скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Особенности и эффективность монополистической конкуренции

2. Вторая трудность состоит в том, что, адаптируясь к условиям деятельности на специализированном рынке, патиент становится заложником той рыночной ниши, которую занял или сам создал. До тех пор пока она существует, он обладает массой преимуществ. Стоит ей исчезнуть, и для патиента это окончится катастрофой. Слишком много средств вложено в узкую область. Изменение производственного профиля почти невозможно.

Так, побочным результатом «электронной революции» явилось создание кварцевых часов - изобретения, погубившего массу лучших часовых фирм. Патиенты разорялись не потому, что выпускали плохую продукцию, напротив, обычно она была превосходной. И не потому, что отстали от технического прогресса в своей области. При изготовлении хороших механических часов, например, используются лучшие из созданных человечеством прецизионных станков. А потому, что в изменившихся условиях их специальные познания (секреты механики, повышающие точность хода) обесценились, ничего же другого они делать не умеют.

3. Третья трудность - это опасность утраты самостоятельности. Патиентная компания привлекает к себе опасное внимание крупных корпораций потому, что часто только захват обеспечивает доступ к ее патентам, ноу-хау, сбытовой сети. Попытка прямого вторжения на рынок, контролируемый патиентом, может закончится для гиганта неудачей. Победить специализированную фирму в ее области трудно, захватить целиком - часто много легче.

4. Четвертая трудность обусловлена границами роста. Спрос на продукцию патиента ограничен по объему. Приближение к этому пределу ставит фирму перед трудным выбором. Можно сохранить свою собственную программу, но тогда придется отказаться от дальнейшего роста. Можно освоить новые товары или выйти с прежними на новые (зарубежные) рынки. Однако это связано с большим риском: за пределами своей ниши компания не имеет привычных преимуществ.


2. Основные черты олигополии. Индекс Герфиндаля - Хиршмана.

Типы олигополистического взаимодействия фирм

Олигополия - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое количество продавцов (олигополистов). Так как на рынке находится небольшое количество участников, каждый олигополист должен принимать во внимание действия других участников. Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм. Принимая решение, фирма-олигополист всегда учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора. Доля каждого участника олигополистического рынка более 10%.

Олигополистические рынки обладают следующими признаками:

а) малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;

б) дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;

в) наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок;

г) фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.

Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара. Меру преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяют коэффициент концентрации (процентное отношение продаж четырех крупнейших фирм к общему отраслевому объему выпуска продукции) и индекс Херфиндаля-Хиршмана, который рассчитывается суммированием результатов, полученных посредством возведения в квадрат процентных долей рынка фирм, реализующих продукцию на данном рынке:

H = S12 + S22 + S32 + .. + SN2

где S1 - доля рынка у фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок; S2 - доля рынка следующего по величине поставщика и т. д.

Величина Н варьирует в пределах от 0 (полная деконцентрация) и до 10000 (абсолютная монополия – 100% рынка).

Для оценки концентрации используются следующие критериальные значения:

1)   Нормальная концентрация: Н< 1000 – неконцентрированный рынок.

2)   Средняя степень концентрации: 1000<H<2000 – умеренно концентрированный рынок.

3)   Высокая степень концентрации: Н> 2000 – слабая конкурентная среда.

Организационно-экономические формы концентрации следующие:

1)   Картель – форма объединения, гласное или негласное соглашение, группы близких по профилю предприятий об объемах продажи, ценах и рынках сбыта;

2)   Синдикат – форма объединения предприятий, выпускающих однородную продукцию, организует коллективный сбыт через единую торговую сеть;

3)   Трест – форма объединения, в которой участники теряют свою производственную и финансовую самостоятельность.

4)   Консорциум – временное объединение предприятий на основе общего соглашения для осуществления какого-либо проекта;

5)   Конгломерат – объединение разнопрофильных фирм. Обычно сохраняется высокая степень самостоятельности и децентрализация управления;

6)   Холдинг – головная компания, контролирующая деятельность других компаний, может не заниматься производственной деятельностью;

7)   Концерн – объединение предприятий, связанное общностью интересов.

В подавляющем большинстве стран мира процессы объединения предприятий контролируются антитрестовым законодательством.

 

3. Способы координации деятельности фирм без соглашения.

Лидерство в ценах. Картель

Рассмотрим способы координации олигополии:

1) Модель олигополии, основанной на сговоре. На олигополистическом рынке каждая фирма имеет выбор между кооперированным (кооперативным) и некооперированным (некооперативным) поведением. В первом случае фирмы не связаны в своем поведении никакими явными или тайными соглашениями друг с другом. Именно такая стратегия порождает ценовые войны. К кооперированному поведению фирмы приходят, если намерены уменьшить взаимную конкуренцию. Если в условиях олигополии фирмы активно и тесно сотрудничают между собой, это значит, что они вступают в сговор. Это понятие используется в тех случаях, когда две или более фирмы сообща установили фиксированные цены или объемы выпуска и поделили рынок или же решили совместно вести дело.

Сговор является родовым понятием в отношении картеля, треста.

Картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией.

В США картели запрещены законом. Тем не менее фирмы часто поддаются искушению вступить в тайный сговор, что дает возможность оградить себя от конкуренции, не прибегая при этом к открытому соглашению. Выгоды от сговора, если он был успешным, могут быть громадными.

Наиболее известный международный картель - это картель Организации стран-экспортеров нефти ОПЕК, сформировавшийся в I960 г. В 1973 г. он впервые использовал свою силу, чтобы наложить эмбарго на поставки нефти. Тогда цена барреля сырой нефти утроилась. В течение 70-х гг. ОПЕК успешно контролировал экспорт сырой нефти. Но к середине 80-х гг. образовался избыток нефти и цена резко упала до менее чем $10 за баррель вместо $30 в 1979 г.

2) Модель ценового лидерства. На олигополистических рынках одна фирма действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером.

Лидирующая фирма исходит из того, что другие фирмы на олигополистическом рынке не будут реагировать таким образом, что изменят цену, которую она установила. Модель лидерства в ценах называется частичной монополией, поскольку лидер устанавливает монопольную цену, которая основана на его предельном доходе и предельных издержках. Другие фирмы принимают эту цену как данную, они следуют за ценами лидера, полагая, что более крупные фирмы обладают большей информацией о рыночном спросе.

Ценовое лидерство имеет характер скрытого сговора, ибо открытые соглашения о ценах запрещены антимонопольным законодательством. Ценовое лидерство обладает преимуществом перед картелем, поскольку оно сохраняет свободу фирм относительно их производственной и сбытовой деятельности, тогда как в картелях они регулируются квотами и/или размежеванием рынка.

Различают два основных типа ценового лидерства:

а) лидерство фирмы с существенно более низкими издержками, нежели у конкурентного окружения;

б) лидерство фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, но несущественно отличающейся от последователей по уровню издержек.

Выделяют модель рынка доминирующей фирмы с конкурентным окружением и закрытым входом и со свободным входом.

 

4. Формальные модели теории олигополии

Для моделирования поведения фирм-участников рынка в теории олигополии применяются методы теории игр. Наиболее известными моделями олигополии являются:

-     модель Штакельберга;

-     модель Курно.

1. Модель Штакельберга - теоретико-игровая модель олигополистического рынка при наличии информационной асимметрии.

В этой модели поведение фирм описывается динамической игрой с полной совершенной информацией, что отличает её от модели Курно, в которой поведение фирм моделируется с помощью статической игры с полной информацией. Главной особенностью игры является наличие лидирующей фирмы, которая первой устанавливает объём выпуска товаров, а остальные фирмы ориентируются в своих расчетах на нее.

Основные предпосылки модели следующие:

1)   Отрасль производит однородный товар: отличия продукции разных фирм пренебрежимо малы, а значит, покупатель при выборе, у какой фирмы покупать, ориентируется только на цену.

2)   В отрасли действует небольшое число фирм.

3)   Фирмы устанавливают количество производимой продукции, а цена на неё определяется исходя из спроса.

4)   Существует так называемая фирма-лидер, на объём производства которой ориентируются остальные фирмы.

Моделирование дуополии является частным случаем.

Пусть существует отрасль с двумя фирмами, одна из которых «фирма-лидер», другая – «фирма-последователь». Пусть цена на продукцию является линейной функцией общего объема предложения Q:

P(Q) = a − bQ.

Предположим также, что издержки фирм на единицу продукции постоянны и равны с1 и с2 соответственно. Тогда прибыль первой фирмы будет определяться формулой

Π1 = P(Q1 + Q2) * Q1 − c1Q1,

а прибыль второй соответственно

Π2 = P(Q1 + Q2) * Q2 − c2Q2.

В соответствии с моделью Штакельберга, первая фирма - фирма-лидер - на первом шаге назначает свой выпуск Q1. После этого вторая фирма - фирма-последователь - анализируя действия фирмы-лидера, определяет свой выпуск Q2. Целью обеих фирм является максимизация своих платёжных функций.

Равновесие Нэша в этой игре определяется методом обратной индукции. Рассмотрим предпоследний этап игры - ход второй фирмы. На этом этапе фирма 2 знает объем оптимального выпуска продукции первой фирмой Q1*. Тогда задача определения оптимального выпуска Q2* сводится к решению задачи нахождения точки максимума платёжной функции второй фирмы. Максимизируя функцию Π2 по переменной Q2, считая Q1 заданным, находим, что оптимальный выпуск второй фирмы

Q_2^*=\frac{(a-bQ_1^*-c)}{2b}.

Это наилучший ответ фирмы-последователя на выбор фирмой-лидером выпуска Q1*. Фирма-лидер может максимизировать свою платёжную функцию, учитывая вид функции Q2*. Точка максимума функции Π2 по переменной Q1 при подстановке Q2* будет

Q_1^*=\frac{(a-c)}{2b}.

Подставляя это в выражение для Q2*, получим

Q_2^*=\frac{(a-c)}{4b}.

Таким образом, в равновесии фирма-лидер производит в два раза большее количество продукции, нежели фирма-последователь.

2. Олигополия Курно - экономическая модель рыночной конкуренции.

Основные положения модели:

-     На рынке действует фиксированное число N > 1 фирм, выпускающих экономическое благо одного наименования;

-     вход на рынок новых фирм и выход из него отсутствуют;

-     фирмы обладают рыночной властью. Фирмы конкурируют, одновременно выбирая объемы выпуска;

-     фирмы максимизируют свою прибыль и действуют без кооперации. Последнее замечание просто повторяет предыдущий пункт.

Общее количество фирм на рынке N предполагается известным всем участникам. Каждая фирма, принимая свое решение, считает выпуск остальных фирм заданным параметром (константой). Функции издержек фирм ci(qi) могут быть различны и также предполагаются известными всем участникам.

Функция спроса представляет собой убывающую функцию от цены блага. Цена блага задана как цена равновесия отраслевого рынка (величина отраслевого предложения равна величине спроса на данное экономическое благо при одной и той же цене).

Рассмотрим модель с двумя фирмами (дуополию). Для определения равновесной цены вычислим наилучшие ответы каждой из фирм.

Прибыль i-й фирмы имеет вид:

Πi = P(q1 + q2).qi − Ci(qi).

Ее наилучшим ответом является объем выпуска qi, максимизирующий прибыль Πi при заданном объеме выпуска другой фирмы q_j, i \ne \ j. Производная Πi по переменной qi имеет вид:

\frac{\partial \Pi_i }{\partial q_i} = \frac{\partial P(q_1+q_2) }{\partial q_i}.qi + P(q1+q2) - \frac{\partial C_i (q_i)}{\partial q_i}

Приравнивая ее к нулю, получим:

\frac{\partial \Pi_i }{\partial q_i} = \frac{\partial P(q_1+q_2) }{\partial q_i}.qi + P(q1+q2) - \frac{\partial C_i (q_i)}{\partial q_i}=0


Значения qi, удовлетворяющие данному условию, являются наилучшими ответами фирмы i. Равновесие в данной модели достигается, если q1 является наилучшим ответом на q2, а q2 - наилучшим ответом на q1.

 

Заключение

Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
При несовершенной конкуренции затруднено вступление в рынок и выход из рынка, ограничен доступ к информации.

Являясь промежуточным типом таких рыночных структур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, являясь самостоятельной структурой монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства:

1. Товар каждой фирмы, торгующей на рынке (дифференцированный товар), является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами.

Дифференциация продуктов возникает из-за различия в потребительских свойствах, качестве, сервисе, рекламе. Часто потребитель платит не только за качество, но и за торговую марку.

2. На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но и не слишком маленькую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. Доля должна быть более 1%. В типичном случае – от 1% до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна из фирм не имеет решающих преимуществ перед другими.

3. Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену или сколько производить. Это следствие того, что количество продавцов большое и решение одного из них мало влияет на положение других.

4. На рынке есть условия для свободного входа и выхода. Свободно могут прийти новые фирмы, однако уже существующие фирмы имеют преимущество и вновь приходящие будут испытывать трудности, так как завоевать репутацию новой торговой марке или новым услугам нелегко.

Олигополия - тип отраслевого рынка, на котором несколько фирм продают стандартизованный или дифференцированный товар, причем доля каждого из них в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены. Доступ на олигополистический рынок для других фирм затруднен. Контроль над ценами на таком рынке ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случая сговора). Обычно на олигополистическом рынке действует сильная неценовая конкуренция.
Различают олигополию с дифференцированным и стандартным товаром.
Олигополистическая взаимозависимость - ситуация на рынке, при которой продавцы в своих действиях зависят не только от реакции потребителей, но и от действий своих соперников на рынке.
При олигополистической взаимозависимости изменение цены (или другого параметра) одной фирмой сказывается на объеме продаж и прибыли другой фирмы. Причем любая фирма, производящая такое изменение, может ожидать непредсказуемую реакцию со стороны другой фирмы или других фирм.
Олигополия доминирующей фирмы - тип отраслевого рынка, на котором господствует крупная фирма, цены которой являются базовыми для всех остальных продавцов, действующих на рынке. На таком рынке имеются барьеры входа и выхода.
Олигополия, основанная на сговоре - форма организации рынка, при которой олигополистические фирмы, производящие идентичную или гомогенную продукцию, принимают совместные решения об установлении цены и объема продаж. В результате такого сговора каждая фирма становится практически естественной монополией.
Сговор - ситуация, когда фирмы действуют согласованно с целью установить цену и объем производимого каждой из них продукта или определить географический регион, в котором каждая фирма может продавать свою продукцию. Различают открытый и тайный сговоры.
Ценовое лидерство - вариант олигополии доминирующей фирмы; неофициальный метод установления цены, согласно которому одна фирма (ценовой лидер) объявляет изменение цены, а другие (следующие за лидером) фирмы вскоре объявляют (примерно) идентичные изменения цены. При этом ценовой лидер фактически выполняет сигнальную роль, что исключает необходимость тайного сговора.
 

Упражнения

1. На рынке действуют 6 фирм, имеющих доли: 10%, 20%,20%, 25%, 15%, 10%. Как изменится индекс концентраций, если вторая и шестая фирмы сольются?

Решение:

Первоначально индекс концентраций равен Н = 10*10+20*20+20*20+25*25+15*15+10*10 = 1850.

После концентрации индекс концентраций равен Н = 10*10 + 30*30 + 20*20+25*25+15*15 = 2250.

Таким образом, при слиянии 2 и 6 фирм индекс концентрации возрастет.

2. На олигополистическом рынке оперируют две фирмы, выпускающие однородный товар.

Цена, $ Объем спроса, шт. Объем выпуска, шт. Общие издержки, $
10 5 5 45
9 б 6 47
8 7 7 50
7 8 8 55
6 9 9 65

Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены на товар.

1) какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что ее конкурент выберет такую же цену?

2) если сохраняется данное предположение, то какой объем выпуска выберет каждая фирма?

3) есть ли у каждой из этих двух фирм стимул назначать цену на свой товар ниже цены конкурента? Если да, то каков он?

Решение:

1) На рынке будет установлена цена, когда предельный доход равен предельным издержкам:

Цена, $ Объем спроса, шт. Объем выпуска, шт. Общие издержки, $ Валовой доход, $ Прибыль, $ Предельный доход, $ Предельные издержки, $
10 5 5 45 50 5 4
9 6 6 47 54 7 2 2
8 7 7 50 56 6 0 3
7 8 8 55 56 1 -2 5
6 9 9 65 54 -11 10

В данном случае это цена 9 долл.

2) Каждая фирма выберет объем производства – 6 шт. при цене 9 долл.

3) Стимула назначать цену на свой товар ниже цены конкурента у фирм нет.


3. Известна функция спроса на продукцию монополистического конкурента: Qa = 30 - 5Ра + 2Рб и функция его общих издержек: ТСа = 24 + 3Qа. После установления отраслевого равновесия фирма А стала выпускать 8 ед. продукции. Определить Ра и Рб.

Решение:

Определим ситуацию, когда предельный доход равен предельным издержкам.

Предельные издержки МСа = ТСа’ =3.

Найдем совокупный доход:

TRa = Pa * Qa = (30 + 2Рб - Qa ) / 5 * Qa = 6Qa + 0,4Рб * Qa – 0,2Q2a

МRa=6 + 0,4Рб – 0,4Qa

МRa= МСа : 6 + 0,4Рб – 0,4Qa = 3

Qa = 8 ед., отсюда Рб= 0,5 ден. ед.

Подставим Qa = 8 ед., Рб= 0,5 ден. ед. в функцию спроса и получим Ра:

8 = 30 – 5Ра + 1, Ра = 4,6 ден. ед.

4. На рынке дуополии отраслевой спрос представлен функцией: Р = 50 - 0.25Q; известны функции общих затрат обоих производителей продукции:

ТСа = 10 + 0,15Q2а, ТСв = 25+10Qв.

Определить цену равновесия и объем предложения каждого из дуополистов, если они ведут себя:

1) в соответствии с предпосылками модели дуополии Курно;

2) в соответствии с предпосылками модели дуополии Штакельберта;

3) как участники картеля.

Решение:

Найдем предельные издержки: МСа = 0,3Qа, МСв = 10.

Совокупный доход = 50Q-0,25Q2

Предельный доход = 50 – 0,5Q

1) дуополия Курно:

50 – 0,5Qа = 10

Qа = 80 ед., Ра = 10 ден. ед.

2) дуополия Штакельберга:

50 – 0,5Qа = 0,3Qа

Qа = 62,5 ед.

Ра = 18,75 ден. ед.

Qв = 62,5 ед. / 2 = 31,25 ед.

Рв = 34,38 ден. ед.

3) фирмы-участники картеля:

Предельный доход = Совокупные предельные издержки фирм А и В

50 – 0,5Q = 0,3Q + 10

Q = 50 ед., Ра = Рв = 50 0,25 * 50 = 37,5 ден. ед.

Qа = Qв =25 ед.


Список литературы

1.         Букасьян Г.М. Экономическая теория: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2001. - 368 с.

2.         Власьевич Ю. Е. Экономика России: эффекты и парадоксы. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 136 с.

3.         Журавлева Г.П. Экономика. - М.: Экономистъ, 2006. - 574 с.

4.         Лифанчиков А. Разумный протекционизм и здоровая конкуренция // Экономика и жизнь, 2006. - № 7. - С.23-26.

5.         Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: Инфра-М, 2005. - 940 с.

6.         Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2007. - 618 с.

7.         Микульский К.И. Социально-экономические модели в современном мире и путь России. Книга 2: социально-экономические модели (из мирового опыта). - М.: Экономика, 2003. - 911 с.

8.         Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика: Учебник для технических вузов. - М.: Высшая школа, 2006. - 488 с.

9.         Носова С.С. Экономическая теория. - М.: учебник для вузов, 2007. - 800 с.

10.       Портер М. Э. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2002. - 496 с.

11.       Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Инфра-М, 2002. - 446 с.

12.       Современная экономика / Под ред. Мамедова О.Ю. - М.: ТД ФЕНИКС, 2001. - 544 с.

13.       Экономическая теория / Под редакцией Камаева В.Д. - М.: Владос, 2007. - 591 с.

14.       Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. -СПб: Питер, 2008. - 544 с.

15.       Юданов А.Ю. Теория крупного предприятия и перспективы развития российской экономики // Мировая экономика и международные отношения, 2007. - №1. - с.45-52.

16.       50 лекций по микроэкономике // infoteka.economicus.ru


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.