скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Социологическое исследование

Как правило, те и другие представляют уже обработанный при помощи математики результат исследования. Обработкой социологической информации называют математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации.

В основе математических процедур лежит теория вероятностей, определяющая технологию составления выборочной совокупности и электронной обработки данных. К ней тесно примыкает процедура эмпирического обобщения, называемая еще статистическим выводом. В его основе лежит индукция умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

2. Определение объекта исследования, генеральная и выборочная совокупность. Методы выборки

Объект – носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенная в процесс научного познания. Выделение объекта осуществляется на основе анализа проблемы. В качестве объекта вычленяют сферу социальной действительности, содержащую социальное противоречие проблемной ситуации.

Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа – студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п. Если, к примеру, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения в равной мере являются студенты и преподаватели.

Объектами исследования могут быть, например, работники, увольняющиеся по собственному желанию; молодые специалисты со стажем работы менее пяти лет; первичные коллективы, работающие в условиях бригадной организации труда; нормативная документация, административные распоряжения, материалы экономической статистики, протоколы заседаний.

Уточнение объекта в программе осуществляется через определение генеральной и выборочной совокупности; тем самым задается масштаб самого исследования, границы той области социальной жизни, по отношению к которой применимы его результаты.

Генеральная и выборочная совокупности. Метод выборки.

Генеральная совокупность – множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании. В зависимости от того, насколько широкой будет тема исследования, настолько же широка будет генеральная совокупность.

Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кого называют респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования.

Кого именно относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность решают математические методы. Если социолог намеревается взглянуть на афганскую войну глазами ее участников, в генеральную совокупность войдут все воины-афганцы, но опрашивать ему придется небольшую часть – выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придерживается правила: любой воин-афганец, независимо от места жительства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, должен иметь одинаковую вероятность попасть в выборочную совокупность.

Как только социолог определился с тем, кого он хочет опросить, он определил основу выборки. После чего решается вопрос о типе выборки.

Выборки делятся на три больших класса:

а) сплошные (переписи, референдумы). Опрашиваются все единицы из генеральной совокупности;

б) случайные;

в) неслучайные.

Случайный и неслучайный типы выборки в свою очередь подразделяются на несколько видов.

К случайным относят:

1) вероятностную;

2) систематическую;

3) районированную (стратифицированную);

4) гнездовую.

К неслучайным относят:

1) «стихийную»;

2) квотную;

3) метод «основного массива».

Полный и точный перечень единиц выборочной совокупности образует основу выборки. Элементы, предназначенные для отбора, называются единицами отбора. Единицы отбора могут совпадать с единицами наблюдения, поскольку единицей наблюдения считается элемент генеральной совокупности, с которого непосредственно ведется сбор информации. Обычно единица наблюдения – это отдельный человек. Отбор из списка лучше всего производить, нумеруя единицы и используя таблицу случайных чисел, хотя часто используется квази-случайный метод, когда из перечня простого берется каждый n-й элемент.

Если основа выборки включает список единиц отбора, то структура выборки подразумевает их группирование по каким-то важным признакам, например, распределение индивидов по профессии, квалификации, полу или возрасту. Если в генеральной совокупности, к примеру, 30% молодежи, 50% людей среднего возраста и 20% пожилых, то и в выборочной совокупности должны соблюдаться те же самые процентные пропорции трех возрастов. К возрастам могут добавиться классы, пол, национальность и т.д. Для каждой устанавливаются процентные пропорции в генеральной и выборочной совокупности. Таким образом, структура выборки – процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность.

Если тип выборки говорит о том, как попадают люди в выборочную совокупность, то объем выборки сообщает о том, какое их количество попало сюда.

Объем выборки – количество единиц выборочной совокупности. Поскольку выборочная совокупность – это часть генеральной совокупности, отобранной с помощью специальных методов, ее объем всегда меньше объема генеральной. Поэтому так важно, чтобы часть не искажала представления о целом, то есть репрезентировала его.

На достоверность данных влияют не количественные характеристики выборочной совокупности (ее объем), а качественные характеристики генеральной совокупности – степень ее однородности. Расхождение между генеральной и выборочной совокупностью называется ошибкой репрезентативности, допустимое отклонение – 5%.

Вот некоторые способы избежать ошибки:

– каждая единица генеральной совокупности должна иметь равную вероятность попасть в выборку;

– отбор желательно производить из однородных совокупностей;

– надо знать характеристики генеральной совокупности;

– при составлении выборочной совокупности надо учитывать случайные и систематические ошибки.

Если выборочная совокупность (выборка) составлена правильно, то социолог получает надежные результаты, характеризующие всю генеральную совокупность.

Каковы же основные методы выборки?

Метод механической выборки, когда из общего списка генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое число респондентов (например, каждый 10-й).

Метод серийной выборки. При этом генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой пропорционально отбираются единицы анализа (например, по 20% мужчин и женщин на предприятии).

Метод гнездовой выборки. В качестве единиц отбора выступают не отдельные респонденты, а группы с последующим сплошным исследованием в них. Данная выборка будет представительна, если состав групп схож (например, по одной группе студентов из каждого потока какого-нибудь факультета вуза).

Метод основного массива – опрос 60–70% генеральной совокупности.

Метод квотной выборки. Наиболее сложный метод, требующий определения не менее четырех признаков, по которым проводится отбор респондентов. Применяется обычно при большой генеральной совокупности.


3. Разработка инструментария социологического исследования

В ходе подготовки исследования важное место занимает разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек или дневников наблюдений, наличие фото-, кино-радиоаппаратуры и т.д. Кроме них необходимы и другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетерам и интервьюерам, рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы (если обработка осуществляется на ЭВМ) и др.

Остановимся на характеристике наиболее распространенного в социологии вида исследования – анкетировании. Что представляет собой анкета и каковы требования к ней?

Анкета – наиболее широко распространенный инструмент социологического анализа.

Существуют определенные правила составления анкеты, требования к ней. Лишь при соблюдении этих условий возможно получить объективные количественно-качественные характеристики предмета анализа.

Правила составления анкеты:

Начинаться анкета должна с краткого обращения к участнику опроса, в котором указывается:

– кем и с какой целью проводится анкетирование;

– как заполняется и как возвращается заполненная анкета;

– выражается просьба принять участие в опросе.

После обращения следует основная часть анкеты, состоящая из целевых вопросов, которые можно разделить на три категории:

а) контактные – они нужны для привлечения внимания респондентов к опросу;

б) основные – направлены на получение главной информации, необходимой для решения задач исследования;

в) заключительные – они снимают психологическое напряжение у респондента, создают уверенность в полезности проведенного опроса.

Завершается анкета паспортичкой – несколько вопросов, касающихся социально-демографических особенностей опрошенных (пол, возраст, образование, место жительства).

Правильно оформленная анкета должна заканчиваться выражением благодарности респонденту за участие в опросе (например, “спасибо за участие” или “благодарим за сотрудничество”).

Существуют и определенные требования к вопросам анкеты:

Все вопросы должны быть четко сформулированы и понятны респонденту (включая используемые термины).

Вопросы не должны превышать возможности памяти и компетентности опрашиваемого (респондента).

Не должно быть перегруженности вариантами ответов, предложенных в анкете.

Вопросы не должны вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондента.

В анкетах используются различные виды вопросов:

а) основные и дополнительные вопросы. Первые раскрывают основную проблему исследования, вторые помогают решить дополнительные задачи.

б) по форме вопросы анкеты могут быть открытые, закрытые и смешанные.

Закрытым называется такой вопрос, на который предложен полный набор вариантов ответа. Респондент, прочитав его, должен лишь подчеркнуть тот вариант, который соответствует его мнению.

Открытый вопрос не содержит вариантов ответа, и опрашиваемому предлагается самому сформулировать и вписать ответ.

Смешанная форма вопроса используется, когда после предложенных вариантов ответа оставляется пустая графа, куда респондент может по необходимости записать свой вариант ответа.

в) прямые и косвенные вопросы.

Прямые вопросы направлены на выражение отношений респондента к различным сторонам анализируемой проблемы. Они предполагают, что респондент выскажет свою собственную позицию.

Косвенные вопросы обычно задаются тогда, когда прямые вопросы не вполне удобны – это ситуации, касающиеся частных, интимных сторон жизни человека, когда можно предположить, что на прямые вопросы не будут даны искренние ответы.

г) контрольные вопросы, которые позволяют уточнить правдивость ответов, определить их искренность и достоверность.

д) функционально-психологические вопросы (особенно, если анкета имеет значительный объем). Они бывают двух видов:

– контактные – призваны заинтересовать респондента, побудить его принять участие в анкетировании;

– буферные – служат для переключения внимания респондента при переходе от одной темы к другой.

е) вопросы-фильтры. Они нужны, чтобы «отсеить» или, наоборот, выбрать из всех респондентов нужных (компетентных) людей для ответа на какие-нибудь особые вопросы.

Для успешного проведения анкетирования важно уметь использовать различные формы его организации (индивидуальное или групповое, очное или заочное), учитывая их достоинства и недостатки. Так, при групповом анкетировании, как правило, бывает 100%-й возврат анкет, а при индивидуальном возврат гораздо меньше. При групповом анкетировании имеется возможность опросить сразу целую группу людей, но искренность ответов может быть меньшей, чем при индивидуальном. Проводя заочное анкетирование (например, прессовый опрос), следует помнить, что в нем примут участие, как правило, только люди, очень заинтересованные изучаемой проблемой.

После завершения сбора социологической информации ее необходимо обработать. Обработка анкетной информации начинается с выбраковки собранного материала. Анкеты необходимо проверить на точность и полноту заполнения. Сложилось правило: если отсутствуют ответы (либо неправильно выполнены) на 30% вопросов и более, анкета выбраковывается и не подлежит обработке. Иначе результаты и выводы исследования будут неточны, а то и вовсе неправильны.

Небольшие анкетные массивы (до 300 экземпляров) можно обрабатывать вручную, а большие – с использованием техники. В этом случае необходимы дополнительные процедуры: кодировка информации, подбор программы обсчета и т.д.

В любом случае необходимо начинать с процедуры количественного обобщения и упорядочения первичной информации, содержащейся в анкетах. Здесь в первую очередь используется построение таблиц распределений, а также схем и графиков.

После получения результатов математического обсчета исследователь может приступать к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его обществоведческой и специальной подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности.

На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.

Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т.д., анализ эмпирического материала, теоретические выводы и практические рекомендации). Приложение к отчету включает методические и вспомогательные документы (анкеты, инструкции и т.д.).

Пройдя все этапы социологического исследования и правильно выполнив все необходимые процедуры, можно говорить об успешном его окончании.


Определения основных понятий

Объект социологического исследования в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию.

Предмет исследования – это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению.

Логический анализ основных понятий – это логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры.

Первичными данными называется полученная в эмпирическом исследовании статистическая информация, прошедшая известную математическую обработку и выраженная в форме таблиц с распределением ответов респондентов.

Генеральная совокупность – множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании. В зависимости от того, насколько широкой будет тема исследования, настолько же широка будет генеральная совокупность.

Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кого называют респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования.

Выборка – группа людей, подобранная для исследования, репрезентирующая тех, кого социолог намерен изучить.

Социальная проблема – существующая в самой реальности противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп либо социальных институтов.


Список использованных источников

1.    Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Минск : ТетраСистемс, 2006.

2.    Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. 2-е изд. – М.: Университет, 2002.

3.    Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Методы социологического исследования. – М.: МГУ, 2004.

4.    Кравченко, А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2009.

5.    Социология: курс лекций: учеб. пособие / Ю.Г. Волков [и др.]; под общ. ред. Ю.Г. Волкова, В.Н. Нечипуренко. – 2-е изд., перераб. и доп. Ростов-н/Д. : Феникс, 2006.

6.    Социология: учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити-Дана, 2004.

7.    Тощенко, Ж. Т. Социология: учеб. пособие для студентов вузов / Ж.Т. Тощенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2005.

8.    Фролов, С.С. Социология : учеб. для высш. учебных заведений / С.С. Фролов. М.: Логос, 2000.

9.    Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – М.: Добросвет, 2003.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.