Дипломная работа: Золотопромышленность
Золотодобыча в России с 1992-1998гг.
График 2
Состояние золотопромышленности России современного этапа характеризуется целым рядом негативных явлений. Прежде всего следует остановиться на структуре добычи и запасов золота. К примеру, в 1933 году, в период становления и развития золотопромышленности страны второго этапа, доля рудного золота в общей золотодобыче поднялась до 46,4%, а за 1934-1936 годы в результате широкой механизации работ по добыче золота его доля увеличилась до 70% - остальное золото добывалось из россыпных месторождений. В дальнейшем (до 1991 года) это соотношение примерно оставалось на достигнутом уровне. Исключение составляли периоды открытия новых россыпных месторождений.
В настоящее же время, по данным Комдрагмета России, доля добываемого рудного золота составляет 20% в структуре добычи, остальные 80% - россыпное золото. В то время как структура разведанных запасов золота в России обратно пропорциональна структуре добычи драгоценного металла.
Здесь следует остановиться на существующей сырьевой базе рудного и россыпного золота. Россыпи в основном сосредоточены в Магаданской области (23,5%), Саха-Якутии (22,7%), Иркутской области (10%), Амурской области (9,3%). На долю Хабаровского края, Забайкалья и других регионов России приходится 32,7%. Естественно, что россыпное месторождение значительно легче осваивается, однако разведанных россыпных месторождений в России как минимум в 4 раза меньше, чем рудных (следует из структуры запасов золота:20% - россыпных месторождений; 80% - рудных).
Из общего количества рудных месторождений, состоящих на балансе, до настоящего времени было вовлечено в оборот лишь 35%, в стадии подготовки находится 4,5% и 60,5% находятся в резерве, что приводит к низкой продуктивности добычи рудного золота. В качестве основных причин создавшегося положения с добычей рудного золота следует выделить: во-первых, существующие рудники в настоящее время оснащены устаревшим горнодобывающим оборудованием и соответствующей технологией; во-вторых, новые разведанные месторождения требуют их освоения не только в части основного производства, но и в части создания комплексной инфраструктуры; в-третьих, в связи с нерентабельностью закрываются некоторые прииски.
2. Роль государства в золотодобывающей
промышленности.
Освоение новых рудников и реконструкция действующих - достаточно дорогое мероприятие. Следовательно, необходимы колоссальные инвестиции при переходе к рудной добыче золота. Так, по оценкам специалистов, только ввод в строй богатейшего месторождения Сухой Лог в Иркутской области потребует вложений в 4,4 млрд. долларов США.
На страницах периодической печати неоднократно высказывалось мнение о необходимости привлечения иностранных инвестиций к освоению большинства рудных месторождений. Вопрос этот является достаточно, спорным, так как уже в настоящее время появился опыт в этом направлении инвестиционной политики. Так, в Казахстане, по Васильсковскому месторождению золота (по оценкам западных специалистов, его запас составляет порядка 202 тонн) подписано соглашение по его разработке с международной группой "ТЕСК" на условиях 80% полученной в будущем прибыли и 20% прибыли, отчисляемой Казахстану. При этом отказ от использования устаревшей технологии, применяемой на данном месторождении, повлечет за собой увольнение одной тысячи рабочих и служащих. Поэтому взаимовыгодность партнеров в этом случае весьма проблематична. Россия пока на подобные шаги не идет, пытаясь самостоятельно решить вопрос о возрождении отечественной золотопромышленности. В этой связи следует отметить, что Комдрагметом России разработан проект Федеральной программы развития золотодобывающей отрасли до 2000 года. Он предусматривает увеличение к концу века добычи золота в 1,5 раза, в том числе из рудных месторождений - до 80 тонн. При этом предполагается построить 23 новые обогатительные фабрики, 10 новых рудных карьеров, реконструировать 4 действующих карьера (с увеличением производства руды в них в 2,5 раза), а также оснастить 16 подземных рудников новой техникой. В соответствии с этой программой до 2000 года для поддержания действующих и создания новых мощностей золотодобычи потребуется капитальных вложений в размере 5,47 млрд. долларов США.
В настоящее время в отечественной золотодобывающей отрасли действует около 900 предприятий различных форм собственности. Из них около 600 занимаются непосредственно золотодобычей. Число артелей старателей составляет примерно 340. Общая численность занятых в отрасли составляет около 350 тысяч человек, еще 30 тысяч человек трудятся в артелях.
В российской золотопромышленности к настоящему времени практически завершился процесс приватизации. И здесь следует особо отметить, что в результате проведенной приватизации в государственной собственности осталось только 30 предприятий, в том числе 11 рудников и приисков, 4 аффинажных завода и 6 геологоразведочных экспедиций.
С позиций структуры золотодобычи в зависимости от различных форм собственности практика показывает, что в настоящее время на долю государственных предприятий приходится только один процент всего объема добываемого золота в России. На долю артелей старателей приходится соответственно 56% продукции всей золотодобывающей промышленности. Остальная часть золота добывается акционерными обществами и частными предприятиями. При этом у негосударственных предприятий возникает ряд трудностей в процессе производства, одной из которых является специфика золотодобычи, заключающаяся в ее удаленности и труднодоступности осваиваемых мощностей, а также связанная с тяжелыми климатическими условиями Крайнего Севера, Дальнего Востока и Восточной Сибири.
В этой связи следует отметить, что в недавнее время, при монополии государства на добычу и производство золота, последние строго планировались, в полной мере финансировались и оптимально распределялся конечный готовый продукт при возмещении государством абсолютно всех издержек золотопромышленности. Что касалось социально-культурной инфраструктуры, то она не только создавалась на новых месторождениях, но и постоянно поддерживалась на должном уровне. Таким образом, существовала реальная поддержка государством золотодобывающей промышленности. Переход значительной части золотодобычи в акционерное и частное предпринимательство практически лишает возможности претворять в жизнь указанное выше, как правило, в связи с отсутствием необходимых финансовых средств.
Государство же практически не финансирует золотодобычу и не вкладывает финансовых средств в развитие самой важной отрасли промышленного производства - золотопромышленность. Иначе чем объяснить тот факт что, по оценкам специалистов, Россия находится в настоящее время на 62-м месте в мире по эффективности вложений в золотодобычу, поэтому и наблюдается естественное снижение производства драгоценного металла. Россия даже не участвует в работе Всемирного золотого Совета.
Проведение преждевременной и непродуманной приватизации российской золотопромышленности показывает отсутствие у государства какой-либо заинтересованности не только в развитии золотодобычи, но и ее поддержании хотя бы на достигнутом ранее уровне. Такое положение можно считать первопричиной упадка отечественной золотопромышленности. Но даже в этом случае существуют реальные возможности возрождения добычи золота в России (при казалось бы, на первый взгляд, негативной стороне приватизации). И эти варианты опять же не реализуются по вине государства. Речь в данном случае идет о существующей ценовой и налоговой политике.
Рост цен на золото и ряд продуктов, используемых при золотодобыче
Таблица 9
№№ п/п |
Наименование продукции |
Увеличение цены (раз) |
1 |
Золото |
2964 |
2 |
Дизельное топливо |
100625 |
3 |
Электроэнергия |
9405 |
4 |
Услуги транспорта |
6845 |
5 |
Взрывчатые вещества |
3778 |
В отношении ценовой политики следует отметить несопоставимость роста расчетной цены на золото и роста цен на продукцию и услуги, используемые при золотодобыче. Это наглядно видно из таблицы 9, в которой приведены данные Роскомдрагмета за период с января 1990 года по июль 1998 года. Здесь следует отметить, что только за два года (1993-1994 годы) цена реализации добываемого в России золота благодаря некоторому росту мировой его цены и непрерывному падению курса рубля поднялась в 11 раз, издержки же золотодобычи возросли за этот же период в 25 раз. Естественно, что рост цен на продукцию, непосредственно используемую в золотопромышленности, приводит к постоянному и планомерному росту издержек производства практически во всех технологических операциях при добыче золота.
Анализ пяти различных по масштабам добычи золота регионов страны (Саха-Якутия, Магаданская облаете, Красноярский край, Хабаровский край, Приморский край), которые добывают и производят 62,4% всего драгоценного металла России (общий объем российской золотодобычи составил в 1998 году 123 т), наглядно показывает явное превышение себестоимости добычи одного грамма золота по сравнению с его среднегодовой расчетной ценой и весьма значительный размер убытков, понесенных в этой связи данными регионами. В таблице 3 представлены реальные объемы добычи и производства золота, а также его себестоимость по указанным золотопромышленным регионам России.
Помимо государственной ценовой политики в отношении золотопромышленности, явно сдерживающей ее развитие, существует и налоговая система, которая в не меньшей, а возможно, и в большей степени влияет на создавшееся трудное положение в добыче и производстве золота в России.
Соотношение производства и себестоимости золота по основным золотодобывающим регионам России (1997 год)
Таблица №10
Регионы России |
Объем добычи и производства золота (кг) |
Процент от общей добычи в России |
Себестоимость золота (тыс. руб.) |
Саха-Якутия |
19987 |
18 |
60,4 |
Магаданская область |
26074 |
23,1 |
62,0-125,4 |
Хабаровский край |
7091 |
6 |
57,2-70,2 |
Красноярский край |
17482 |
15 |
.51,1-58,6 |
Приморский край |
31 |
0,3 |
71,0 |
О негативной общегосударственной налоговой политике, которая отрицательно сказывается на развитии всей российской экономики, существует немало объективных и доказательных мнений. Но следует сразу же отметить, что высокое налогообложение отраслей промышленности ни в коей мере не должно быть идентичным по отношению к золотопромышленности. Ведь золото является товаром особого спроса, который может быть использован в залоговых операциях или продан за твердую конвертируемую валюту, а также может служить резервом или своего рода страховкой при различных неблагоприятных экономических ситуациях.
Существующая система налогообложения в золотопромышленности характеризуется следующим. В настоящее время каждое золотодобывающее предприятие выплачивает не менее 10-12 общефедеральных налогов и сборов. Помимо этого добавляется еще порядка 8-10 местных налогов. По сведениям, относящимся к 1994 году, доля налогов и различных сборов доходила в золотопромышленности до 50% себестоимости, до 65% прибыли, суммарно составляя до 60% стоимости добываемого метала. Для сравнения можно отметить, что у таких мощных производителей золота, как ЮАР, США, Австралия, Канада, доля налогов в себестоимости составляет 12-14%, в прибыли - от 30 до 50%, в стоимости добываемого металла - от 20 до 35%.
В 1997 году суммарный налог в золотопромышленности снижен правительством на 11-15%. Но данная мера - не решение всех проблем в этой важнейшей производственной отрасли.
3. Состояние российской ювелирной
промышленности.
В настоящее время Россия является одним из мировых лидеров по производству золота, находится в третьей десятке стран по уровню его использования в ювелирной промышленности. Причины создавшейся неблагоприятной ситуации в российской ювелирной промышленности в основном те же, что и в российской золотодобыче.
Первая причина - поспешная и непродуманная приватизация ювелирной промышленности в России: все 13 крупных государственных ювелирных предприятий превратились к настоящему времени в акционерные и частные компании (объединены в концерн "Ювелирпром" с числом работающих на каждом предприятии от 500 до 4000 человек). На эти предприятия приходится 97% всего золота, используемого ювелирной промышленностью России. Остальная часть золота потребляется 60-ю подобными предприятиями с числом работающих на них от 40 до 60 человек.
Вторая причина - довольно жесткая налоговая система, которая приводит к снижению объемов производства и количества золота, перерабатываемого отечественной ювелирной промышленностью. Соответственно ее продукция по ценовой характеристике становится неконкурентоспособной не только на мировых и региональных международных рынках, но даже на внутреннем Российском рынке. По оценкам специалистов, отечественные ювелирные изделия из золота, которые реализуются в розничной торговле, в 2,2 раза дороже аналогичной продукции западных производителей. Таким образом, российская ювелирная промышленность не только не выходит на внешние рынки, но и постепенно теряет внутренний рынок. А по мнению экспертов "Ювелирпрома", емкость внутреннего рынка России позволяет реализовывать ювелирных изделий на сумму, превышающую миллиард долларов США ежегодно.
Третья причина - постоянный недостаток оборотных средств у производителей ювелирной продукции. Прежде всего недостаток оборотных средств объясняется условиями принятой государством системы предоплаты за снабжение ювелирной промышленности драгоценными металлами. Плюс к этому - высокие ставки кредитов, которые неблагоприятно отражаются на величине уже финансовых издержек. Сюда же следует отнести и отсутствие централизованного финансирования (в настоящее время акционерные общества в финансовом плане в достаточной мере разобщены даже при существующем концерне "Ювелирпром"), имеющем преимущества в отношении маневрирования финансами, в том числе и оборотными средствами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12