Курсовая работа: Анализ объема выполнения технических действий футболистами разной квалификации
Умение обвести соперника, умение продвигаться с мячрм вперед, к воротам противника, ценилось превыше всего.
В ряде исследований (Голомазов С, Чирва Б., 1997-2000г) доказывается, что хорошие результаты в совершенствовании техники могут достигаться, когда приемы выполняются необычным, не общепринятым способом. В этих случаях обманные движения футболистов, на первый взгляд кажутся вроде бы не совсем удобными, в действительности являются наиболее рациональными. Например, если копьеметатель будет бросать копье, как обыкновенный камень, оно не полетит далеко, если фехтовальщик будет держать шпагу, как обычную палку, у него нет шансов одержать победу в поединке.
В футболе игроки используют как традиционный («классический») способ взаимодействия с мячом, так и нетрадиционный («шаговыми ударными движениями»), в основе которого лежит механизм нанесения ударов по мячу резким движением бьющего звена (голени), после выполненного обманного движения.
Анализ доступной литературы по данному вопросу показал идентичность мнения многих авторов в оценке значения выполнения футболистами во время обманных приемов и их роли в технической подготовке футболистов.
ГЛАВА 11. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ.
Целью нашей работы является исследование количество обманных движений и способов ведения мяча, выполняемых футболистами разной квалификации.
2.1. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Выявить объем приемов, наиболее популярных у футболистов.
2. Определить обманные приемы, наиболее популярных у игроков линии нападения.
3. Выявить основные способы ведения мяча.
4.Определить объем применения обманных приемов командами мастеров и коллективов физкультуры.
2.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:
1. Педагогические наблюдения.
2. Математическая обработка полученных данных.
3. Изучение литературных источников.
Наблюдения проводились за игроками команд мастеров, высшего разряда и 1 -го дивизиона и игроками команд коллективов физкультуры 1 -го разряда. Основным методом исследования в нашей работе является метод педагогического наблюдения, так как он на наш взгляд имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами исследования:
педагогическими наблюдениями можно пользоваться для оценки отдаленных последствий педагогического процесса;
наблюдающий независим от умения испытуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение.
педагогическое наблюдение позволяет фиксировать педагогические явления, непосредственно в момент их протекания.
Педагогическое наблюдение проводилось нами в естественных условиях на футбольном поле за командами коллективов физкультуры «Виктория» (г.Псков) и СГИФК, за командами мастеров высшего дивизиона наблюдения осуществлялись при помощи телевидения. Наши педагогические наблюдения вытекают из поставленных нами, задач исследования имеют свою специфику, связанную с особенностями футбола.
2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
В процессе наблюдения за игровой деятельностью футболистов фиксировалось в специально разработанной карточке количество обманных приемов за игру, выполненных без нарушения правил игры в футбол, и количество способов ведения мяча. После каждой просмотренной игры подсчитывалось общее количество обманных приемов и способов ведения мяча, а затем определялись обманные приемы, наиболее часто применяемые игроками в ходе игры, а также обманные приемы и способы ведения мяча, наиболее часто применяемые игроками нападения.
Все команды были разделены на две группы. В первую группу вошли команды мастеров высшего дивизиона: «Зенит», "Локомотив", команда мастеров 1-го дивизиона «Кристалл» г. Смоленск. Во вторую группу вошли команды коллективов физкультуры 1-го спортивного разряда СГИФК и «Виктория» г. Псков.
В каждой игре подсчитывалось общее количество обманных приемов и способов ведения мяча. Полученные данные подвергались математической обработке и выражались в процентах.
1+2+3+4+............ +н
Н
Н - общее количество обманных приемов;
1+......... н - общее количество одного обманного приема.
Все наблюдения заносились в специально разработанные карточки, где отмечалось общее количество необходимых действий, применяемых игроками в ходе игры.
Таблица 1 Образец выполнения обманных приемов
№ п/п |
Наименование обманного приема | Кол-во Выполнений | Содержание в% | |
1. | Ложный замах ногой по мячу | 3 | 1,8 | |
2. | Отталкивание мяча ногой по мячу | 2 | 1,2 | |
3. | Ложная передача мяча | 5 | 3,1 | |
4. | Поворот вокруг мяча | 1 | 0,9 | |
5. | Пробегание мимо соперника и посылка мяча с другой тороны | 4 | 2,5 | |
Отведение мяча ногой «под себя» и выдвижение его вперед с поворотом | 7 | 4,9 |
|
|
7. | Ложная остановка мяча подошвой, пяткой | 5 | 3,1 |
|
8. | Ложная остановка мяча с наступанием и без наступания на него | 3 | 1,8 |
|
9. | Пропуск мяча между ног или сбоку | 1 | 0,9 |
|
10. | Перенос ноги через мяч и наклон туловища в одну сторону, а уход от соперника в другую | 8 | 5,2 |
|
11. | Наклон туловища и выпад ноги в одну сторону, а уход от соперника в другую | 10 | 6,0 |
|
12. | Пробегание с мячом вперед и оставление его бегущему навстречу партнеру | 6 | 4,0 |
|
13. | Неожиданный пропуск мяча партнеру | 2 | 1,2 |
|
14. | Посыл резанного мяча мимо соперника с одной стороны и оббегание его с Другой | 4 | 2,5 |
|
15. | Посыл мяча мимо соперника носком стопы | 5 | 3,1 |
|
16. | Ложная остановка мяча головой, грудью | 1 | 0,9 |
|
Таблица 2 Образец выполнения способов ведения мяча
№ п/п | Наименование способа ведения мяча | Кол-во Выполнений | Содержание в% | |
1. | Ведение мяча внешней частью подъема | 7 | 4,9 | |
2. | Ведение мяча средней частью подъема | 5 | 3,1 | |
3. | Ведение мяча внутренней частью подъема | 2 | 1,2 | |
4. | Ведение мяча носком | 3 | 1,8 | |
5. | Ведение мяча внутренней стороной стопы | 6 | 4,0 | |
6. | Ведение мяча средней частью лба | 1 | 0,9 | |
, |
ГЛАВА 111. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЯ.
Обманные приемы занимают важное место в арсенале технических средств футболистов.
Убедительность финта может быть обеспечена хорошей инсценировкой или достигнута тогда. Когда прием начинается и исполняется не как финт, а как подлинное намерение, которое потом изменяется. В процессе наблюдений отмечено, что футболисты предпочитают один финт и довольно редко используют другие. Также неодинаков процент выполнения обманных приемов в первой и второй испытуемых группах.
3.1. КОЛИЧЕСТВО ОБМАННЫХ ДВИЖЕНИЙ И СПОСОБОВ ВЕДЕНИЯ МЯЧА, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ФУТБОЛИСТАМИ 1 ГРУПП.
В процессе педагогического наблюдения получены данные, которые позволили определить количество выполнения обманных приемов за каждую игру.
Таблица 3 Общие показатели обманных приемов, применяемых футболистами в 1-й группе.
№ п/п | Наименование обманного приема | Кол-во выполнений | Содержание В % |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Ложный замах ногой по мячу | 60 | 37 |
2. | Откатывание мяча назад подошвой ноги | 35 | 21 |
3. | Ложная передача мяча | 18 | 11 |
4. | Поворот вокруг мяча | 50 | 31 |
5. | Пробегание мимо соперника | 22 | 14 |
6. | Отведение мяча ногой «под себя» и выдвижение его вперед с поворотом | 157 | 98 |
7. | Ложная остановка мяча подошвой, пяткой | 16 | 19 |
8. | Ложная остановка мяча с наступанием и без наступания на него ногой | 38 | 23 | |
9. | Пропуск мяча между ногами или сбоку | 38 | 23 | |
10. | Перенос ноги через мяч и наклон туловища в одну сторону, а уход от соперника в другую | 70 | 43 | |
11. | Наклон туловища и выпад ноги в одну сторону, а уход от соперника в другую сторону | 160 | 100 | |
12. | Пробегание с мячом вперед и оставление его бегущему навстречу партнеру | 42 | 26 | |
13. | Посыл резанного мяча мимо соперника с одной стороны и оббегание его с другой | 40 | 25 | |
14. | Неожиданный пропуск мяча партнеру | 18 | 11 | |
15. | Посыл мяча мимо соперника носком стопы | 61 | 38 | |
16. | Ложная остановка мяча головой, грудью | 20 | 13 |
Из таблицы видно, что наиболее часто применяются игроками команд мастеров высшего дивизиона такой обманный прием, как наклон туловища и выпад ноги в сторону, а уход от соперника в другую сторону -160 раз (100%).