скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Безнадзорное поведение подростков

2) Профилактическая работа организуется в отношении определённых групп детей: дети, оставшиеся без попечения родителей, правонарушители, школьники, подростки из неблагополучных семей и т.д. Таким образом, профилактическая работа выстраивается не по отношению к ситуации ребёнка, которую она призвана улучшить, а по отношению к отдельным характеристикам детской группы или негативного явления, характерного для группы лиц, являясь в целом не столько индивидуальной, сколько типизированной.

Изложенное диктует необходимость изучения социально-педагогических факторов, порождающих безнадзорность. Социальная профилактика – своевременное предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Социальная профилактика создаёт предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали.

(Басов Н.Ф. «Основы социальной работы», 2004 г.).

Социально-педагогическая профилактика понимается как система мер, направленная на выявление социально-педагогических причин, способствующих проявлению безнадзорности и обеспечению их преодоления. В основе социально-педагогической профилактики лежит изучение социально-педагогического климата, участие родителей, лиц их замещающих в воспитании подростков, социально-педагогическое влияние школы, улицы и других факторов. С одной стороны профилактика заключается в повышении роли родителей в воспитании своих детей. С другой стороны – изучение причин, побуждающих подростка выйти из под контроля воспитателя и оказаться на улице. Учитывая важность профилактики в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.) обращается внимание на необходимость первичной, вторичной, третичной профилактики. Первичная профилактика безнадзорности включает комплекс социальных, психологических, образовательных и воспитательных мероприятий, предупреждающих безнадзорность среди детей и подростков, а также расширение беспризорности и приобщение их к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ и криминальной деятельности. Вторичная профилактика безнадзорности, беспризорности и бродяжничества состоит из комплекса социально-реабилитационных, образовательных, воспитательных, медико-психологических мероприятий, предупреждающих рецидивные уходы из дома и образовательных учреждений, формирование бродяжничества и зависимости у лиц, эпизодически употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, но не обнаруживающих признаков болезни, а также их криминализацию. Под третичной профилактикой беспризорности и бродяжничества понимается комплекс социальных, образовательных и медико-психологических реабилитационных мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов беспризорности, бродяжничества и противоправной деятельности.

Решение проблем подростковой безнадзорности и преодоление е последствий требует разносторонних усилий широкого круга ведомств и учреждений. Об этом совершенно справедливо свидетельствует положение ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.), в котором отражены основы правового регулирования такого взаимодействия. В нём, в частности, указывается на необходимость координации усилий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности.

§ 4 Основные направления социальной профилактики безнадзорного поведения в условиях школы-интерната №5 г.Серова

Современная общеобразовательная школа при всех её проблемах, трудностях, недостатках сохраняет статус одного из основных институтов социализации личности, её становления и развития. В социально-педагогической работе школы-интерната №5 г.Серова накоплен опыт комплексного решения проблемы профилактики безнадзорности школьников с участием социологов, юристов, педагогов, психологов в условиях организованного детского коллектива. Однако анализ современных тенденций показывает, что всё большее число детей школьного возраста оказываются вне школы.

Результативность деятельности по устранению причин, препятствующих успешному обучению в школе, во многом зависит от слаженности межведомственного взаимодействия и очень важно иметь достоверную информацию о количестве таких детей. В условиях школы-интерната №5 г.Серова эта работа имеет свою специфику. Постановлением Губернатора утверждено Положение о социально-педагогическом мониторинге получения начального и основного общего образования гражданами в возрасте от 6 до 15 лет, а также определён механизм организации межведомственного обмена информацией.

На основании этих региональных подходов в муниципальных образованиях создана нормативно-правовая база взаимодействия органов социальной защиты населения, органов местного самоуправления, отделов внутренних дел и органов управления образованием по представлению, обмену и анализу полученной информации для достижения намеченной цели.

Остановимся на организационной структуре социально-педагогического мониторинга. Ведение социально-педагогического мониторинга осуществляется на уровнях:

- Главным управлением образования;

- муниципальных образований – органами местного самоуправления (комиссиями по делам несовершеннолетних, отделами (управлениями) образования, образовательными учреждениями).

Органы местного самоуправления совместно с уполномоченными для этих целей учреждениями, организациями в пределах их компетенции создают организационные условия осуществления социально-педагогического мониторинга в муниципальных образованиях:

- обеспечивают взаимодействие и сотрудничество отделов социальной защиты, отделов (управлений) внутренних дел и субъектов управления образованием по представлению, обмену, анализу полученной информации;

- готовят предложения в органы государственной власти по предупреждению, снижению и устранению безнадзорности несовершеннолетних, обеспечению необходимых мер, направленных на получение начального общего и основного общего образования.

Комиссии по делам несовершеннолетних органов местного самоуправления в соответствии со статьёй 164 Кодекса РСФСР «Об административных нарушениях» принимают решения о мерах административного воздействия к родителям (законным представителям), ограничивающим детей в правах на образование. Решение комиссии по делам несовершеннолетних может служить основанием для предъявления комиссией иска в суд об ограничении граждан в родительских правах.

Местная администрация предоставляет информацию о составе детского населения в возрасте от 6 до 15 лет, проживающих на территории данного населённого пункта в муниципальный орган управления образования.

Образовательное учреждение предоставляет информацию о составе учащихся, обучающихся в данном учебном заведении в муниципальный орган управления образования.

Муниципальные органы управления образованием:

- устанавливают соответствие информации поданной местной администрацией и образовательным учреждением для выявления детей, не посещающих образовательные учреждения;

- выявляет причины, препятствующие получению начального общего и основного общего образования гражданами в возрасте от 6 до 15 лет;

- формируют информационный банк данных к 5 сентября каждого года;

- представляют аналитическую записку 1 октября (ежегодно) муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и Главному управлению образования по исполнению конституционного права граждан на получение начального общего и основного общего образования.

Муниципальные службы социальной защиты населения представляют муниципальным управлениям образования информацию по составу детского населения в возрасте от 6 до 15 лет, проживающих на территории данного муниципального образования.

Отделы (управления) внутренних дел обеспечивают выявление фактов невыполнения родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию и обучению детей (статья 164 Кодекса РФ «Об административных нарушениях») и направляют материалы для рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних органов местного самоуправления.

Главное управление образования Администрации области:

- обеспечивает сбор, хранение и анализ полученной информации по исполнению статьи 43 Конституции РФ, статьи 19 Закона РФ «Об образовании», статьи 73 Семейного кодекса РФ;

- представляет аналитическую записку 15 октября (ежегодно) областной комиссии по делам несовершеннолетних по исполнению конституционного права граждан на получение начального общего и основного общего образования;

- готовит предложения в областную комиссию по делам несовершеннолетних по предупреждению, снижению и устранению безнадзорности несовершеннолетних, обеспечению необходимых мер, направленных на получение начального общего и основного общего образования.

Введение в практику работы данного порядка предупреждения нарушения конституционных прав граждан на получение начального и основного общего образования потребовало разработки программного обеспечения.

В школе-интернате №5 г.Серова разработана программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних воспитанников. В данной программе определены основные направления работы с субъектами профилактики: работа с семьёй, педагогическим коллективом, работа с учащимися, взаимодействие с городскими службами – субъектами профилактики. Цель: построение системы взаимодействия субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей и городских служб) для комплексного решения проблем беспризорности и правонарушений несовершеннолетних школы-интерната №5 г.Серова.

Задачи:

1.         Создать условия в образовательном учреждении для успешного воспитания и развития несовершеннолетних.

2.         Организовать досуговую деятельность детей и подростков с учётом их интересов и потребностей.

3.         Разработать план совместной работы с инспектором Органа по делам несовершеннолетних по профилактике безнадзорности и правонарушений.

4.         Систематизировать работу по формированию здорового образа жизни.

5.         Организовать оказание консультационной психолого-педагогической помощи родителям.

В течение 2005-2006 учебного года профилактическая работа проводилась по четырём основным направлениям:

- работа с педагогами;

- коррекционно-развивающая работа с воспитанниками;

- консультационно-просветительская работа с родителями;

- взаимодействие с городскими службами (Комитет по делам несовершеннолетних, Орган по делам несовершеннолетних, Центр помощи семье, Центр реабилитации, Отдел органов опеки и попечительства).

На основе изученных документов учащихся, посещения семей, бесед была собрана необходимая информация и создан социальный паспорт образовательного учреждения.

Всего воспитанников (с 1 по 9 классы) – 164

Учащихся из семей группы соц.риска – 32

Учащиеся, находящиеся в социально-опасном положении (дети, которые находятся на попечении бабушки, т.к. их родители не работают, употребляют спиртное и уклоняются от воспитания детей) – 10 среди них

учащиеся, склонные к бродяжничеству – 3

Учащихся, находящихся под опекой – 23

Учащихся из многодетных семей – 27

В процессе профилактической работы наибольшее внимание было уделено учащимся и семьям из группы риска и учащимся, находящимся в социально-опасном положении. Данные воспитанники состоят на внутришкольном учёте, из них 10 состоит на учёте в Органе по делам несовершеннолетних, 7 – состоит на учёте в Комитете по делам несовершеннолетних.

На весь учебный год был составлен план совместной работы соц.педагога и инспектора Органа по делам несовершеннолетних. По плану 2 раза в месяц проводились заседания совета по профилактике, куда приглашались воспитанники и родители.

В работе совета принимали участие педагоги интерната, медицинский работник и администрация. На заседаниях решались вопросы оказания медико-психолого-педагогической помощи семье и ребёнку.

Согласно плана 1 раз в месяц проводился рейд по семьям воспитанников, пропускающих уроки с целью выявления безнадзорных детей и подростков. информация по данным несовершеннолетним направлялась в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в Орган по делам несовершеннолетних, Отдел органов опеки и попечительства для дальнейшей работы с ними.

По плану 1 раз в четверть инспектор проводила коррекционно-воспитательные беседы с воспитанниками (с 4 по 9 классы).

Совместно со специалистами комиссии по делам несовершеннолетних и Органа по делам несовершеннолетних, Отделом органов опеки и попечительства проводилась работа с родителями и детьми по оказанию социальной, психологической, медицинской и педагогической помощи.

В течение всего учебного года 1 раз в месяц проводились тематические классные часы по формированию здорового образа жизни, в которых принимали участие медицинский работник, социальный педагог, психолог, нарколог.

Консультации специалистов для родителей были организованы еженедельно (по субботам).

Воспитательная работа в интернате была направлена на создание условий для самореализации воспитанников. С этой целью работали 3 раза в неделю спортивные секции: бокс и баскетбол; кружки: танцевальный, изо-студия, фортепьяно, мягкой игрушки, очумелые руки. 1 воспитанник занимался в городской музыкальной школе, 2 девочки занимались в городской художественной школе.

Во время каникул в интернате организовывали работу площадки для воспитанников, состоящих на внутришкольном учёте.

В июне и июле был организован летний отдых воспитанников из семей группы риска, многодетных семей. Учащиеся, состоящие на учёте в Органе по делам несовершеннолетних, были трудоустроены через Центр занятости и работали на территории интерната.

Таким образом, в школе-интернате были созданы условия для развития и воспитания каждого ребёнка. Основная масса учащихся была задействована в кружках и секциях во внеурочное время. В результате организации работы по профилактике безнадзорности сократилось количество несовершеннолетних, пропускающих уроки и склонных к бродяжничеству. На конец учебного года произошли некоторые изменения:

- учащихся, находящихся в социально-опасном положении – 4 человека

- 2 воспитанника были устроены в санаторный интернат, на 4 воспитанников была оформлена опека;

- 6 семей были поставлены на учёт в комиссию по делам несовершеннолетних, где с ними будет проводиться работа;

- 3 семьи были поставлены на учёт в Центр помощи семье, где им будет оказываться социальная психологическая и педагогическая помощь в решении проблем.

В процессе работы были трудности и сложности во время проведения рейдов по семьям группы риска. Это неполные семьи, где матери не работают, меняют сожителей и проживают на их квартирах, а дети находятся у бабушки или бродяжничают. Адреса проживания приходилось устанавливать через Органы внутренних дел и Органы по делам несовершеннолетних.

Трудности наблюдались в работе с учащимися, пропускающими уроки. В течение недели эти воспитанники привыкали к режиму, требованиям, а после выходных дней и каникул, когда они были предоставлены сами себе, учащихся заново приходилось приучать и к режиму, и к требованиям.

Иногда были проблемы при организации единого профилактического дня, т.к. не всегда направляли инспектора из Органа по делам несовершеннолетних.

Анализ проделанной работы показал, что в образовательном учреждении создавались все условия для развития и самореализации несовершеннолетних. Несмотря на это, часть подростков не смогли найти себе занятие в предложенных кружках и секциях.

С целью организации более эффективной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в следующем учебном году следует:

1.         Заключить договор с начальником Органа по делам несовершеннолетних о проведении единого профилактического дня в интернате с привлечением инспекторов для работы в этот день.

2.         Заключить договор с Центром занятости населения для организации трудовой деятельности на территории школы-интерната №5 подростков в течение учебного года.

3.         Организовать для родителей работу клуба по проблемам воспитания и организации совместного досуга.

4.         Разработать систему занятий по правовому воспитанию несовершеннолетних.

Социально-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность взаимодействия школы, социальных учреждений, служб и семьи в профилактике подростковой безнадзорности являются: сотрудничество всех заинтересованных сторон; заинтересованность каждого учреждения, службы в преодолении негативных явлений, влияющих на подростковую безнадзорность.

Таким образом, направления социальной профилактики безнадзорного поведения подростков заключаются в интеграции работы Органов по делам несовершеннолетних и в разработке собственной программы в школе-интернате №5 г.Серова.


Заключение

Социально-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность технологии взаимодействия школы, социальных учреждений, служб по месту жительства и семьи в профилактике подростковой безнадзорности являются: сотрудничество всех заинтересованных сторон; заинтересованность каждого учреждения, службы в преодолении негативных явлений по месту жительства, обеспечивающих профилактику подростковой безнадзорности; наличие интегрального органа в профилактической деятельности; доступность всех учреждений для подростка; мониторинг состояния безнадзорности и эффективности взаимодействия; развитие места жительства как открытой педагогической среды; постепенность вовлечения родителей и их участие в воспитательно-профилактической работе с подростками по месту жительства; обмен опытом со специалистами социальных учреждений других районов, округов, городов России по проблемам профилактики подростковой безнадзорности.

Большой социально-педагогический потенциал в профилактике безнадзорности среди подростков принадлежит школе, социальным учреждениям, службам по месту жительства и семье. Каждый из институтов на своём уровне решает проблему профилактики подростковой безнадзорности по месту жительства. Их взаимодействие способствует интеграции усилий в профилактической деятельности. Сложилось противоречие между возможностями таких учреждений и недостаточной эффективностью, направленной на интеграцию их усилий в профилактике подростковой безнадзорности. Эффективность такого взаимодействия может быть обеспечена если:

- взаимодействие осуществляется координирующим органом, обеспечивающим создание и функционирование системы учёта, контроля за социально-педагогической деятельностью субъектов профилактики подростковой безнадзорности;

- содержание взаимодействия субъектов профилактики включает интеграцию усилий каждого участника, сотрудничество в совместных акциях и действиях, направленные на обеспечение профилактики безнадзорности каждого подростка и создание условий для его духовного, нравственного, физического развития и на успешную социализацию;

- технология взаимодействия субъектов профилактики обеспечивается координационным органом, при ведущей роли школы, который осуществляет регламентацию и интеграцию их условий в работе с подростком и его семьёй и поэтапно решает вопросы контроля за жизнедеятельностью, обучением и времяпровождением подростка, включает его в социально значимую деятельность, стимулирует его социализацию;

- создаются необходимые социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность взаимодействия школы, социальных учреждений, служб по месту жительства и семьи в профилактике подростковой безнадзорности.

Содержание взаимодействия субъектов профилактики подростковой безнадзорности включает интеграцию усилий каждого, направленную на оздоровление психологического климата семейного воспитания и повышение воспитательной роли родителей или лиц их замещающих, мотивацию обучения, стимулирование духовного, нравственного и физического развития подростков, организацию их целесообразного досуга, защиту их прав. Взаимодействие предусматривает наиболее полное решение функциональных задач.


Список использованной литературы

1.         Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России: Материалы координационного совещания 12-14 октября 1992 г., Москва // Социальная работа. – 1992. Вып.6. – С.113-115

2.         Бадя Т.А. Социальная работа в России: прошлое и настоящее. Под ред. М. 1998 г.

3.         Басов Н.Ф. Основы социальной работы: Учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений – М.: издательский центр «Академия», 2004. -С.228

4.         Баброва О.В. Работа социального педагога в приютах и интернатных учреждений. – М.: издательский центр «Академия», 2001. - С.78

5.         Григорьева С.И. Теория и методика социальной работы. / Под ред., - М., 1994

6.         Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. -С.288

7.         Жукова В.И. Теория и методика социальной работы / Под ред. – М., 1994 – С.172

8.         Зайнышева И.Г. Теория и методика социальной работы / Под ред. М.: МГСУ, 1994 – С.248-264

9.         Кузнецова Л.В. Теория и методика социального работника – М.: Школьная пресса, 2004 – С.96

10.      Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. 2-е издание, переработанное и дополненное – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003 – С.148

11.      Мухина В.С. Возрастная психология Учебник для студентов вузов. М.: издательский центр «Академия», 2004. - С.132

12.      Мышина А.А. Основы теории и практики социальной работы. - Барнаул, 1994. – С.79

13.      Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений – М.: издательский центр «Академия», 2004. - С.256

14.      Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. – 1995 – С.13

15.      Павленок П.Д. Теория и методика социальной работы / Под ред. – М.: ГАСБУ, 1993 – С.38; 1995 – С.171

16.      Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. – 1995 - №1- С.23

17.      Реутов С.И. Теория и методика социальной работы: Межвузовский сборник научных трудов. / Гл.ред., - Пермь, 1994. – С.50

18.      Рудова К.Н. Работник социальной службы – М., 1997, №2 – С.79

19.      Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. М., 2000 – С.124

20.      Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М., 1986 С.301

21.      Сборник нормативных инструкций и документов по вопросам деятельности ЦСО в г.Москве. М., 1998 – С.16

22.      Сборник нормативных актов по социальной защите граждан России. М., 1995 – С.54

23.      Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. М., 2002 – С.75

24.      Холостова Е.И. Теория социальной работы. М., 1998 – С.190

25.      Холостова Е.И. Теоретико-методологические основы социальной работы // Социальная работа. - 1992 – Вып.5. С.190

26.      Фельдштейн Д.М. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. – Т.1,2. – Москва; Тула, 1993

27.      Филиппович И.В. Психология девиантного поведения. Мн.: ЗАО «Веды», 2003. С.34

28.      Чернецкая А.А. Технология социальной работы: «Феникс», 2006 С.342

29.      Шакурова М.В. Методика и технология социального педагога: Учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений – М.: издательский центр «Академия», 2002. - С.59

30.      Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М., ВАКО, 2005 С.136


Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.