скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Основные особенности немецкой школы психологии

В начале XIX столетия немецкий философ Иммануил Кант утверждал, что психология никогда не станет истинной наукой в силу невозможности проведения экспериментов по получению количественных оценок психических процессов. Благодаря исследованиям Фехнера утверждение Канта было опровергнуто. Несомненной заслугой является то, что Фехнер дал психологии то, без чего не может быть науки-это точные и удобные методы измерения.

2. Вундтовская школа психологии

Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология Вильгельма Вундта (1832-1920). Его первой книгой было «Учение о мышечных движениях» (1858), второй- «Материалы к теории чувственного восприятия» (1858-1862). В это время он работал в Гейдельбергском университете преподавателем физиологии, и ассистентом профессора Гельмгольца, который ввел понятие о «бессознательных умозаключениях». В 1962 году Вундт читает в этом же университете курс лекций на тему «Психология с точки зрения естествознания» и уже в следующем, 1863 году выходят его «Лекции о душе человека и животных». В этих лекциях содержалась программа построения двух психологий- экспериментальной и социальной (культурно-исторической). В 1873-1874 выходят его «Основы физиологической психологии», с 1875 года Вундт является профессором философии в Лейпциге, а в 1879 году Вундт создает первую в мире психологическую лабораторию в Лейпцигском университете, по ее образцу возникают аналогичные учреждения в России, Англии, США, Франции и других странах, на базе которой через два года создается Институт экспериментальной психологии, превратившийся в международный центр по подготовке психологов. Именно он утвердил эксперимент в качестве главного рычага превращения психологического знания в научное. Труды лаборатории публикуются в созданном Вундтом первом психологическом журнале, называвшемся «Философские исследования», который издавался с 1881 года. Вундт рассматривал психологию как науку о непосредственном опыте, открываемом посредством тщательной и строго контролируемой интроспекции, единственного метода изучения психики, наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания, и соединил интроспекцию с экспериментальным методом. При этом предполагалось, что ненадежность обычного, ненаучного самонаблюдения может быть преодолена путем специальной тренировки испытуемых, у которых вырабатывается навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя. Сведения, о которых испытуемые сообщали, оценивались как научные факты лишь в том случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии это образы памяти и простейшие чувства, Эти «атомы» чувственной ткани сознания и изучались с точки зрения их качества и интенсивности. Целью Вундта было вычленение «сенсорной мозаики» сознания которая и есть та материя, из которой построено сознание, а также выявление связей между элементами и установление «законов» душевной жизни. Вместе с тем высшие психические процессы, согласно Вундту, должны были изучаться иными методами, в частности, путем исследования мифов, обрядов, нравах, религиозных представлений, анализа языка и других продуктов человеческого, народного духа. Этому посвящен фундаментальный 10-томный труд Вундта «Психология народов», издававшийся в 1900 -1920 годах. Огромное значение этого труда для психологии обусловлено не только актуальностью самого предмета исследования, появление этой работы знаменует собой разделение новой психологической науки на две ветви - экспериментальную и социальную. Вундт продолжал работать без перерыва до самой своей смерти в 1920 году, умер вскоре после завершения книги своих воспоминаний. Подсчитано, что в период с 1853 по 1920 годы Вундт написал более 54 тысяч страниц - то есть он писал по 2,2 страницы ежедневно. Сбылась его детская мечта стать знаменитым писателем.

В вундтовской школе формировалось первое поколение профессиональных психологов, у него учились Э. Титченер, О. Кюльпе, Ф. Крюгер, Э. Мейман, Г. Мюнстерберг, В. М. Бехтерев, Н. Н. Ланге, Э.Крепелин, Д. Кетелл,Ст. Холл и другие, более 160 крупных ученых. С. Холл организовал в 1892 году Американскую психологическую ассоциацию, являющуюся самой влиятельной организацией психологов в мире, также он является одним из основателей педологии. Крепелин Эмиль (1856–1926) немецкий психиатр, профессор психиатрии, предложил классификацию душевных заболеваний, в которой, наряду с прочим выделил деменцию и манию. Крепелин внедрил в психиатрическую клинику психологический эксперимент, ему принадлежит попытка составления схем исследования личности, начал исследования по психофармакологии. Бехтерев Владимир Михайлович (1857 – 1927) — русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог, создатель в 1885 г. первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета, основатель в 1908 г. Психоневрологического института в Санкт–Петербурге. Г. Мюнстерберг один из основоположников «психотехники», занимался проблемами управления, профотбора, профессионального обучения, в 1913 издал «Психологию промышленной производительности». Также разработал стратегии исследования трудовых процессов в лабораторных условиях. Титченер Эдвард Брэдфорд (1867–1927) — американский психолог, развивал идеи Вундта и его направление психологии получило название структурализма. В 1904 г. выступил организатором Общества экспериментальной психологии. Проводил экспериментальные исследования ощущений и внимания. Автор многочисленных научных трудов, в частности «Очерков психологии» и «Учебника психологии». Трактовал предмет психологии как систему элементарных сознаваемых состояний (ощущений, представлений, чувствований) из которых формируется все многообразие душевной жизни. Мейман Эрнст (1862 – 1915) — немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. Кеттел Джеймс Маккин (1860 –1944) — американский психолог, один из основателей психологического тестирования.

Вундтовская школа строила свою экспериментальную программу по схеме психофизиологии органов чувств и психофизики. В экспериментальной психологии происходит расслоение, в пользу независимости психологического исследования от физиологического. Сферы научных интересов Вундта - включающие ощущения и восприятие, внимание, чувства, реакцию и ассоциации - стали основными главами во всех учебниках по психологии. То, что взгляды Вундта относительно психологии не во всем оказались верными, ни в коей мере не умаляет его достижений как основателя этой науки.

3. Герман Эббингауз

Герман Эббингауз (1850-1909), немецкий психолог-одиночка, работавший вне каких-либо университетов стал первым психологом, изучавшим память и обучаемость с помощью экспериментального метода. Изучение Эббингаузом процессов заучивания и забывания – гениальная работа в экспериментальной психологии, исследования Эббингауза значительно расширили горизонты экспериментальной психологии.Еще никто не брался исследовать процессы обучения и памяти экспериментальным путем. Вильгельм Вундт авторитетно заявлял, что это и невозможно. Эббингауз работал самостоятельно, не имел ни академической должности, ни поддержки со стороны какого-либо университета, ни собственной лаборатории. Но не смотря на это, в течение пяти лет он провел ряд серьезнейших и исчерпывающих научных опытов, единственным испытуемым в которых выступал он сам.

В качестве материала для своих исследований - материала для заучивания - Эббингауз использовал бессмысленные слоги, и это его изобретение кардинально изменило изучение процесса обучения. Его бессмысленные слоги, состоящие, как правило, из двух согласных и одной гласной (например, lef, bok или yat), удовлетворяли этим требованиям. Он расписал все возможные трехбуквенные сочетания на карточках, получив запас из 2300 слогов, из которых наугад выбирал слоги для заучивания.

Эббингауз изучал и другие факторы, способные, по его мнению, повлиять на память и обучение. Это и эффект избыточного запоминания (повторов материала больше, чем требуется для безупречного его воспроизведения), и ассоциации внутри списка слогов, и повтор уже выученного материала, и время между запоминанием и вспоминанием. На основе изучения влияния фактора времени на процессы памяти Эббингауз составил кривую забывания («кривая Эббингауза»), в соответствии с которой быстрее всего материал забывается в первые несколько часов после запоминания, а затем скорость забывания медленно снижается. В 1880 году Эббингауз получил должность в Берлинском университете, где и продолжил свои изыскания, проводя дополнительные эксперименты и перепроверяя результаты, полученные ранее. Свои опыты он описал в работе «О памяти», которая в истории психологии и по сегодняшний день остается, самым блестящим научным трудом, написанным независимым исследователем. Он знаменует собой не только начало новой области исследования, но и является образцом профессионального мастерства и стойкости его автора. Нет в истории психологии другой такой фигуры, как Эббингауз - ученого, который, работая безо всякой поддержки, смог подчинить всю свою жизнь скрупулезному экспериментированию. Его опыты проводились с такой точностью, тщательностью и методичностью, что вот уже более ста лет на них ссылаются во всех учебниках по психологии.

Эббингауз не возражал, чтобы и другие ученые разрабатывали его тему исследований, совершенствуя методологию. В 1886 году его назначили ассистентом профессора в Берлинском университете. Он создал лабораторию, а в 1890 году, совместно с физиком Артуром Кенигом, учредил «Журнал психологии и физиологии органов чувств». В Германии существовала потребность в таком журнале, поскольку журнал Вундта. печатный орган лейпцигской лаборатории, был просто не в состоянии освещать все проводившиеся в то время исследования. Необходимость в новом журнале, всего через девять лет после основания журнала Вундта, есть свидетельство стремительного развития новой психологии.

В первом номере своего журнала Эббингауз и Кениг сделали смелое утверждение в отношении двух дисциплин, вынесенных в его заголовок: психологии и физиологии. Они писали, что эти науки «развивались вместе... чтобы слиться в единое целое: они стимулировали и предсказывали развитие друг друга, и потому являют собой две равноценные части одной великой науки». [4;90] Исследования Эббингауза привнесли объективность количественных и экспериментальных методов в изучение высших психических процессов - одну из центральных тем современной психологии. Именно благодаря Эббингаузу работа в области изучения ассоциаций из теория об их свойствах превратилась в подлинное научное исследование. Многие из его заключений о природе обучения и памяти остаются справедливыми и сегодня.

Титченер позже отмечал, что использование бессмысленных слогов стало первым заметным шагом в данной области со времен Аристотеля.

4. Вюрцбургская школа психологии

Вюрцбургская школа направление в немецкой психологии, возникшее в начале ХХ в., которое возглавил Кюльпе Освальд (1862 –1915) — немецкий психолог и философ, одним из первых сделал предметом экспериментального анализа высшие психологические функции -мышление и волю. Обучался у Вундта, автор «Очерка психологии» вышедшего в 1893 году, в котором Кюльпе не рассматривал сложные психические функции, но уже через несколько лет он утвердился в мысли, что мыслительные процессы можно исследовать с помощью эксперимента. Вся научная деятельность Кюльпе была посвящена исследованию тех вопросов, которые отклоняла психология Вундта. Кюльпе предложил метод, который он назвал систематической экспериментальной интроспекцией.

Опыты именно этой школы оказались самыми значительными в исследовании человеческой психики. Самое главное-изменение направленности психологического видения, это изменение инструкции испытуемому, тем самым акцент переносился с эффектов поведения испытуемого на производимые им действия. Испытуемых просили зафиксировать не результат, а сам процесс, описать какие события происходят в их сознании, «в голове» при решении экспериментальной задачи. Результаты интроспекции мыслительных процессов, полученные психологами вюрцбургской школы Кюльпе, подтверждали точку зрения, что мысль возможна без всякого сенсорного или образного содержания. На основе этих выводов сложилась теория безобразной, или ненаглядной, мысли: ощущения и образы выполняют в мышлении лишь вспомогательную, побочную роль. Таким образом, исследования Кюльпе установили наличие несенсорной формы сознания. Именно в этой школе изучение мышления приобрело психологические контуры. Х. Уатт пришел к выводу, что работа сознания совершалась еще до окончания эксперимента, а именно в момент, когда происходило усвоение правил его выполнения. Испытуемые, очевидно, давали подсознанию некие установки или, другими словами, направляли его, чтобы дать наиболее приемлемый, на их взгляд, ответ. Как только правила выполнения задачи были усвоены и определено основное направление, действительная задача стала выполняться без каких-либо усилий со стороны сознания. Эти исследования подтвердили, что скрытая сторона сознания способна каким-то образом контролировать его деятельность. То, что опыт зависит не только от элементов сознания, но и от определяющих тенденций в работе подсознания, доказывало, что подсознание оказывает существенное влияние на поведение человека. Эта идея стала основополагающей в теории психоанализа Зигмунда Фрейда.

Важными достижениями вюрцбургской школы считается также введение категории действия как акта, имеющего свою детерминацию, мотив и цель, операционально-аффективную динамику и состав. В данную школу входили:  Майер(1867-1933)-предложил классификацию мышления, Нарцисс Ах- показал, что возникновение ассоциаций управляется детерминирующей тенденцией и процесс мышления строится под определенную задачу. Он же создал методику формирования искусственных понятий, которая затем была модифицирована Выготским(1896 – 1934) и Сахаровым под названием методики «двойной стимуляции». Зельц Отто (1881 – 1944) — немецкий психолог, проводил исследования мышления, в которых обнаружил детерминированность мыслительных процессов со стороны структуры решаемой задачи. Задача перед испытуемым предстает как некий „проблемный комплекс“, завершенность которого может быть достигнута лишь при отыскании недостающего элемента. Карл Бюлер (1879-1963), психолог, создал эвристическую теорию речи. Речь не дается ребенку в готовом виде, но придумывается, изобретается им в процессе общения со взрослыми. Таким образом, Бюлер настаивал на том, что весь процесс формирования речи – это цепь открытий, интеллектуальное развитие детей также считал творческим процессом. Изучая процесс решения задач, он пересматривает связь между ассоциацией и осознанием, заявляя, что ребенок связывает между собой только то, что уже осознал как целостность. То есть сначала происходит акт мышления, который заканчивается ассоциацией между осознанными параметрами. Это осознание есть творческий процесс и происходит мгновенно. Процесс мгновенного схватывания сути вещей Бюлер назвал «ага-переживание», этот процесс мышления не зависит от прошлого опыта и является творческим актом самого ребенка. Основой психического развития считал врожденные структуры, которые самораскрываются в процессе жизни. Бюлер выделил три основных стадии психического развития: инстинкт; дрессура (образование условных рефлексов); интеллект (появление "ага-переживания", осознание проблемной ситуации). В теории игры появилось первое объяснение ее мотивации.


5. Лейпцигская школа

Лейпцигская школа — психологическое направление, возникшее в Германии в конце 10–x годов ХХ в. и просуществовавшее до середины 30–х годов, которое получило название школы диффузно-комплексных переживании или школы психологии развития, Иногда называется «второй школой Лейпцигской» (после Вундтовской),основателем являлся Феликс Крюгер (1874-1948). Свою теорию психического строил на основе представления о целостности любого психического переживания, ориентировался на изучение психики и сознания в их целостности. Как и гештальт-психологи, представители школы Лейпцигской разделяли требование целостного подхода к изучению психики, но считали гештальты не единственными единицами сознания , к тому же их трактовка гештальта имела большую смысловую наполненность, на более ранних ступенях психического развития такими единицами являются «комплекс-качества»понятие родственное «гештальт–качества» в гештальт-психологии, диффузные, аффективно окрашенные, но вполне целостные переживания, которые дифференцируются в ходе развития. В качестве одного из методов исследования перехода комплекс–качества в гештальт был разработан метод феноменологического самонаблюдения. В данной школе активно исследовались проблемы онтогенеза, типологии восприятия, развития изобразительной деятельности и мышления у детей. В основу психической жизни человека были положены чувства, которые в наибольшей степени презентируют мир душевного бытия, представляющего собой систему установок, диспозиций, потенций, от которых зависит течение актуальных психических процессов. В дальнейшем представления исследователей лейпцигской школы нашли продолжение в немецкой характерологии 50–х годов по исследованию личности А. Веллека, а также в гуманистической психологии Гордона Олпорта. Лейпцигская школа сыграла значительную роль в возникновении и упрочнении целостного подхода в психологии, результаты их исследования очень высоко оценил Л.С.Выготский (1896-1934), отечественный психолог, создатель исторически-культурной концепции развития высших психических функций.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.