скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Восток, как тип культуры

Контрольная работа: Восток, как тип культуры

УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ


Контрольная работа по Культурологии

на тему: «Восток, как тип культуры».


Выполнила Нагорнова Лариса Олеговна

Специальность Финансы и кредит

Форма обучения: заочная


Серов 2007


Содержание

Введение

1.         Типологическая целостность Востока

2.         Восточная культура (индийская, китайская, японская)

3.         Проблема модернизации стран Востока

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Современный человек находится в иных условиях, чем все предыдущие поколения. Неразумное отношение к природе, обострение отношений между различными социальными группами, нациями, этносами, противоречия между человеком и техникой ставят человечество на грань катастрофы. Нужны согласованность и взаимопонимание, качественные изменения в сознании людей, в приоритетах культурных ценностей. Объединяющим всех людей фактором является культура.

Постигая культуру других народов, можно понять и почувствовать ее своеобразие, особенности, открыть не только различие, но и общность с собственной культурой, увидеть в чужой культуре именно другую, а не враждебную.

Овладение достижениями мировой культуры способствует взаимопониманию и взаимоуважению людей, воспитанных в разных культурных традициях, дает возможность определить общечеловеческие ценности и идеалы, их место в жизни современного общества.

У культуры, как и у всякого процесса, имеется две стороны — устойчивая, консервативная и развивающая, новаторская. Устойчивая сторона культуры — это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление человеческого опыта в истории.

Понятие традиционное общество или общество традиционного типа — одно из определяющих в культурологии. Традиционным называется общество, подчиняющееся традиции, воспроизводящее уже имеющиеся экономические, социально-политические и идеологические отношения на протяжении длительного времени. Для взаимоотношений человека и социума в обществах традиционного типа характерны следующие черты:

Во-первых, традиционализм, т. е. отсутствие исторического динамизма, неизменность социально-экономического уклада. Новаторство здесь играет подчиненную роль, что обеспечивает жизнестойкость социума. Приверженность традиционному типу отношений гарантирует стабильность цивилизации, отсутствие тех изменений, которые могут привести к ее гибели. Жизненная устойчивость культур Востока — это следствие традиционализма. Тысячи лет, на протяжении которых существуют восточные цивилизации, позволяют судить об их устойчивости.

Во-вторых, в обществах традиционного типа человек связан со своей социальной группой и подчинен ей. От рождения судьба человека, возможности личностного развития почти всецело определяются принадлежностью к социальной группе (каста, род, клан, сословие, община и т. п.), за которой закрепляется определенный вид трудовой деятельности и профессия.

В-третьих, мировосприятие человека в обществах традиционного типа характеризуется неотделимостью его как от окружающей природы, так и от собственной телесной природы. Данная черта этого типа личности также связана с восточным стилем мышления. В традиционном обществе отсутствует противопоставление субъекта и объекта, общественное и природное воспринимается как нечто единое, неразрывное и гармоничное.

В-четвертых, мировосприятие человека в традиционном обществе определяется существующим типом мировоззрения (мифология, религия). Основой духовной культуры восточных цивилизаций являемся миф. Изучение широкого круга мифов и различных микологических систем позволило установить, что у разных народов повторяются ряды образов, тем и мотивов. На этом основании были выделены различные типы мифов: космогонические (мифы о происхождении мира), теогомческие (мифы о появлении богов), антропогонические (о возникновении человека), мифы о культурном герое (псррсонаже, с которым связаны культурные умения и навыка) и т. д.

Цель данной контрольной работы – изучить культуру Востока. Для реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи: обобщить и проанализировать научную литературу, раскрыть сущность культур Китая, Индии и Японии, а также осветить такой вопрос, как модернизация стран Востока.


1. Типологическая целостность Востока

Древним Востоком обычно называется совокупность культур, расположенных на восток и юго-восток от Греко-римского мира. Разумеется, сам этот термин является весьма условным, поскольку граница между Греко-римским миром и древневосточными культурами никогда не была резкой.

С одной стороны, восточные народы иногда проникали далеко на запад. С другой стороны древние греки, проводя активную колонизацию, проникали далеко на восток. Кроме того, граница между «Востоком» и «Западом» в разные исторические эпохи проводилась по-разному, и ее расположение в процессе исторического рассмотрения следует каждый раз уточнять.

Древний Восток как культурная целостность включает в свой состав культуры Южной Азии и Северной Африки, а также Индию и Китай.

Значение Древнего Востока в истории общечеловеческой культуры огромно. Именно на Востоке происходит разложение первобытнообщинного строя и происходит переход к оседлости. Здесь появляются первые государства, частная собственность, первые системы письменности, создаются условия для разделения труда и появления социальных классов. Все культуры Древнего Востока прошли длительную эволюцию, исходной точкой которой был первобытнообщинный строй. В литературе можно встретить разные термины для обозначения культуры Древнего Востока. Немецкий философ XIX века Г.В.Ф. Гегель предпочитал пользоваться термином «восточная деспотия», подразумевая структуру политической власти на Древнем Востоке. Другие исследователи говорят о Древнем Востоке, как о раннем рабовладельческом обществе, имея в виду экономическую структуру. А западный ученый Карл Витфогель в своей книге «Восточный деспотизм» вводит не слишком изящно звучащий термин «гидравлические (гидротехнические) общества». В своей книге Витфогель пишет о том, что примитивный человек знал регионы, испытывающие недостаток воды. Но так как он зависел от собирательства, охоты и рыболовства, он мало нуждался в регулировании водных ресурсов. Только после того, как он научился использовать процессы воспроизводства растительной жизни, он начал принимать во внимание возможности земледелия на сухих участках земли. Тогда человек начал манипулировать заново открытыми свойствами старого окружения посредством хозяйствования на слабо орошаемых землях (поливное земледелие) и управляемых государством землях (орошаемое земледелие). Лишь тогда возникла возможность появления деспотических структур правления и общества. Таким образом, Витфогель обращает внимание на роль рек и орошения в становлении древневосточной культуры. Это – «культура речных долин», или «речная» цивилизация.

В ряде других западных работ, посвященных исследованию древневосточной культуры, можно встретить такие термины как «территориальное царство», «храмовое государство», «космические империи». В этих терминах подчеркивается роль оседлости и территории в этом типе культуры, значение храмов и астрологических сведений для их становления.

Итак, главной особенностью большинства культур Древнего Востока является то, что основная часть их территории – это долины крупных, полноводных рек. Это заболоченная почва, т.е. те природные условия, которые совершенно не подходили для первобытной родовой общины. Так, например, рассмотрим одну из наиболее характерных форм древневосточной культуры. Это шумеро-вавилонская культура. Она сложилась в районе двух рек – Тигра. Южная часть Месопотамии (Двуречье) образовалась постепенно в результате того, что наносы Тигра и Евфрата заполняли Персидский залив. Формирующаяся болотистая равнина вытеснила на юг морские воды. В палеолите это было сплошное болото, над которым носились целые тучи комаров и москитов. Первобытные родовые общины избегали этих земель, что доказывается отсутствием исторических находок в этих местах.

Культура, созданная в бассейне Тигра и Евфрата, была результатом взаимодействия и сотрудничества многих народов. Население Двуречья не было однородным, т.к. страна заселялась с двух сторон. С востока к берегам Тигра и Евфрата пришли шумеры – этническая группа, язык которой ученые до сих пор не могут отнести к какой-либо языковой семье. С запада и северо-запада двигались семитские племена. Первая волна этих поселенцев в дальнейшем получила название аккадцев (по названию города Аккад). Язык их, получивший название аккадского, был близок древнееврейскому и арабскому. Переход от родовой организации к государству в данной культуре продолжался примерно с середины V тысячелетия до н.э. до середины III тысячелетия до н.э. возникают первые города, которые вступают между собой в ожесточенную и непримиримую борьбу. Первые формы государственности и возникают в результате этой борьбы. Особо возвышается город Вавилон, расположенный на левом берегу Евфрата.

В развитии культуры пальма первенства очень часто принадлежала шумерам. Но весьма ощутимый вклад внесли и аккадцы. С возвышением Вавилона эта культура получила общее название «вавилонской», или «шумеро-вавилонской». Характерные черты шумеро-вавилонской культуры – это появление иероглифической письменности, которая вообще играла огромную роль в древневосточной культуре. Огромное значение в этой культуре играет вера в воздействие небесных светил на судьбу народа в целом. В шумеро-вавилонской культуре предсказывались солнечные и лунные затмения, был создан солнечно-лунный календарь. Была развита и математика, основывавшаяся на шестидесятеричной системе исчисления. Одной из древнейших считается и шумеро-вавилонская мифология, содержащая такие сюжеты, как миф о сотворении мира, о потопе. Появляется и характерный земледельческий миф об умирающем и воскресающем боге.


2. Восточная культура (индийская, китайская, японская)

Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытного мифа. Однако, покинув первобытность, Восток не преодолел мифологического способа отношения человека к миру. Мир древних восточных культур – это магический космос, в котором человек чувствует себя лишь подчиненной частью. Путь человека на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия. На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды.

Эти черты культур Древнего Востока во многом определены способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географических условиях. Условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое смысловое оправдание в культуре и мироощущении древнего человека. Но наиболее развитые восточные культуры рождали в себе не только оправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственной мощи и пытались дать человеку внутреннее убежище от внешнего деспотизма.

Индийская культура.

Почти две тысячи лет Индия не существовала как некое политическое единство, но культурное единство сохранялось, и индийская культура до сих пор поражает не только своей самобытностью, но и своей цельностью. Как и в других восточных государствах, культура Древней Индии основывалась на мифологии. Особенностью древнеиндийской мифологии являлась её множественность. Это не система мифологических представлений, а несколько таких систем, что обусловлено спецификой развития древнеиндийской культуры. Самые ранние формы древнеиндийской мифологии достаточно традиционны – пещерная живопись, мифологическое обрамление погребальных обрядов и т.д. Дравидские племена, первоначально перемещавшиеся по территории Древней Индии, также достаточно традиционны, хотя появление культа Богини-Матери указывает на начало перехода к оседлости. Четкие представления о богах, в отличие от духов практически отсутствуют. На первом плане стоят, как и в других культурах этого типа, почитание духов предков и культ животных.

Одно из самых знаменитых изобретений, предписываемых древнеиндийской культуре шахматы и подобные им игры. В играх такого типа использовались фигуры, имевшие сексуальную символику, а борющиеся стороны обозначались как «женская» и «мужская», что, в сущности, соответствует китайским «инь» и «ян».

Другим компонентом древнеиндийской мифологии является ведийская мифология, выраставшая из соответствующих представлений ариев. Жрецы арийских племен после их вторжения на территорию Древней Индии сочинили новые гимны, которые передавались из поколения в поколение.

В древнеиндийской мифологии существует много богов, а богинь мало, хотя они вс же есть. Великий Бог-Отец был известен под именем Дьяус. Кроме того, древние арии поклонялись богу войны и грозы Индре, выступающему в сопровождении второстепенных богов – марутов. Индра изображался буйным, лишенным моральных принципов и склонным к пирам и пьянству. Имелись также другие боги: бог Луны – Сома, бог Огня – Агни и др.

К концу I тысячелетия до н.э. на смену ведийской мифологии приходит индуистская мифология. Она возникает в результате демократизации ведийских концепций и соединения их с народными верованиями более древнего происхождения. Верховным богом становится Брахма творец мира, который открывает триаду верховных богов (Тримурти) – Брахмы, Вишну и Шивы. При этом Вишну рассматривается в качестве бога, сохраняющего вселенную, сотворенную Брахмой, а Шива – в качестве бога, эту вселенную разрушающего.

Индийская мифология развивает учение о душе, карме и сансаре. Согласно традиции карма (от древнеиндийского – дело, деяние, поступок) понималась как невидимый созревающий плод предшествующих дел (действие, предполагающее последующее вознаграждение или наказание. Сансара (от древнеиндийского samsara переход через различные состояния, круговорот, колесо рождений) служила обозначением мирского бытия в качестве цепи рождений и перехода из одного типа бытия в другой.

Древнеиндийская философия разнообразна по форме и очень глубока по содержанию. Ее особенностью является четко выраженная практическая направленность, связь с повседневными нуждами и потребностями человека. Шесть философских направлений (даршан) ориентированы на авторитет «Вед», а потому называются ортодоксальными. Среди них отметим йогу, которая является именно философией, включающей в себя целый ряд упражнений для тренировки тела и духа и подготовки к освобождению (именно эта часть йоги известна в Европе больше всего). Среди неортодоксальных даршан особую роль в развитии индийской культуры сыграл буддизм, который являлся не только философией, но и религией, этикой и определенным образом жизни. Основу учения буддизма составляют так называемые «четыре благородные истины»:

1.         Жизнь есть страдание.

2.         Имеется причина страданий, заключающаяся в жажде жизни, наслаждений.

3.         Возможно избавление от страданий.

4.         Имеется путь, ведущий к избавлению от страданий.

Это так называемый восьмеричный путь Будды, поскольку он состоит из восьми этапов. Прошедший восьмеричный путь Будды достигает нирваны - особого бытия, где нет рождения и смерти, где господствует покой и невозмутимость. Нирвана это освобождение от кармы и выход из колеса рождений.

Буддизм распространялся постепенно и в средние века превратился в одну из мировых религий. Но распространялся уже в основном за пределами Индии – в Китае, Японии, Бирме, Тибете.

Развитие письменности в Древней Индии начиналось дважды – сначала в хараппской культуре, а затем после вторжения Ариев. Письменность хараппской культуры до сих пор не расшифрована. Собственно индийское письмо появляется довольно поздно – примерно V век до н.э. Обычным материалом для письма был высушенный лист пальмы особого сорта. В некоторых районах Древней Индии использовалась береста, а также бумага, шелк, тонкие деревянные или бамбуковые дощечки, медные пластинки. Принцип изготовления бумаги древние индийцы заимствовали из Китая.

Больших успехов древние индийцы достигли в научных познаниях: астрономии, математике, анатомии. Вклад Древней Индии в мировую культуру поистине огромен. По сути дела, вся Юго-Восточная Азия обязана большей частью своей культуры Индии. Всему миру Индия подарила сахарный тростник, рис, хлопок, некоторые специи, шахматы, десятичную систему счисления. Невозможно переоценить влияние на весь мир духовного наследия Древней Индии. В частности, некоторые ученые высказывают гипотезу о влиянии древнеиндийской культуры на раннее христианство. Подлинным шоком для европейской культуры было открытие всего богатства древнеиндийской мифологии. Характерный для духовной традиции Древней Индии принцип насилия вызвал и продолжает вызывать мощный резонанс в современной культурной ситуации.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.