Контрольная работа: Технология, техническое оснащение и проектирование предприятий торговли и общественного питания
Все транспортные ящики можно сегментировать по следующим критериям:
по материалу изготовления
по отраслям применения
по типоразмерам
Материал изготовления
Основным материалом, из которого делают 90% всех транспортных ящиков, является полиэтилен низкого давления. По Российским стандартам он обозначается - полиэтилен 277-73. Еще 10% всех ящиков делается из полипропилена. Основная причина, по которой ПНД завоевал популярность среди производителей пластиковых ящиков это его цена. Она ниже, чем у полипропилена и является решающим фактором при выборе материала для производства этого вида тары. Нужно так же сказать, что у большинства производителей существует хорошо отработанная технология производства ящиков. А оборудование настроено в основном под ПНД. Основной метод производства ящиков - литье под давлением.
Назначение
Транспортные ящики применяются для транспортировки твердых и сыпучих веществ. Они используются в пищевой и непищевой промышленности. Пищевая промышленность потребляет 90% всех ящиков.
В пищевой промышленности можно выделить три основные отрасли - потребителя пластиковых ящиков. Это мясоперерабатывающая, хлебопекарная и молочная. Их доли составляют 30%, 25% и 20%, соответственно.
Виды транспортных ящиков
Самыми популярными являются ящики размеров 600Х400 мм. Где 600 - это длина ящика и 400 - его ширина. Основным критерием, формирующим большой ассортимент пластиковых ящиков является их высота.
Универсальным является ящик - 600Х400Х170 мм. В разных отраслях могут применяться ящики разных типоразмеров.
Для удобства описания вся совокупность выпускаемых ящиков разбита на 10 условных групп.
Емкость, л | Параметры | ||
Длинна | Ширина | Глубина | |
стандарт | 600 | 400 | 170-300 |
мини глубокие | 395-420 | 258-340 | 237-317 |
маленькие низкие | 500-590 | 360-400 | 140-160 |
мини | 300-530 | 300-700 | 100-270 |
маленькие глубокие | 500-555 | 300-400 | 220-264 |
большие | 1000-1200 | 800-1000 | |
мини узкие | 300-380 | 260-285 | 237-300 |
глубокие | 750-155 | 750-150 | 500-1450 |
крупнее стандарта | 674 | 352 | 360 |
микро | 261-290 | 182-195 | 93 |
Рынок пластиковой тары динамично развивается. Он растет вместе с такими отраслями как мясоперерабатывающая, хлебопекарная, молочная, а так же рыбная. Средний рост во всех этих отраслях составляет 10% в год. Но нужно отметить, что потребление пластиковых ящиков в рыбной отрасли зависит от сезонности и может варьировать в течение года от 2% до 40%. За год рынок пластиковых ящиков увеличивается на 14%. По оценкам экспертов, в течение 4 лет полностью исчезнет импорт пластиковых ящиков. А экспорт достигнет 3 - 5% в год.
Объем потребления пластиковых ящиков
Почти ѕ всех производимых пластиковых ящиков потребляют три отрасли – овощная, мясная и молочная. Менее значимым является использование пластиковых ящиков производителями вино-водочной промышленности.
Другие отрасли (химия, нефтехимия, строительство, лакокрасочное производство) потребляют около 13% пластиковых ящиков.
Среднемесячный объем внутреннего производства пластиковых ящиков
Отрасль | Кол-во единиц | Доля, % |
овощная | 1 906 326 | 26,2 |
мясная | 1 834 249 | 25,2 |
молочная | 1 430 362 | 19,6 |
вино-водочная | 1 172 274 | 16 |
химия, нефтехимия | 243 391 | 3 |
лакокрасочная | 155 206 | 2 |
сельское хозяйство | 149 327 | 2 |
строительная | 141 096 | 2 |
промышленные товары | 84 657 | 1 |
для себя | 11 758 | 1 |
другое | 152 854 | 2 |
Итого, шт/мес | 7 281 500 | 100 |
Итого, шт/год | 87 378 000 |
Почти 70% всех пластиковых ящиков, потребляемых российскими производителями, это стандартные ящики длинной и шириной. Различия их – в высоте. Наиболее широко распространены ящики, имеющие высоту, равную 170мм. Таких ящиков среди стандартных большинство, - около 70%. Они в основном используются для хранения и транспортировки мясных, молочных продуктов и овощей.
Характеристики пластиковых паллет (поддонов)
Поддон (PALLET) транспортная тара, средство пакетирования, имеющее жесткую площадку и необходимое место для создания укрупненной грузовой единицы. Поддоны обычно бывают двух видов: двухзаходные и четырехзаходные, отличающиеся способом захвата вилочным погрузчиком. Поддоны можно классифицировать по следующим основаниям:
Материал (первичный, вторичный пластик),
цвет,
тип и сфера применения (облегченные, гигиенические, промышленные);
усиленными - с планками подставками (полозьями) и ящичными – с бортиками, фиксирующими товар от падения;
статическая нагрузка (кг),
динамическая нагрузка (кг)
размеры,
поверхность,
вес
объем,
сплошные/перфорированные,
с колесами/без
В Россию в основном импортировались поддоны размером 1200х800. Их доля в общем объеме импорта составляет почти половину (44,63%). С большим отрывом на втором месте находятся поддоны размером 800х600. Их доля почти в два раза меньше. На третьем месте поддоны размером 1200х1000. Их доля составляет около 14%.
Характеристики пластиковых контейнеров
Контейнерами принято называть многократно используемые транспортные закрытые емкости прямоугольного сечения. Контейнер общего назначения должен быть полностью закрытым и пыле, водонепроницаемым, иметь жесткую крышку, жесткие боковые стенки, жесткие торцовые стенки. Помимо контейнера общего назначения можно выделить контейнеры-рефрижераторы, изотермические контейнеры, биг-бэги (мягкие контейнеры). Кроме того, можно выделить малогабаритные контейнеры-емкости, выполняющие функцию ведра. Они полностью закрыты и пыле-, водонепроницаемы, имеют жесткую крышку, при этом форма может быть как прямоугольной, так и круглой. Их емкость не превышает.
<Для классификации контейнеров можно выделить следующие характеристики:
Материал,
разборность,
размеры внешние и наружные,
вес,
внутренний объем (л),
максимальная загрузка (кг),
максимальная нагрузка в штабеле (кг),
сплошной или перфорированный – основание и стены,
цвет
Все производимые и импортируемые контейнеры можно условно разделить на две группы: контейнеры-емкости (емкость менее 100л.) и контейнеры - тара (емкость более 100л.). Контейнеры-емкости нужны, прежде всего, химикам. Им идет больше половины данного товара. Еще четверть забирают пищевики. Остальные – это мусорные контейнеры, контейнеры для лакокрасочной продукции и молочной промышленности. Большинство производимых и импортируемых контейнеров этой группы имеют емкость 1-2 литра. На их долю приходится более 80%.. На втором месте контейнеры емкостью 2-10. Но их уже значительно меньше.
О производстве крупногабаритных тарных контейнеров нет возможности говорить в цифрах, но стоит отметить, что большинство предприятий, работающих на этом рынке, удовлетворяют потребности пищевой и химической промышленности.
1. Объем потребления контейнеров-емкостей составляет около 8 млн. шт. в год. Почти 90% производимых в России контейнеров приходится на две отрасли – химическую и пищевую. При этом пищевая промышленность – основной потребитель. Она забирает более половины всех пластиковых контейнеров. В пищевой промышленности наибольшим спросом пользуются контейнеров до 1 литра. Речь идет именно о литьевых контейнерах. Также используются отраслью крупные контейнеры по 500- и контейнеры по 1-2 литра. Химическая отрасль является вторым по величине потребителем контейнеров. размеры, необходимые отрасли – это контейнеры емкостью 2-, 10-, 100-.
2. Российский рынок пластиковой тары далек от насыщения. Практически всеми производителями литье контейнеров и поддонов отмечается как очень перспективный бизнес.
Материал | Количество контейнеров (мес.) | % |
ПЭ | 3000 | 55 |
ПП | 1500 | 27 |
ПС | 500 | 9 |
ПК | 500 | 9 |
итого | 5500 | 100 |
Отрасль | Количество | Доля, % | Кол-во производителей |
пищевая | 177000 | 54.1% | 11 |
химия, нефтехимия | 110000 | 33.62% | 3 |
лакокрасочная | 20000 | 6,12% | 2 |
строительная | 10000 | 3.06% | 1 |
мусорная | 10200 | 3.12% | 2 |
Итого, шт/мес | 327200 | 100% | 19 |
Итого, шт/год | 3926400 | - | - |
Транспортные ведра - пластиковые транспортные ведра представляют собой емкости от 10 до 33 литров, круглой, квадратной или прямоугольной формы. Используются для транспортировки пищевых и непищевых продуктов. Основным материалом для производства пластиковых ведер является полиэтилен низкого давления. Ведра имеют небольшой вес, что очень важно при транспортировке, а также являются очень прочным видом тары. Для удобства ведро может иметь пластиковую или железную ручку, а так же оно всегда оснащено крышкой из того же материала, что и само ведро. Крышки часто оснащаются замками, что позволяет сделать тару герметичной.
Все транспортные ведра можно сегментировать по следующим критериям:
по материалу изготовления
по отраслям применения
>по типоразмерам
Материал изготовления
Основные материалы, из которых делают транспортные ведра, являются полипропилен и полиэтилен низкого давления (ПЭНД). Эти материалы очень хорошо подходят для производства качественной, надежной транспортной тары.
Основными преимуществами полипропилена и полиэтилена низкого давления перед остальными материалами является:
1. низкая теплопроводность
2. высокая прочность на разрыв при повышении и понижении температур
3. Основной недостаток ПЭНД - это хрупкость при пониженных температурах. Но этот недостаток устраним, если добавить стабилизирующие добавки. Полиэтилен низкого давления и полипропилен разрешены для контакта с пищевыми продуктами, поэтому транспортные ведра используются в пищевой промышленности для транспортировки, как ингредиентов, так и готовой продукции до мест реализации.
Полиэтилен при пониженных температурах становиться хрупким, поэтому ведра из этого материала не применяются в пищевой промышленности. Основными отраслями потребителями этого вида ведер являются химическая и лакокрасочная отрасли. Ведра из полипропилена менее хрупкие, поэтому применяются как в пищевой, так и не пищевой промышленностях.
Структура потребления
Мы выделили пять основных отраслей - потребителей транспортных ведер и дали по ним разбивку с учетом потребления этими отраслями транспортных ведер.
Порядка 40% транспортных ведер потребляет рыбная отрасль. Ведра в используются для транспортировки рыбы до фасовочных фабрик, а также для транспортировки икры от прибрежных до центральных районов.
Еще 25% всех транспортных ведер используется для транспортировки жидких веществ. Для этого они оснащаются крышками с фиксирующими замками. Крышка плотно закрывается и делает ведро герметичным. Основные потребители таких ведер являются производители меда и соусов. Мы отнесли их в категорию "прочие".
В категорию "химическая" мы отнесли лакокрасочную отрасль, производителей клеев и удобрений. Доля химической отрасли составляет 20%. Еще 11% транспортных ведер потребляет кондитерская отрасль и 4% приходится на мясную отрасль.
Виды транспортных ведер
Самыми популярными являются ведра емкостью 10 литров. Доля этих ведер в общем объеме производства равна 52%. Основные потребители 10, 15 и 20 литровых ведер это представители рыбной отрасли и кондитеры. Доля 20 литровых ведер в общем объеме производства составляет 15%. На третьем месте ведра емкостью 15 литров - 12%. Ведра других емкостей вместе занимают 21%.
Таблица №1 Структура транспортных ведер по типоразмерам.
Емкость, л | Доли, % |
10 | 52 |
20 | 15 |
15 | 12 |
22 | 6 |
25 | 4 |
30 | 4 |
33 | 4 |
12 | 3 |
Факторы, определяющие выбор поставщика пластиковой тары
Главным фактором при выборе поставщика пластиковой тары является ценовой показатель. С одной стороны, тара и упаковка являются значимыми средствами продвижения товара на рынок, способами повысить уровень продаж. Но с другой, - это всего лишь упаковка, которая не должна очень существенно отражаться на себестоимости продукции. Потому для потребителя самое важное – уменьшить свои производственные расходы. Тара и упаковка должны быть максимально дешевыми.
Показатели оценки | Количество упоминаний |
Низкие цены | 16 |
Устраивает соотношение цены и качества | 12 |
Давние связи | 4 |
Территориальная близость | 4 |
Других альтернатив нет | 2 |
Глава 2. Организация и технология операций по поступлению товаров в магазин
Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться: лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий. Приемка товаров по количеству и качеству в магазине должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными: в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления: по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен иной порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться. Приемка товаров по количеству. Она заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов. Если товары поступили в магазин без сопроводительных документов, то на фактически поступившее их количество составляют акт с указанием в нем отсутствующих документов, а поступившие товары принимают на ответственное хранение. Приемку товаров по количеству проводят в определенные сроки. Так товары поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре необходимо принимать в первую очередь, в момент их доставки в магазин.
Товары поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству мест, принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, скоропортящиеся товары не позднее 24 часов с момента получения товаров. Массу нетто проверяют в порядке, установленном стандартами, техническими условиями и иными обязательными ДЛШ сторон правилами. Массу тары проверяют одновременно с массой нетто товара. Результаты проверки оформляют актами.
Для участия в окончательной приемке товаров и составляют двухстороннего акта следует пригласить представителя одногороднего отправителя.
По результатам окончательной приемки товаров составляют акт. В нем указывают количество недостающих товаров, их стоимость, приводят сведения о том, определены количество товара и оно проводилось на исправных весах и другие сведения.
В процессе приемки работники магазина выявляют качество и комплектность товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям. Если при приемке будут обнаружены недоброкачественные или некомплектные товары, то приемку приостанавливают и составляют односторонний акт. В нем указывают количество осмотренных товаров и характер выявленных дефектов. Одновременно надо создать необходимые условия для сохранности поступивших товаров. Для окончательной приемки товаров создается комиссия. В ее работе должен участвовать представитель одногороднего отправителя (изготовителя) или, если это предусмотрено договором, представитель иногороднего отправителя (изготовителя). Вызов представителя отправителя (изготовителя), а также его явка для участия в двусторонней приемке товаров по качеству должны осуществляться в те же сроки, что и при приемке товаров по количеству.
Акт о ненадлежащем качестве (некомплектности) товаров составляют с участием представителя поставщика, а при его неявке — с участием представителя общественности, назначенного в установленном порядке. Проверку качества товаров в одностороннем порядке магазин может производить в том случае, если такой порядок приемки предусмотрен договором. Акт о приемке товаров по качеству содержит следующие сведения: наименование и адрес магазина-получателя товаров, номер и дату составления акта; место приемки товаров, время начала и окончания приемки; фамилии и инициалы лиц принимавших участие в приемке товаров по качеству и составлении акта, места их работы и занимаемые должности, дату и номер документа о полномочиях представителя на участие в проверке качества товаров, а так же указание о том, что они ознакомлены с правилами приемки по качеству; наименование и адрес отправителя и поставщика, дату и номер договора на поставку товаров, и сопроводительных документов; условия хранения товаров на складе магазина, состояние тары и упаковки товаров, исправность пломб.
Заключение
Из работы можно сделать следующие выводы:
Основными признаками, по которым классифицируют тару и упаковку, являются: - назначение, - материал, - состав, - конструкция, - технология производства.
По назначению тару и упаковку можно разделить на производственную, транспортную, потребительскую и специальную (консервирующую).
В зависимости от применяемого материала тару и упаковку подразделяют на:
- стеклянную,
- деревянную,
- металлическую,
- полимерную (пластиковую),
- бумажную,
- картонную и т. д.
Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться: лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.
Список литературы
1. Валаева Т.Ф., Коростелёва Е.М., Рабинович Б.Д., Хруцкий Е.А., Экономика, организация и планирование производства. - М: Экономика, 2003.
2. Панкратов. Коммерческая деятельность. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2004.
3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск, ИП "Экоперспектива", 2003.
4. Финансовый менеджмент: теория и практика. / Под ред. Стояновой. - М.: Перспектива, 2003. - 405 с.
5. Хруцкой Е.А. Современный маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 2003.
6. Экономика торговли. / Б.А. Соловьев, Л.А. Алькевич, В.И. Андросов и др. - М.: Экономика, 2003.
7. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов. / А.И.Гребнев, Ю.К. Баженов, О.А. Габриэлян и др. - М.: ОАО "Издательство "Экономика", 2004.