Контрольная работа: Потребительские свойства смазочных масел
Отменное качество и высокий уровень эксплуатационных свойств смазочных материалов достигается благодаря: использованию базовых масел и присадок ведущих мировых компаний Великобритании, Германии, Словакии, России; тесному сотрудничеству с научно-исследовательскими центрами и испытательными лабораториями в Украине и за рубежом; наличию полного комплекса современного лабораторного оборудования, позволяемого проводить все необходимые анализы масел и присадок; постоянно действующей системы совершенствования качества процессов производства.
Лебединский нефтемаслозавод - «ЛЕОЛ» - лауреат 5-го Украинского национального конкурса по качеству, единственный отечественный производитель смазочных материалов, действительный член Украинской Ассоциации Качества. В 2001 году завод начал внедрять международную систему качества ISO 9001. На Лебединском нефтемаслозаводе выпускается около 30 наименований масел — это большая группа моторных масел, а также трансмиссионные, индустриальные, гидравлические, турбинные и др.
Лебединский нефтемаслозавод при производстве автомобильных масел ЛЕОЛ применяет самые современные многофункциональные пакеты присадок. Пакет присадок – это тщательно подобранная композиция загущающих, детергирующих, диспергирующих, противоизносных, антиокислительных, противопенных, противозадирных присадок, ингибиторов коррозии и некоторых других добавок. Особенное внимание уделяется загущающим присадкам. Как правило, это маслорастворимые органические полимеры, а механизм их действия основан на изменении формы макромолекул в зависимости от температуры. Эти присадки способны существенно увеличивать вязкость продукта при положительных температурах и весьма незначительно - при отрицательных. Для двигателя автомобиля это хорошо тем, что: 1) во-первых, обеспечиваются хорошие пусковые свойства при низких температурах; 2) во-вторых, гарантируется достаточная несущая способность масляного слоя при высоких, даже экстремальных тепловых нагрузках. Содержание присадок в автомобильных маслах ЛЕОЛ достигает 15-20%.
3.2 Ассортимент продукции предприятия
Ассортимент продукции «Лебединского нефтемаслозавод ЛЕОЛ» включает около 30 наименований масел - это большая группа моторных масел, а также трансмиссионные, индустриальные, гидравлические, турбинные и др. Предприятие выпускает следующие моторные масла:
- ЛЕОЛ-Ультра SAE 5W-40, API SL/CF
- ЛЕОЛ-Ультра 540 SAE 5W-40, API SL/CF
- ЛЕОЛ-Ультра 1040 SAE 10W-40, API SL/CF
- ЛЕОЛ-Ультра 1040 SAE 10W-40, API SL/CF
- ЛЕОЛ-Ультра 1540 SAE 15W-40, API SL/CF
- ЛЕОЛ-turbo-Дизель-extra 1040 SAE 10W-40, API CI-4/SL
- ЛЕОЛ-turbo-Дизель-extra 1540 SAE 15W-40, API CI-4/SL
- ЛЕОЛ-turbo-Дизель-extra 2050 SAE 20W-50, API CI-4/SL
- ЛЕОЛ-Лидер SAE 10W-40, API SJ/CG-4
- ЛЕОЛ-Премиум SAE 15W-40, API SJ/CG-4
- ЛЕОЛ-Престиж SAE 15W-40, API CD/SF
- ЛЕОЛ М-15/4041 SAE 15W-40, API SG
- ЛЕОЛ Master SAE 15W-40, API SF/CC
Также предприятие занимается выпуском таких трансмиссионных масел:
- ЛЕОЛ QUATTRO универсал SAE 75W-90, API GL-5
- ЛЕОЛ QUATTRO форвард SAE 80W-85, API GL-4
- ЛЕОЛ QUATTRO супер SAE 80W-90, API GL-5; и другие.
Среди такого широкого ассортимента наиболее важными являются «масла для смешанного парка». Согласно данным официальной статистики, в Украине работает 70,7 тыс. предприятий, в которых эксплуатируется около 1,2 млн. автомобилей. Обычно, такие предприятия имеют и обслуживают тяжелые автомобили с дизельными двигателями разного назначения, а также микроавтобусы, малые грузовики и легковые автомобили с бензиновыми двигателями. Для таких предприятий удобнее и экономичнее иметь одно универсальное моторное масло, которое можно было бы применять для всех автомобилей. Такие масла называются «маслами для смешанного парка».
До недавнего времени «масел для смешанного автопарка» в Украине не было. Ведь кроме больших финансовых затрат на разработку и внедрение в производство продукта, необходимо учитывать условия в которых эксплуатируются автомобили, и главное качество используемого топлива. Серьезный прорыв в данном вопросе осуществил Лебединский нефтемаслозавод, производя линейку масел «для смешанного автопарка» - полусинтетическое ЛЕОЛ-Лидер SAE 10W-40 и минеральное ЛЕОЛ-Премиум SAE 15W-40, которые по своим эксплуатационным свойствам превышают требования API SJ/CG-4; ACEA:A3/B3-04, E4-04 и полностью соответствуют требованиям Mercedes-Benz 229.1/228.1/228.3; VOLVO VDS-2; MAN M3275; Mack EO-L. Рассмотрим более детально особенности, свойства, характеристики и преимущества данных марок смазочных масел.
Моторное масло ЛЕОЛ-Лидер SAE 10W-40, API SJ/CG-4
Всесезонное, полусинтетическое моторное масло для использования в современных высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях, включая двигатели с турбонаддувом и оснащенных катализатором, легковых и грузовых автомобилей, микроавтобусов и другой техники.
Особенности:
- обладает малой вязкостью в момент пуска холодного двигателя, что позволяет смазке моментально поступать в самые отдаленные точки смазочной системы (основное изнашивание проявляется на начальном этапе запуска двигателя, пока до пар трения поступает масло), в результате чего двигатель быстрее набирает свои обороты;
- обеспечивает образование прочной масляной пленки при длительной работе двигателя с максимальной нагрузкой, что позволяет всем деталям двигателя работать при малых сопротивлениях;
- благодаря присутствию в присадках соединений хлора, фосфора и серы, которые в местах наивысшего трения и высоких температур разлагаются с выделением активных элементов, реагирующих с металлом, образовывают твердую хемосорбционную пленку, и как результат подавление сваривания, заедания, и слипания деталей двигателя, предотвращая перегрузки двигателя;
- нейтрализует кислоты и водные растворы кислот, образующихся при сгорании топлива с высоким содержанием серы, что обеспечивает надежную защиту стенок цилиндров, поршней, поршневых колец.
Таблица 3.1 – Свойства моторного масла ЛЕОЛ-Лидер SAE 10W-40, API SJ/CG-4
Показатель |
Норма |
Фактически |
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм²/с | не менее 12,0 | 14-15 |
Индекс вязкости | не менее 130 | 150-160 |
Температура застывания, °С | не выше -25 | -40- -45 |
Температура вспышки, °С | не ниже 205 | 205-210 |
Общее щелочное число, мг КОН/г | не менее 10 | 10-11 |
Зольность сульфатная, % | не более 1,45 | 1,3-1,4 |
Плотность при 20 °С, кг/м³ | не более 910 | 875-885 |
Моторное масло ЛЕОЛ-Премиум SAE 15W-40, API SJ/CG-4.
- всесезонное, минеральное моторное масло для использования в современных высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях, включая двигатели с турбонаддувом и оснащенных катализатором, легковых и грузовых автомобилей, микроавтобусов и другой техники.
Особенности:
- обеспечивает образование прочной масляной пленки при длительной работе двигателя с максимальной нагрузкой, что позволяет всем деталям двигателя работать при малых сопротивлениях;
- благодаря присутствию в присадках соединений хлора, фосфора и серы, которые в местах наивысшего трения и высоких температур разлагаются с выделением активных элементов, реагирующих с металлом, образовывают твердую хемосорбционную пленку, и как результат подавление сваривания, заедания, и слипания деталей двигателя, предотвращая перегрузки двигателя;
- нейтрализует кислоты и водные растворы кислот, образующихся при сгорании топлива с высоким содержанием серы, что обеспечивает надежную защиту стенок цилиндров, поршней, поршневых колец, вкладышей подшипников и других деталей от коррозии.
Таблица 3.2 – Свойства моторного масла ЛЕОЛ-Премиум SAE 15W-40, API SJ/CG-4.
Показатель |
Норма |
Фактически |
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм²/с | не менее 12,0 | 14,5-16,5 |
Индекс вязкости | не менее 130 | 140-145 |
Температура застывания, °С | не выше -25 | -35- -40 |
Температура вспышки, °С | не ниже 205 | 205-210 |
Общее щелочное число, мг КОН/г | не менее 10 | 10,5-11 |
Зольность сульфатная, % | не более 1,45 | 1,30-1,4 |
Плотность при 20 °С, кг/м³ | не более 910 | 880-890 |
Моторное масло ЛЕОЛ-Ультра SAE 5W-40, API SL/CF
Синтетическое моторное масло наивысшего уровня качества предназначено для использования в современных бензиновых и дизельных двигателях, включая двигатели с турбонаддувом и каталитическим конвертером выхлопных газов. Рекомендуется применять во всех легковых автомобилях, пикапах и микроавтобусах европейского, японского и американского производства.
Состав
Изготовлено на европейском полиальфаолефиновом базовом масле, самом современном пакете присадок компании Infineum (Великобритания), с добавлением улучшающих добавок для нейтрализации вредных последствий от работы на некачественном топливе.
Преимущества:
- существенно снижает коэффициент трения между поверхностями деталей двигателя, что приводит к уменьшению расхода топлива;
- обеспечивает превосходную смазку при длительной работе двигателя с максимальной нагрузкой, что снижает износ двигателя и тем самым продлевает срок его эксплуатации;
- обладает низкой летучестью, и поэтому потери масла от испарения незначительны, как результат - минимальный расход масла;
- характеризуется высокой сдвиговой стабильностью, т.е. вязкость практически не изменяется, и высокой стойкостью к термоокислению, что увеличивает срок службы масла и интервалы его замены;
- не оказывает отрицательного влияния на работу катализатора выхлопных газов и тем самым позволяет продлить срок его службы;
- нейтрализует кислоты и водные растворы кислот, образующихся при сгорании топлива с высоким содержанием серы, что обеспечивает надежную защиту стенок цилиндров, поршней, поршневых колец.
Таблица 3.3 Свойства моторного масла ЛЕОЛ-Ультра SAE 5W-40, API SL/CF
Показатель |
Норма |
Фактически |
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм²/с | 10,0-17,0 | 13-14 |
Индекс вязкости | не менее 135 | 155-165 |
Температура застывания, °С | не выше -25 |
- 40 - - 45 |
Температура вспышки, °С | не ниже 205 | 215-220 |
Общее щелочное число, мг КОН/г | не менее 9,3 | 10 |
Зольность сульфатная, % | не более 1,15 | 1,1-1,15 |
Плотность при 20 °С, кг/м³ | не более 910 | 855-865 |
4. Экологические аспекты использования смазочных масел
4.1 Регенерация отработанных масел
Так как применение смазочных масел составляет всего примерно 1% от общего использования нефтепродуктов, казалось бы, вопрос их переработки с точки зрения экологии не заслуживает большого внимания. Однако, в связи с тем, что значительная часть отработанных масел попадает в окружающую среду, именно экологические интересы в регенерации и переработке отработанных масел предусматриваются в первую очередь. Как известно, нефтепродукты поддаются медленному биораспаду, а отработанные масла особенно стойкие к этому. Продукты отработанных масел в нормальных условиях испаряются очень медленно, а высокие адгезийные свойства способствуют задержке их в почве.
В водоемах отработанные масла разливаются по поверхности воды и мешают ее контакту с воздухом, а значительная их часть оседает на дно, формируя осадки, что убивают флору и фауну водоемов. Исследователями установлено, что отработанные масла составляют не менее 50% общих загрязнений нефтепродуктами.
Квалифицированная замена масла уменьшает попадание ее в окружающую среду, однако часть неквалифицированного обслуживания составляет 10-15%. Много потребителей не сдают отработанное масло на утилизацию, а выкидают его на городские свалки или сливают в канализацию.
Для Украины проблема квалифицированной замены масла является очень актуальной. На данный момент отсутствуют данные об утилизации отработанных масел. Допускают, что утилизации подвержены не более 20% отработанных масел. Большинство этих отходов сливают в канализацию. Такое положение приводит к негативному действию на окружающую среду.
В отработанных маслах идентифицировано более 140 видов концентрированных полициклических углеродов, количество которых увеличивается по мере эксплуатации масел. Эти канцерогенные соединения образуются в результате сгорания масла и попадания их в масло из топлива. Согласно расчетам западных экспертов попадание в водоемы 1 литра масел вызывает отравление до 1 млн л воды, загрязнение носит долговременный характер.
Одним из наиболее перспективных путей поведения с отработанными маслами есть их регенерация и повторное использование. Регенерация масел – экономично оправданная технология, которая позволяет уменьшить экологические нагрузки для окружающей среды в результате уменьшения количества масел, которое надо утилизировать.
В зависимости от процесса регенерации получают 2-3 фракции базовых масел, из которых компаундированием и введением присадок могут быть приготовлены товарные масла (моторные, трансмиссионные, гидравлические, пластичные смазки).
Одной из проблем, резко снижающей экономическую эффективность утилизации отработанных моторных масел, являются большие расходы, связанные с их сбором, хранением и транспортировкой к месту переработки.
Для восстановления отработанных масел применяются разнообразные технологические операции, основанные на физических, физико-химических и химических процессах и заключаются в обработке масла с целью удаления из него продуктов старения и загрязнения. В качестве технологических процессов обычно соблюдается следующая последовательность методов: механический, для удаления из масла свободной воды и твердых загрязнений; теплофизический (выпаривание, вакуумная перегонка); физико-химический (коагуляция, адсорбция). Если их недостаточно, используются химические способы регенерации масел, связанные с применением более сложного оборудования и большими затратами.
4.2 Необходимость разработки экологически безопасных смазочных масел (растительных масел)
На современном этапе глобализации экономики и загрязнения окружающей среды речь идет не про отдельные усовершенствования, а про выбор и реализацию экологически благоприятного пути развития энергетики. Одним из таких приоритетных направлений решения проблемы энерго- и ресурсосбережения является поиск и использование заменителей ископаемого сырья альтернативными моторными топливами и маслами с экологически чистого сырья растительного происхождения. Справедливость такого выбора подтверждается высокой динамикой мирового рынка и значительным увеличением технического использования растительных масел. Наиболее ярко это проявляется на примере США и Западной Европы, где растительные масла широко используются в химической промышленности для производства экологически чистых поверхностно-активных веществ, высококачественных комбикормов, биодизельного топлива, базовой основы моторных, гидравлических, пластических масел, разнообразных присадок к смазочным материалам. К наиболее известным на мировом рынке масличным культурам, мировое производство которых в 2005 г. составило 115 млн т, относятся пальмовое масло (31%), соевое (29%), рипаковое (14%) и подсолнечное (9%).