скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Международный валютный фонд и всемирный банк, их роль в регулировании мировой экономики

2.         Изменение роли доллара в мировом хозяйственном обороте.

Предполагавшаяся борьба между «долларом» и «евро» уже стала реальностью.

Было предположение, что Россия не останется безучастной, так оно и вышло. Необходимость осталась в том, чтобы ЦБРФ проводил разумную политику.

Наряду с МВФ, в регулирование международных валютно-финансовых отношений важную роль играет другое учреждение из семьи Бреттон-Вудских институтов – Международный банк реконструкции и развития (МБРР), который вместе с двумя филиалами: Международной Финансовой Корпорацией (МФК) и Международной Ассоциацией развития (МАР) – входят в структуру Мирового банка (МБ). Членами МБРР могут быть страны-члены МВФ. Основная часть займов МБРР – это долгосрочные кредиты, направленные на реализацию проектов и программ, способствующих структурной перестройке стран-заемщиков. Специфика филиалов МБРР – МАР и МФК – заключается в том, что МФК финансирует, прежде всего, частный сектор в развивающихся странах, МАР представляет льготные, зачастую беспроцентные кредиты наименее развитым странам.

Важное место в международной валютно-финансовой сфере занимает Банк Международных Расчетов (БМР), расположенный в Базеле (Швейцария). Не будучи международной финансовой организацией, чей устав предусматривал бы правила членства и выполняемые функции, он играет ведущую роль в международном регулировании банковской деятельности. БМР объединяет банки практически всех европейских государств, Канады, Австралии, Японии и группу коммерческих банков США. Более 70% ЦБ хранят свои резервные валютные средства на счетах БМР. Разработанные в его комитетах и структурах правила государственного регулирования и надзора за банковской деятельностью стали с 1992 года обязательными для всех коммерческих банков стран-членов Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Это оценивается как первая попытка унификации национальных правил банковского регулирования.

В последние годы практически все перечисленные экономические организации в той или иной мере занимаются проблемами содействия в валютно-финансовой сфере восточноевропейским странам и государствам бывшего СССР. Для координации этой помощи в 1990 году был создан Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), чья деятельность должна быть направлена на финансирование различного рода программ и проектов, связанных с процессом реформирования стран Центральной и Восточной Европы, способствовать ускорению адаптации этих стран в мировое хозяйство.

 Созданные мировым сообществом механизмы координации в области валюты и финансов, основанные на противоречивом сочетании рыночных сил с межгосударственным регулированием. Продемонстрировали за время своего существования способность к компромиссному решению возникающих конфликтов, способность к адаптации. Однако проблема совершенствования мировой валютной системы, ее основных механизмов постоянно стоит на повестке дня. [2]

Банковская система и национальная валютная политика России

Реформа банковской системы началась в 1987 году и проводилась в несколько этапов.

Первый этап, осуществлялся сверху и включал создание в 1987-1988 гг. двухуровневой банковской системы. Госбанк был преобразован в ЦБ СССР.

На втором этапе, по инициативе «снизу», шел активный процесс образования коммерческих банков. Создание коммерческих банков в основном осуществлялось тремя путями:

1-й путь – крупные коммерческие банки создавались на базе трансформированных отделений бывших государственных специализированных банков.

2-й путь немногочисленная группа коммерческих банков была создана на базе крупных отраслей или предприятий, однако без участия государственных банковских служб. Среди них такие, как Нефтехимбанк, Газпромбанк, Автобанк, Мосбизнесбанк и другие.

3-й путь – основная масса коммерческих банков создавались заново, на «пустом месте». Эти банки появились для обслуживания новых коммерческих структур, переживая вместе с ними все трудности роста.

Чтобы банк существовал надежно, нужен был значительный уставной капитал. Чем он больше, тем надежнее. Быть готовым покрывать непредусмотренные расходы и убытки. А если затронут уставной капитал – банк банкрот. Поэтому ЦБ устанавливает минимальный размер уставного капитала.

Преобразование деятельности Российского ЦБ началось с принятия в декабре 1990г. Закона «О Центральном Банке РСФСР». Этот закон провозгласил независимость ЦБ России от Правительства. Установил, что он подотчетен высшему законодательному органу, который назначает главу ЦБ. В январе 1995г. Госдума РФ приняла закон «О внесении изменений и дополнений в «Закон РСФСР «О ЦБ РСФСР (Банке России)»»». В законе определены основные функции и задачи ЦБРФ.

Главное отличие ЦБР от всех остальных банков состоит в том, что он обладает монопольным правом выпуска в стране денежных запасов, являющихся национальной валютой. Рубль, являясь банкнотой ЦБР, служит единственным законным платежным средством, обязательным к приему в оплату долгов.

ЦБР располагает самыми крупными ресурсами, поскольку они складываются из средств бюджета и наличных денег в обращении. В силу этого он может оказывать поддержку всем остальным банкам, контролировать их деятельность, быть центром по организации банковского дела в стране. ЦБР выполняет две основные задачи:

1.         он должен проводить такую денежно-кредитную политику, чтобы не допускать высокого уровня инфляции и значительной безработицы;

2.         ЦБР должен обеспечивать стабильность функционирования банковской и финансовой системы.

Восполнение этих задач связано с особенностями функционирования коммерческих банков.

 Период экстенсивного роста банковской системы России с середины 1995г. закончился, и в августе 1998г. она была потрясена крупным системным кризисом, зародившимся на рынке межбанковских кредитов. В течение нескольких дней банки, операторы этого рынка, полостью «увели» миллиардные ресурсы, из-за чего десятки коммерческих банков потеряли ликвидность, что спровоцировало эффект «падающего домино» в цепочке взаиморасчетов во всей банковской системе. Неизбежность августовского кризиса со временем стала очевидной. Все большие массы денежных средств, не попадая в производство, стали циркулировать между различными сегментами финансового рынка (межбанковские кредиты, валютные, вексельные операции, облигации). Сейчас деятельность ЦБР значительно стабилизировалась.

Еще значительная часть банков функционирует как бы в двух состояниях одновременно:

реальном, знакомом и понятном только им, и официальном, отражаемом документально.

Как уже отмечалось, сам ЦБР, по закону, независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. Подотчетен законодательной власти, в своей деятельности руководствуется лишь Законами РФ и своим Уставом; является юридическим лицом; осуществляющим свои расходы за счет собственных доходов, и не отвечает по обязательствам Правительства, как и Правительство по обязательствам ЦБР. Таким образом, в кредитно-банковской системе ЦБ есть тот элемент, который контролирует и регулирует деятельность остальных элементов. А регулирование посредством контроля и надзора есть одна из форм и методов управления.

По видам собственности выделяются:

-          государственные банки;

-          частные банки;

-          смешанные банки.

 По территории деятельности банки делятся на:

- республиканские;

- региональные;

- межрегиональные;

- местные;

- национальные;

- международные;

- заграничные.

 По степени независимости различаются на:

- самостоятельные;

- дочерние;

- сателитные (полностью зависимы);

- уполномоченные (банки-агенты);

- связанные (участвующие в капитале друг друга).

 По наличию филиалов:

- филиальные;

- бесфилиальные.

 По степени диверсификации капитала:

- однопрофильные (занимающиеся только банковскими операциями);

- многопрофильные (участвующие в капиталах небанковских предприятий и организаций).

 По видам осуществляемых операций:

- собственно-депозитные, занимающиеся приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;

- инвестиционные, кроме депозитных операций, занимается размещением собственных и заемных средств в ценные бумаги;

- ипотечные, аккумулируют средства юридических и физических лиц и недвижимость, внесенную в качестве уставного капитала и залога;

- сберегательные;

- биржевые;

- универсальные.

 По объему капитала:

- крупные;

- средние;

- мелкие.

В условиях рынка коммерческий банк является не только одним из видов коммерческих предприятий, но и выполняет важную роль финансового посредника в следующих областях:

-          в области перераспределения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на основе срочности, платности и возвратности;

-          при осуществлении платежей между хозяйствующими субъектами, когда особенно важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение платежных поручений своих клиентов;

-          при совершении операций с ценными бумагами, когда банк выступает в качестве инвестиционного брокера, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании или фонда.

Традиционными операциями для банка являются:

-          осуществление денежных расчетов (наличные и безналичные);

-          пассивные операции – это операция по мобилизации средств;

-          активные операции (земля, здания, денежная наличность, учтенные векселя, ссуды, инвестиции).

Кроме того, можно отметить еще целый ряд распространенных банковских операций сегодняшнего дня:

-          консалтинг (консультационная деятельность);

-          ревизии бухгалтерского учета;

-          аккредитивы (выпуск кредитных писем);

-          управление корпоративными финансами (управление активами и пассивами клиента, фирмы);

-          пластиковые карточки;

-          обмен валюты;

-          гарантийные услуги (банк - гарант клиента);

-          охрана ценностей (сейфы, где хранятся ценности клиентов банка);

-          покупка ценных государственных бумаг;

-          операции по лизингу (размещение движимого и недвижимого имущества с целью сдачи его в аренду предпринимателям);

-          операции по факторингу (покупка товарных поставок: продавец в течение 2-3 дней получает 70-90% суммы в виде аванса).

Внутренний валютный рынок России, как и любой другой рынок, требует определенного регулирования и контроля со стороны государства. В нашей стране он осуществляется в соответствие с законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно этому Закону валютное регулирование включает в себя:

-          порядок проведения валютных операций;

-          формирование валютного резерва страны;

-          формирование валютных фондов хозяйствующих субъектов;

-          валютный и экспортный контроль.

Валютная политика России представляет собой деятельность государства по целенаправленному использованию валютных средств. Конкретные направления валютной политики в стране определяет Валютно-Экономическая комиссия РФ, которая принимает нормативно-законодательные акты в области регулирования валютными операциями, управления валютными ресурсами. Главным исполнительным органом валютного регулирования является ЦБ, а конкретными исполнителями – уполномоченные коммерческие банки и другие субъекты внутреннего валютного рынка.

Центральный Банк:

- управляет валютными операциями;

- выдает коммерческим банкам лицензии на право осуществления операций в иностранной валюте на территории России и за границей;

- выдает разрешение уполномоченным предприятиям на право торговли за валюту и на открытие текущих депозитных счетов за границей;

- вводит ограничения для коммерческих банков на объемы привлечения кредитных ресурсов из-за границы;

- устанавливает максимальные размеры валютного, процентного и курсового риска;

- управляет валютными резервами, находящимися на его балансе;

- определяет сферу и порядок обращения иностранной валюты на территории России, проводит валютные операции;

- регулирует внутренний валютный рынок, курс рубля к иностранной валюте (практически ежедневно на телеканалах информируют о курсе рубля к доллару США и Евро);

- осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков;

- устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций;

- готовит и публикует статистику валютно-финансовых операций России по принятым международным стандартам;

- при недобросовестном выполнении коммерческим банком своих функций ЦБ может лишить его валютной лицензии.

ЦБ может влиять на валютный рынок как двусторонними сделками с крупными российскими коммерческими банками, так и чисто административными методами. Согласно инструкции, хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, обязаны проводить до 75% валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг через уполномоченные банки.

Коммерческие банки, как основные субъекты валютного рынка России строят свою деятельность в 2-х основных направлениях:

1.         Обслуживание клиентской базы по валютно-обменым операциям;

2.         Спекулятивная торговля иностранной валютой в целях получения доходов.

По степени организованности внутренний валютный рынок РФ можно разделить на:

Биржевой валютный рынок это организованный рынок, который представлен валютной биржей. Валютная биржа предприятие, организующее торги валютными средствами и валютными финансовыми инструментами.

Внебиржевой (межбанковский) валютный рынок. Организуется дилерами банков, которые напрямую заключают сделки между собой с помощью телефона, телекса, системы «Reuters dealing» и с помощью компьютерной сети.

Самыми стандартными и распространенными сделками между банками являются:

- Сделка типа «tod» (today) – расчет за купленную валюту в день заключения сделки;

- Сделка типа «tom» (tomorrow) – расчет на следующий день;

- Сделка типа «spot» (spot cash) – расчет через 2 дня после сделки;

- Сделка типа «forward» - поставка денежных средств не раньше, чем на третий день после дня заключения сделки;

- Сделка типа «option call» и «option put» - купля, продажа иностранной валюты по фиксированному курсу.

Большой разницы между этими сделками нет. Формирование денежно-кредитной и валютной политики происходило в условиях высокой степени неопределенности и необходимости в короткие сроки вывести страну из тяжелого экономического кризиса. В связи с этим ЦБРФ оставил за собой право, в случае необходимости, корректировку проводимой им денежно-кредитной и валютной политики, с тем, чтобы она была в адекватной экономической ситуации.[3]

Заключение

В сфере международных расчетов возникает две базовые проблемы:

1 – Как устанавливать и регулировать соотношения обмена национальной денежной единицы с иностранными;

2 – Как решить проблемы несбалансированности расчетов национальной экономики с внешним миром. Отсюда вытекают все проблемы валютных отношений.

Всегда нужно помнить, что валютой является любой платежный документ или денежное обязательство, выраженное в той или иной денежной единице и используемая в международных расчетах. Эти платежные документы, выраженные в различных валютах, покупаются и продаются на специальном рынке – валютном.

Национальный режим регулирования валютных сделок по различным видам операций для резидентов и нерезидентов определяют степень так называемой конвертируемости валюты. Соотношение обмена двух денежных единиц или цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, называется валютным курсом. Формирование валютной политики государства в значительной степени зависит от установленного режима валютного курса. Этот курс может быть фиксированным и плавающим.

«Министр финансов РФ Алексей Кудрин сделал блиц-прогноз:

1.         Курс рубля к доллару сократится в сегодняшнем номинале в течение трех лет. Курс доллара к евро тоже значительно не изменится;

2.         От вступления в ВТО ничего не меняется. У нас и сейчас для иностранных банков не существует никаких ограничений. Общая доля иностранного банковского капитала в нашей финансовой системе составляет 12%, а через 5-7 лет она вырастет до 25-35%, не больше. И это вовсе не зависит от вступления России в ВТО, а от привлекательности нашего рынка;

3.         У нас еще есть значительное число слабых, а то и криминальных банков. Есть банки однодневки, которые покупают для одной-двух крупных незаконных операций, а затем продают.

 Только за 2006 год отозвано 53 лицензии. И еще в 2007-2008гг. будет отозвано не меньше лицензий. Но это сделает банковскую экономику более сильной и менее поврежденной рискам.».[4]


Литература:

1.      Конституция РФ. М., 1993.

2.      Аникин А. Золото. М., 1998.

3.      Булатов А.С.(редакция). Экономика. – М., 2002.

4.      Дробынин А.И. (редакция). Экономическая теория. – Санкт-Петербург, 2007.

5.      Носова С.С. Экономическая теория. – М., 2000.

6.      Новые законы и нормативные акты. Библиотечка российской газеты. Приложение – 3. – М.,1999.

7.      Шварев В.П. Основы экономической теории. – Пенза. 2005.


[1] Аникин А. Золото. М.:1988. Стр. 237.

[2] Булатов А.С. – редактор. Экономика. – М.: 2002. Стр. 776-805.

  Носова С.С. Экономическая теория. – М.: 2000. Стр. 348-357.

  Камаев В.Д. – редактор. Экономическая теория. – М.: Стр. 497-583.

[3]  Носова С.С. Экономическая теория. – М.: 2000. Стр. 266-287.

  Камаев В.Д. – редактор. Экономическая теория. – М.: 2001. Стр. 307-351, 584-612.

   Новые законы  нормативные акты. Библиотечка Российской газеты. Приложение – 3. – М., 1999.

[4] Кудрин А.: «Мы знаем, кто и зачем вывозит капитал»; «Аргументы и Факты», №49, 2006


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.