скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Психологические тесты как метод исследования

По почерку можно определить некоторые характерологические черты человека, тип его личности и темперамента. Имеется определенная связь почерка с психологическими отклонениями индивида. Это обстоятельство широко используется в криминалистике при проведении графологической экспертизы письма, факсимиле, росписей в ведомостях подэкспертных в целях идентификации их почерку.

К проективным относится также методика «Незаконченные предложения», которая дает возможность выявить определенные потребности, мотивы и чувства испытуемого (страхи, опасения, осознание собственной вины и т.п.), отношение к прошлому и будущему, характер взаимоотношений с родителями, друзьями, с вышестоящим по статусу и подчиненным и др. Существует много вариантов проективной методики «Незаконченные предложения», основанных на принципе вербального завершения. Сами предложения формулируются таким образом, чтобы стимулировать ответы, относящиеся к изученным свойствам и лингвистическим особенностям испытуемого.

Перед проведением теста «Незаконченные предложения»[6] с испытуемыми проводится беседа, обращается внимание на необходимость давать искренние, естественные ответы. Если испытуемый все-таки старается скрыть мир своих переживаний, дает формальные ответы, то для опытного психолога такое поведение предоставляет пищу для размышлений о системе личностных отношений обследуемого. В соответствии с возрастными особенностями испытуемых им может быть предложено отвечать не на все 60 предложений, а на часть их, выборочно, в зависимости от задач конкретного психодиагностического исследования.

Проективная тетс-методика изучения фрустрационных реакций разработана С.Розенцвейгером в 1944 г. Здесь под фустрацией следует понимать психическое состояние, возникающее в следствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущениях гнетущего настроения, тревожности, отчаяния, гнева и др. Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два или более человека, занятых еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и другим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустационной ситуации. персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фустрационная ситуация. Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в которой обследуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ. Тест фрустационных ситуаций состоит из 24 рисунков.

Как отмечалось выше, к проективным методикам относятся и другие проективные тесты (тест Роршааха толкование чернильных пятен, тест Маховера – нарисовать или человека и др). Но все их объединяет одна особенность, заключающая в том, что критерии валидности и надежности, разработанные для традиционных тестов, к ним неприменимы. Не могут быть альтернативными и ответы на задания тестов («правильно-неправильно»). Проективные методики используются с целью прогнозировать индивидуальный стиль поведения испытуемого в значимых или конфликтных ситуациях, выявлять неосознанные аспекты личности.

В основу всех проективных методик заложена возможность посредством косвенного воздействия на испытуемых, моделируя определенные жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные установки, стиль взаимоотношений индивида с другими людьми (конформность, лидерство, авторитарность, демократичность и т.п.), ведущие мотивы и самооценку личности. В сочетании со стандартизированными методиками это дает практическому психологу наиболее объективную информацию о личности клиента, испытуемого.

В целом проективные тесты требуют широкой теоретической подготовки психолога и соответствующего опыта по применению методик. Проективные тесты дают возможность составить комплексную оценку свойств личности.

Тестовые методики по определению устойчивых особенностей личности. Подкласс тестовых методик по определению устойчивых особенностей личности весьма разнообразен. Рассмотрим некоторые из них, нашедших широкое применение в Школе практической психологии.

Диагностика агрессивности. Агрессивность как качество личности, по определению Р.С.Немова, это не вызванная объективными обстоятельствами (как необходимая ответная реакция), неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру. Проявляется у индивида в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру. Может проявляться и в форме демонстрации превосходства в силе по отношению к другому человеку или группе лиц. Агрессивность может варьировать по степени агрессивности в форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений и применения грубой физической силы. Е.И.Рогов отмечает, что в настоящее время появления агрессии в детских и учебных заведениях стали большой проблемой, волнующей как учителей, так и родителей. Одной из приоритетных задач психолога в учебных заведениях становится психокоррекционная работа с подростками и юношами, особенно с теми, которые более агрессивны по сравнению с другими.

Следует оговориться, что, с одной стороны, каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как отсутствие ее у индивида ведет к пассивности и конформности. С другой стороны, чрезмерное развитие агрессивности может формировать такой облик личности, который провоцирует конфликтность, затрудняет сотрудничество, сознательную кооперацию.

Между агрессией и фрустрацией существует определенная связь, когда агрессивность проявляется в качестве защитной реакции субъекта вследствие аффекта, вызванного фрустрационной ситуацией.

Диагностика тревожности. Тревожность – это особое эмоциональное состояние субъекта, выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, которая сопровождается страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Это довольно устойчивое персональное качество, характеризующееся двумя показателями – личности и ситуационной напряженностью.

Личностная тревожность это индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоциональным отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его «Я» (для самооценки, уровня притязаний, отношения к своему «Я» и т.п.).

Ситуационная тревожность это внутреннее, устойчивое состояние тревожности как поведенческая реакция на определенные жизненные ситуации. Такое состояние может быть обусловлено, например, переговорами с официальными лицами, разговорами по телефону, экзаменационными испытаниями, общением с незнакомыми людьми противоположного пола или возраста и т.п.

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение человека. Определение уровня тревожности, как отмечает Л.Д.Столяренко естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Оценка человеком своего уровня тревожности является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

У каждого конкретного человека личностная и ситуационная тревожность развиты в различной степени, поэтому при определении уровней тревожности оцениваются оба показателя.

Особого внимания требуют лица с высокой и очень высокой тревожностью. Е.И.Рогов отмечает, что подобная тревожность либо порождается реальным неблагополучием субъекта в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существует как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, однако это видимое благополучие достигается ими неоправданно большой ценой и чревато срывами. У таких школьников отмечаются вегетативные, невротические и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречий между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Следствием этого всего являются перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

Диагностика притязаний личности. Уровень притязаний личности – это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т.п. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.

Американскими учеными Д.Макклеландом и Д.Аткинсоном разработана теория мотивация достижения успехов в различных видах деятельности. Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерным мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточение внимания на достижении поставленных целей.

Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиваться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможности временные неудачи. Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценивать свои возможности, успехи и неудачи, адекватно оценивают себя, у них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на неудачу, неадекватно оценивают себя, что в свою очередь ведет к нереалистичным притязаниям (завышенным или заниженном)[7]. В поведении это проявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать соревнования, не критичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.

Самооценка личности. Разработка методик самооценки личности имеет определенные трудности, связанные с возрастными особенностями и профессиональной ориентацией различных контингентов испытуемых. Самооценка личности тесно связана с уровнем притязаний и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности. Важно выяснить, какое место оценка своего «Я» занимает в структуре самосознания личности.

Понятие «самосознание» происходит от слова «сознание». Сознание как высшая форма развития психики человека проявляется в трех составляющих:

- совокупность знаний об окружающем нас мире;

- постановка жизненных целей и задач личности;

- самосознание как отношение человека к самому себе, другим людям и окружающему миру.

Самосознание – это относительно устойчивая осознанная система представлений индивида о самом себе, осознание своего «Я» во всем многообразии индивидуальных особенностей, на основе которых человек строит свои взаимоотношения с другими людьми и сообразно этому относится к самому себе. Таким образом самосознание является своеобразным фундаментом, на котором строится Я-концепция и Я-образ личности.

В свою очередь, образ собственного «Я» состоит из трех компонентов: когнитивного (образ своих психологических качеств, внешности, социальной значимости и т.д.); эмоционального (самоуважение, самолюбие, самоуничтожение и т.п.); оценочно-волевого (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.п.),

Самопознание – это процесс выработки определенного эмоционально-ценностного отношения к себе, итогом которого становится самооценка личности.

Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).

Люди с низкой самооценкой ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достичь, преувеличивают значение неудач. Способности реализуют далеко не полностью. Им свойственны такие характерологические черты, как нерешительность, боязливость, обидчивость, придирчивость, чрезмерная совестливость, конфликтность. Они страдают комплексом неполноценности и нуждаются в поддержке окружающих.

Люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых они могут достичь. Уровень их притязаний превышает реальные возможности. К себе они не критичны. Считают себя самыми хорошими людьми, умными, добрыми. К окружающим пренебрежительны. С оценками, которые им дают окружающие, не соглашаются, часто бывают причиной конфликтных ситуаций в коллективе. Основные черты их характера: зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, неуважительное, грубое отношение к людям. Они могут обидеть человека и сами даже на заметить этого.

Чрезмерно высокие и слишком низкие самооценки свидетельствуют об искажении, неадекватности реальному положению вещей. Обладатели завышенной самооценки должны развивать в себе критичность, а лица с заниженной самооценкой обязаны выработать уверенность в себе, умение оптимистически смотреть на свои способности.

Адекватная самооценка обеспечивает и соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такому человеку легче живется на свете, он более энергичен, активен и оптимистичен.

Третьей составной частью самосознания является самовоспитание. Это процесс самоуправления и саморегуляции (саморегулирования), направленный на осознанное измерение своей личности. Эффективное самоуправление возможно только при оптимальном уровне самооценки. Следовательно, формирование оптимальной, адекватной самооценки – это одновременно и развитие способности к психологическому личностному самоуправлению, проявляющееся в конкретизации мотивов поведения и деятельности, в постановке целей и выборе путей их достижения. Процессы саморегулирования и саморегуляции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Упрощенная психологическая структура саморегуляции включает в себя следующие элементы: принятие субъектом конкретной цели произвольной активности, программу исполнительских действий, переработку текущей информации, принятие решений, выполнение программы исполнительских действий, проверку результатов, коррекцию действий. Таким образом, саморегуляции представляет собой замкнутый контроль регулирования, является своеобразным информационным процессом, носителями которого выступают различные формы отражения действительности.

Регуляция субъектом своей деятельности и поведения осуществляется на основе волевых усилий.

Основные тенденции поведения индивида в группе. Представление индивида о своей личности будет более конкретным, если определить основные тенденции индивида в реальной группе (зависимость – независимость, общительность – необщительность, принятие «борьбы»).


Заключение

Изучение человека состовляет одну из важнейших задач науки, а среди наук о человеке психология занимает одно из первых мест. Психологический тест помогает разбираться в своей психической жизни. Он дает возможность понимать самого себя, знать свои сильные и слабые стороны. А знать себя необходимо для самовоспитания, для работы над собой, над исправлением своих недостатков, над развитием своих способностей.

К настоящему времени тесты весьма разнообразны и существует множество оснований для их классификации. Это тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, креативности, межличностные, практические, тестовые и образные задания, вербальные тесты, которые включают в себя задания на оперирование словами, а также множество бланковых, аппаратурных, процессуальных, тестов состояний и свойств, и особой группы проективных тестов.


Список использованной литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М., 2000. с.62.

2. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие.- М.: Дело, 2001.- 15с.

3. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика – М, 2003.


[1] Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие.- М.: Дело, 2001.- 15с.

[2] Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие.- М.: Дело, 2001.- 15с.

[3] Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М., 2000. с.62.

[4] Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие.- М.: Дело, 2001.- 15с.

[5] Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М., 2000. с.62.

[6] Гуревич К.М. Что такое психодиагностика – М, 2003.

[7] Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М., 2000. с.62.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.