Контрольная работа: Политическое положение и экономика Польши. Определение объема импорта
Наибольший удельный вес экспорта Польши составляют машины, оборудование и транспортные средства (2005 г. – 28,30%, 2006 г. – 36,70%) – это самая перспективная категория товаров на мировом рынке, всегда востребованный. Заметно снизился объем экспорта топлива с 35,40% в 2005 г. до 29,60% и продовольственных товаров с 21,50% до 15,20%.
В ближайшем будущем в структуре экспорта и импорта Польши, не ожидается существенных изменений. По-прежнему основу польской экономики составят машины, оборудование, нефть, газ, продовольственные товары и с/х сырье.
В таблице 3 представлены показатели импорта и экспорта Польской Республики с основными торговыми партнерами (в основном страны западной Европы).
Основным торговым партнером Польши по экспорту является Германия и с каждым годом объем экспорта между ними увеличиваться. Так, в 2005 г. он составил 25 234,75 млн. долл., а в 2006 г. возрос на 17,70% и составил 29 701,30 млн. долл. Динамика товарооборота показывает, что потенциал развития сотрудничества между Польской Республикой и Германией продолжает увеличиваться
Структура торговли Польши с Германией стабильна в течение последних лет. Основу экспорта Польши составляют товары топливно-сырьевой группы – нефть и природный газ, и ряд сырьевых товаров и полуфабрикатов.
Наибольший объем импорта Польши приходиться из Германии (30 144,50 млн. долл.), Российской Федерации (12 145,00 млн. долл.), а так же Италии, Китая и Франции.
Торгово-экономические отношения Польши с Россией в 2005 – 2006 гг. были достаточно стабильными. Этому способствует благоприятный политический климат, установившийся между двумя странами.
Основное место в экспорте Польши в Россию занимает топливно-сырьевые товары и полуфабрикаты, оборудование – химическое, металлообрабатывающее, полиграфическое, текстильное, а также приборы.
Таблица 3
Основные торговые партнеры Польши по импорту и экспорту (млн. долл.) |
|||
Страны |
2005 г. |
2006 г. |
Изменение в % к 2005 г. |
ЭКСПОРТ |
|||
Все страны-партнеры в том числе: |
89270,16 |
110 191,00 |
23,44 |
1. Германия | 25 234,75 | 29 701,30 | 17,70 |
2. Италия | 5 486,12 | 7 153,90 | 30,40 |
3. Франция | 5 556,27 | 6 823,10 | 22,80 |
4. Великобритания | 4 995,21 | 6 254,00 | 25,20 |
5. Чешская республика | 4 077,22 | 6 066,90 | 48,80 |
6. Российская Федерация | 3 958,91 | 4 711,10 | 19,00 |
7. Нидерланды | 3 721,49 | 4 209,00 | 13,10 |
8. Украина | 2 588,26 | 3 967,80 | 53,30 |
9. Швеция | 2 750,82 | 3 512,80 | 27,70 |
10. Венгрия | 2 538,64 | 3 330,70 | 31,20 |
11. Прочие страны | 28 362,48 | 34 460,40 | 21,50 |
ИМПОРТ |
|||
Все страны-партнеры в том числе: |
100623,50 |
126281,68 |
25,50 |
1. Германия | 25 057,77 | 30 144,50 | 20,30 |
2. Российская Федерация | 8 982,99 | 12 145,00 | 35,20 |
3. Италия | 7 180,39 | 8 530,30 | 18,80 |
4. Китай | 5 496,58 | 7 711,70 | 40,30 |
5. Франция | 6 097,08 | 6 883,60 | 12,90 |
6. Чешская республика | 3 632,50 | 4 380,80 | 20,60 |
7. Нидерланды | 3 474,34 | 3 953,80 | 13,80 |
8. Великобритания | 3 144,45 | 3 600,40 | 14,50 |
9. Бельгия | 2 670,39 | 3 156,40 | 18,20 |
10. Южная Корея | 1 583,00 | 2 895,30 | 82,90 |
11. Прочие страны | 33 304,01 | 42 879,88 | 28,75 |
В таблице 4 сгруппированы основные экономические показатели внешней торговли между Польшей и тремя странами-соседями (Украина, Белоруссия и Россия).
Таблица 4.
Основные экономические показатели Польши, Украины, Белоруссии и России за 2006 г. |
||||||
Показатель |
Ед. изм. |
Польша |
Украина |
Беларусь |
Россия |
|
Валовой внутренний продукт |
||||||
- всего | млн. долл. | 304754,00 | 105987,00 | 2920000,00 | 990000,00 | |
- на душу населения | тыс. долл. | 8,93 | 2,25 | 301,65 | 6,92 | |
Объем экспорта |
||||||
- всего | млн. долл. | 89270,16 | 38400 | 19700 | 301980 | |
- на душу населения | тыс. долл. | 2,33 | 0,82 | 2,04 | 2,11 | |
- в % к ВВП | % | 29,37 | 36,23 | 0,67 | 30,50 | |
Объем импорта |
||||||
- всего | млн. долл. | 100623,50 | 45017 | 22098 | 135967 | |
- на душу населения | тыс. долл. | 2,64 | 0,96 | 2,28 | 0,95 | |
- в % к ВВП | % | 33,11 | 42,47 | 0,76 | 13,73 | |
Численность населения |
тыс. чел. | 38123 | 47020 | 9680 | 143000 | |
Экономически активное население |
тыс. чел. | 17744 | 25340 | 4445 | 74200 |
Из таблицы видно, что среди представленных стран Польша идет на 3 месте по объему валового внутреннего продукта (304,75 млрд. долл.), уступая Белоруссии (2920,00 млрд. долл.) и России (990,00 млрд. долл.)
Экономика Польши в 2006 г. росла не хуже чем в прошлом, а злотый продолжает укрепляться.
Наилучшие показатели по объему экспорта в 2006 г. показала Россия (301, 98 млрд. долл.), что пости в 3,5 раз больше объема экспорта Польши (89,27 млрд. долл). Затем идет Украина (объем экспорта Украины в 2006 г. составил 38,40 млрд. долл.). А на Белоруссию приходиться наименьший объем экспорта – 19,70 млрд. долл.
В этом же году наибольший объем импорта поступил в Россию - 135,97 млрд. долл., за ней идет Польша - 100,62 млрд. долл., Украина – 45,20 млрд. долл., и Белоруссия – 22,10 млрд. долл. Сравнивая объем экспорта и импорта Польши видно, что объем экспорта ниже объема импорта, следовательно, баланс товарооборота имеет отрицательный знак. Такую же ситуацию мы наблюдаем по Украине и Белоруссии. Рассматривая эти показатели в России, то наблюдается совершенно противоположная ситуация: объем импорта ниже объема экспорта, следовательно баланс товарооборота положительный.
Рассмотрим показатели внутреннего товарооборота (розничной и оптовой торговли) по этим странам в таблице 5.
Таблица 5.
Основные показатели розничной и оптовой торговли. (млрд. долл.) | |||||
Показатель | Польша | Белоруссия | Украина | Россия | |
Объем розничного товарооборота в том числе удельный вес (%): |
106,75 | 1151,00 | 30,73 | 320,20 | |
- продовольственные товары | 49,80 | 51,80 | 38,20 | 45,40 | |
- непродовольственные товары | 50,20 | 48,20 | 61,80 | 54,60 | |
Объем оптового товарооборота в том числе удельный вес (%): |
267,49 | 3201,36 | 137,12 | 731,73 | |
- продовольственные товары | 27,30 | 36,40 | 15,50 | 23,20 | |
- непродовольственные товары | 72,70 | 63,60 | 84,50 | 76,80 |
Сопоставляя данные представленные выше нельзя не обратить внимания на высокий уровень потребления товаров и услуг в Белоруссии (всего 4352,36 млрд. долл.), что в свою очередь положительно влияет на ВВП страны. Россия, занимает 2 место после Белоруссии и имеет средние показатели потребления товаров и услуг внутри страны (≈1051,93 млрд. долл.,). Польша занимает 3 место, ее объем внутренней торговли составляет 374,24 млрд. долл., опережая Украину на 206,39 млрд.
Таким образом рассмотрев все представленные данные можно сказать, что в 2006 году сохранилась в целом стабильная экономическая ситуация в стране, но имеются резервы повышения уровня ВВП, которые Польша непременно должна использовать.
6. Задача: Определение объема импорта товара при спаде спроса на него в стране
Функция внутреннего спроса и предложения для определенного товара в стране имеет вид: QD = 700 – 2P, QS = -100 + 2P. Мировая цена на этот товар составляет 175 ден. ед.
Определите, как измениться объем импорта этого товара в страну, если спрос на товар в стране упадет на 50%.
Решение:
Производственные возможности страны X и Y |
||
Товар | X | Y |
Электровоз шт./год | 600 | 200 |
Вагон шт./год | 6000 | 4000 |
В данном случае страна X обладает абсолютным преимуществом и в производстве электровозов, и в производстве вагонов, следовательно, торговля между странами невозможно, если исходить из принципа абсолютного преимущества.
Рассчитаем сравнительные издержки (издержки замещения) по производству электровозов (Э) и вагонов (В) в обеих странах:
Страна X |
Страна Y |
600 Э = 6000 В |
200 Э = 4000 В |
1 Э = 10 В |
1 Э = 20 В |
1 В = 0,1 Э |
1 В = 0, 05 Э |
Хотя стране Y производство обоих товаров обходиться абсолютно дороже, чем стране X, но вагоны оказываются относительно дешевле. Так, в стране X: 1 В = 0,1 Э, а в стране Y: 1 В = 0,05 Э. Таким образом, страна Y обладает сравнительным (относительным) преимуществом по производству вагонов и может экспортировать вагоны в обмен на электровозы. В свою очередь, страна Y будет выгодно экспортировать электровозы, и импортировать вагоны, т.к. это позволит обеим странам увеличить количество электровозов и вагонов.
Из произведенных выше расчетов ясно, что бы достичь максимального общего выпуска электровозов и вагонов страна X должна сосредоточить свое производство на изготовлении электровозов, а страна Y на изготовлении вагонов. Таким образом, максимальный общий выпуск электровозов и вагонов в обеих странах в условиях свободной торговли и специализации в соответствии с принципом сравнительного преимущества будет равен 600 электровозам и 4000 вагонов.
Ответ: 600 электровозов и 4000 вагонов
Заключение
Рассматривая состояние Польши на данный момент, необходимо отметить, что эта страна ещё не находится на высоком этапе развития, но состояние почти всех отраслей промышленности и хозяйства, а также, огромное стремление польского народа видеть своё государство в списке самых развитых определяет достаточно серьёзные и вполне воплотимые в жизнь перспективы, среди которых:
· Достижение и сохранение в долговременной перспективе высокого роста ВВП. Реализация этой задачи требует сохранения макроэкономического равновесия и финансовой стабилизации, упрочения тенденции к снижению инфляции и сокращению дефицита бюджета, продолжения процесса приватизации, ограничения административных и правовых барьеров в развитии предпринимательства и ведении хозяйственной деятельности, а также направления государственной помощи на поддержку наиболее эффективных и конкурентоспособных фирм.
· Повышение уровня занятости и образования: уровень безработицы. Должна повыситься степень охвата образованием на уровне средней и высшей школы – до 72% и 13% соответственно. Реализация этой задачи требует внедрения механизмов снижения производственных издержек, устранения административных и институциональных барьеров, увеличения гибкости, территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы (особенно сельского населения).
· Включение Польши в европейскую сеть транспортной и информационной инфраструктуры посредством динамичного расширения сети автострад и скоростных дорог, модернизации железных дорог, а также трехкратное увеличение доступа к Интернету. Реализация этой задачи требует осуществления мер правового и институционального характера, состоящих в упрощении правил инвестирования в инфраструктуру, в ограничении негативного влияния на окружающую среду и принятии беспрецедентной инвестиционной программы (дороги, железнодорожный транспорт, порты, информационные сети, и т.д.), нацеленной на включение Польши в систему европейской экономики.
Политика преодоления слабых сторон польской экономики и достижения стратегических целей должна опираться на эффективное использование шансов, вытекающих из членства в Европейском союзе, создание благоприятных макроэкономических условий при помощи соответствующей фискальной и денежной политики, правового регулирования, а также на правильное определение направлений вмешательства государства в ход процессов развития.
Библиографический список
1. Батманова Е. С., Томилов П. С. Мировая экономика и международные экономические отношения (раздаточный материал к курсам). – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. – 111 с.
2. Боброва В. В., Кальвина Ю. И. Мировая экономика: Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. 208 с.
3. Кудров В. М. Мировая экономика: Учебник / В. М. Кудров. – Москва: Дело, 2004. – 515 с.
4. Мировая экономика: Учебник / под ред. проф. А. С. Булатова. – М.: Юристъ, 2003. – 734 с.
5. Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. Калининград: Изд-во КГУ, 2000. – 125 с.
6. http://www.economy-esr.ru
7. http://go.worldbank.org
8. http://www.belstat.gov.by
9. http://www.ukrstat.gov.ua
10. http://www.gks.ru
11. http://www.stats.gov.pl