скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДоклад: Как подготовиться к ответу на экзамене

Юмор на экзамене - штука, конечно, полезная, но ... – но нет более нелепой и неприятной для вас ситуации, чем та, когда ваша шутка повиснет в воздухе. В этом случае ваш поступок наиболее точно передают глаголы «ляпнул» и «сморозил». Чтобы это не произошло, запомните следующее: шутить первым имеет право лишь тот человек, который обладает равным или более высоким статусом по отношению к собеседнику. Поэтому шутить надо либо в ответ на шутку экзаменатора, либо при его явном приглашении оценить ситуацию как юмористическую.

3.3.3  «Сами спрашиваем - сами отвечаем»

Этот прием предполагает постановку в начале ответа нескольких риторических вопросов по всем проблемам, которые будут рассматриваться в вашем ответе (один из переводов термина «риторический вопрос» - утверждение в форме вопроса). Практически это выглядит так: вы говорите номер и название билета и одну-две фразы, подчеркивающие важность, актуальность и особое значение рассматриваемой вами темы. Затем вы задаете несколько риторических вопросов. Например: «Какой ценностью обладает для нас...?»; «Каким образом удалось получить...?»; «Какое влияние оказали проводимые преобразования на...?».

Вопросы можно ставить как в начале ответа, так и к каждому пункту плана вашего ответа. Естественно, вопросы должны быть подобраны таким образом, чтобы они с максимальной полнотой раскрывали объем ваших знаний.

И еще запомните: для того, чтобы в некоторых ситуациях этот метод не отдавал излишней напыщенностью и театральностью, вопросы надо задавать без пафоса, негромко, избегая слишком сильных интонаций.

3.3.4  «Зацепка»

Данный метод позволяет кратко изложить какую-нибудь ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием ответа. В этих целях можно с успехом использовать небольшое сравнение, событие, личное впечатление или необычный вопрос, даже анекдотичный случай. Последнее, правда, требует осторожности и такта.

3.3.5  «Прямой подход»

Если у вас нет возможности пошутить, если вы ничего или почти ничего не знаете о своем экзаменаторе, если метод риторических вопросов совсем не подходит к теме вашего билета используйте метод прямого подхода. Он предполагает непосредственный переход к ответу, без какого-то бы ни было вступления. Схематично это выглядит следующим образом: абитуриент сообщает номер и наименование билета, и начинает подробный ответ по плану. Данный прием холоден и рационален, но зато и не требует много времени на подготовку.

Все перечисленные варианты вступления, однако, вам могут просто не пригодиться, если вы будете сильно волноваться. Для того, чтобы вам было легче взять себя в руки в начале ответа, можно посоветовать следующее:

а)   ограничить визуальный контакт с экзаменатором, смотреть преимущественно на свой листок;

б)   перед началом ответа вдохнуть несколько раз как можно глубже, стабилизировать дыхание;

в)   если вы считаете, что ваши руки выдают ваше волнение, спрячьте их под стол;

г)   если вы от волнения часто сбиваетесь на скороговорку, постарайтесь снизить темп высказываний, чтобы иметь больше времени на обдумывание следующих предложений. Как только вы почувствуете, что перестали волноваться, поднимите глаза. Теперь ваша задача будет заключаться в установлении личного контакта с экзаменатором. Ваш успех во многом будет зависеть от того, какую позицию вы займете по отношению к нему.

Основные ошибки сдающих экзамены состоят в том, что они либо уравнивают себя в правах с экзаменатором, либо относятся без должного уважения к собственным знаниям, что вызывает у экзаменатора аналогичную реакцию. Таким образом, искусство устанавливать контакт с преподавателем зависит от умения уважая его - уважать и себя.

3.3.6  Не лишним будет запомнить также следующее

а) в своем ответе старайтесь как можно реже использовать местоимение «я», по возможности замените его на «Вы», «Ваше», «Вам»;

б) если вы обладаете какой-то редкой уникальной информацией по данному вопросу, ни в коем случае не хвастайтесь этим. Вместо фраз: «Вы, наверное, об этом еще не слышали...»; «Вероятно, Вы это еще не читали...» употребляйте формулировки: «Конечно, Вам уже известно...»; «Вы, наверное, уже об этом слышали...».

Ответ на экзамене


4.   Сколько и как говорить?

4.1 Доказательство и подкрепление

Приводимые примеры должны быть наглядными, а каждый вывод либо важное высказывание желательно подкреплять хотя бы одним примером

При этом могут использоваться следующие приемы: сравнение - сопоставление двух понятий с целью более яркой характеристики одного из них; метафора. - перенесение качеств, свойств одного предмета или явления на другой предмет по сходству (например: «Царская Россия в войне с Японией оказалась в положении паровоза, у которого хватило пара только на гудок»); гипербола преувеличение, целью которого здесь является привлечение внимания экзаменатора к определенному положению или идее (например: «Предвидеть в деталях будущее общество, все ступени и подробности его развития не в силах,- говоря словами Ленина,- и семьдесят Марксов»).

4.1.1  Впечатляющие приемы, к которым можно отнести повторение («Никто, абсолютно никто не мог в данном случае...»); объяснение («Как показал эксперимент...*); цитаты («Как говорил...»; «Говоря словами...»; «Если вспомнить высказывание...»); инверсия - намеренное нарушение принятого порядка слов в предложении (подлежащее, затем сказуемое), например: «Трудным и долгим был путь нашей страны к...»

4.1.2  Приемы привлечения внимания экзаменатора: отсрочки (необходимо вызвать интерес и любопытство экзаменатора, не сразу отвечая на риторический вопрос); неожиданность (неожиданный, парадоксальный поворот в излагаемой мысли)


4.1.3  Эстетические приемы: игра слов, каламбуры (используются, как правило, лишь при благоприятном общем фоне экзамена); описание яркое и развернутое - вплоть до использования образных деталей при освещении, например, исторических событий; парадокс («Отсутствие результата - тоже результат, и оно позволяет предположить, что...»)

4.1.4  Коммуникативные приемы: прием присоединения, создающий впечатление непринужденности, раздумья вслух (чаще всего присоединение создается использованием союзов «и», «а», «но», «однако»; союзных слов «причем», «а потому», частиц «разве», «даже», «хотя» и т.п.); сегментированные, то есть разделяющие конструкции («что касается», «относительно», «насчет», «возьмем», «рассмотрим», «остановимся», «перейдем»; например: «Возьмем нашу экономику. Здесь несомненно...»); итоговые слова и выражения («итак», «таким образом», «словом», «вот как надо понимать», «теперь мы знаем», «в итоге» и т.п.); предупреждение возражений («В некоторых публикациях утверждается, что..., но...»); риторические вопросы («Что здесь имеется в виду?» и т.п.)

4.1.5  Вышеперечисленные приемы, без сомнения, придадут вашему ответу живость и разговорность, но использовать их надо, конечно же, в меру

Например, злоупотребление словами типа «значит», «так сказать», «ну», «вот» и прочими превращает их в слова-паразиты. Речь засоряется ими особенно часто, когда вы волнуетесь. Эмоциональная напряженность приводит к искажению речи, в ней появляются всевозможные «это», «какой-то», «этот самый», паузы с наполнением типа «э-э-э...». В свою очередь, количество слов с четкой позитивной или негативной ориентацией «очень», «совершенно», «прекрасный» может сделать ваш ответ излишне категоричным. Для того, чтобы не употреблять слова-паразиты, не «икать», не щелкать пальцами, мучительно подбирая слова, нужно заранее освоить достаточное количество вспомогательных слов, ведь неумение раскрыть материал, который вы фактически знаете, - это зачастую следствие бедности ваших запасов риторических приемов. Поэтому всех этих союзов, частиц, вводных слов вы должны знать и помнить не менее полусотни, это - минимум.

Если вам трудно дается целостный ответ, то есть вы не умеете долго «работать» с одним цельным «куском» мысли, то на этом тексте и попробуйте потренироваться, просто читая его. На экзамене же при подготовке к ответу заранее соедините пункты вашего плана в логическую цепочку с помощью риторических «мостиков». Например: «Если..., то..., тогда..., а из этого следует...». И вообще: помните, что если умение говорить красиво - для преподавателя долг, то для вас - суровая необходимость.

4.1.6  Приведенные нами средства помогут вам придать соответствующую форму той информации, которую вы собираетесь сообщить, но необходимо помнить и о том, что в природе человека заложено стремление к общению. Здесь нужно помнить один из советов Цицерона: «Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого,- напротив, следует стараться, чтобы каждый имел черед в разговоре, как и во всем остальном». Поэтому, если вы заметите, что экзаменатор хочет сделать какое-то замечание, нужно дать ему возможность высказаться полностью. Во время этого необходимы строгий самоконтроль и определенная мера дипломатичности. Отвечать дипломатично - это значит соблюдать соответствующую дистанцию между собой и экзаменатором, не ущемлять его самолюбие, вести себя корректно и при этом в любой момент быть настороже

Еще раз повторяем: ни в коем случае нельзя держаться «на равных» с экзаменатором. Проявляйте уважение к нему, но в то же время соблюдайте чувство собственного достоинства.


4.1.7  Информация, сообщаемая экзаменатору, должна быть полной, ясной и содержательной. Не следует слишком растягивать свой ответ. Примером здесь может послужить притча о спартанцах, которые славились своей лаконичностью. Однажды в их город прибыл посланец далекого греческого государства, в котором свирепствовал голод. Он обратился к спартанцам с длинной речью, в которой содержалась просьба дать ему мешок пшеницы. Спартанцы ему отказали со следующим наставлением: «Мы забыли начало твоей речи, и поэтому не поняли и конец». Тогда подошел второй посланец, показал пустую сумку и сказал: «Видите, сума пуста, наполните ее чем-нибудь». Спартанцы исполнили его просьбу, но заметили: «В следующий раз будь кратким. То, что сума пуста, мы видим. А то, что ты хотел, чтобы ее заполнили, не надо было дополнительно объяснять»

Итак, отвечать следует кратко. Еще ораторы древности говорили о «неполезности» длинных фраз, поскольку они плохо действуют на слух аудитории и на дыхание оратора. Цицерон утверждал, что «величайшее из достоинств оратора - не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно».

4.1.8  Существует оптимальный объем ответа, и краткость речи не тождественна преуменьшению этого объема. Выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони свое мнение о соотношении мысли и слова выражал следующим образом: «Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и все- таки быть краткой, она же при десяти минутах может казаться длинной и утомительной»

Таким образом, преуменьшение объема ответа, как и его преувеличение за счет многословия, свидетельствует о низком уровне ваших знаний.

В каждом отдельном случае ориентируйтесь на реакцию экзаменатора, на его нетерпение или, наоборот, на то, что он явно ждет продолжения.

Внимание экзаменатора, как и любого другого человека, во время вашего ответа по силе своей неравномерно. Это можно заметить по выражению его лица, взглядам, жестам и т.д. Иногда во время ответа экзаменатор встает, подходит к окну, делает какие-то записи. Может случиться и так, что в аудиторию зайдет другой преподаватель и завяжет с ним беседу. Если в вашем ответе есть спорные места или сложные и недостаточно освещенные части - старайтесь изложить их именно в этот момент. «Проскочив» сложный участок и подойдя к хорошо подготовленной теме, привлеките к себе внимание экзаменатора интонацией, паузой, сменой ритма высказывания.

4.2 Как лучше говорить? Типы ответов

Тактика ответа на экзамене - дело сугубо индивидуальное. Стилей экзаменационных ответов существует, наверное, столько же, сколько сдающих экзамены. В большинстве случаев эти стили, однако, весьма похожи друг на друга и не учитывают конкретные обстоятельства данного экзамена. В связи с этим мы выделили несколько типов ответов и постарались показать, в какой ситуации они имеют преимущество перед другими.

Первый тип - «Кавалерийская атака»

Он предполагает быстрый поток информации, который, нарастая как снежный ком, обрушивается на экзаменатора. Всем своим видом, высокой скоростью ответа, минимальными паузами абитуриент демонстрирует не только безграничность своих познаний, но и уважительное отношение к времени экзаменатора.

В идеале этот поток информации по интенсивности должен все время нарастать. Реально же, если вы почувствуете, что экзаменатор, поначалу внимательно слушавший вас, начал проявлять нетерпение (пошевелился, откинулся на спинку стула и т.д.), - обозначьте какой-нибудь сложный узел проблем и сделайте вид, что вы сейчас с удовольствием займетесь обсуждением деталей. В этот момент экзаменатор обычно говорит: «Хорошо. Следующий вопрос».

Если же он этого не сделал, вам нужно плавно выйти из этой ситуации и через некоторое время сделать вторую попытку. Риск, что вас не остановят и вам придется сворачивать изложение уже заявленной, но далеко не полностью знакомой вам темы, конечно же, велик, но и преимущества этот метод дает немалые. При грамотном использовании он ведет вас к явной пятерке. В частности, он дает возможность незаметно для экзаменатора «проскочить» неясный, запутанный или просто невыученный фрагмент той или иной темы. Кроме того, он в значительной мере избавляет вас от дополнительных вопросов.

Используя прием «кавалерийской атаки», следует помнить, однако, что, если человек произносит более 2-3 слов в секунду, собеседник, как правило, перестает его понимать. Так что, если вы хотите, чтобы вас поняли, говорите медленнее указанной критической скорости речи, если же в какой-то момент вашего ответа понимание вам ни к чему - говорите побыстрее. Но и здесь, понятно, есть риск, попросту говоря, «нарваться».

Второй тип - «Свободный полет»

Вы садитесь перед экзаменатором, откладываете листок с ответом от себя подальше и, демонстративно не заглядывая в него, начинаете свой ответ. Как правило, это производит очень хорошее впечатление.

Данный тип ответа можно использовать лишь при очень хорошем знании вопроса. Темп ответа в этом случае может быть произвольным, чаще умеренным. В таком ключе хорошо сдавать экзамены по общественным дисциплинам. Экзаменатор при таком ответе неминуемо заинтересуется вами, что даст хорошие шансы на превращение монолога в диалог. Если вам это удастся, можете считать, что вы уже получили отличную оценку,- при условии, конечно, что вы будете корректно вести себя во время диалога, внимательно выслушивать экзаменатора, ни в коем случае не перебивать его и по возможности не спорить с ним (за исключением варианта «провокация», о котором мы расскажем ниже).

Такой тип ответа рекомендуется использовать также при невыгодном вопросе, не дающем возможности показать всю глубину ваших знаний, или при наличии пробела в знаниях по данному вопросу и одновременно большой эрудиции по предмету или проблеме вообще.

Таким образом, основное достоинство этого типа ответа - его гибкость и диалогичность. Диалог всегда лучше монолога - это вам скажет любой студент. При нем, во-первых, вы выигрываете время, а во-вторых, получаете дополнительную информацию от экзаменатора.

Третий тип - «Доклад»

Это самый невыгодный тип ответа. Сдающий экзамен, не сводя глаз с листка, просто зачитывает свои записи. Даже если этот ответ будет правильным и полным, он все равно произведет невыгодное впечатление. Согласно опросам преподавателей, такой тип ответа говорит о том, что абитуриент, хотя и знает материал, но свободно им не владеет.

На самом деле большинство отвечающих «с листка» отличаются, как правило, глубокими знаниями, а отвечают так потому, что не могут справиться с волнением. Дело в том, что с усилением волнения объем внимания человека обычно сокращается. Психолог Истербрук, установивший в 1959 году функциональную зависимость между особенностями внимания и экзаменационной тревожностью, утверждает следующее: тревожность в ситуации экзамена зависит от возрастания взаимосвязанных угнетающих переживаний и мыслей, рождающихся от взгляда на собственные способности «со стороны». Эти переживания не только не вносят вклад в решение задания, но они и отвлекают внимание абитуриента от собственно ответа. В итоге сдающий оказывается просто не в состоянии оторвать взгляд от своих записей.

Если вы испытываете значительные трудности с изложением своих знаний во время устного экзамена, то вам необходимо серьезно заняться этой проблемой. Самый эффективный способ ее решения состоит в том, чтобы научиться без затруднений произносить небольшие монологи в присутствии нескольких человек. Если вы свободно и легко сможете привлечь их внимание своим рассказом, ничего страшного с вами на экзамене не случится. В противном случае попробуйте отработать промежуточные варианты: во время ответа смотрите не на экзаменатора, но и не на листок, а отведите взгляд немного в сторону или, читая свой ответ с листка, периодически поднимайте взгляд на преподавателя. Понаблюдайте, как читают текст профессиональные дикторы информационных телепрограмм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.