скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Основным направлением совершенствования ценообразования станет проведение взвешенной ценовой политики, базирующейся на гибком сочетании свободных и регулируемых цен, расширении сфер рыночного ценообразования. В результате решения задач по упорядочению цен в отраслях АПК предполагается привести в соответствие закупочные, отпускные и розничные цены, прежде всего, на продукцию животноводства. Необходимо также в полной мере использовать систему договорных цен, которая должна сочетаться с применением гарантированных закупочных цен [14, с.5].

Ценовое регулирование в агропромышленном комплексе будет направлено на улучшение финансового состояния сельскохозяйственных и перерабатывающих отраслей, упорядочение цен и недопущение ценовых перекосов на различные группы продовольствия, насыщение потребительского рынка, обеспечение рентабельного производства социально значимых продовольственных товаров. Перекосы в уровнях закупочных и розничных цен на продукцию животноводства будут постепенно устраняться путем увеличения минимальных закупочных цен на продукцию животноводства до уровня, обеспечивающего на первом этапе возмещение нормативных затрат на производство и получение прибыли, достаточной для воспроизводства. Учитывая низкую рентабельность и убыточность производства социально значимых мясных и молочных продуктов, реализуемых по регулируемым предельным ценам, не обойтись без поэтапного увеличения отпускных и розничных цен на них [14, с.5].

Для поддержания конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей по мере финансовой стабилизации будут создаваться условия, позволяющие субъектам хозяйствования формировать цены с учетом конъюнктуры рынка, для чего намечается и впредь сокращать сферу регулируемого ценообразования.

Важнейшими задачами отраслевых министерств, других республиканских и местных органов государственного управления, предприятий должны стать постоянная работа по конкретным направлениям усиления экономии и рационального использования материальных ресурсов, ужесточение норм расхода сырья, материалов. Для этого следует создать дополнительные механизмы экономического стимулирования организаций к снижению издержек производства и на этой основе повысить эффективность их деятельности, прежде всего конкурентоспособность продукции.

Следует подчеркнуть, что, прежде всего, необходимо принять меры по стабилизации цен и курса. Основными направлениями реализации антиинфляционной политики являются меры по ограничению монетарных факторов инфляции, меры по ограничению издержек и меры по структурному регулированию рынков товаров и услуг.

 Управляемости инфляцией в определенной степени способствовали принимаемые государством меры, направленные, с одной стороны, на замедление роста цен, с другой - на ликвидацию ценовых диспропорций в отдельных отраслях экономики, в первую очередь в агропромышленном и топливно-энергетическом комплексах, в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Но все-таки определенных позитивных сдвигов за последнее время мы добились.

Динамика инфляции (ИПЦ*) в Беларуси 1992-2003гг.

Страна

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Беларусь

1071

1290

2321

809

153

164

173

394

269

161

143

125


Среднемесячный уровень инфляции в 1999 году составлял 11,3%, в 2000 году - 6,3, за 2001 год - 3,2% [7, с.26] , за январь 2003г. инфляция составила 4,3%, что выше прогнозного параметра на 2003г (1,4-1,8% за месяц) [5, с.120].

Индекс цен на продукты питания за 10 месяц 2003г составил 22,4%.[2, с.7] Как свидетельствуют данные статистики за ряд лет, в начале года, как правило, цены растут более высокими темпами, что обусловлено спецификой функционирования народного хозяйства. При расчете прогнозного показателя инфляции на год это обстоятельство обязательно учитывается [20, с.7].

Национальный банк провел весьма жесткую денежно-кредитную политику. Однако, вместе с тем, инфляционная ситуация остается сложной. Анализ показывает, что на 50-70% инфляция вызвана не монетарными, а структурными причинами.

При сохранившейся положительной динамике основных макроэкономических показателей, в социально-экономическом развитии республики по итогам 10 месяцев 2003 г. наметилась тенденция замедления экономического роста.

Рост валового внутреннего продукта (ВВП) за январь-октябрь 2003 г. составил 104,1% при 104-105% по прогнозу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2003 г. Данный рост ВВП обеспечен при снижении материалоемкости валового выпуска.

Хотелось бы подчеркнуть, что макроэкономическая политика влияет на инвестиционный климат, прежде всего через обеспечение определенных ориентиров для субъектов хозяйствования. Ведь в условиях высокой инфляции и нестабильного обменного курса весьма сложно накапливать и сохранять от обесценения финансовые ресурсы секторов экономики, а также предусмотреть эффективность самих инвестиционных проектов даже в краткосрочной перспективе. В Беларуси в настоящее время сохраняется неустойчивая инфляционная ситуация.

В 2003 году произошло снижение инвестиционной активности в народном хозяйстве. Темп роста объема инвестиций в январе-октябре 2003 года составил 105,2% к аналогичному периоду 2002 г. при прогнозе на год 106-107%. Следует отметить, что увеличение доли инвестиций, направляемых в объекты производственного назначения в условиях критической степени износа основных производственных фондов предприятий, является, безусловно, положительной тенденцией и, более того, необходимым условием их воспроизводства. Подчеркнем, что снижение инвестиционной активности обусловлено рядом причин: уменьшение доли средств инновационного фонда, направляемых на инвестиции в основной капитал; сложное финансовое положение большинства предприятий.

Реализация Правительством и Национальным банком Республики Беларусь комплекса антиинфляционных мер позволила существенно замедлить рост потребительских цен в стране.Замедлению темпов инфляции способствовала проводимая в текущем году взвешенная денежно-кредитная политика, направленная на поддержание плавной и предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля, девальвация которого по отношению к доллару США за январь-октябрь 2003 года составила 119,2% или 1,8% в среднем за месяц.

Стабильность на валютном рынке обусловлена проводимой в январе-октябре процентной политикой, которая была ориентирована на обеспечение устойчивого превышения доходности по операциям в белорусских рублях над доходностью в иностранной валюте при положительном уровне процентных ставок в реальном выражении.

С учетом инфляции определены и другие целевые показатели прогноза и бюджета на 2004 г. По бюджету 2004г. для инфляции установлен «потолок»-18%. При этом учтено, что определенные ценовые подвижки в целях достижения параметров, предусмотренных Законом "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год", предстоит осуществить в отношении жилищно-коммунальных услуг для населения, услуг городского и пригородного транспорта. В нынешнем бюджете есть весьма важные установки на снижение инфляции, стимулирование реального сектора производства, стабилизацию социальной сферы, обеспечение инвестиционной активности. Одновременно будет усилено внимание к формированию цен на продукцию (услуги) указанных отраслей в части экономической обоснованности издержек и их снижения.

Постепенно нарастающее влияние на денежно-кредитную политику будут оказывать структурные сдвиги в экономике. Увеличение производства в промышленных отраслях экономики с длительными технологическими циклами и более глубокой переработкой сырья, модернизация предприятий реального сектора экономики, внедрение современных наукоемких технологий, а также изменение направления денежных потоков в пользу инвестиционной составляющей и расширение кредитования реального сектора экономики банковской системой будут способствовать некоторому снижению скорости обращения денежной массы. В свою очередь это обусловит необходимость не инфляционного расширения денежного предложения для покрытия производимого объема.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в 2003 году ценовая политика, сочетая в себе механизмы свободного и регулируемого ценообразования, будет наряду с другими антиинфляционными мерами направлена на создание условий для снижения инфляции, роста производства и повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

Инфляция представляет собой комплексную проблему. Для ее решения необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и совершенствованием системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением проблемы неплатежей. Необходимый комплекс мер должен приниматься не в одночасье, а последовательно и согласованно друг с другом.

1. Единственный способ остановить инфляцию - переход к выдаче новых кредитов исключительно за счет возврата старых. Так работают все безинфляционные банковские системы мира. Это возможно только в том случае, если при невозможности возврата кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства. Без решения проблемы демонтажа устаревших и неэффективных производственных мощностей перейти к безэмиссионной политике не удастся.

Поэтому первейшая задача - добиться неукоснительного возврата ранее выданных кредитов (что в условиях уменьшающейся инфляции будет непросто), в том числе и за счет банкротства, санации или продажи эффективному собственнику отдельных предприятий.

2. Неукоснительный возврат касается и заимствований государства посредством облигаций. Главная проблема рынка ГКО - недоверие государству, подкрепляемое заявлениями и действиями Министерства финансов. Стабильное функционирование рынка ГКО - предпосылка стабильности белорусского рубля.

Поэтому вторая задача - восстановление доверия к облигациям государства. Для этого нужно добиться неукоснительного погашения точно в срок каждого тиража, кроме того, целесообразны публичные аргументированные заверения министра финансов о невозможности обвалов на этом рынке.

3. Поддержание стабильных цен снизит доходность банковского сектора, что создаст значительные проблемы с банковской ликвидностью.

Поэтому третья задача - консолидация банковского капитала путем слияния и привлечения новых акционеров. Вместе с тем, главный стимул для акционеров - рост индекса акций того или иного банка. Нужно наладить нормальный фондовый рынок, хотя бы банковских акций.

4. Анализ обнаруживает большую зависимость производственной сферы от условий внешней торговли, основной характеристикой которой является реальный курс обмена, который определяет относительные цены. Ценообразование предприятий ориентировано на интуитивный обменный курс, который будет, по их мнению, в момент сделки. Тем самым предприятия сами формируют некоторый «панический» курс и в ценообразовании ориентируются на него. Поэтому очень важно Национальному банку объявлять планируемую траекторию обменного курса и инфляции и добиваться их максимального выполнения.

5. Исследования показали, что в условиях Беларуси стабильным является только спрос на узкие деньги (М0, М1), спрос же на широкие деньги МЗ, М4 устойчивым назвать нельзя. Поэтому монетарное таргетирование, применявшееся в отношении совокупной рублевой массы МЗ на представляется целесообразным заменить на целевые ориентиры по М1.

6. Поощрение конкуренции и отмена правил, ограничивающих развитие рынков. Моделирование инфляции с помощью моделей Леонтьева в условиях ограниченной конкуренции показывает, что внутренняя солидарность отрасли существенно влияет на цены.

7. Стабильный единый курс и наибольшая (по белорусским меркам) инфляция выровняет условия хозяйствования для всех и покажет истинную рентабельность предприятий. Некоторые из них окажутся в критическом положении, поэтому нужны будут быстрые и жесткие методы по их санации или банкротству. Это требует эффективно действующего законодательства, наличия профессиональных антикризисных управляющих. Вместе с тем, поддерживать такие предприятия за счет льгот по налогам, безвозвратных кредитов разумно только в крайне редких случаях (градообразующее предприятие, временные затруднения), ибо каждое из таких предприятий ложится бременем на всю экономику и вносит свой вклад в инфляцию [26, c. 3-5; 27, c. 34-35, 37; 28, c. 21-23; 29, c. 9-10; 30, c. 45-46; 32, c. 30-35; 33, с. 9-10]

 С целью сокращения инфляции и стабилизации обменного курса белорусского рубля, прежде всего, необходимо ограничить денежно-кредитную эмиссию в жилищное строительство и АПК, которые к тому же создают и дополнительный спрос на валюту. Сокращение эмиссионных источников поддержания экономического роста будет компенсировано за счет улучшения финансового состояния реального сектора экономики, увеличение экспорта в связи с повышением его конкурентоспособности, увеличения амортизационных отчислений, увеличения притока прямых иностранных инвестиций.

К тому же социально-экономическое развитие республики в 2003 г. в целом характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей и выполнением большинства из важнейших параметров прогноза, что дает полное основание прогнозировать успешное проведение антиинфляционной политики и, следовательно, повышение благосостояния народа.

В заключение хотелось бы отметить, что Республике Беларусь просто жизненно необходимы решительные сдвиги в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечения инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг. Для управления инфляцией необходимо научиться выдавать новые кредиты только после возврата старых, возможно, даже и ценой банкротств, санации или продажи эффективному собственнику отдельных предприятий, а также провести программу по снижению дефицита госбюджета. Немаловажно восстановить доверие к облигациям государства, так как стабильное функционирование рынка ГКО – в национальной валюте предпосылка стабильности белорусского рубля. Национальному банку РБ важно удержать объявленную траекторию обменного курса и инфляции. Необходима также стандартизация инструментов регулирования ликвидности и уменьшение норм обязательных резервов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире существует немало проблем, которые мы можем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них. Она существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив сразу экономики всех стран: развитых и развивающихся. Вся прогрессивная экономическая мысль человечества, положила немало усилий для борьбы с ней, но инфляция окончательно побеждена не была, т.к. появились новые и более сложные ее формы. В некоторых странах определенные успехи уже достигнуты, в других же, как в Республике Беларусь, находятся вначале этого пути, что ставит их в привилегированное положение. Они, используя накопленный исторический опыт, могут избежать чужих ошибок.

Таким образом, в своей работе я попытался раскрыть сущность и инструменты антиинфляционной политики сегодня, проанализировала проведение борьбы с инфляцией в переходной экономике Республики Беларусь.

Хотелось бы отметить, что для проведения успешного антиинфляционного регулирования необходимо четко изучить сущность инфляции, опыт развитых стран в борьбе с ней, определить инструменты антиинфляционной политики.

Стало понятно, что одним из важнейших инструментов антиинфляционного регулирования является успешное проведение денежно-кредитной политики, стабилизация обменного курса белорусского рубля, стабильность цен на товары и услуги.

Следует подчеркнуть, что в сложившейся ситуации правительство нашей страны должно поставить проведение антиинфляционной политики на первое место. Любая попытка в нынешних белорусских условиях увеличить денежную массу приведет к падению курса и новому витку инфляции. Запланированные параметры по курсу должны быть выполнены.

В реальном секторе и при растущем отрицательном сальдо эластичность курса и инфляции от эмиссии будет значительной. Вместе с тем рублевая денежная масса по отношению к ВВП столь мала, что без оборотки нарастить экспорт проблематично.

Среди других монетарных инструментов уменьшения инфляции наряду с сокращением денежной эмиссии следует отметить снижение дефицита госбюджета (особенно той его части, которая покрывается посредством денежной эмиссии), проведение более реалистичной процентной политики по депозитам и кредитам, регулирование резервных требований, политику доходов, сокращение бартерных операций и других суррогатных платежных средств (неплатежи).

Необходимо проведение мероприятий по привлечению иностранных инвестиций в страну. Но данные задачи нереализуемы без активизации фондового рынка и создания его современной инфраструктуры. Эта задача должна иметь самый высокий приоритет сегодня. Ровно, как и создание нормативной базы для выпуска белорусскими предприятиями ценных бумаг.

Целью денежно-кредитной политики должно быть создание условий для макроэкономической и финансовой стабилизации как фактора экономического роста и повышения уровня жизни народа.

Таким образом, правительство нашей страны и Центральный банк РБ должны обеспечить внутреннюю и внешнюю устойчивость денежной единицы, поддержание стабильных цен и общей экономической политики государства.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.    "А как же инфляция?" // Национальная экономическая газета № 75 от 8 октября 2002 года (стр.19).

2.    «Итоги 2003» // Финансовый директор 1 2004г. (стр.4-10).

3.    Богомолов О.Т. "Реформы в зеркале международных сравнений". М, "Экономика", 1998.

4.    Вечерко Г., Каштанова Е. "Экономика Беларуси на стыке двух веков: тенденции, проблемы перспективы". "Инфляция: причины, факторы, последствия" // Белорусский банковский бюллетень № 15, 2002.

5.    «О социально-экономическом развитии РБ в январе 2003г» // Экономика. Финансы. Управление. №3 2003г. (стр.120-122).

6.    "Денежно-кредитная политика в I квартале 2002 года" // Белорусский банковский бюллетень № 15, 2002.

7.    Зиновский В.И., Гасюк Г.И., Михно В.Г. "Республика Беларусь в цифрах". Краткий статистический сборник. Минск, 2002.

8.    "Инфляция в Беларуси: что, как и почему" под редакцией М.Л. Свиридовича, В.П. Лыча. Минск, 1996.

9.    Ковалев М. "Антиинфляционная политика для Республики Беларусь" // Вестник Ассоциации белорусских банков 48, 2000.

10.  Ковалев М. "Как обуздать инфляцию?" // Банковский вестник № 10, 2001.

11.  Красавина Л.Н. "Инфляция и антиинфляционная политика". М, "Финансы и статистика", 2000.

12.  Крединс Н.Е. "Экономические реформы правительства М.Тэтчер" // Финансовый менеджмент № 4, 2001.

13.   Криворотов Д. "Обменный курс в качестве номинального якоря денежно-кредитной политики" // Банковский вестник № 10, 2001.

14.  Купреева Л. "Инфляцию обуздать трудно, но надо" // Национальная экономическая газета № 23(543) от 29 марта 2002 г.

15.  Луссе А.В. "Макроэкономика". Санкт-Петербург, 1999.

16.  «Большой скачок – большие деньги» // Дело (Восток + Запад) №1 2004г. (стр.8-9).

17.  Национальная экономическая газета от 9 августа 2002 года (стр.1).

18.  "О работе народного хозяйства Республики Беларусь в январе-сентябре 2002 года" // Национальная экономическая газета № 83 от 5 ноября 2002 года (стр.4).

19.  "Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг."

20.  "Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2002 г."

21.  Сафронова Л.Т. "Антиинфляционная политика: опыт зарубежных стран". Новороссийск, 2000.

22.  Тарасов В.С. "Денежно-кредитная политика и инфляция" // Финансы, учет, аудит № 9, 2000.

23.  Тихонов А.О. "Антиинфляционная политика: перспективы на 2001 год" // Вестник Ассоциации белорусских банков № 34, 2000.

24.  Травин Д.Л. "Долгая дорога к чуду" // Звезда № 2, 2000.

25.  Усов В.В. "Деньги. Денежное обращение. Инфляция". Москва, 1999.

26.  Алымов Ю., Гулев В. Приемлема ли для Беларуси политика таргетирования инфляции? // Банковский вестник. - 2000. - №34. - С. 2-7.

27.  Желиба Б. Денежно-кредитная политика национального банка в переходной экономике // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2002. - №14-15. - С. 34-37.

28.  Ковалев М. Антиинфляционная политика для Республики Беларусь // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2000. - №48. - С. 17-24.

29.  Ковалев М. Инфляция. Способна ли Беларусь остановить ее? // Директор. - 2001. - №1. - С. 8-10.

30.  Красная Т. Проблема неплатежей и условия ее решения // Белорусский банковский бюллетень. - 2002. - №17. - С. 39-46.

31.  Матяс А., Крупа О. Инвестиционный климат Беларуси: направления улучшения // Белорусский банковский бюллетень. - 2001. - №10. - С. 41-59.

32.  Перепечко С. Немонетарные факторы инфляции // Банковский вестник. - 2001. - №22. - С. 29-35.

33. Тихонов А. Эконометрический анализ инфляции: необходимы структурные преобразования // Финансы. Учет. Аудит. - 2001. - №8. - С. 10-11.


Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.