скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Антимонопольное регулирование отечественной экономики

Достаточно часто встречаются такие нарушения, как навязывание невыгодных условий соглашения, нарушение порядка ценообразования, скоординированные действия фирм, устремленные на ограничение конкуренции. Исследования более 200 цен показали, что треть предприятий, занимающих преобладающее положение на рынке товаров , завышают цены на товары и услуги[7].

Также закон налагать запрет на установление монопольно высоких или монопольно низких цен; а также изымать товар из обращения, чтобы формировать и поддерживать дефицит товара или повышать цену; навязывать такие условия договора, которые не могут быть выгодными для фирмы или не относящиеся к предмету договора, также включать в договор ущемляющие условия, которые ставят контрагента (фирму) в положение ниже по сравнению с другими предприятиями, а также мешать входу на рынок (или уходу с него) другим фирмам, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками).

Для того, чтобы важность этого запрета стала полностью понятной, мы считаем необходимым уточнить, что такое монопольно высокая и монопольно низкая цены.

Монопольно высокая цена – это цена, которая устанавливается доминирующим на рынке данного товар производителем, с целью возмещения безосновательных затрат, вызванные неполным использованием производственных ресурсов, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения качества товара.

Монопольно низкая цена – это цена покупаемого товара, установленная доминирующим на рынке данного товара покупателя с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет производителя свои неосновательные затраты. Другими словами это цена, намеренно установленная доминирующим на рынке определенного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, но способном на вытеснения конкурентов с рынка товаров и услуг[8].

На данный момент, в России чаще устанавливаются монопольно высокие цены, а в передовых промышленных странах, где преобладает конкуренция на рынках - монопольно низкие. Все дело в том, что российский монополизм выражает свое антиконкурентное поведение главным образом в отношениях с покупателями или поставщиками, а никак не с конкурентами. Но дело в том, что по мере развития конкуренции увеличивается возможность установления монопольно низких цен: чаще это происходит, когда крупная, многопрофильная компания увеличивает цены на один сектор своего производства и при этом занижает цены на продукцию другого, тем самым блокируя конкурентов. Таким образом, важно контролировать финансово-промышленные компании.

Кроме этого вместе с запретами на заключение невыгодных для конкуренции соглашений и злоупотребление доминирующим положением для борьбы с антиконкурентными действиями правительство применяет контроль за экономической концентрацией. Экономическая концентрация возникает в результате слияния, создания новых фирм и объединений или когда появляется возможность для группы предприятий устанавливать на рынке согласованную политику.

В соответствии с законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного уровня по объему мероприятий, оно должно получить согласие от антимонопольного органа на свои последующие действия (так называемый предварительный контроль) или информировать его о них (последующий контроль).

Органом по регулировании монополий предварительно контролируются:

·           создание, присоединение или слияние коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ[9];

·           ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).

При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный орган о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации. В случае, если создание новой фирмы ведет к ограничению конкуренции, ФАС может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются негативных для конкуренции последствий своих действий, то могут обратиться в МАП до регистрации и получить соответствующее заключение.

Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

Но, в тоже время, нередко создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций нередко проходят с нарушением антимонопольного законодательства.

Для антимонопольной политики безусловно важным является также запрет на недобросовестную конкуренцию.

Под понятием недобросовестная конкуренция понимаются определенные действия, которые направлены на получение преимуществ, противоречащие антимонопольному законодательству, а также традициям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые принесли (или могут принести) убытки конкурентам или нанесли урон их бизнес- репутации. Здесь следует говорить распространении ложных или неточных сведений, которые способны причинить убытки или нанести урон конкурентам, а также введении покупателей в заблуждение относительно характера, технологии, места изготовления, потребительских свойств и качеств продаваемого товара, а также недобросовестное сравнение своего собственного товара с аналогичной продукцией у конкурентов. К недобросовестной конкуренции к тому же относится получение, использование и разглашение технологической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия фирмы-владельца.

Ко всему прочему, безусловно, увеличивается интерес предпринимателей к защите деловой репутации своего предприятия и также юридический охране товарных знаков от их противозаконного использования.

Антимонопольная политика РФ использует ещё и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Формирование рыночных отношений подразумевает ликвидация прямого вмешательства государственных органов правительства в деятельность фирм. На сегоднешний день законом воспрещается создавать и утверждать ряд нормативных актов и совершать определенные действия, которые по своей специфике могут ограничить самостоятельную деятельность предприятий. А также те, которые образовывают ущемляющие или удобные условия для одних предприятий, но в ущерб другим и таким образом ограничивают прямую конкуренцию на рынке и ущемляют интересы предприятий и людей.

Однако власти субъектов Федерации РФ и также органы местного самоуправления допускают многочисленные ошибки и нарушения, в частности совершают предоставление необоснованных льгот, вводят запреты на создание предприятий , ограничивают их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность определенных договоров и соглашений, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг ряда предприятий и так далее. [10]

Кроме того, законодательство РФ довольно многое воспрещает официальным лицам государственной власти и управления, к примеру:

1.         заниматься предпринимательской деятельностью, иметь собственные предприятия;

2.         свободно или через посредников принемать участие в голосованиях, используя при этом принадлежащие им (вкладов, долей) на общих собраниях акционеров;

3.          совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

Более того, запрещается создавать различные министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения, принимаемые исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления им льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.

Кроме уже перечисленных нами мер, в политике России широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам исследования состояния на товарных рынках и долей предприятий на них (более или менее 35%) они включаются или исключаются из государственного реестра. Этим занимается ФАС, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления региональных рынков. Основная цель, чтобы составлять такой реестр это иметь четкое представление о крупнейших субъектах рынка, а также иметь контроль за соблюдение ими антимонопольного законодательства.

В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), "Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные, краны укладочные), Новосибирский металлургический завод (листовая инструментальная холоднокатаная сталь), Магнитогорский металлургический комбинат (штрипсы сортовые качественные), "Уфанефтехим" (каучуки этиленпропиленовые), "Волжское химволокно" (нити полиуретановые текстильные) и др.

Количество предприятий, включенных в реестр зависит от границ товарного рынка, на котором будет определяться их доля. Чем детальнее рассматривается терминология продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

Но здесь следует отметить, что внесение предприятия в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры - например, по ценам, так как само существование крупных предприятий не означает, что они обязательно злоупотребляют своим преобладающим положением. Более того, их монополистическая деятельность даже невозможна в случае если на рынке низок платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства.


2. Сравнительная оценка антимонопольных систем США и Российской Федерации

2.1 Различия между системами антимонопольного регулирования государств

Антимонопольное законодательство России разрабатывалось по аналогии с антимонопольным законодательством США, между тем экономические реалии двух этих стран различаются в достаточно сильной степени.

В частности, антимонопольное законодательство США разрабатывалось в условиях, когда существовавшая система классической свободной конкуренции стремилась законсервировать себя, остановив естественный процесс укрупнения капитала, делающий функционирование рыночной экономики более эффективным. Заслугой экономической системы США явилось не наличие в ней антимонопольного законодательства, а тот факт, что она не сдерживала объективного процесса концентрации производства и централизации капитала, результатом чего явилось развитие в экономике США крупных и крупнейших корпораций, которые со временем превратились в ТНК.

Американские монополии выработали множество приемов, при помощи которых они получали возможность обойти положения законодательных актов. Например, ими широко используется традиционный институт доверительного управления, предусматривающий передачу имущества, акций и т.п. в распоряжение доверительного управляющего, что обеспечивало централизацию функции управления в данных объединениях.

Возможно, именно то, что американские монополии нашли возможность обходить антитрестовское законодательство, заложило основы процветания экономики США и развитие американских транснациональных корпораций.

Как сама идея антимонопольного регулирования, так и ее первоначальная реализация возникли именно в США в период формирования корпоративного капитализма. В это время шел объективный процесс укрупнения американских компаний, и столь же естественными выглядели попытки сохранить старую, классическую систему свободной конкуренции. «Разумеется, первые американские монополисты, такие как Дж. Рокфеллер, Дж. П. Морган и Э. Карнеги, не вызывали любви ни населения, ни правительства. Однако сейчас совершенно ясно, что источником экономической мощи США является деятельность этих самых первых американских «королей» деловых кругов».

Любой стране нужны крупные национальные капиталы, которые должны быть конкурентоспособными на мировом рынке. В связи с этим уместность применения антимонопольного законодательства, подобного американскому, можно поставить под сомнение.

Исторический опыт недвусмысленно свидетельствует, что все антимонопольные преследования заканчивались провалом, по крайней мере, в том смысле, что к улучшению состояния рынка они не приводили. Об этом свидетельствует случай с Дж. Рокфеллером, нефтяным «королем» США конца XVIII - XIX в., которого хотя и вызывали в суд, но так это дело ничем серьезным и не закончилось. Аналогичная история произошла с Дж. П. Морганом, банковским «королем» США того времени. История с Б. Гейтсем, точно так же «захлебнулась» на определенном этапе судебного разбирательства. Кстати говоря, сейчас уже ни для кого не секрет, что помощь в «закрытии» дела фирмы Microsoft шла, хотя и в очень завуалированной форме, именно от правительства США. Это было сделано по очень простой причине: компания Microsoft является гордостью и силой Америки, и было бы преступлением разрушать с таким трудом созданную империю программного продукта. В данном случае продемонстрирована нежелательность бездумного применения инструментов антимонопольного регулирования.

Сказанное свидетельствует о том, что антимонопольные преследования всегда носили декларативный характер и истинной целью их являлось официальное объявление государством (правительством) своего протеста против излишней власти, сосредоточенной в руках отдельных компаний. Выбор подобной формы протеста в основном обусловлен историческими особенностями развития экономики США и вряд ли может быть перенесен на российскую почву.

Российские условия в период принятия антимонопольного законодательства были совсем другими. Российская экономика представляла собой разновидность монополистической рыночной структуры, в которой носителями монопольной власти были отраслевые министерства и различные главки. В странах, экономика которых длительное время развивалась в рамках плановой системы, степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившемся рыночным хозяйством. Это связано, прежде всего, с различиями путей формирования предпринимательских монополий. В рыночном хозяйстве монополистические объединения формировались «снизу»; они являются следствием развития конкуренции, приводящей к росту концентрации и централизации производства и капитала. Государственные органы, опираясь на антимонопольное законодательство, пытались в той или иной мере препятствовать значительному повышению степени монополизации.

В плановой экономике монополистические структуры формировались «сверху». Государственные органы не только не препятствовали, а, наоборот, активно способствовали повышению степени монополизации хозяйства. Известно, что эффективность жесткого централизованного управления, основанного на административных методах, снижается со значительным увеличением числа управленческих связей. Поэтому государственные министерства и ведомства, стремясь ограничить рост таких связей, пытались сконцентрировать производство каждого вида продукции в рамках максимально узкого круга предприятий, соединить в производственных объединениях производителей одинаковой и аналогичной продукции. В результате складывалась высокомонополизированная экономика. Именно в данных условиях формировалось российское антимонопольное законодательство.

Ссылаясь на приведенную ранее хронологию становления антимонопольного законодательства в России, необходимо еще раз проследить как выглядит совокупность нормативных актов Российской Федерации, направленной на защиту конкуренции. Первоначально основными элементами этой системы были Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948 (с изменениями от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля 2006 г.) и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2001 г., 2 февраля 2006 г.). Затем второй из перечисленных законов был отменен полностью, а первый в большинстве своих статей, и основным законодательным актом антимонопольного регулирования в настоящее время является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции». [11]

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.