скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Безработица: ее основные причины, экономическая роль и методы регулирования

2.3. Модернизационные меры.

2010 и 2011 годы являются ключевыми с точки зрения обеспечения выхода на запланированную в Концепции траекторию инновационного социально-ориентированного развития. Экономический кризис серьезно поменял стартовые позиции России в обеспечении «модернизационного рывка» - социально-экономическая ситуация ухудшилась практически по всем направлениям. Первый этап Концепции (2009 - 2012 годы) вместо создания основы для инновационного роста будет в значительной степени «потрачен» на восстановление докризисных позиций.

В то же время, именно от политики ближайших двух лет будет зависеть качество экономического роста после 2012 года и возможность достижения долгосрочных целей экономического развития. Для этого уже в 2010 году необходимо обеспечить значительное смещение акцентов в сторону модернизационной повестки дня, переориентировав на задачи формирования новой структуры экономики не только текущую деятельность Правительства Российской Федерации, но и бюджетную и денежно-кредитную политики.

Модернизационная повестка дня означает:

- формирование необходимых экономических условий для перехода от антикризисного режима функционирования экономики к решению модернизационных задач. Такие условия включают в себя обеспечение макроэкономической стабильности, совершенствование экономических институтов, обеспечивающих расширение деловой активности в экономике (правоприменение, минимальный уровень административных барьеров, стимулирующая налоговая система);

- реализацию Правительством Российской Федерации мер, направленных на ускорение модернизационных процессов в экономике. Здесь речь идет о стимулировании инновационной и инвестиционной активности в экономике, развитии инфраструктуры (транспортной, энергетической, телекоммуникационной), дополнительном стимулировании внутреннего спроса на продукцию отечественного производства, улучшение ситуации в депрессивных регионах и создание новых региональных «точек роста».

Логика модернизационной повестки дня Правительства Российской Федерации будет реализовываться в рамках следующих направлений действий.

2.3.1. Диверсификация экономики, поддержка внутреннего спроса, создание новых современных производств.

Для значительного снижения зависимости экономики от конъюнктуры цен на сырьевых рынках будет активизирована политика диверсификации экономики и экспорта. Основными мерами в этой сфере станут:

- совершенствование системы технического регулирования в целях усиления стимулов для предприятий к повышению технологического уровня производимой продукции. Ускорение формирование современной системы технических регламентов и национальных стандартов, в том числе через заимствование регламентов и стандартов ЕС и отдельных стран СНГ;

- формирование долгосрочных программ (технической политики) по крупным направлениям госзакупок, а также закупок компаний с государственным участием и госкорпораций в целях обеспечения для предприятий реального сектора ориентиров для планирования разработки и выпуска новой продукции;

- активизация разработки и реализации программы поддержки экспорта. Создание и капитализация (в объеме до 30 млрд. рублей) Агентства страхования экспорта. Увеличение объема финансовых средств, выделяемых на цели поддержки экспорта (доведение субсидий на поддержку экспорта в 2010 году до 10 млрд. рублей);

- формирование (с участием Внешэкономбанка, государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» и иных институтов развития и банков с государственным участием) механизма административной и финансовой поддержки «офсетных» сделок с зарубежными компаниями, предполагающих поэтапную локализацию выпуска современной высокотехнологичной продукции и оборудования, открытие в России центров по прикладным исследованиям и разработкам, инжиниринговых центров, организации полномасштабного производства, в том числе в партнерстве с российскими производителями, с передачей им соответствующих ноу-хау и прав на интеллектуальную собственность;

- усиление стимулирующего характера налоговой системы, ориентация на поддержку модернизации и инноваций, в том числе разработка и принятие пакета налоговых льгот по направлениям, где предполагается создание новой налоговой базы.

В целях стимулирования создания новых предприятий и реализации новых инвестиционных проектов необходима разработка на принципах софинансирования из федерального центра и регионов механизмов поддержки создания промышленных парков в регионах.

По мере сворачивания антикризисной поддержки институты развития (Внешэкономбанк, Инвестиционный фонд Российской Федерации) будут в полном объеме переключены на исполнение тех функций, для которых они были созданы - обеспечение долгосрочных инвестиций в ключевые проекты, в первую очередь в создание новых производств.

Будет активизирована политика привлечения инвестиций, в том числе через проведение активной работы с инвесторами, выстраивания более простых и быстрых административных процедур согласования запуска новых инвестиционных проектов.

В целях форсированного обновления производства, внедрения новых производственных и управленческих технологий, повышения конкурентоспособности российских компаний будут пересмотрены подходы к миграционной политике в плане перехода от ограничительной модели к модели целенаправленного привлечения и удержания в России в отношении тех категорий трудовых мигрантов, которые необходимы для модернизации экономики - управленческие, инженерные кадры, работники интеллектуальных профессий, ученые, высококвалифицированные работники.

2.3.2. Стимулирование инновационной активности в экономике.

В 2009 году принят ряд решений, направленных на стимулирование инноваций, прежде всего - создание Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. На реализацию сформулированных Комиссией технологических инициатив в бюджете 2010 года зарезервировано 10 млрд. рублей. Обеспечение эффективной работы по приоритетным направлениям (технологическим инициативам) выделенным в рамках работы Комиссии - одна из важнейших новых задач в сфере инновационной политики. Необходимо создание механизмов финансовой и организационной поддержки реализации проектов как государственным, так и частным сектором в рамках этих инициатив (с участием Внешэкономбанка, государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий», Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере).

Также будут проработаны дополнительные меры поддержки инноваций, в том числе:

- формирование системы предоставления бюджетных грантов (субсидий) предприятиям по приоритетным направлениям инновационной деятельности, включая проведение НИОКР, разработку и проектирование новых образцов инновационной промышленной продукции, компенсацию затрат на патентование за рубежом;

- увеличение государственной поддержки создания малого инновационного бизнеса, через дополнительную капитализацию Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

- разработка и реализация госкорпорациями и компаниями с государственным участием корпоративных программ инновационного развития, удовлетворяющих установленным Правительством Российской Федерации требованиям;

- установление льготного переходного периода по росту нагрузки на фонд оплаты труда для отдельных категорий инновационных предприятий;

- постановка на баланс объектов интеллектуальной собственности с учетом понесенных затрат на НИОКР;

- расширение льготного (1,5-кратное списание расходов) перечня НИОКР, совершенствование администрирования данной льготы, в том числе через формирование перечня научных организаций, уполномоченных давать заключение налоговым органам о соответствии проводимых компаниями НИОКР льготному перечню;

- предоставление льгот по уплате налога на прибыль и налога на имущество отдельной категории предприятий инновационной направленности;

- установление сроков амортизации для нематериальных активов, непосредственно используемых в научно-технической и производственной деятельности (изобретения, полезные модели, патенты и т.д.) по выбору компании: от 2 до 10 лет или на основании имеющихся документов;

- поддержка через институты развития, федеральные целевые программы создания «инновационных поясов» вокруг вузов, научных учреждений, крупных и крупнейших корпораций, включая компании с госучастием.

2.3.3.Развитие ключевых высокотехнологичных и инфраструктурных отраслей экономики.

На стадии выхода экономики из кризиса важно обеспечить опережающее развитие секторов, приоритетных для государства (высокотехнологичных секторов, обеспечивающих «облагораживание» структуры экономики, включая сектора, связанные с обороной и безопасностью).

В этих целях в 2010г. будет обеспечено обновление с учетом новых условий отраслевых стратегий и программ, в частности, в авиастроении, оборонно-промышленном комплексе, электронике, в развитии транспортной системы. Будет разработана стратегия развития автомобильной промышленности, в том числе предполагающая широкое использование механизмов частно-государственного партнерства в решении вопросов технологического развития автопрома.

Будет усилено участие государства в реструктуризации стратегических секторов, развитии в них конкурентной среды, вывода продукции на мировые рынки.

В целях повышения конкурентоспособности и технологического уровня предприятий с участием государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий», Внешэкономбанка, банков с государственным участием будут осуществляться меры по покупке зарубежных технологических активов, необходимых для модернизации ключевых секторов экономики.

В 2010г. на региональном и муниципальном уровне будут реализовываться проекты повышения энергоэффективности, будут задействованы в соответствии с принятым законодательством экономические стимулы повышения энергоэффективности предприятий.

2.3.4. Формирование «длинных денег» в экономике.

Долгосрочная устойчивость банковской системы и политика Банка России, направленная на снижение инфляции, будут обеспечивать формирование «длинных денег» в экономике, но масштаба этих средств может быть недостаточно для модернизации экономики. В этой связи необходимо задействовать возможности формирования долгосрочного ресурса на финансовых рынках.

Будут задействованы наиболее важные источники формирования «длинных» ресурсов - пенсионная и страховая системы. Будут выработаны основы государственной политики по долгосрочной поддержке развития инструментов страхования жизни. Будет проработан вопрос расширения возможностей использования банковских вкладов населения в качестве источников «длинных» денег через стимулирование увеличения сроков вкладов.

В формировании долгосрочного инвестиционного ресурса должны участвовать иностранные инвесторы, для чего будет обеспечено привлечение и сопровождение долгосрочных иностранных инвестиций путем создания совместных с иностранными инвесторами фондов инвестиций в стратегических секторах, требующих модернизации (сельское хозяйство, фармацевтика, доступное жилье, инфраструктура и т.д.).

Для привлечения отечественных и стратегических иностранных инвесторов на российский финансовый рынок правительство будет сокращать долю государственной собственности в экономике, проводя приватизацию посредством публичных отрытых процедур на основе конкурсов и аукционов, в том числе размещая акции приватизируемых компаний на IPO и SPO.

Будут введены новые финансовые инструменты, обеспечивающие предоставление долгосрочного финансирования ключевых экономических проектов. В частности, будет обеспечен выпуск инфраструктурных и «проектных» облигаций, в том числе обеспеченных гарантией Российской Федерации.

2.3.5. Модернизация финансовой системы.

Будет модернизирована система регулирования на финансовых рынках, которая обеспечит надёжность сектора оказания финансовых услуг и эффективность осуществления посреднического бизнеса, а также повысит привлекательность российского финансового рынка для инвесторов и участников рынка, улучшит условия для формирования в России международного финансового центра.

В этих целях на фондовом рынке необходимо сформировать систему пруденциального надзора, разработать законодательство о противодействии манипулированию и использованию инсайдерской информации, уточнить особенности процедур банкротства в отношении финансовых организаций;

Необходимо создать экономические условия для повышения капитализации и кредитной активности банковского сектора. Правительство Российской Федерации будет при необходимости реализовать программу докапитализации банков через обмен ОФЗ на привилегированные акции банков, завершая логику антикризисной поддержки банковского сектора.

Будет продолжена деятельность по развитию страхования, в том числе в части создания экономической мотивации и необходимой законодательной базы для введения новых видов страхования. Необходимо завершить работу по введению страхования в отраслях, где оно призвано заменить лицензирование, выстроить систему страхования от последствий чрезвычайных ситуаций. Будут совершенствоваться требования к участникам страхового рынка, в том числе в части повышения минимальных требований к капиталу страховых организаций, а также совершенствования пруденциального надзора на страховом рынке.

2.3.6. Развитие человеческого капитала.

В сфере образования будет обеспечено повышение исследовательской и инновационной активности вузов, прежде всего - через дополнительную поддержку национальных исследовательских и федеральных университетов. Будет дополнительно выделено 30 млрд. рублей на цели обновления исследовательской и лабораторной базы, программы научных обменов, привлечение лучших ученых, в том числе соотечественников из-за рубежа. Будут предприняты меры по развитию механизмов непрерывного образования, обеспечивающего повышение человеческого капитала и большую гибкость рынка труда.

В сфере здравоохранения в целях повышения доступности и качества медицинской помощи будут реализованы меры по совершенствованию законодательства в этой сфере, в том числе:

- создан механизм для повышения прозрачности и финансово-хозяйственной самостоятельности учреждений здравоохранения в условиях изменения законодательства об организационно-правовых формах учреждений здравоохранения;

- осуществлена конкретизация Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и определение медицинских услуг, оказываемых за плату;

- сформирована база для перехода на преимущественно одноканальное финансирование расходов на медицинскую помощь через систему обязательного медицинского страхования, включая единые правила начисления и уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

- усовершенствовано государственное регулирование цен на необходимые и важнейшие лекарственные средства в целях повышения их доступности для населения.

В рамках реализации государственной политики в сфере физической культуры, спорта и формирования здорового образа жизни будут приниматься меры для обеспечения доступности современной инфраструктуры для занятия физической культурой и спортом различных слоев населения, поэтапного увеличения доли граждан, активно занимающихся спортом, и пропаганды здорового образа жизни населения.

2.3.7. Государственный сектор и бюджетная сфера.

Отдельной модернизационной задачей станет реструктуризация государственного сектора экономики, активизация приватизации, а также реформа бюджетной сети.

Будет активизирована деятельность в сфере реструктуризации государственного сектора, разработке и реализации программ совершенствования корпоративного управления в акционерных обществах с преобладающим участием государства, а также государственных корпорациях. Также будет ускорена приватизация и реструктуризация предприятий государственного сектора.

Отдельной задачей, связанной с ограничением роста издержек как в государственном секторе и бюджетной сфере, так и в иных сферах, где осуществляются инвестиционные проекты, финансируемые за счет государственных средств, будет формирование Федеральной контрактной системы - инструментов и институтов планирования и осуществления государственных расходов, контроля за издержками при проектировании объектов капитального строительства, и реализации соответствующих инвестиционных проектов за счет средств бюджета.

Будут внесены изменения в законодательство о государственных закупках в целях стимулирования поддержки инноваций и модернизации через систему государственного заказа.

Также будет реализовываться программа повышения эффективности бюджетных расходов - в первую очередь через реструктуризацию бюджетной сети учреждений внедрения государственных заданий на выполнение государственных услуг, установления показателей бюджетной эффективности деятельности учреждений.

2.3.8. Модернизационные аспекты макроэкономической политики.

В 2010г. будут откорректированы подходы к основным направлениям макроэкономической политики. От «демпфирования» последствий кризиса, расширения объема предоставляемой ликвидности, масштабного бюджетного стимулирования экономики будет осуществляться постепенный переход к «посткризисной» политике формирования стабильных макроэкономических условий для долгосрочного экономического развития.

В бюджетной политике основной акцент должен быть сделан на политике развития и модернизации. Требуется перенос центра тяжести с антикризисной поддержки отраслей и повышения степени социальной защищенности к формированию потенциала для будущего роста, формированию основ инновационно-ориентированной модели развития. При этом будет продолжаться политика снижения размера дефицита федерального бюджета.

Важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов станет снижение затрат и повышение эффективности в бюджетном секторе. Будет принята и реализована программа сокращения неэффективных расходов и избыточных функций, проведена оптимизация сети подведомственных бюджетных учреждений, обеспечен переход большинства бюджетных учреждений в иные организационно-правовые формы с развитием конкурсного финансирования социальных услуг.

3. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ В 2010 ГОДУ

Более высокий, чем ранее ожидался, уровень цен на нефть во второй половине 2009 г. и более быстрое восстановление мировой экономики позволили улучшить оценки экономического роста для наступающего года.

Большинство крупных экономик к началу третьего квартала уже преодолели нижнюю точку кризиса и возобновили экономический рост. Таким образом, после падения в 2009 году на 2%, в 2010 году ожидается, что мировая экономика вырастет на 3,3%, в 2011 г. на 3,3-4,1% и на 3,8-4,8% в 2012 году.

Сравнительно благоприятная для российской экономики внешнеэкономическая конъюнктура и эффективная реализация антикризисных мер Правительством Российской Федерации обусловит в 2010 году закрепление положительных тенденций и благоприятную динамику большинства макроэкономических показателей.

В 2010 г. возобновится рост инвестиций в основной капитал, которые вырастут на 2,9 процента. Высокие цены на сырье будут способствовать не только росту доходов экспортеров, но и в целом снижению рисков и желанию инвестировать. Во второй половине года ожидается существенное облегчение условий кредитования. Кроме роста инвестиций в сырьевом секторе ожидается, что инвестиции дополнительно вырастут за счет их наращивания в сельском хозяйстве, транспорте (включая трубопроводный транспорт и дорожное хозяйство) и связи.

Рост инвестиционного и внешнего спроса будет опорой для восстановления индекса промышленного производства, который вырастет в 2010г. на 2,8 %. Значимый вклад в рост промышленности внесет рост на 3,5% обрабатывающих производств.

Будет продолжена тенденция последовательного снижения темпов инфляции. В первой половине 2010г. инфляция будет оставаться достаточно низкой (6-7% в годовом выражении) в связи с сохранением высоких спросовых ограничений и прогнозируемым укреплением обменного курса. Сдерживающее влияние также окажет снижение цен на зерно урожая 2009 года. По мере восстановления экономики и оживления спроса рост потребительских цен может возобновиться. В целом за год инфляция может составить 6,5-7,5 %.

В связи с замедлением темпов роста инфляции в 2010-2012г.г. и более сильным ростом экономики реальная заработная плата в целом за 2010-2012г. вырастет на 6,5 процентов. Снижение инфляции благоприятно скажется на увеличении реальных располагаемых денежных доходов населения - в 2010 году они вырастут на 3 процента. Значительный вклад при этом будет вносить рост доходов пенсионеров. Стабильной останется в 2010г. численность безработных которая сократится в среднем за год до 6,3 млн. человек (8,6% от экономически активного населения) - 6,4 млн.чел. в 2009г.

В 2010г. начнет восстанавливаться и потребительский спрос, в первую очередь за счет проводимых мероприятий по опережающей индексации социальных пособий и выплат, повышению денежных доходов пенсионеров, а также восстановления докризисного уровня заработной платы в организациях коммерческого сектора на основе роста объемов производства и снижения инфляции. В целом за год потребительский спрос вырастет на 3,3 процента. В последующие годы рост спроса будет поддержан ростом заработной платы и восстановлением кредита.

Таким образом, при сохранении сложившихся внешнеэкономических тенденций в 2010г. темп прироста ВВП составит около 3,1 процента. В то же время, при эффективной реализации антикризисных и модернизационных мер, решении краткосрочных проблем экономики (преодолении стагнации банковского кредита, улучшении конкурентоспособности значительной части продукции в условиях укрепляющегося курса рубля и ряд других) в российской экономике есть потенциал быстрого возврата к траектории роста в 5-6 %.

Предложения о направлении в 2010г. средств федерального бюджета на реализацию первоочередных антикризисных мер:

Итого 195 000


Заключение

В ходе написания данной работы были сделаны следующие выводы: Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. Категории занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни, как отдельных граждан, так и общества в целом. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную, циклическую.

Хочется отметить, что социальные последствия безработицы - это еще одна животрепещущая проблема. Результаты научных исследований, проведенных в последнее время документально, подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы.

Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату.

Активная государственная политика обеспечения полной занятости должна включать поддержку служб занятости, расширение их роли в трудоустройстве и переобучении безработных.

Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщенном виде этот процесс можно представить в виде трех уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.

Мировой экономический кризис очень сильно повлиял на ситуацию на российском рынке труда: уровень безработицы в феврале 2009 года составил 9,5% и был на 2,5-2,4% процентного пункта выше, чем в ноябре 2008г. и феврале 2008г. Тогда как в V квартале 2008г. уровень безработицы достиг своего минимального значения за весь период с 1999 в 5,4%.

Правительство принимает все необходимые меры для стабилизации ситуации на рынке труда путём выделения денежных средств в размере 43,7 млрд. рублей. Размер пособия по безработице увеличился в 1,5 раза. Основные действия правительства направлена на:

- опережающее обучение и переселение людей в другие регионы, где нужна рабочая сила

- переобучение работников и повышение квалификации

Безработица затронула почти все отрасли российской экономики, кроме производителей товаров первой необходимости и фармацевтики.


Список использованных источников

1. А.И.Добрынин, Л.С.Тарасевич: Учебник для вузов «Экономическая теория» 4-е изд.2009г.

2. Г.С.Вечканов: Учебник для вузов «Экономическая теория» 2-е изд.2009г.

3. Г.М.Гукасян: Учебное пособие «Экономическая теория» 2-е изд.2008г.

4. Э.Бородянский, В. Кузьмин: «Реальный путь противодействия безработице», «Человек и труд» № 9 -2003г.

5. А.С.Булатова: Учебник. «Экономика» 3-е изд. 2002г.

6. А.И. Рофе, Б.Г.Збышко, В.В.Ишнин: “Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда” М.:2003.

7. А.Ананьев «Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике», «Вопросы экономики», № 5 2001.

8. А.В. Бузгалин «Переходная экономика» М.: Таурус, 2001.

9. В.И. Ведяпин «Общая экономическая теория», Москва, 2004.

10. Г. Волынский «К вопросу о безработице в переходный период», «Российский экономический журнал», № 4 – 2001.

11. А.А. Дикаpева, М.И. Миpская «Социология труда» M.: Высшая школа, 2003.

12. Г. Мэнкью «Макроэкономика» М.: МГУ, 2002.

13. Сайт: http://www.gks.ru/-Федеральная служба государственной статистики.

14. Сайт: http://www.rostrud/info/-Федеральная служба по труду и занятости.

15. Сайт: http:// premier.gov.ru/anticrisis/- Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.