скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Анализ состояния на рынке товара и моделирование ценовой политики фирм

Контрольная работа: Анализ состояния на рынке товара и моделирование ценовой политики фирм

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Анализ фактического состояния на рынке товара

2. Анализ механизма регулирующей функции цены

3. Моделирование ценовой политики фирм в условиях различных типов рыночных структур

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Формирование рыночных отношений в Республике Беларусь и других республиках бывшего СССР требует знания законов функционирования рынка, изучения механизмов спроса и предложения, взаимосвязи между ними. Значение этих механизмов в формировании рыночной конъюнктуры трудно переоценить. Ведь именно спрос на тот или иной товар либо услугу порождает предложение и зачастую предложение товара, обладающего новыми, уникальными свойствами порождает спрос на него.

Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящей работе была поставлена следующая цель: изучение механизма взаимодействия спроса и предложения на различных типах рынка, их отличительные особенности; рассмотрение факторов которые  определяют величину спроса и предложения на рынке на примере конкретного товара, а также изучение аналитического инструментария, позволяющего фирме определить оптимальные объемы производства.

В качестве методов исследования избраны анализ и синтез, сравнительный анализ, диалектики, восхождения от общего к частному, анализ литературных источников, широко изучена периодическая литература соответствующего направления.

На основе трудов ученых, таких как Долан Э.Д, Кэмпбел Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. и ряда других были раскрыты теоретические вопросы и произведены расчеты согласно заданных исходных данных.

Следует отметить, что вопросы, связанные с функционированием рыночной системы и анализом поведения фирм на различных типах рынков освещены в научной и периодической литературе в объеме, достаточном для написания работы.


1. Анализ фактического состояния на рынке товара

Приступая к анализу фактического состояния на рынке товара дадим определение понятию «товар»: товаром является все, что продается и покупается на рынке. Деньги при этом являются мерой ценности (стоимости) товара. [9, с.75].

Рассматривая заданный товар – носки женские, можно сказать, что данный товар является товаром, предназначенным для личного потребления.

Данный товар является товаром кратковременного пользования, что подразумевает собой потребительский товар со сроком пользования до одного года.

Важным моментом, определяющим величину спроса на товар, является доступность товара-заменителя (субститута). Когда у товара имеется близкий товар-субститут, то спрос на этот товар имеет тенденцию быть относительно эластичным, поскольку люди легко могут перейти на товары-субституты при повышении цены на основной товар.

Дополняющие товары (товары-комплементы) также играют определенную роль в понятии эластичности. Если какой-нибудь товар является менее значительным комплементом важного товара (то есть товара, который составляет значительную долю бюджета потребителей), спрос на него обычно относительно неэластичен [1, с.67].

Рассматриваемый нами товар не имеет товаров-заменителей или дополняющих товаров. В совокупности с тем, что рассматриваемый товар является предназначен для личного потребления со сроком пользования до одного года - все эти факторы оказывают непосредственное влияние на величину спроса.

Кроме этого, товары можно разделить на товары низшей категории и нормальные товары.

Товар низшей категории (худший товар) – товар или услуга, которые потребители покупают в меньших количествах, когда их доходы увеличиваются. И наоборот, когда доходы потребителей уменьшаются, они покупают худший товар в больших количествах [11, с.398].

Нормальный товар – товар или услуга, которые потребители покупают в больших количествах, когда их доходы увеличиваются. И наоборот, когда доходы потребителей уменьшаются, они покупают нормальный товар в меньших количествах [11, с.391].

Применительно к заданному товару можно сказать, что носки женские являются нормальным товаром, так как их потребление увеличивается, потому что при росте доходов объем спроса на данный товар увеличивается. Важное значение при этом играют неценовые факторы тенденции моды, сезонность и т.д. Доля затрат на потребление рассматриваемого товара в семейном бюджете является незначительной и не превышает нескольких процентов.

При этом цена товара не является неизменной величиной. На ее уровень влияют различные факторы и условия. Основными из них являются спрос и предложение.

Спрос – (demand) – желание и способность людей покупать товары и пользоваться услугами.

Основными факторами рыночного спроса являются:

- доходы потребителей;

- предпочтения (вкусы потребителей);

- цена данного товара (услуги);

- цены товаров-заменителей и дополнительных благ;

- количество потребителей данного товара;

- численность населения и его возрастная структура;

- распределение доходов среди демографических групп населения;

- внешние условия потребления;

- реклама;

- стимулирование сбыта [2, с.87].

Предложение (supply) – желание и способность продавцов предоставлять товары для продажи на рынке.

Спрос и предложение являются основными движущими силами рынка. При этом изменения спроса и предложения оказывают прямое воздействие на уровень цены.

Для измерения величины изменения спроса и предложения применяется  термин «Эластичность».

Эластичность – мера реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений. Существуют различные формы эластичности:

- эластичность спроса по ценам;

- эластичность спроса по доходам;

- перекрестная эластичность спроса;

- эластичность предложения по доходам.

Эластичность спроса по ценам – это отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению его цены при прочих равных условиях. Эластичность спроса по ценам может принимать различные формы, которые рассмотрены далее.

Эластичность спроса по доходам – это отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению доходов потребителей при прочих равных условиях.

Перекрестная эластичность спроса - это отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению цены некоторого другого товара при прочих равных условиях.

Эластичность предложения по доходам – это отношение процентного изменения величины предлагаемого товара к заданному процентному изменению в цене этого товара при прочих равных условиях.

В зависимости от вида товара (услуги) различают следующие виды эластичности спроса по цене.

1. Эластичный спрос. В данной ситуации величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. В связи с этим общий доход от продажи товара возрастает по мере того как падает цена (рис 1а).

2. Неэластичный спрос это ситуация, когда величина спроса изменяется на меньший процент, чем общий  доход уменьшается по мере того, как падает цена (рис 1б).

3. Спрос с единичной эластичностью – ситуация, при которой цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент и, следовательно, общий доход остается неизменным по мере изменения цены (рис 1в).

4. Совершенно неэластичный спрос – ситуация, при которой величина спроса не зависит от цены товара (рис 1г).

5. Совершенно эластичный спрос – ситуация, при которой цена товара не зависит от объема предложения (рис 1д).

(а) эластичный спрос (б) неэластичный спрос

(в) спрос с единичной эластичностью (г) совершенно неэластичный спрос

 

 

 

(д) Совершенно эластичный спрос

 

Рис. 1. Эластичность спроса по цене.


Рассмотрим, каким образом изменится величина спроса при изменении следующих факторов: доход потребителей, сезонность, мода.

Так как данный товар является нормальным, то при увеличении доходов потребителей произойдет увеличение объем покупки рассматриваемого товара. И наоборот, при снижении доходов потребителей можно будет наблюдать снижение уровня потребления данного товара. Так как рассматриваемый товар является товаром первой необходимости и предназначен для личного потребления, то следует отметить, что данное увеличение спроса не будет значительным.

Фактор сезонности также играет свою роль в изменении спроса на носки женские. Например, при наступлении холодного периода увеличивается спрос на теплые вещи, который снижается при его окончании.

Мода также влияет на величину спроса. При изменении тенденций моды спрос на отдельные разновидности товара может увеличиваться или наоборот, уменьшаться.

Также на эластичность спроса оказывают факторы предложения – снижение объемов предложения, скидки, появление новых видов товара.

В случае снижения объемов предложения рассматриваемого товара может возникнуть ситуация повышенного (ажиотажного) спроса. Данное обстоятельство может также привести к увеличению цены.

Предоставление скидок может быть использовано для стимулирования спроса. Данный шаг используется как правило при сезонных распродажах, а также с целью ускорения оборачиваемости оборотных средств предприятий. В данном случае величина спроса на рассматриваемый товар увеличивается.

Использование новых материалов при производстве данного вида товара способствует улучшению ценовых либо качественных характеристик рассматриваемого товара. Это обстоятельство приведет к росту спроса на рассматриваемый товар.

Следует отметить, что колебания спроса во всех случаях будут незначительными, так как рассматриваемый товар относится к предметам первой необходимости.

Рынок товара по своей структуре является неоднородным. Можно выделить следующие сегменты рынка рассматриваемого товара в зависимости от возрастных групп потребителей:

- молодое поколение;

- потребители среднего возраста;

- потребители старшего возраста.

Тип рыночной структуры, в которой производится и реализуется данный товар можно классифицировать как рынок совершенной конкуренции. В качестве аргумента в пользу данного типа рыночной структуры следует отметить, что рынок рассматриваемого товара представлен большим числом отечественных и зарубежных фирм, производящих стандартные, однородные товары. Любая фирма может вступить на рынок или покинуть его, здесь почти нет контроля над ценами.

Таким образом, рассматриваемый товар является товаром нормальным товаром, предназначенным для личного потребления, спрос на который характеризуется низкой эластичностью.

2. Анализ механизма регулирующей функции цены

Нельзя не обратить внимание на такую важную функцию цены как сбалансирование спроса и предложения. Потому что именно через цены осуществляется связь производства и потребления, спроса и предложения. Цена свидетельствует о диспропорциях в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве, равновесие может быть достигнуто или изменения объема производства, или по средствам изменения цены (одновременно бывает и то и другое).

Балансирующая функция выступает основным фактором регулирования предложения товара, поэтому по каждому товару цена свидетельствует о необходимости снижения его выпуска (если спрос на товар упал) либо увеличение производства (если спрос вырос). В случае совпадения величины спроса и предложения наступает рыночное равновесие.

Рыночное равновесие ситуация, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, так что величина предложения при данной цене равна величине спроса.

На основании исходных данных найдем точку равновесия для рассматриваемого товара. Для этого воспользуемся логикой термина «равновесие» и на основании заданных исходных данных составим и решим уравнение:

77337-7,545076*р = -205+11,36671*р;

-7,545076*р-11,36671*р = -77337-205;

-18,912683*р = -77542;

р = -77542 / -18,912683;

р = 4100.

Таким образом цена равновесия будет равна 4100 руб. В этом случае объем спроса будет равен объему предложения.

Построим график зависимости спроса и предложения для указанного случая (рис.2.). Как видно из рис.2 кривая спроса D и кривая предложения S пересекаются в точке равновесия, равной 4 100 р.

Рис. 2. График спроса и предложения.


Однако на практике зачастую государство выступает регулятором уровня цен. Это достигается путем принятия соответствующих нормативных актов в области ценообразования, в которых может быть оговорен предельный минимальный или максимальный уровень цен на те или иные товары, установлен предельный норматив рентабельности, индекс роста цен и т.д. Одним из способов государственного регулирования цен является законодательной установление ценового пола на определенный товар (группу товаров).

Ценовой пол (нижний уровень цены) – минимальная цена, установленная правительством и превышающая цену равновесия, - обычно применяется в таких случаях, когда обществу предоставлялось, что свободное функционирование рыночной системы не способно обеспечить достаточный уровень доходов определенным группам поставщиков ресурсов или производителей [11, с.25].

Произведем анализ состояния рынка рассматриваемого товара при установлении ценового пола на основании заданных исходных данных. Уровень ценового пола будет равен:

4 100 + 4100 * ((74 – 1) / 4) % = 4 848 руб.

Увеличение цены в данном случае приведет вызовет следующие изменения на рынке рассматриваемого товара:

- произойдет снижение объемов потребления. Оценивая масштабы данного снижения можно сказать, что оно не будет значительным, так как рассматриваемый товар является предметом первой необходимости;

- увеличение цены будет стимулировать увеличение объемов производства товара, так как в данном случае производитель будет получать более высокую прибыль. Данная ситуация может также вызвать появление излишков на рынке.

Среди причин, которые могут вызвать принятие решения об установлении ценового пола, можно выделить следующие:

- стимулирование производителей к увеличению производства рассматриваемого товара с целью насыщения рынка;

- обеспечение рентабельности в отрасли, занятой производством рассматриваемого товара выполнение предприятиями прогнозных показателей развития;

- стимулирование притока инвестиций в данную отрасль.

Меры по установлению ценового пола можно назвать эффективными в том случае, если они будут направлены на достижение приведенных выше задач. Необходимо также сказать, что во всех случаях принятие данного решения должно быть взвешенным, обоснованным и не привести к ухудшению экономического положения покупателей, особенно малообеспеченных слоев общества.

Следует отметить, что на решение руководства фирмы в области ценообразования оказывают влияние многие внутренние и внешние факторы. Маркетинговые цели и издержки фирмы служат лишь приблизительными ориентирами для определения цен на товары или услуги. Прежде чем установить окончательную цену, фирма также учитывает: степень государственного регулирования, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю [10. с.284].

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.