скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Основы естествознания

Процесс рождения звезд идет при продолжающемся сжатии галактики, поэтому формирование звезд происходит все ближе к центру системы, и чем ближе к центру, тем больше должно быть в звездах тяжелых элементов.

Когда прекращается сжатие протогалактики, кинетическая энергия образовавшихся звезд диска равна энергии коллективного гравитационного взаимодействия. В это время, создаются условия для образования спиральной структуры, а рождение звезд происходит уже в спиральных ветвях, в которых газ достаточно плотный. Это звезды третьего поколения. К ним относится наше Солнце.

Запасы межзвездного газа постепенно истощаются, рождение звезд становится менее интенсивным. Через несколько миллиардов лет, когда будут исчерпаны все запасы газа, спиральная галактика превратится в линзообразную, состоящую из слабых красных звезд. Эллиптические галактики уже находятся на этой стадии: весь газ в них израсходован 10-15 млрд. лет назад.

В 1963 году были обнаружены объекты нового типа, находящиеся за пределами нашей галактики. Эти объекты имеют звезднообразный вид. Со временем выяснили, что их светимость во много десятков раз превосходит светимость галактик! Самое удивительное то, что их яркость меняется. Мощность их излучения в тысячи раз превосходит мощность излучения активных ядер. Эти объекты назвали квазарами. Сейчас считается, что ядранекоторых галактик представляют собой квазары.

5.         Теории возникновения жизни

Теории, касающиеся возникновения Земли и жизни на ней, да и всей Вселенной, разнообразны и далеко не достоверны.

Среди множества теорий возникновения жизни на Земле рассмотрим основные:

1.         Жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время (креационизм);

Согласно этой теории жизнь возникла в результате какого-то сверхъестественного события в прошлом; ее придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений. Традиционное иудейско- христианское представление о сотворении мира, изложенное в Книге Бытия, вызывало и продолжает вызывать споры. Некоторые считают, что мир и все населяющие его организмы были созданы за шесть дней продолжительностью по 24 часа.Они отвергают любые другие точки зрения и целиком полагаются на вдохновение, созерцание и божественное откровение. Процесс божественного сотворения мира считается произошедшим однократно и поэтому недоступен для наблюдения. Этого достаточно, чтобы вынести всю концепцию божественного сотворения за рамки научного обсужждения. Наука занимается только теми явлениями, которые поддаются наблюдению, и поэтому она никогда не сможет ни опровергнуть, ни доказать эту концепцию.

2.         Жизнь возникла неоднократно из неживого вещества (самопроизвольное зарождение);

Эта теория была распространена в древнем Китае, Вавилоне и Египте как альтернатива креационизму, с которым она сосуществовала. Аристотель (384-322 гг до н.э.), которого часто называют основателем биологии, придерживался теории спонтанного зарождения. Этим утверждением Аристотель поддержал более ранние высказывания Эмпедокла об органической эволюции. Согласно гипотезе Аристотеля о спонтанном зарождении, определенные «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм. Аристотель был прав, полагая, что это начало содержится в оплодотворенном яйце, но ошибочно считал, что оно есть в солнечном свете, тине и гниющем мясе. С распространением христианства теория самозарождения оказалась не в чести; ее признавали те, кто верил в колдовство и т.п. Но эта идея продолжала существовать где-то на заднем плане в течение еще многих веков. В 1860 году проблемой происхождения жизни занялся Луи Пастер. К этому времени он уже многое сделал в микробиологии, сумел разрешить проблемы, угрожавшие шелководству и виноделию. Он показал также, что бактерии вездесущи и что неживые материалы легко могут быть заражены ими, если их должным образом не пастерилизовать. В результате ряда экспериментов Пастер доказал справедливость теории биогинеза и окончательно опроверг теорию самозарождения.

3.         Жизнь существовала всегда (теория стационарного состояния),

Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно. Она всегда способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало. Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определенных ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводят в качестве примера представителя кистеперых рыб – латимерию. Сторонники теории стационарного состояния утверждают, что только изучая ныне живущие виды и сравнивая их с ископаемыми остатками, можно делать вывод о вымирании, да и в этом случае весьма вероятно, что он окажется неверным. Используя палеонтологические данные для подтверждения теории стационарного состояния, ее многочисленные сторонники интерпретируют появление ископаемых остатков в экологическом аспекте. Большая часть довыдов в пользу этой теории связана с такими неясными аспектами эволюции, как значение разрывов в палеонтологической летописи, и она наиболее подробно разработана именно в этом направлении.

4.         Жизнь занесена на нашу планету извне (панспермия);

Эта теория не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни, а выдвигает идею о ее внеземном происхождении. Данная теория утверждает, что жизнь могла возникнуть один или несколько раз в разное время в разных частях Галактики или Вселенной. Для обоснования этой теории используются многократные появления НЛО, наскальные изображения предметов, похожих на ракеты и «космонавтов», а также сообщения о якобы встречах с инопланетянами. Советские и американские исследования в космосе позволяют считать, что вероятность обнаружения жизни в пределах Солнечной системы ничтожна, однако они не дают никаких сведений о возможной жизни вне этой системы.

5.         Жизнь возникла в результате процессов, подчиняющихся химическим и физическим законам (биохимическая эволюция).

По мнению многих биологов, впрошлом состояние нашей планеты было мало похоже на нынешнее: вероятно температура на поверхности была очень высокой (4000-8000 0С), и по мере того как Земля остывала углерод и более тугоплавкие металлы конденсировались и образовали земную кору. В 1923 году Опарин А. И., исходя из теоретических соображений высказал мнение, что органические вещества, возможно углеводороды, могли создаваться в океане из более простых соединений. Энергию для этих процессов поставляла интенсивная солнечная радиация, главным образом ультрафиолетовое излучение, падающее на Землю до того, как образовался слой азона, который стал задерживать большую ее часть. По мнению Опарина, разнообразие, находившихся в океане соединений, площадь поверхности Земли, доступность энергии и масштабы времени позволяют предположить, что в океанах постепенно накопились органические вещества и образовался «первичный бульон», в котором могла возникнуть жизнь. Самое трудное для этой теории –объяснить появление способности живых систем к самовоспроизведению.

Многие из этих теорий и предлагаемые ими объяснения существующего разнообразия видов используют одни и те же данные, но делают упор на разные их аспекты. Научные теории могут быть сверхфантастичными с одной стороны, и сверхскептическими – с другой.

6.         Проблема биологического и социального в человеке

С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности, как уже отмечалось, человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т.п. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находится в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.

Со стороны своей биологической природы, каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом – набором генов, получаемых от родителей.Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, силу голоса и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент и т.п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности. Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека.

При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора – пансициологизма и абсолютизации биологического фактора – панбиологизма. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды . Сторонники этой концепции не только сущность человека, но и все человеческое существование связывают с влиянием социальной среды. Ко второй концепции относятся различного рода биологизаторские учения. В частности, сюда относятся расистские теории, утверждающие о природном превосходстве одной расы над другой.

По мнению современных социобиологов, принципиальные изменения в представлениях о природе человека должна внести «теория геннокультурной коэволюции». Суть ее состоит в том, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит генам. Они оказываются конечными причинами многих человеческих поступков, поэтому человек выступает объектом биологического знания.

Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечевается» социокультурными факторами.

С вопросом биологического и социального тесно связана и проблема бессознательного и сознательного в философской антропологии, отражающая психическую и биологическую стороны существования человека.

7.         Кибернетика: общая характеристика

Кибернетика это наука об управлении сложными системами с обратной связью. Она возникла на стыке математики, техники и нейрофизиологии, и ее интересовал целый класс систем, как живых, так и неживых, в которых существовал механизм обратной связи.

Общее значение кибернетики обозначается в следующих направлениях:

1.         Философское значение, поскольку кибернетика дает новое представление о мире, основанной на роли связи, управления, информации, организованности, обратной связи и вероятности;

2.         Социальное значение, поскольку кибернетика дает новое представление об обществе, как организованном целом;

3.         Общенаучное значение в трех смыслах: во-первых, потому что кибернетика дает общенаучные понятия, которые оказываются важными в других областях науки; во-вторых, потому что дает науке новые методы исследования: вероятностные, стохастические, моделирование на ЭВМ и т.д.; в-третьих, потому что на основе функционального подхода «сигнал-отклик» кибернетика формирует гипотезы о внутреннем составе и строении систем, котрое затем могут быть проверены в процессе содержательного исследования;

4.         Методологическое значение кибернетики определяется тем, что изучение функционирования более простых технических систем используется для выдвижения гипотез о механизме работы качественно более сложных систем с целью познания происходящих в них процессов;

5.         Техническое значение кибернетики – создание на основе кибернетических принципов ЭВМ, роботов, ПЭВМ.

В нашей стране кибернетика как наукаи онаиболее общих законах управления начала интенсивно развиваться примерно с 1955 год.а

Большое влияние на развитие на развитие кибернетики в СССР оказывал академик В. М. Глушков, работавший в основоном в области теории цифровых автоматов, формальных языков, искусственного интеллекта. Ему же принадлежит идея создания первых автоматизированных систем управления предприятия (АСУП) «Кунцево», «Львов», а также общегосударственной автоматизированной системы управления (ОГАС).

Данное им определение кибернетики, вошедшее в Советскую энциклопедию и ряд энциклопедий других стран, выглядит следующим образом: «Кибернетика – это наука об общих законах получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах».

Наука кибернетика изучает проблемы анализа и синтеза сложных целенаправленных систем, законы управления и вопросы построения и исследования моделей этих систем и т.д. Применительно к организационно-технологическим системам кибернетика как наука об управлении включает следующие основные напрвления:

1.         Системный анализ и общая теория систем;

2.         Теория автоматического управления;

3.         Теория оптимального управления экономикой;

4.         Теория выбора и принятия решений;

5.         Теория распознавания образов;

6.         Теория расписаний;

7.         Теория моделирования и т.д.

Основное прикладное назначение кибернетики – проектирование автоматических, автоматизированных и интегрированных систем различного класса и назначения .При этом с точки зрения управления в организационных системах можно выделить следующие уровни предметной области кибернетики:

1.         Общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации (ОГАС);

2.         Территориальные (республиканские, областные, городские, районные) автоматизированные системы обработки информации и управления (ТАСУ);

3.         Отраслевые автоматизированные системы управления (ОАСУ);

4.         Автоматизированные системы управленияакционерными обществами, предприятием (АСУП);

5.         Автоматизированные учрежденческие системы (АУС);

6.         Автоматизированные рабочие места руководителей.


Список литературы

1.         Философский энциклопедический словарь – М.: - ИНФРА-М, 2005

2.         Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999

3.    Горелов А. А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие – М., 2007


[1] Философский энциклопедический словарь – М.: - ИНФРА-М, 2005

[2] Рузавин Г. И. – Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.