Курсовая работа: Аппарат искусственной вентиляции легких
Для определения примерной циклической прочности необходимо знать отношение максимально допустимого удлиннения сильфона к рабочему. Наибольшее число циклов, которое можно определить по номограмме – 1'000'000 и более, при этом отношение удлиннений соответствует около 10. Далее будет вычеслен рабочий ход сильфона – 90 мм. Т.е. для обеспечения максимального ресурса, сильфон должен быть способен растягиваться до 900 мм., при этом не разрушаясь. Легко посчитать длину цилиндра – заготовки, из которой будет сделан сильфон, его длина составит 477 мм. Удлиннение до 900мм составит всего 188%. Этим можно показать, что сильфон получился очень надежным, и его ресурс будет определяться практически только естественным старением полимера.
Рис 3.
4. Кинематический расчет передачи зубчатым ремнем
Рис 4.
Кинематический расчет привода осуществляется в следующем виде:
Линейная скорость передвижения меха записывается в виде:
(6)
где:
– радиус зубчатого колеса 5;
– угловая скорость этого зубчатого колеса.
С другой стороны линейная скорость меха можно записать в виде:
(7)
где:
– закон движения крышки меха, который имеет следующий вид:
(8)
где
– ход крышки меха, мм,
– частота вентиляции равная 50 мин==0,83 Гц.
Находим производную по времени от и подставляем в формулу (7), получим:
(9)
Из формулы (6) выражаем :
(10)
Теперь подставим формулу (9) в формулу (10), получим:
(11)
Здесь можно пренебречь потому что это выражение изменяет только направление движения меха. Угловая скорость будет зависеть от частоты вентиляции .
Подставляем числовые значения в формулу (11), получим:
==26,062 рад/с
Найдем угловую скорость двигателя по формуле:
(12)
где:
n – частота вращения ротора двигателя (об/мин).
Подставив числовые данные, получим:
рад/с.
Найдем общее передаточное отношение.
Общее передаточное отношение запишется в виде:
(13)
где:
-соответственно передаточные отношения первой и второй ступени зубчатых передач.
; (14)
Подставляя (14) в (13) получаем, что общее передаточное отношение примет вид:
(15)
Диаметр делительной окружности:
(16)
где:
z – число зубьев З.К.,
m – модуль (характеристика масштаба колеса)
Значение модуля примем по таблице 5 [5. С. 248] с учетом мощности и числа оборотов. m = 2.
Диаметр вершин зубьев:
(17)
Диаметр впадин зубьев:
(18)
Определение мощности двигателя основывается на балансе мощностей в статическом режиме работы:
N=, [2. т. 1, с. 30] (19)
где:
N – минимально необходимая мощность двигателя, Вт;
M – статический момент сил сопротивления на выходном валу редуктора, Н*с;
– номинальная угловая скорость выходного вала редуктора, рад/с;
– к.п.д. редуктора;
– коэффициент запаса, =1,05…1,1.
Подставим числовые данные:
1. Рассчитаем передаточное отношение:
.
2. Пусть число зубьев первого зубчатого колеса , тогда т.к. используются 2 одинаковые клиноременные понижающие передачи, то передаточное отношение каждой из них будет i = 2, а следовательно количество зубьев на большем зубчатом колесе будет z= .
3. Рассчитаем делительные диаметры зубчатых колес:
мм.
мм.
мм.
4. Рассчитаем диаметры вершин зубьев:
мм.
мм.
мм.
5. Рассчитаем диаметры впадин зубьев:
мм.
мм.
мм.
6. Момент двигателя выходного вала:
Н×м.
Номинальная мощность электродвигателя:
N===48,5 Вт.
Определим расчетную мощность электродвигателя по формуле:
5. Расчет ременной зубчатой передачи
Рис 5.
Межосевое расстояние находится по формуле:
(20)
где находится по формуле при выполнении условия (в нашем случае это условие выполняется):
(21)
где:
- число зубьев первого (меньшего) и второго (большого) зубчатого колеса соответственно.
- число зубьев зубчатого ремня, которое выражается из формулы:
, (22)
для 5, 6, 7 и 8-го зубчатых колес находится по формуле:
(23)
После определения межосевого расстояния определяются угол обхвата ремня и число зацепляющихся со шкивами зубьев n.
Угол обхвата для большего шкива:
(24)
Угол обхвата для меньшего шкива:
(25)
Число зубьев в зацеплении соответственно с большим и меньшим шкивами определяется по формуле:
(26)
Число n округляется до ближайшего меньшего целого.
Подставляем числовые данные:
.
z
.
для 5, 6, 7 и 8-го зубчатых колес находится по формуле:
.
.
Угол обхвата для большего шкива:
.
.
Угол обхвата для меньшего шкива:
> 120.
Число зубьев в зацеплении с большим зубчатым колесом:
.
Число зубьев в зацеплении с меньшим зубчатым колесом:
.
Расчет зубчатого ремня
Найдем скорость ремня [5. C. 251].
По табл. 2 [5. C. 246] при = 28 мм и = 1.466 м/с находим мощность, передаваемую одним ремнем – W и вычислим потребное число ремней по формуле: [5. C. 245] (27)
где:
K= 1 при спокойной нагрузке;
К = – корректирующий коэффициент,
– коэффициент угла обхвата, при , = 0,97.
= 1,167;
= 1.
.
Значит достаточно одного ремня.
Рассчитаем общую мощность передачи W и полезную нагрузку Р:
[5. C. 245], (28)
[5. C. 245], (29)
W = 0.15 кВ;
P = кН.
6. Расчет подшипников
В данном аппарате ИВЛ применяются радиальные однорядные шарикоподшипники.
Расчет шарикоподшипника из условия долговечности.
Выбор подшипников качения производят по приведенной нагрузке Р и расчетному ресурсу L в млн. оборотов по формуле:
С=Р [5. С. 152], (30)
где р=3 для шарикоподшипников.
Долговечность вычисляется по формуле:
L= [5. C. 149], (31)
где L – долговечность, ч.;
частота вращения подшипника ;
динамическая грузоподъемность.
Приведенную динамическую нагрузку определяют по следующей зависимости для радиальных и радиально-упорных шарикоподшипников
[3. C. 268] (32)
где:
R – радиальная нагрузка (Н);
А – осевая нагрузка (Н);
-коэффициент безопасности , т.к. нагрузка спокойная.
– Температурный коэффициент (при рабочей температуре до 100°С );
– коэффициент вращения (при вращении внутреннего кольца );
X и Y – коэффициенты нагрузки, определяются по таблице.
Зададимся диаметром вала: d = 8 мм.
По ГОСТу 8338-75 выберем типоразмер подшипника, внутренний диаметр которого равен диаметру цапфы вала – подшипник 1000098:
Внешний диаметр D = 19, количество шариков z = 8. Диаметр шарика Dw =3 мм, предельное количество оборотов в минуту nпр=25000(об/мин). Максимальная динамическая грузоподъемность для данного подшипника С= 900 Н.
Рассчитаем осевую нагрузку А.
Находим по номограмме соответствующий момент трения:. Зная момент трения и число шариков z, по номограмме находим соответствующую осевую нагрузку: .
Рассчитаем радиальную нагрузку R по формуле:
M=M+1,5А+1,25fR (33)
где:
f – коэффициент трения качения (f=0,02мм).
M – Начальный момент трения ненагруженного подшипника, М0,04D,
– диаметр окружности центров шариков (D(D+d)/2 ( мм)),
D==13.5 мм.
М0,54 Н
Из формулы (30) выражая радиальную нагрузку R, получим:
.
Отношение осевой нагрузки к радиальной А/R=2,5/38,126=0,066<0,35 следовательно радиальный тип подшипника выбран правильно.
Находим коэффициенты X и Y по таблице 44 [3. C. 268]:
Найдем значение отношения:
Исходя из неравенства определяем по таблице X и Y. [3. C. 268]
0,0660,19, следовательно X = 1 и Y = 0.
Вычислим значение приведенной нагрузки Р:
.
Зададимся долговечностью работы L= 10 часов.
Вычислим долговечность:
млн. оборотов.
Найдем динамическую грузоподъемность:
Н.
Максимальная динамическая грузоподъемность для данного подшипника С= 900 Н. Следовательно подшипник удовлетворяет режиму работы.
7. Заключение
В ходе работы над курсовым проектом было дано описание технических характеристик прибора, достоинства и недостатки, расчет передач зубчатым ремнем, расчет подшипников, расчет дыхательного меха и кинематический расчет.
Графическая часть курсового проекта включает в себя сборочный чертеж прибора ИВЛ «Авенир-221», деталировку и схему кинематического привода.
8. Список литературы
1.Упругие элементы приборов. 2-е издание. Андреева С.М. – М.: Машиностроение, 1981.
2.Тищенко О.Ф. Элементы приборных устройств. Курсовое проектирование, ч. 1,2. – М.: Высшая школа, 1978.
3.Милосердин Ю.М. Расчет и конструирование механизмов, приборов и установок. – М.: Машиностроение, 1987г.
4Шик А.Н. Руководство по классической физиологии дыхания. Л.: Медицина, 1980 г.
5.Расчет на прочность деталей машин: Справочник/ И.А. Биргер, Б.Ф. Шорр, Г.Б. Иосилевич. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Машиностроение, 1979. 702 с.
6.Справочник конструктора точного машиностроения/ Г.А. Веркович, Е.Н. Головенкин, В.А. Голубков и др.; Под общ. ред. К.Н. Явленского, Б.П. Тимофеева, Е.Е. Чаадаевой. – Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1989. 792 с.
7.http://www.mks.ru/ «Медицинские компьютерные системы».
http://www.mks.ru/library/conf/biomedpribor/2000/plen08.html
«РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НОВОЙ НАРКОЗНО-ДЫХАТЕЛЬНОЙ АППАРАТУРЕ». Р.И. Бурлаков, А.А. Бунятян, Ю.С. Гальперин, Ю.Г. Стерлин, А.И. Трушин. ЗАО “ВНИИМП-ВИТА” (НИИ медицинского приборостроения) РАМН, РНЦХ РАМН, г. Москва.