Контрольная работа: Международный валютный фонд и всемирный банк, их роль в регулировании мировой экономики
2. Изменение роли доллара в мировом хозяйственном обороте.
Предполагавшаяся борьба между «долларом» и «евро» уже стала реальностью.
Было предположение, что Россия не останется безучастной, так оно и вышло. Необходимость осталась в том, чтобы ЦБРФ проводил разумную политику.
Наряду с МВФ, в регулирование международных валютно-финансовых отношений важную роль играет другое учреждение из семьи Бреттон-Вудских институтов – Международный банк реконструкции и развития (МБРР), который вместе с двумя филиалами: Международной Финансовой Корпорацией (МФК) и Международной Ассоциацией развития (МАР) – входят в структуру Мирового банка (МБ). Членами МБРР могут быть страны-члены МВФ. Основная часть займов МБРР – это долгосрочные кредиты, направленные на реализацию проектов и программ, способствующих структурной перестройке стран-заемщиков. Специфика филиалов МБРР – МАР и МФК – заключается в том, что МФК финансирует, прежде всего, частный сектор в развивающихся странах, МАР представляет льготные, зачастую беспроцентные кредиты наименее развитым странам.
Важное место в международной валютно-финансовой сфере занимает Банк Международных Расчетов (БМР), расположенный в Базеле (Швейцария). Не будучи международной финансовой организацией, чей устав предусматривал бы правила членства и выполняемые функции, он играет ведущую роль в международном регулировании банковской деятельности. БМР объединяет банки практически всех европейских государств, Канады, Австралии, Японии и группу коммерческих банков США. Более 70% ЦБ хранят свои резервные валютные средства на счетах БМР. Разработанные в его комитетах и структурах правила государственного регулирования и надзора за банковской деятельностью стали с 1992 года обязательными для всех коммерческих банков стран-членов Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Это оценивается как первая попытка унификации национальных правил банковского регулирования.
В последние годы практически все перечисленные экономические организации в той или иной мере занимаются проблемами содействия в валютно-финансовой сфере восточноевропейским странам и государствам бывшего СССР. Для координации этой помощи в 1990 году был создан Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), чья деятельность должна быть направлена на финансирование различного рода программ и проектов, связанных с процессом реформирования стран Центральной и Восточной Европы, способствовать ускорению адаптации этих стран в мировое хозяйство.
Созданные мировым сообществом механизмы координации в области валюты и финансов, основанные на противоречивом сочетании рыночных сил с межгосударственным регулированием. Продемонстрировали за время своего существования способность к компромиссному решению возникающих конфликтов, способность к адаптации. Однако проблема совершенствования мировой валютной системы, ее основных механизмов постоянно стоит на повестке дня. [2]
Банковская система и национальная валютная политика России
Реформа банковской системы началась в 1987 году и проводилась в несколько этапов.
Первый этап, осуществлялся сверху и включал создание в 1987-1988 гг. двухуровневой банковской системы. Госбанк был преобразован в ЦБ СССР.
На втором этапе, по инициативе «снизу», шел активный процесс образования коммерческих банков. Создание коммерческих банков в основном осуществлялось тремя путями:
1-й путь – крупные коммерческие банки создавались на базе трансформированных отделений бывших государственных специализированных банков.
2-й путь немногочисленная группа коммерческих банков была создана на базе крупных отраслей или предприятий, однако без участия государственных банковских служб. Среди них такие, как Нефтехимбанк, Газпромбанк, Автобанк, Мосбизнесбанк и другие.
3-й путь – основная масса коммерческих банков создавались заново, на «пустом месте». Эти банки появились для обслуживания новых коммерческих структур, переживая вместе с ними все трудности роста.
Чтобы банк существовал надежно, нужен был значительный уставной капитал. Чем он больше, тем надежнее. Быть готовым покрывать непредусмотренные расходы и убытки. А если затронут уставной капитал – банк банкрот. Поэтому ЦБ устанавливает минимальный размер уставного капитала.
Преобразование деятельности Российского ЦБ началось с принятия в декабре 1990г. Закона «О Центральном Банке РСФСР». Этот закон провозгласил независимость ЦБ России от Правительства. Установил, что он подотчетен высшему законодательному органу, который назначает главу ЦБ. В январе 1995г. Госдума РФ приняла закон «О внесении изменений и дополнений в «Закон РСФСР «О ЦБ РСФСР (Банке России)»»». В законе определены основные функции и задачи ЦБРФ.
Главное отличие ЦБР от всех остальных банков состоит в том, что он обладает монопольным правом выпуска в стране денежных запасов, являющихся национальной валютой. Рубль, являясь банкнотой ЦБР, служит единственным законным платежным средством, обязательным к приему в оплату долгов.
ЦБР располагает самыми крупными ресурсами, поскольку они складываются из средств бюджета и наличных денег в обращении. В силу этого он может оказывать поддержку всем остальным банкам, контролировать их деятельность, быть центром по организации банковского дела в стране. ЦБР выполняет две основные задачи:
1. он должен проводить такую денежно-кредитную политику, чтобы не допускать высокого уровня инфляции и значительной безработицы;
2. ЦБР должен обеспечивать стабильность функционирования банковской и финансовой системы.
Восполнение этих задач связано с особенностями функционирования коммерческих банков.
Период экстенсивного роста банковской системы России с середины 1995г. закончился, и в августе 1998г. она была потрясена крупным системным кризисом, зародившимся на рынке межбанковских кредитов. В течение нескольких дней банки, операторы этого рынка, полостью «увели» миллиардные ресурсы, из-за чего десятки коммерческих банков потеряли ликвидность, что спровоцировало эффект «падающего домино» в цепочке взаиморасчетов во всей банковской системе. Неизбежность августовского кризиса со временем стала очевидной. Все большие массы денежных средств, не попадая в производство, стали циркулировать между различными сегментами финансового рынка (межбанковские кредиты, валютные, вексельные операции, облигации). Сейчас деятельность ЦБР значительно стабилизировалась.
Еще значительная часть банков функционирует как бы в двух состояниях одновременно:
реальном, знакомом и понятном только им, и официальном, отражаемом документально.
Как уже отмечалось, сам ЦБР, по закону, независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. Подотчетен законодательной власти, в своей деятельности руководствуется лишь Законами РФ и своим Уставом; является юридическим лицом; осуществляющим свои расходы за счет собственных доходов, и не отвечает по обязательствам Правительства, как и Правительство по обязательствам ЦБР. Таким образом, в кредитно-банковской системе ЦБ есть тот элемент, который контролирует и регулирует деятельность остальных элементов. А регулирование посредством контроля и надзора есть одна из форм и методов управления.
По видам собственности выделяются:
- государственные банки;
- частные банки;
- смешанные банки.
По территории деятельности банки делятся на:
- республиканские;
- региональные;
- межрегиональные;
- местные;
- национальные;
- международные;
- заграничные.
По степени независимости различаются на:
- самостоятельные;
- дочерние;
- сателитные (полностью зависимы);
- уполномоченные (банки-агенты);
- связанные (участвующие в капитале друг друга).
По наличию филиалов:
- филиальные;
- бесфилиальные.
По степени диверсификации капитала:
- однопрофильные (занимающиеся только банковскими операциями);
- многопрофильные (участвующие в капиталах небанковских предприятий и организаций).
По видам осуществляемых операций:
- собственно-депозитные, занимающиеся приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;
- инвестиционные, кроме депозитных операций, занимается размещением собственных и заемных средств в ценные бумаги;
- ипотечные, аккумулируют средства юридических и физических лиц и недвижимость, внесенную в качестве уставного капитала и залога;
- сберегательные;
- биржевые;
- универсальные.
По объему капитала:
- крупные;
- средние;
- мелкие.
В условиях рынка коммерческий банк является не только одним из видов коммерческих предприятий, но и выполняет важную роль финансового посредника в следующих областях:
- в области перераспределения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на основе срочности, платности и возвратности;
- при осуществлении платежей между хозяйствующими субъектами, когда особенно важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение платежных поручений своих клиентов;
- при совершении операций с ценными бумагами, когда банк выступает в качестве инвестиционного брокера, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании или фонда.
Традиционными операциями для банка являются:
- осуществление денежных расчетов (наличные и безналичные);
- пассивные операции – это операция по мобилизации средств;
- активные операции (земля, здания, денежная наличность, учтенные векселя, ссуды, инвестиции).
Кроме того, можно отметить еще целый ряд распространенных банковских операций сегодняшнего дня:
- консалтинг (консультационная деятельность);
- ревизии бухгалтерского учета;
- аккредитивы (выпуск кредитных писем);
- управление корпоративными финансами (управление активами и пассивами клиента, фирмы);
- пластиковые карточки;
- обмен валюты;
- гарантийные услуги (банк - гарант клиента);
- охрана ценностей (сейфы, где хранятся ценности клиентов банка);
- покупка ценных государственных бумаг;
- операции по лизингу (размещение движимого и недвижимого имущества с целью сдачи его в аренду предпринимателям);
- операции по факторингу (покупка товарных поставок: продавец в течение 2-3 дней получает 70-90% суммы в виде аванса).
Внутренний валютный рынок России, как и любой другой рынок, требует определенного регулирования и контроля со стороны государства. В нашей стране он осуществляется в соответствие с законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно этому Закону валютное регулирование включает в себя:
- порядок проведения валютных операций;
- формирование валютного резерва страны;
- формирование валютных фондов хозяйствующих субъектов;
- валютный и экспортный контроль.
Валютная политика России представляет собой деятельность государства по целенаправленному использованию валютных средств. Конкретные направления валютной политики в стране определяет Валютно-Экономическая комиссия РФ, которая принимает нормативно-законодательные акты в области регулирования валютными операциями, управления валютными ресурсами. Главным исполнительным органом валютного регулирования является ЦБ, а конкретными исполнителями – уполномоченные коммерческие банки и другие субъекты внутреннего валютного рынка.
Центральный Банк:
- управляет валютными операциями;
- выдает коммерческим банкам лицензии на право осуществления операций в иностранной валюте на территории России и за границей;
- выдает разрешение уполномоченным предприятиям на право торговли за валюту и на открытие текущих депозитных счетов за границей;
- вводит ограничения для коммерческих банков на объемы привлечения кредитных ресурсов из-за границы;
- устанавливает максимальные размеры валютного, процентного и курсового риска;
- управляет валютными резервами, находящимися на его балансе;
- определяет сферу и порядок обращения иностранной валюты на территории России, проводит валютные операции;
- регулирует внутренний валютный рынок, курс рубля к иностранной валюте (практически ежедневно на телеканалах информируют о курсе рубля к доллару США и Евро);
- осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков;
- устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций;
- готовит и публикует статистику валютно-финансовых операций России по принятым международным стандартам;
- при недобросовестном выполнении коммерческим банком своих функций ЦБ может лишить его валютной лицензии.
ЦБ может влиять на валютный рынок как двусторонними сделками с крупными российскими коммерческими банками, так и чисто административными методами. Согласно инструкции, хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, обязаны проводить до 75% валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг через уполномоченные банки.
Коммерческие банки, как основные субъекты валютного рынка России строят свою деятельность в 2-х основных направлениях:
1. Обслуживание клиентской базы по валютно-обменым операциям;
2. Спекулятивная торговля иностранной валютой в целях получения доходов.
По степени организованности внутренний валютный рынок РФ можно разделить на:
Биржевой валютный рынок это организованный рынок, который представлен валютной биржей. Валютная биржа предприятие, организующее торги валютными средствами и валютными финансовыми инструментами.
Внебиржевой (межбанковский) валютный рынок. Организуется дилерами банков, которые напрямую заключают сделки между собой с помощью телефона, телекса, системы «Reuters dealing» и с помощью компьютерной сети.
Самыми стандартными и распространенными сделками между банками являются:
- Сделка типа «tod» (today) – расчет за купленную валюту в день заключения сделки;
- Сделка типа «tom» (tomorrow) – расчет на следующий день;
- Сделка типа «spot» (spot cash) – расчет через 2 дня после сделки;
- Сделка типа «forward» - поставка денежных средств не раньше, чем на третий день после дня заключения сделки;
- Сделка типа «option call» и «option put» - купля, продажа иностранной валюты по фиксированному курсу.
Большой разницы между этими сделками нет. Формирование денежно-кредитной и валютной политики происходило в условиях высокой степени неопределенности и необходимости в короткие сроки вывести страну из тяжелого экономического кризиса. В связи с этим ЦБРФ оставил за собой право, в случае необходимости, корректировку проводимой им денежно-кредитной и валютной политики, с тем, чтобы она была в адекватной экономической ситуации.[3]
Заключение
В сфере международных расчетов возникает две базовые проблемы:
1 – Как устанавливать и регулировать соотношения обмена национальной денежной единицы с иностранными;
2 – Как решить проблемы несбалансированности расчетов национальной экономики с внешним миром. Отсюда вытекают все проблемы валютных отношений.
Всегда нужно помнить, что валютой является любой платежный документ или денежное обязательство, выраженное в той или иной денежной единице и используемая в международных расчетах. Эти платежные документы, выраженные в различных валютах, покупаются и продаются на специальном рынке – валютном.
Национальный режим регулирования валютных сделок по различным видам операций для резидентов и нерезидентов определяют степень так называемой конвертируемости валюты. Соотношение обмена двух денежных единиц или цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, называется валютным курсом. Формирование валютной политики государства в значительной степени зависит от установленного режима валютного курса. Этот курс может быть фиксированным и плавающим.
«Министр финансов РФ Алексей Кудрин сделал блиц-прогноз:
1. Курс рубля к доллару сократится в сегодняшнем номинале в течение трех лет. Курс доллара к евро тоже значительно не изменится;
2. От вступления в ВТО ничего не меняется. У нас и сейчас для иностранных банков не существует никаких ограничений. Общая доля иностранного банковского капитала в нашей финансовой системе составляет 12%, а через 5-7 лет она вырастет до 25-35%, не больше. И это вовсе не зависит от вступления России в ВТО, а от привлекательности нашего рынка;
3. У нас еще есть значительное число слабых, а то и криминальных банков. Есть банки однодневки, которые покупают для одной-двух крупных незаконных операций, а затем продают.
Только за 2006 год отозвано 53 лицензии. И еще в 2007-2008гг. будет отозвано не меньше лицензий. Но это сделает банковскую экономику более сильной и менее поврежденной рискам.».[4]
Литература:
1. Конституция РФ. М., 1993.
2. Аникин А. Золото. М., 1998.
3. Булатов А.С.(редакция). Экономика. – М., 2002.
4. Дробынин А.И. (редакция). Экономическая теория. – Санкт-Петербург, 2007.
5. Носова С.С. Экономическая теория. – М., 2000.
6. Новые законы и нормативные акты. Библиотечка российской газеты. Приложение – 3. – М.,1999.
7. Шварев В.П. Основы экономической теории. – Пенза. 2005.
[1] Аникин А. Золото. М.:1988. Стр. 237.
[2] Булатов А.С. – редактор. Экономика. – М.: 2002. Стр. 776-805.
Носова С.С. Экономическая теория. – М.: 2000. Стр. 348-357.
Камаев В.Д. – редактор. Экономическая теория. – М.: Стр. 497-583.
[3] Носова С.С. Экономическая теория. – М.: 2000. Стр. 266-287.
Камаев В.Д. – редактор. Экономическая теория. – М.: 2001. Стр. 307-351, 584-612.
Новые законы нормативные акты. Библиотечка Российской газеты. Приложение – 3. – М., 1999.
[4] Кудрин А.: «Мы знаем, кто и зачем вывозит капитал»; «Аргументы и Факты», №49, 2006