скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Роль Китая в международных экономических отношениях

Наиболее выгодными для Китая были кредиты, предоставляемые структурным подразделением Мирового Банка Международной ассоциацией развития. Все кредиты данной ассоциации являются беспроцентными (взимается лишь комиссия в размере 0,75% годовых). Они предоставляются на 50 лет с десятилетним льготным периодом. На кредиты по линии Международной ассоциации развития приходится около 40% общего объема кредитов, полученных Китаем от Мирового Банка.

Прямые иностранные инвестиции – один из важнейших элементов открытой внешнеэкономической политики.

Согласно китайской классификации, под термином «прямые иностранные инвестиции» понимаются совместные предприятия с участием китайского и иностранного капиталов в первой паевой (акционерной) и контрактной (договорной) формах, чисто иностранные предприятия, совместные проекты по разведке и разработке природных ресурсов на территории КНР, компенсационные сделки и различные формы промышленной кооперации.

В первые годы осуществления открытой экономической политики иностранные инвестиции направлялись в основном в сферу нематериального производства. В последнее время заметна тенденция активизации иностранных фирм в приоритетных отраслях промышленности КНР. В большинстве случаев сотрудничество с компаниями промышленно развитых стран способствует освоению производства принципиально новых для Китая видов промышленной продукции. Предприятия с участием иностранного капитала отличаются более высоким уровнем производительности труда, организации производства. Совместные предприятия в промышленности позволяют только посредством улучшения организации труда добиться увеличения производительности труда в 5-6 раз и таким образом приблизиться к мировым показателям.

Широкое развитие международной производственной кооперации способствовало расширению экспорта и улучшению его товарной структуры. Привлечение иностранных капиталовложений способствовало ускорению развития ряда экспортных отраслей КНР, в том числе текстильной, швейной, обувной, электронной, что позволило увеличить их вывоз на мировой рынок.

Особую роль открытой внешнеэкономической политики играют приморские районы страны. На них приходится около 80% предприятий с участием иностранного капитала, функционирующих в КНР. В приморском поясе созданы специальные экономические районы, зоны технико-экономического развития, открытые экономические районы, различающиеся степенью льготности режима для иностранных инвестиций.

Опыт экономической реформы в КНР в 90-е годы и политика внешней открытости свидетельствуют прежде всего о долгосрочности выбранного курса. Процесс движения китайской экономики к рынку осуществляется в соответствии с выделенными тремя ключевыми принципами реформы: развитие многообразных по формам собственности типов хозяйств, развитие социалистической рыночной экономики, а также «открытая» внешнеэкономическая политика. Формы осуществления экономической стратегии способствовали выдвижению Китая в число крупнейших экономических держав. На международном рынке прямых инвестиций Китай в качестве импортёра ещё в 2002г. впервые обогнал США, а в следующем году это опережение стало почти двукратным: 57 млрд. долл. против тридцати. Кстати, российский прошлогодний максимум прямых инвестиций из-за рубежа оценивается приблизительно лишь в 7 млрд. долл.

Усиление экономических позиций позволит КНР играть ведущую роль в мировой экономике и политике.

В ближайшее время, в Китае можно ожидать дальнейшего поступательного роста зарубежных инвестиций при сохранении социально-политической стабильности, улучшении инвестиционного климата в стране, предоставлении действующим на его территории совместным предприятиям национального режима, широкого допуска их продукции на внутренний рынок, либерализации валютного регулирования, связанного со свободной куплей-продажей инвалюты. В Китае понимают, что этап фискального стимулирования инвестиций прошел.

Проблемы и трудности, сопутствующие Китаю в привлечении иностранного капитала, - неизбежное следствие перехода к новой экономической системе. В настоящее время Китай, отстаивая свои национальные экономические интересы, стал проводить более избирательную политику регулирования притока иностранных капиталовложений как в отраслевом и территориальном аспектах, так и с точки зрения технологического уровня и валютной отдачи.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что если в 1990-х годах привлечение иностранного предпринимательского капитала рассматривалось как вспомогательное звено внешнеэкономической стратегии КНР на ее важнейших направлениях - расширении товарного экспорта и валютных поступлений по неторговым статьям, ввозе передовой технологии, - то уже к началу XXI века иностранный капитал, во многом адаптировавшись к условиям Китая, стал важным долговременным фактором экономического развития страны.

Оценивая итоги привлечения иностранного капитала в КНР, следует подчеркнуть, что столь значительных успехов в деле приращения экономического потенциала, снижения себестоимости продукции, повышения ее технологического уровня, экономии валютных ресурсов удалось достичь во многом благодаря жесткому контролю со стороны правительства за привлечением зарубежных капиталовложений, тесной координации этого процесса с планированием развития народного хозяйства и его отдельных отраслей. Были созданы благоприятные условия для конкуренции между зарубежными вкладчиками за более привлекательные условия деятельности на китайском рынке. Китай не допустил распространения чисто сборочных (отверточных) производств и контролировал высокую долю отечественного компонента в стоимости продукции не только во избежание излишней зависимости от поставщиков, но и для обеспечения в будущем конкурентоспособной стоимости производимой продукции по сравнению с ее зарубежными аналогами.

Прогнозы изменений в мировом хозяйстве

Современные учебники международной экономики, как правило, подчеркивают неразрывную связь экономических достижений рыночного хозяйства с политической демократией. Феномен коммунистического Китая (как, впрочем, таких стран, как Чили при Пиночете или современный Казахстан) позволяет усомниться в справедливости этой истины: авторитарная власть, оказывается, вполне уживается с успешной и либеральной экономикой. А громадная китайская экономика с ее ежегодным девятипроцентным увеличением является вполне либеральной и открытой: практически три четверти ВВП Китая производится на негосударственных предприятиях, и доля эта растет ежегодно; после вступления КНР во Всемирную торговую организацию в декабре 2001 года средний уровень импортных пошлин сократился с 41% в 1992 г. до  6%. Китай в настоящее время не только вносит решающий вклад в опережающий экономический рост всей многочисленной группы развивающихся стран, но и превратился в ключевой фактор развития мирового хозяйства в целом. Более того, именно коммунистический Китай парадоксальным образом стал одним из решающих обстоятельств, если не опорой, вполне успешного существования и роста современной американской экономики – традиционного лидера мирового капитализма, переводя экспортную выручку в казначейские обязательства США и финансируя, таким образом, дефицит их платежного баланса.

При этом инфляция на потребительском рынке США в условиях все еще чрезвычайно «мягкой» денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы остается невысокой, и здесь опять Китай выступает в роли стабилизатора макроэкономических диспропорций современного американского хозяйства, потому что экспортная выручка китайцев поглощает значительную часть избыточной долларовой ликвидности. А именно это и тормозит инфляцию, позволяя и далее проводить политику «дешевых» денег, стимулирующую устойчивый рост ВВП США.

Картина всемирного хозяйства меняется стремительно. Оставаясь его лидером, США демонстрируют признаки нездорового развития, чреватого грядущими потрясениями как национальной, так и мировой экономики, основанной на слабеющем долларе, - в этом уверен, в частности, Пол Волкер, бывший председатель Федеральной резервной системы США. Другие важнейшие экономические полюсы мира, Япония и Западная Европа, переживают относительный застой и, скорее, тормозят, чем ускоряют глобальный хозяйственный рост. И лишь многочисленная и многообразная группа развивающихся и посткоммунистических стран во главе с гигантами Китаем и Индией позволяют не сомневаться в ближайших благоприятных перспективах развития всемирного хозяйства.

В 2004г. аналитики американского инвестиционного банка «Голдман Сакс» опубликовали прогноз развития мировой экономики на ближайшие полвека. Согласно прогнозу, через несколько десятилетий должна радикально измениться конфигурация так называемой «большой восьмерки». Состав этой элитной группировки выглядит анахронизмом уже сейчас. В  дальнейшем Индия и Китай, по мнению авторов, должны с полным правом занять место среди лидеров мирового хозяйства, вытеснив оттуда такие страны, как Италия или Канада. Китай же, согласно прогнозу, должен опередить США по объему ежегодного валового производства приблизительно к началу четвертого десятилетия и превратиться в крупнейшую экономику мира.


II. Развитие экономических отношений с Россией

В основе региональных отношений между сопредельными территориями России и Китая лежит взаимная заинтересованность в развитии торгово-экономических связей между двумя странами, обладающими взаимодополняемыми экономическими структурами.

В основу децентрализованной торговли был положен бартерный обмен, на который по российским данным в 1992-1993 гг. пришлось до 85% общего товарооборота. В качестве средства срочного решения экономических проблем двух стран бартер сыграл свою роль, однако дальнейшее развитие торговли требовало перехода к более цивилизованным формам отношений, поскольку экстенсивное развитие торговли практически исчерпало свои возможности. "Медовый" период бартерной торговли закончился, и рассчитывать на неэквивалентный обмен, топливный бартер и сбыт в Россию низкокачественных товаров больше не приходилось.

Были сделаны попытки наведения порядка в приграничной торговле между двумя странами. При заключении оптовых сделок, многие из которых раньше основывались на бартерных операциях, стало требоваться банковское оформление. Были отменены преференциальные условия для бартерной торговли, позволявшие Китаю получать российские сырьевые товары без затрат валюты в обмен на продукцию легкой и пищевой промышленности. При бартерных сделках с РФ китайские торговые организации имели возможность вдвое сокращать импортную пошлину по большинству товаров. Обе стороны стали внимательнее, чем раньше, следить за качеством поставляемых товаров.

Существенное влияние на сокращение торговли оказала межправительственная договоренность о переходе на расчеты в СКВ. Китай вменил в обязанность руководителям всех уровней содействовать выполнению решений об упорядочении выдачи лицензий и подготовки контрактов, о выходе на российский рынок крупных и средних предприятий, а также "внутренних" городов и уездов.

С начала 1994 г. Китай ввел единый рыночный валютный курс с одновременной девальвацией национальной валюты, что привело к удорожанию и сокращению импорта. Что касается экспорта, то его падение было связано с усилением внимания китайского руководства к качеству экспортных товаров и с ужесточением контроля качества на границе, что в итоге привело к снижению уровня производства и сбыта низкокачественных товаров. На сокращение объемов торговли повлияли падение промышленного производства в России с одновременным ростом цен, повышением ставок транспортных тарифов и таможенных пошлин, снижение покупательной способности населения и усиление контроля над экспортом сырьевой продукции.

Ограничителем спроса на китайские товары, многие из которых не отличаются высоким качеством, стало насыщение ими дальневосточного рынка. В отдельных партиях доля низкокачественных товаров достигает 80-100%, а в целом 50% товаров из КНР не отвечает стандартам. В первую очередь это относится к товарам, ввозимым мелкими партиями. Наведению определенного порядка в этой сфере способствовало введение в России с 1 января 1993г. порядка обязательной сертификации товаров в соответствии с требованиями безопасности жизни, здоровья и имущества людей и охраны окружающей среды.

Рост децентрализованной торговли выявил ряд негативных тенденций в поведении российских субъектов внешнеторговых отношений. Отсутствие опыта поведения в условиях рыночной экономики и стремление получить сиюминутную прибыль породили практику заключения неэквивалентных сделок с завышением контрактных цен на импортируемые китайские товары и занижением цен по российскому экспорту. Если в Китае северные территории всегда проводили жесткую линию на согласование цен, то Россия многое упускала из-за отсутствия координации и ненужной внутренней конкуренции.

Фактором, сдерживающим развитие приграничной торговли, явилось несовершенство и нестабильность внешнеторгового и налогового законодательства РФ, претерпевающего неоднократные изменения даже в период действия того или иного контракта. В условиях отсутствия внешнеторгового опыта у многих российских партнеров такая политика центральных властей приводила к частым и неоправданным потерям.

Тем не менее, перспективы торговли с Китаем в целом и децентрализованной торговли в частности имеют значительный и до конца не использованный потенциал. В настоящее время торговля с Россией составляет 4% от товарооборота Китая, и Россия занимает лишь седьмое место после Японии, Гонконга, США, Тайваня, Южной Кореи, тогда как в 50-е годы доля СССР достигала половины внешнеторгового оборота страны. Дальнейшее развитие двусторонней торговли и экономических связей лежит на путях интенсификации инвестиционной деятельности, создания свободных экономических зон вдоль границы, совместной работы над масштабными экономическими проектами. Россия должна шире использовать заинтересованность Китая в развитии экономических связей, но делать это надо не только с учетом региональных интересов Дальнего Востока, но в рамках продуманной государственной политики. Лишь сочетание экономической самостоятельности Дальнего Востока с общегосударственными интересами может создать прочную и долговременную базу для развития российско-китайских экономических отношений.


III. Совместные предприятия и инвестиции

 

Торговые отношения

Значительное, хотя и, очевидно, недостаточное развитие в региональных российско-китайских отношениях получило создание совместных предприятий и фирм. В 1992-1993 гг. на Дальнем Востоке было зарегистрировано около 800 совместных китайско-российских и чисто китайских предприятий.

 На 1 апреля 1994г. число зарегистрированных в Хабаровском крае предприятий с иностранным капиталом составило 448, из которых китайских было 193 (43%). Объем инвестиций составил 106,3 млн. долл., из которых на Китай пришлось лишь 10,9 млн. долл. (10,3%). В 1993г. на Китай пришлось 63,3% иностранных инвестиций в экономику края, или 3,5 млн. долл.

Созданные в Хабаровском крае предприятия с использованием китайского капитала в основном заняты в сфере торговли на российском внутреннем рынке. Объем производства российско-китайских СП по данным краевой администрации составил в 1993г. всего 1,2% от общего объема производства продукции совместных предприятий. Невелика их доля и в экспорте края (2,5%), но в импорте она уже составляет 14%. Значительное место СП с китайским капиталом занимают в реализации товаров на внутреннем рынке (34,6%) и в предоставлении услуг (16,5%).

В Амурской области на 1 апреля 1994 г. из 102 зарегистрированных совместных предприятий 70 были созданы с участием китайского капитала, в том числе 7 филиалов китайских компаний и два дочерних предприятия со 100%-ным иностранным капиталом. Из них 20 были ориентированы на производство товаров народного потребления, 25 - на торговлю и сферу услуг, однако реально действует лишь около половины СП. Интересна тенденция к выпуску импортозамещающей продукции. Одно из СП в Амурской области специализируется на выпуске швейных изделий, другое на товарах из кожи, причем производимая продукция выше качеством, чем аналогичные товары, ввозимые из Китая.

Китайские СП отличаются небольшими объемами и средними размерами вкладываемых капиталов. Они в первую очередь были ориентированы на торговую или посредническую деятельность. Однако в последнее время все активнее стало проявляться стремление китайских инвесторов создавать предприятия со 100%-ным иностранным капиталом, что свидетельствует как о приспособлении китайских предпринимателей к специфике российского рынка, так и о негативном опыте работы с российскими партнерами. В Приморском крае из 115 предприятий со стопроцентным иностранным капиталом 90 китайские, в Хабаровском крае 45 предприятий полностью принадлежат китайским инвесторам. От торгово-посреднической деятельности они переходят к производственной.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.