скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Инфляция и антиинфляционная политика

- замораживание цен;

- косвенное ограничение их роста предусматривает либо установление тройственного соглашения государства, предпринимателей, профсоюзов, либо введение дополнительных налогов на рост доходов и цен.

Стимулирование производства в рамках экономики предложения:

- снижение налогов;

- развитие конкуренции в инфраструктурном секторе;

- усиление трудовой мотивации населения путем изменения социальной политики;

- денежная эмиссия в рамках ожидаемого прироста естественного уровня выпуска.

К адаптивной антиинфляционной политике можно отнести следующие методы:

- индексация — изменение номинальных денежных выплат для смягчения последствий инфляции, распространяющаяся на получателей фиксированных доходов, т. е. тех, кто больше всего теряет от инфляции;

- соглашение с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и заработных плат.

Также есть необходимость выработать антиинфляционную стратегию и тактику.

К антиинфляционной стратегии можно отнести гашение инфляционных ожиданий (развитие рыночных механизмов), а также долгосрочную денежную политику (регулирование ставки межбанковского кредита, регулирование нормы обязательных резервов). В соответствии с данной нормой рассчитывается денежная сумма, которой Коммерческий банк обязан держать на счете в Центральном банке и не имеет право давать ее в займы. В условиях инфляции Центральный банк повышает норму обязательных резервов. Помимо этого стоит добавить операции на открытом рынке с ценными бумагами, где Центральный банк выступает либо продавцом, либо покупателем ценных бумаг.

Тактическая антиинфляционная политика заключается в следующем:

- государственная поддержка приоритетных отраслей национального хозяйства;

-льготные налогообложения;

- краткосрочное регулирование текущего спроса.

Таким образом, оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода:

- политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП);

-политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.


3. Антиинфляционная политика России

Условно в Российской Федерации можно выделить четыре различных периода антиинфляционной политики.

Первый (1992-1994 г.г.) - это период гиперинфляции или почти полного отсутствия антиинфляционной политики, в следующий период (1995-1996 гг.) происходит резкое и многократное снижение инфляции, явно свидетельствующее об осуществлении в Российской Федерации некоторых антиинфляционных мер; затем, и это уже третий период (1997-1999 гг.) - антиинфляционная политика постепенно и неуклонно слабеет, а темпы инфляции, соответственно, ежегодно возрастают, потом период активизации антиинфляционной борьбы, начавшейся в 2000 году, характеризуется ежегодным снижением инфляции.

Переход к рыночному механизму хозяйства объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Помимо этого, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров, произошла активизация цен на черном рынке. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы.

Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля, что вызвало рост цен за 1992 год в 26 раз по сравнению с 1991 г.

В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Так как гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой, то в оборот были введены купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:

- ограничение эмиссии денег Центральным Банком РФ;

- сокращение дефицита бюджета путем секвестирования госрасходов;

- сдерживание колебания курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов.

Но снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в России были таковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно сильное воздействие на состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора.

Проводимая с середины 1995 г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России. Практика установления правительством Российской Федерации и Банком России границ возможных изменений обменного курса рубля сначала на несколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейся денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997 гг., позволила эффективно сдерживать инфляцию. Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета.

Главной причиной конечного провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.

Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики России.

После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен.

Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.

В отличие от 2004 года, с середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь 2005 года темпы роста потребительских цен были более чем в два раза ниже прошлогодних показателей.

2006 2008 годы для России оказались достаточно спокойными в плане инфляции.

Согласно прогнозу Минэкономразвития, обнародованному 23 января 2009 года, рост потребительских цен в январе 2009 года составит около двух процентов. При этом в ведомстве заявили, что в текущем месяце цены производителей снизятся. По итогам 2009 года ожидается инфляция в 10-12 процентов, а по оценке министра финансов Алексея Кудрина рост потребительских цен составит 13 процентов. Для сравнения, в 2008 году инфляция в России составила 13,3 процента.

Сегодня, во время мирового финансового кризиса, Правительство Российской Федерации проводит следующие меры для снижения темпов инфляции:

- ставка рефинансирования Центрального банка была снижена до 12,5%;

- постепенно раздвигаются границы валютного коридора, что позволяет плавно корректировать курс рубля в зависимости от экономической ситуации;

- 325 млрд. рублей зарезервированы на 2009 год (будут использованы на поддержку финансового рынка, отраслей экономики и рынка труда);

- 50 млрд. долларов выделено Внешэкономбанку для кредитования российских заемщиков в целях рефинансирования их зарубежных займов, взятых под залог активов, расположенных на территории России;

- изменен порядок уплаты НДС (с поквартального на помесячный). А также – налога на прибыль (с фактической, а не расчетной прибыли). Цель - сделать уплату налогов более равномерной, исключить кредитование государства со стороны налогоплательщиков;

-оптимизирован порядок начисления НДС по авансовым платежам, поставлена задача существенно ускорить возврат этого налога при экспортных операциях;

-амортизационная премия по отдельным группам основных средств увеличена с 10% до 30%, снижена с 24% до 20% ставка налога на прибыль;

- субъектам федерации предоставлено право устанавливать ставку налога для упрощенной системы налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности (ранее - единая ставка - 15%);

- обеспечить более гибкую тарифную политику, в зависимости от экономической ситуации индексацию тарифов в 2009 году (среднегодовой рост тарифов на железнодорожные перевозки не превысит 12,4%, среднегодовой рост тарифов на газ составит 16,3%);

- в целях содействия занятости населения в федеральном бюджете зарезервировано до 50 млрд. рублей (из общей суммы 325 млрд.) на проведение активной политики занятости;

- снижена квота на привлечение в Россию иностранной рабочей силы;

- сформирован перечень из примерно 300 предприятий (включая крупные холдинговые компании), имеющих существенное социально-экономическое значение и являющихся крупными работодателями. Им будет оказана поддержка на федеральном уровне. В том числе - путем субсидирования процентных ставок по кредитам, при необходимости вхождения государства в капитал проблемных компаний, гарантирования заимствований;

- для поддержки малого и среднего бизнеса кредитная программа Внешэкономбанка будет увеличена до 30 млрд. рублей;

- 10,5 млрд. рублей выделяется из федерального бюджета на поддержку создания новых эффективных малых предприятий (кредитование, субсидирование процентных ставок, госгарантии, развитие инфраструктуры малого бизнеса - технопарков и бизнес-инкубаторов, - гранты и обучающие программы);

- системообразующим розничным сетям оказывается поддержка в виде предоставления кредитов, содействия ускорению регистрации имущества, передаваемого в залог, возврата в НДС в целях ускорения оборота средств, в свою очередь, торговые сети взяли на себя обязательство сдерживать рост цен на продовольственные товары.

Будут ли эффективными принятые меры, покажет время, но если сравнить с предыдущими периодами, то на сегодняшний день антиинфляционные мероприятия направлены именно на ликвидацию причин инфляции, а не борьбы с ее последствиями.


Заключение

Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т. д. В итоге процесс инфляции носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них — стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.


Список использованной литературы

1.         Колдомова Н.В. Экономическая теория. Часть II. Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2001. – С.58-62.

2.         Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. – М.: Дело и Сервис, 2004. С.

3.         Официальный сайт государственного комитета статистики www.gsk.ru

4.         Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. www.forecast.ru

5.         Электронная версия деловой газеты «ВЗГЛЯД» www.vz.ru

6.         Официальный сайт Правительства Российской Федерации www.government.ru

7.         Указание ЦБ РФ от 23.04.2009 № 2222-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.