Курсовая работа: Анализ потребительских свойств и показателей ассортимента электродрелей
Обороты регулируют курком со встроенным в него колесиком. Kress 750 HTC специализированный инструмент для сверления отверстий особо большого диаметра, а также для перемешивания красок, растворов и т. д.
4. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АССОРТИМЕНТА ЭЛЕКТРОДРЕЛЕЙ
4.1 Структура ассортимента
Ассортимент товара – это подбор товаров разных видов и разновидностей, предназначенный, прежде всего, для удовлетворения потребностей потребителей. По местонахождению ассортимент товара классифицируют:
1) промышленный (производственный) ассортимент;
2) торговый ассортимент.
Промышленный (производственный) ассортимент – это набор товаров, выпускаемых изготовителем, исходя из его производственных возможностей /14, с.56/.
Торговый (товарный) ассортимент – набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы /13, с.12/.
При расчете показателей структуры ассортимента в качестве основного объекта исследования был взят магазин «Амурснабсбыт», находящийся по адресу улица Мухина 152. Данная торговая точка осуществляет отпуск товаров, как оптом, так и в розницу, что, безусловно, является удобством для потребителя.
Основными конкурентами магазина «Амурснабсбыт» являются магазин «Домострой», располагающийся по адресу улица Мухина 103, также гипермаркет «Амурская строительная ярмарка», расположенный по адресу улица Мухина 110/а. Данные торговые точки были выбраны в качестве основных конкурентов ввиду того, что они предлагают потребителю сходную продукцию, находятся неподалеку от главного объекта исследований, имеют достаточно широкую известность среди населения, а также зарекомендовали себя на рынке города Благовещенска как продавцы качественной фирменной продукции.
Далее будут рассчитаны пять основных показателей ассортимента электродрелей, представленных в магазине «Амурснабсбыт»: коэффициент широты, коэффициент полноты, коэффициент новизны, коэффициент устойчивости, и коэффициент рациональности
4.2 Коэффициент широты ассортимента
Широта ассортимента – это количество видов, наименований и разновидностей товаров однородных и разнородных групп /7, с. 13/.
Для расчета коэффициента широты потребуется базовая и действительная широты ассортимента. Базовая широта широта, принятая за основу для сравнения. Действительная широта - фактическое количество видов, разновидностей и наименований однородных, разнородных групп, имеющихся в наличии /13, с.13/.
В исследуемом магазине «Амурснабсбыт» фактическое количество электродрелей составляет 43 моделей (Шд). У первого и второго конкурентов численное значение электродрелей, с учетом неповторяющихся моделей составляет 14 и 12 соответственно. Базовая широта (Шб) определяется как сумма моделей электродрелей, имеющихся в наличии в магазине «Амурснабсбыт» и у конкурентов (магазин «Домострой» и гипермаркет «Амурская строительная ярмарка»).
Для определения коэффициента широты используется следующая формула (1):
Кш = (Шд : Шб), (1)
где Кш – коэффициент широты;
Шд – широта действительная;
Шб – широта базовая.
Произведем расчет коэффициента широты:
Кш = (43: (43+14+12)) = 0,62
Так как полученный коэффициент широты равен 0,062, это свидетельствует о достаточно широком ассортименте электродрелей в основной торговой точке и говорит о его наибольшей оптимальности по сравнению с главными конкурентами. Данное количество моделей достаточно для того, чтобы любой потребитель смог приобрести электродрель в магазине « Амурснабсбыт» в соответствии со своими потребностями и материальными возможностями.
4.3 Коэффициент полноты ассортимента
Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Относительным показателем полноты ассортимента является коэффициент полноты, который рассчитывается по отдельно взятому признаку выбранного товара /14, с.57/.
В качестве основополагающего признака при расчете коэффициента полноты был выбран мощность электродвигателя.
При расчете коэффициента полноты ассортимента, исходя из мощности электродвигателя, нужно определить полноту действительную и полноту базовую. В результате проведенных исследований в трёх торговых точках выяснилось, что каждый продавец может представить потребителю электродрели со следующими мощностями электродвигателя (Вт): 400, 450, 500, 550, 600, 650, 700, 850, 900, 1000, т. е. действительная полнота равна 10. Кроме того, у главных конкурентов исследуемой торговой точки было выявлено наличие электродрелей с мощностями электродвигателя в 800Вт и 950Вт. Исходя из вышеуказанных данных следует, что полнота базовая равна 12.
Для определения коэффициента полноты используется формула:
Кп = (Пд : Пб), (2)
где Кп – коэффициент полноты;
Пб – полнота базовая;
Пд – полнота действительная,
Произведем расчет показателя полноты брючных костюмов:
Кп = (10:12) = 0,83
В результате вычислений коэффициент полноты электродрелей составил 0,83. Данный коэффициент показывает, что ассортимент электродрелей с различной мощностью мотора в исследуемой торговой точке представлен достаточно полно, в сравнении с имеющимся количеством электродрелей с такими же мощностями электродвигателя у основных конкурентов. Так как данный показатель достаточно высок, значит и высока вероятность того, что потребительский спрос на электродрели удовлетворен.
4.4 Коэффициент новизны ассортимента
Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров /7, с.14/. Причинами, побуждающими обновлять ассортимент, являются:
-замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом;
-разработка новых товаров улучшенного качества;
-создание конкурентных преимуществ организации;
-удовлетворение потребностей широкого круга потребителей.
Потребителями новых товаров являются «новаторы». Новые товары удовлетворяют не столько физиологические, сколько психологические и социальные потребности такой группы людей.
Новизна ассортимента характеризуется коэффициентом новизны, который определяется как отношение количества новых товаров в общем перечне представленных (Н) к действительной широте ассортимента (Шд).
Таким образом, коэффициент новизны рассчитывается по следующей формуле:
Кн = (Н : Шд) , (3)
где Кн – коэффициент новизны;
Н – количество новых моделей электродрелей, поступивших в продажу за определенный период времени;
Шд – действительная широта ассортимента.
Данный показатель обязательно рассчитывается за определенный период времени и показывает количество новинок, поступивших на продажу в отдел за выбранный период времени.
Путем опроса продавца исследуемого магазина «Амурснабсбыт» было установлено, что за последние 3 месяца появилось 10 новых моделей электродрелей.
Произведем расчет коэффициента новизны:
Кн=(10:43)=0,23
Коэффициент новизны для данной торговой точки составил 0,23. Этот факт говорит о постепенном обновлении ассортимента электродрелей. Магазин «Амурснабсбыт» уделяет большое внимание обновлению собственного ассортимента, предлагая новые модели в умеренном количестве, минимизируя риск понести убытки в связи с низким спросом на представленные новые модели электродрелей.
4.5 Коэффициент устойчивости ассортимента
Устойчивость ассортимента способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары /16, с. 56/.
Потребители товаров устойчивого ассортимента могут быть охарактеризованы как «консерваторы во вкусах и привычках». Оценив определенное наименование товара, они долго не меняют свои предпочтения.
Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации товаров.
В данной работе для определения коэффициента устойчивости использовался метод опроса. Опрошен был продавец магазина «Амурснабсбыт». И в результате было выявлено, что 15 моделей электродрелей магазина «Амурснабсбыт» пользуются постоянным спросом.
Коэффициент устойчивости рассчитывается по следующей формуле:
Ку = (У : Шд) , (4)
где Ку – коэффициент устойчивости;
У (показатель устойчивости) – число моделей электродрелейв, пользующихся устойчивым спросом у потребителей;
Шд – действительная широта ассортимента.
Теперь рассчитаем данный показатель для исследуемой фирмы:
Ку = (15:43)=0,34
Полученное значение свидетельствует о том, что 34% всех представленных электродрелей пользуются устойчивым спросом у покупателей. Помимо основных моделей электродрелей, пользующихся устойчивым спросом потребителей, магазин «Амурснабсбыт» включает в структуру ассортимента электродрели новых моделей, формируя рациональный ассортимент, что позволяет не только получить прибыль, но и наиболее полно удовлетворить потребности потребителей разных социальных групп.
4.6 Коэффициент рациональности ассортимента
Рациональность ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей /16, с. 56/.
Важно правильно и рационально сформировать ассортимент, чтобы он был:
1) в меру широким, чтобы потребителю было из чего выбрать, с другой стороны, чтобы огромное многообразие товаров не затрудняло выбор нужного товара;
2) полным, чтобы вероятность удовлетворения спроса со стороны различных потребителей была высока;
3) новым, что связано с изменением вкусов потребителей;
4) устойчивым, что представляет определенные гарантии реализации части ассортимента, пользующейся устойчивым спросом, а для потребителя удовлетворение спроса на данный товар.
Коэффициент рациональности ассортимента является наиболее важным среди всех анализируемых показателей и рассчитывается по следующей формуле:
Кр = (Вш хКш + Вп х Кп + Ву х Ку + Вн х Кн) , (5)
где Кр – коэффициент рациональности;
Вш – коэффициент весомости широты;
Вп – коэффициент весомости полноты;
Вн – коэффициент весомости новизны;
Ву – коэффициент весомости устойчивости;
Кш – коэффициент широты ассортимента;
Кп – коэффициент полноты ассортимента;
Кн – коэффициент новизны ассортимента;
Ку – коэффициент устойчивости ассортимента.
Данный коэффициент рациональности показывает насколько торговый ассортимент отдела, фирмы, любого магазина удовлетворяет реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
В результате проделанной работы по расчету основных показателей ассортимента были получены следующие данные:
Кш (коэффициент широты) = 0,62;
Кп (коэффициент полноты) = 0,83;
Кн (коэффициент новизны) = 0,23;
Ку (коэффициент устойчивости) = 0,34.
Для того, чтобы определить коэффициент рациональности необходимо рассчитать коэффициенты весомостей каждого показателя. Для их расчета используется экспертный метод. В качестве экспертов выступали пять покупателей, находившихся в исследуемом магазине в момент проведения исследования. Каждому из выбранных покупателей было предложено оценить ранг (степень важности) каждого из указанных показателей ассортимента (полноты, широты, устойчивости и новизны) при выборе нужной им электродрели. Данные исследования и расчет всех коэффициентов весомости приведены в приложении А.
В результате расчета коэффициентов весомости получены следующие данные:
Вш (весомость широты) = 0,26;
Вп (весомость полноты) = 0,244;
Вн (весомость новизны) = 0,266;
Ву (весомость устойчивости) = 0,23.
Произведем расчет коэффициента рациональности женских костюмов:
Кр = (0,26 x 0,62 + 0,244 x 0,83 + 0,266 x 0,23 + 0,23 х 0,34) = 0,5031.
В результате подсчетов был получен коэффициент рациональности, равный 0,5031. Учитывая тот факт, что максимальное значение данного показателя равно 1, ассортимент в магазине «Амурснабсбыт» вполне рационален. Поэтому для исследуемого магазина нет необходимости проводить различные мероприятия в области формирования ассортимента и улучшения его структуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ассортимент электрических инструментов достаточно широк. Электрические дрели входят в группу электробытовых товаров, относятся к подгруппе «электрические инструменты», классу - бытовой и профессиональный , роду «ручные» - в зависимости от компактности.
Основная функция электродрели — сверлить отверстия, но со сменными насадками дрель может превратиться в шуруповерт, миксер и даже шлифовальный инструмент.
В зависимости от назначения электродрели делятся на угловые, дрели-миксеры, шуруповерты, аккумуляторные и сетевые дрелей, дрели с ударом и без удара, односкоростные и двухскоростные.
В ходе курсовой работы мы дали характеристику электродрелям, затем представили классификацию электродрелей с указанием признаков классификации. Далее проанализировав потребительские свойства, которые присущи электродрелям и дав им подробные объяснения, мы сделали расчет основных показателей, характеризующих ассортимент электродрелей. В результате анализа показателей свойств ассортимента был сделан вывод о том, что в исследуемом магазине «Амурснабсбыт» достаточно полный и широкий ассортимент электродрелей. Это значит, что нет необходимости проводить различные мероприятия в области формирования ассортимента и улучшения его структуры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Алексеев Н.С. Товароведение хозяйственных товаров: учебник для товаровед. фак. торг. вузов. В 2-х т. Т.1. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 320с.
2 Артамонова Л.И. Организация торговли: Учебник /Л.И. Артамонова. - М.: Экономика, 2007. – 374 с
3 Барченкова И.М. Основы товароведения непродовольственных товаров /И.М. Барченкова. – М.: Экзамен, 2007.-345 с.
4 Бурова М. Товароведение непродовольственных товаров: Конспект лекций. – М.: ПРИОР, 2001. – 160 с.
5 Гейлер Г. В. Ассортиментная политика на рынке товаров: Учеб. пособие / Г. В. Гейлер. – М.: ИНФРА-М, 2005. 367 с.
6 Глухов А.Н. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. — 2003. 2. — С. 56—64.
7 Егоров И.В. Курс лекций «Коммерческое товароведение непродовольственных товаров»/И.В. Егоров. – М.: Изд-во Московск.гос.ун-та потребительской кооперации, 1999. – 245 с.
8 Голубятникова А.Т. Исследование непродовольственных товаров / А.Т. Голубятникова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 451 с.
9 Иванова В.И. Управление ассортиментной политикой торгового предприятия: Учеб. пособие / В.И. Иванова. СПб.: Питер, 2007. – 428 с.
10 Ильин А. И. Планирование торгового предприятия: Учебник /А. И. Ильин. - Минск: Новое знание, 2002.-381 с.
11 Крук Д. М. Организация, планирование и управление ассортиментом фирмы: Учебник / Д.М. Крук. - Москва: ИНФРА-М, 2006.- 261 с.
12 Мареев Ю.И. Товароведение металлохозяйственных и электробытовых товаров /Ю.И. Мареев. – М.: Проспект, 2006.- 489с.
13 Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров. Часть 1/ Н.С. Моисеенко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 320 с.
14 Медузов В.С. Ассортимент и качество производимой продукции /В.С. Медузов. - Омск: Книголюб, 2002. – 220 с.
15 Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли //Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. - № 4. – С.97-104
16 Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров учебник / Ф.А. Петрище. – 3-е изд., испр. и доп. М.: ашков и Кº, 2007. – 510с.
17 Печенкин А. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей //Маркетинг. – 2007. - №2. – С.23-26
18 Пигунова О. Ассортиментная стратегия предприятия розничной торговли //Маркетинг. – 2001.- № 6 .- С.50-53.
19 Пономаренко И. Методика оценки эффективности системы управления ассортиментом на предприятиях // Маркетинг. 2003. - № 5 . – С. 2-12..
20 Светличная Г.В. Как разглядеть ходовой товар, секреты формирования ассортиментного ряда // Маркетолог. – 2005. - №1. – С.19 - 21.
21 Симонова А.П. Ассортиментная политика фирмы: Учеб. пособие /А. П. Симонова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 401 с.
22 Спирин А.А. Экономико-математические методы и модели в торговле /А.А. Спирин, Г.П. Фомин. - М.: Экономика, 2008. 301 с.