скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Значение учетной политики в организации бухгалтерского учета

Методики составления и единые формы внутренней бухгалтерской отчетности отсутствуют. Содержание форм внутренней бухгалтерской отчетности определяется особенностями деятельности организации: формой собственности, масштабом организации, организационной структурой управления, отраслевыми характеристиками деятельности, технологическими особенностями производственного процесса, спецификой снабженческой и сбытовой деятельности и др. Виды форм внутренней бухгалтерской отчетности и их содержание устанавливаются организацией самостоятельно исходя из общих требований их формирования:

q адресности, представляющей ориентацию содержания форм и периодичность их составления на конкретных пользователей;

q оперативности, т.е. составления за короткий временной период (смену, рабочий день, неделю, пятидневку и др.);

q соблюдения соотношения превышения выгод от использования учетной информации над затратами по составлению отчетности.

Внешняя отчетность

Учетная политика устанавливает, кто составляет и в какие сроки предоставляет квартальную и годовую отчетность. В соответствии с Федеральным Законом "О бухгалтерском учете" годовая отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года, а квартальная - в течение 30 дней по окончании отчетного квартала. Необходимость фиксации срока в учетной политике вызвана тем, что учредители предприятия или иные заинтересованные пользователи отчетностью могут установить и иные сроки представления бухгалтерской отчетности. Также следует отметить, что в общем случае законом предусмотрено предоставление акционерам лишь годовой финансовой отчетности. Однако акционерами может быть принято решение о возложении на исполнительный орган общества обязанности по предоставлению отчетности ежеквартально или ежемесячно, что и должно быть отражено в учетной политике.

Согласно Приказу Минфина РФ от 22.07.2007 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" организации обязаны самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике формы бухгалтерской отчетности. При этом рекомендовано учитывать образцы форм, приведенные в приложении к названному приказу Минфина РФ. Следует отметить, что рекомендуемые Минфином формы отчетности не имеют построчной нумерации (за исключением нумерации итоговых разделов бухгалтерского баланса), поэтому при утверждении собственных форм отчетности предприятия обязаны не только структурировать (дополнить или убрать строки или показатели) формы под особенности своей финансово-хозяйственной деятельности, но и снабдить их нумерацией строк. При этом в случае отсутствия у организации данных по соответствующим активам, обязательствам, доходам, расходам, хозяйственным операциям, показатели (строки, графы) по которым предусмотрены в образцах форм, эти показатели (строки, графы) в формы организации не включаются. При утверждении объема форм бухгалтерской отчетности, которые предприятие будет обязано представлять в соответствующие адреса, необходимо в соответствии с Приказом от 22.07.2007 г. № 67н учитывать следующее:

-           в общем случае и промежуточная (квартальная), и годовая бухгалтерская отчетность должна состоять из всех пяти предусмотренных форм (кроме формы № 6),

-           в отношении отдельных категорий организаций предусмотрен ряд особенностей в объеме предоставляемых форм отчетности.

На процесс составления отчетности влияет и организация бухгалтерской службы, и принятый рабочий план счетов, и выбранная система сбора и обработки информации. В свою очередь отчетность, которую организация планирует составлять, диктует требования к системе аналитического учета, необходимому уровню автоматизации, системе сбора и обработки информации и т.д.

Разработка порядка формирования отчетности предусматривает:

q   определение видов отчетности, которые организация планирует формировать с использованием данных системы бухгалтерского учета: бухгалтерская и прочая (статистическая, налоговая, в экологические фонды и т.п.); внешняя и внутренняя; бухгалтерская отчетность собственная и сводная; бухгалтерская отчетность по российским и международным стандартам; годовая и периодическая (промежуточная);

q определение показателей отчетности;

q разработку форм отчетности;

q разработку алгоритмов формирования показателей отчетности, форм отчетности;

q разработку контрольных процедур в процессе формирования отчетности;

q установление лиц, ответственных за формирование отчетности, сроков и адресов ее представления.

При разработке форм бухгалтерской отчетности надо принимать во внимание наличие типовых форм отчетности, предусмотренных Минфином России. Однако следует учесть, что единых форм, обязательных к заполнению, нет. Образцы форм, которые рекомендованы приказом Минфина России от 22.07.2003 67н, содержат только минимально необходимый состав показателей и являются рекомендуемыми. Организации могут изменять и дополнять их, а при желании и разрабатывать свои формы. Очевидно, что у многих организаций фактическая форма баланса должна отличаться от рекомендуемой Минфином России. Этот момент должен быть обязательно отражен в учетной политике организации. Организация может представлять бухгалтерскую отчетность ее пользователям либо на бумажных носителях, либо в электронном виде. Выбранный вариант закрепляется в учетной политике.

Система внутреннего контроля

Система внутреннего контроля, определяемая в учетной политике, включает контроль за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции; порядок контроля за хозяйственными операциями, обеспечивающий сохранность материальных ценностей учреждения. Внутренний контроль может осуществлять служба внутреннего аудита, специалист, лично руководитель. Обычно внутренний контроль осуществляется в организациях силами контрольно-ревизионной комиссии или подразделениями внутреннего аудита, деятельность которых регламентируется соответствующим положением.

Порядок контроля за хозяйственными операциями включает содержательную проверку, которая ведется по существу хозяйственных операций, оформленных первичными учетными документами и отраженных впоследствии в регистрах бухгалтерского учета, с позиций законности, экономической целесообразности, соответствия принципам, требованиям и правилам бухгалтерского учета. Последующий контроль ведется в соответствии с установленными учетной политикой правилами с назначением ответственных за контрольные действия и выделением центров (точек) контроля за всеми стадиями технологического процесса обработки учетной информации.

Система внутреннего контроля должна обеспечивать распределение обязанностей между работниками бухгалтерии таким образом, чтобы ограничить возможности злоупотреблений; должны быть разделены функции управления и учета активов, ограничен доступ к информации, содержащейся в компьютерных базах данных и т.д.

 

Порядок проведения инвентаризации

Инвентаризация - один из основных элементов системы внутреннего фактического контроля. Порядок проведения инвентаризации и определение принципов инвентаризационного процесса является одним из наиболее важных разделов учетной политики организации.

В учетной политике организации приводится порядок проведения инвентаризации:

q количество инвентаризаций в отчетном году;

q даты проведения инвентаризаций;

q перечень имущества и обязательств, наличие, состояние и оценка которых проверяется при каждой инвентаризации;

q порядок урегулирования выявленных расхождений и др.

Кроме этого, в учетной политике фиксируется порядок обязательных инвентаризаций в соответствии с законодательством:

q при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже и других подобных случаях;

q перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);

q при смене материально ответственных лиц;

q при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

q в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

q при реорганизации или ликвидации организации и в других случаях.

В Учетной политике отражаются задачи инвентаризации. Задачами проведения инвентаризации организации являются:

q определение фактического наличия имущества в натуральном выражении;

q определение производственных запасов в натуральном выражении, в частности сырья для определения фактического расхода сырья и материалов на производство продукции (работ, услуг) в соответствии с отраслевыми особенностями;

q контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств;

q выявление товарно-материальных ценностей, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество, морально устаревших, с целью минимизации остатков неликвидных товаров;

q выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей для проведения их переоценки с целью последующей реализации;

q проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, соблюдения правил содержания и эксплуатации оборудования и других основных средств с целью определения эффективности их использования;

q проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, соблюдения правил содержания и эксплуатации оборудования и других основных средств с целью определения эффективности их использования;

q проверка реальной стоимости (оценки) учтенных на балансе активов, реальности и достоверности финансовых обязательств.

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.

Назначение инвентаризационной комиссии, ее состав, сроки и порядок деятельности определяются приказом руководителя. В учетной политике может быть предусмотрено создание постоянно действующей инвентаризационной комиссии для проведения непрерывных (перманентных) инвентаризаций. При этом утверждается график работы комиссии с указанием сроков и объектов проверки. Например, эта комиссия может последовательно, день за днем, проверять сохранность материально-производственных запасов на складах организации или незавершенного производства в цехах. Преимущество перманентных инвентаризаций перед традиционными состоит в том, что они сглаживают расхождения между фактическим наличием ценностей и учетными данными в межотчетном периоде.

Фактическая себестоимость списываемой суммы недостач и порчи запасов включает договорную (учетную) цену запаса и долю транспортно-заготовительных расходов (ТЗР), относящихся к этому запасу. Порядок расчета указанной доли организация определяет самостоятельно. Методика расчета доли ТЗР, относящейся к недостающим запасам, закрепляется в учетной политике организации.


Порядок выдачи денежных средств под отчет

В учетной политике устанавливается порядок выдачи денежных средств под отчет.

При этом должен быть определен:

-           круг материально-ответственных лиц, имеющих право на получение денег под отчет, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности;

-           предельный размер подотчетных средств;

-           сроки представления авансового отчета.

Размер и сроки выдачи денежных средств под отчет определяет руководитель учреждения. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Следует помнить, что установление в учетной политике иных сроков возврата наличных денежных средств (более трех дней), выдаваемых в подотчет, неправомерно.


Список литературы
Нормативно-законодательные акты

1)         Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. Минфином СССР 29.07.1983 N 105.

2)         Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008).

3)         Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (ред. от 18.09.2006).

4)         Федеральный Закон РФ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Учебная литература

5)         Бухгалтерское дело: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 08109 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"/Под ред. Л.Т. Гиляровской. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.

6)         Бухгалтерское дело: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. Н.Н. Хахоновой, к.э.н. И.В. Алексеевой. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К"; Ростов н/Д: Академцентр, 2008 г.

7)         Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.

8)         Ивашкевич В.Б., Куликова Л.И. Бухгалтерское дело: Учеб. пособие.- М: экономистъ, 2005 г.

9)         Климова М.А. Бухгалтерское дело: Учеб. пособие. – М.:ИНФРА-М, 2006 г.

10)      Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000.

11)      Львова И.Н. Учетная политика организации: учеб. пособие. – М.: Магистр, 2008.

Периодические издания

12)      Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. "Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2008 год" // "Налоги и финансовое право", № 12, декабрь 2007 г.

13)      Валова С.Р. "Учетная политика: анализируем основные ошибки ее составления" // "Налоговая проверка", N 6, ноябрь-декабрь 2008 г.

14)      Кензеева И.А. "Аудит учетной политики организации" // "Аудиторские ведомости", N 6, июнь 2004 г.

15)      "Организационно-технические аспекты учетной политики" // "Новая бухгалтерия", выпуск 6, июнь 2007 г.

16)      Поленова С.П. "Содержание и формирование учетной политики коммерческих организаций" // "Все для бухгалтера", N 5, май 2008 г.

Комментарии нормативно-законодательных актов в системе ГАРАНТ

17)      Анищенко А.В. "Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2008 год".

18)      Соснаускене О.И. Учетная политика 2006.

19)      Филина Ф.Н. "Новое ПБУ 1/2008: учетная политика организаций".


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.