840 с.

3. Бреев Б.Д., «Безработица в современной России», М:Наука, 2-е издание,

2006. 269 с.

4. Булатов А.С., «Экономика», М:Экономистъ, 3-е издание, 2005-896 с.

5.Бункина М.К., Семенов В.А.. «Макроэкономика.» 3-е издание, М.: Дело и Сервис, 2000 .- 436 с.

6. Варлаков А.П., Лаптева Е.И., Даминдарова Н.М., «Мониторинг регистрируемой безработицы в Ханты – Мансийском автономном округе за январь – декабрь 2007 года :Информационно – аналитический выпуск.» - Сургут : Дефис, 2008. – 60 с.

7. Варлаков А.П., Лаптева Е.И., Даминдарова Н.М., «Итоги деятельности Департамента занятости населения Ханты – Мансийского автономного округа –Югры за 2007 год: Информационно – аналитический выпуск.» -Сургут: Дефис, 2008.- 36 с.

8. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлев Г.П., Тарасевич Л.С., «Экономическая теория», 2-е издание, М: Инфра – М, 2005. – 672 с.

9. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. , «Экономическая теория», 2-е издание, М: КНОРУС, 2005. – 464 с.

10 .Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» N 1032-1 от 19 апреля 1991 года

11. Зенькова Л. П. , «Макроэкономика», Минск:Новое знание, 2002.-586 с.

12. Капелюшников Р.И. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика "Вопросы экономики", 2006, №10 //www.demoscope.ru

13. Николаева И.П. ,Казнахмедова И.П. , «Экономическая теория», М: Юнити, 3-е издание, 2005. – 543 с.

14.Плакся В.И., «Безработица: теория и современная практика (социально-экономический аспект» ,М.: Издательство РАГС, 3-е издание, 2005- 384 с.

15. Токсанбаева М.С. ,«Социальные интересы работников и использование трудового потенциала», М:Наука, 2006 -258 с.

16. Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru


[1] Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru

[2] Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» N 1032-1 от 19 апреля 1991 года


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.