скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Возможности и особенности применения концепции "Экология и диалектика" в младших классах средней школы

 

2.2.3 Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы

К важнейшим экологическим последствиям глобального загрязнения атмосферы относятся:

1) возможное потепление климата ("парниковый эффект");

2) нарушение озонового слоя;

3) выпадение кислотных дождей.

Большинство ученых в мире рассматривают их как крупнейшие экологические проблемы современности.

Возможное потепление климата ("парниковый эффект")

В настоящее время наблюдаемое изменение климата, которое выражается в постепенном повышении среднегодовой температуры, начиная со второй половины прошлого века, большинство ученых связывают с накоплениями в атмосфере так называемых "парниковых газов" - диоксида углерода (СО2), метана (СН,), хлорфторуглеродов (фреонов), озона (О3), оксидов азота и др.

Парниковые газы, и в первую очередь СО,, препятствуют длинноволновому тепловому излучению с поверхности Земли. По Г. Хефлингу (1990), атмосфера, насыщенная парниковыми газами, действует как крыша теплицы. Она, с одной стороны, пропускает внутрь большую часть солнечного излучения, с другой - почти не пропускает наружу тепло, переизлучаемое Землей.

В связи с сжиганием человеком все большего количества ископаемого топлива: нефти, газа, угля и др. (ежегодно более 9 млрд т условного топлива) - концентрация СО2 в атмосфере постоянно увеличивается. За счет выбросов в атмосферу при промышленном производстве и в быту растет содержание фреонов (хлорфторуглеродов). На 1-1,5% в год увеличивается содержание метана (выбросы из подземных горных выработок, сжигание биомассы, выделения крупным рогатым скотом и др.). В меньшей степени растет содержание в атмосфере и оксида азота (на 0,3% ежегодно).

Важнейшим фактором антропогенного воздействия на глобальный климат является деградация биосферы, а следовательно, в первую очередь необходимо заботиться о сохранении биосферы как основного фактора глобальной экологической безопасности. Человек, используя мощность порядка 10 ТВт разрушил или сильно нарушил на 60% суши нормальное функционирование естественных сообществ организмов (Данилов-Данильян, Горшков и др., 1995). В результате из биогенного круговорота веществ изъята значительная их масса, которая ранее затрачивалась биотой на стабилизацию климатических условий. На фоне постоянного сокращения площадей с ненарушенными сообществами деградированная, резко снизившая свою ассимилирующую емкость, биосфера, становится важнейшим источником повышенного выброса в атмосферу диоксида углерода и других парниковых газов.

 

2.2.4 Нарушение озонового слоя

Озоновый слой (озоносфера) охватывает весь земной шар и располагается на высотах от 10 до 50 км с максимальной концентрацией озона на высоте 20-25 км. Насыщенность атмосферы озоном постоянно меняется в любой части планеты, достигая максимума весной в приполярной области.

Впервые истощение озонового слоя привлекло внимание широкой общественности в 1985 г., когда над Антарктидой было обнаружено пространство с пониженным (до 50%) содержанием озона, получившее название "озоновой дыры.

В настоящее время истощение озонового слоя признано всеми как серьезная угроза глобальной экологической безопасности. Снижение концентрации озона ослабляет способность атмосферы защищать все живое на Земле от жесткого ультрафиолетового излучения (УФ-радиация). Живые организмы весьма уязвимы для ультрафиолетового излучения, ибо энергии даже одного фотона из этих лучей достаточно, чтобы разрушить химические связи в большинстве органических молекул. Не случайно поэтому в районах с пониженным содержанием озона многочисленны солнечные ожоги, наблюдается увеличение заболевания людей раком кожи и др.

Установлено также, что растения под влиянием сильного ультрафиолетового излучения постепенно теряют свою способность к фотосинтезу, а нарушение жизнедеятельности планктона приводит к разрыву трофических цепей биоты водных экосистем, и т.д.

Наука еще до конца не установила, каковы же основные процессы, нарушающие озоновый слой. Предполагается как естественное, так и антропогенное происхождение "озоновых дыр". Последнее, по мнению большинства ученых, более вероятно и связано с повышенным содержанием хлорфторуглеродов (фреонов). Фреоны широко применяются в промышленном производстве и в быту (хладоагрегаты, растворители, распылители, аэрозольные упаковки и др.). Поднимаясь в атмосферу, фреоны разлагаются с выделением оксида хлора, губительно действующего на молекулы озона.

Ряд ученых продолжают настаивать на естественном происхождении "озоновой дыры". Причины ее возникновения одни видят в естественной изменчивости озоносферы, циклической активности Солнца, другие связывают эти процессы с рифтогенезом и дегазацией Земли.

2.2.5 Кислотные дожди, их причина и вредное влияние

Одна из важнейших экологических проблем, с которой связывают окисление природной среды, - кислотные дожди. Образуются они при промышленных выбросах в атмосферу диоксида серы и оксидов азота, которые, соединяясь с атмосферной влагой, образуют серную и азотную кислоты В результате дождь и снег оказываются подкисленными (число рН ниже 5,6).

Опасность представляют, как правило, не сами кислотные осадки, а протекающие под их влиянием процессы. Под действием кислотных осадков из почвы выщелачиваются не только жизненно необходимые растениям питательные вещества, но и токсичные тяжелые и легкие металлы - свинец, кадмий, алюминий и др. Впоследствии они сами или образующиеся токсичные соединения усваиваются растениями и другими почвенными организмами, что ведет к весьма негативным последствиям.


Воздействие кислотных дождей снижает устойчивость лесов к засухам, болезням, природным загрязнениям, что приводит к еще более выраженной их деградации как природных экосистем.

Закисление озер опасно не только для популяций различцых видов рыб (в том числе лососевых, сиговых и др.), но часто влечет за собой постепенную гибель планктона, многочисленных видов водорослей и других его обитателей. Озера становятся практически безжизненными.

В нашей стране площадь значительного закисления от выпадения кислотных осадков достигает несколько десятков миллионов гектаров.

Закисление озер в мире (по данным "XXвек: последние 10 лет", 1992)

Страна Состояние озер
Канада Более 14 тыс. озер сильно закислены; каждому седьмому озеру на востоке страны нанесен биологический ущерб
Норвегия

В водоемах общей площадью 13 тыс. км2 уничтожена рыба и еще на 20 тыс. км2 - поражена

Швеция В 14 тыс. озер уничтожены наиболее чувствительные к уровню кислотности виды; 2 200 озер практически безжизненны
Финляндия

8% озер не обладают способностью к нейтрализации кислоты. Наиболее закисленные озера - в южной части страны

США В стране около 1 тыс. подкисленных озер и 3 тыс. почти кислотных (данные фонда охраны окружающей среды). Исследования АООС в 1984 г. показали, что 522 озера имеют сильную кислотную среду и 964 находятся на грани этого

2.2.4 Основные понятия и законы экологии

К становлению основных понятий и принципов современной экологии вел долгий путь рассматриваемого его в виде календаря экологических событий

Календарь экологических событий (по Г.С. Розенбергу, с изменениями и дополнениями)

Годы Автор Страна Экологическая информация
VI-IV вв. до н.э.

Древняя

Индия

Эпические поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна" - описан образ жизни и местообитания примерно 50 видов
490-430 гг. до н.э. Эмпедокл из Акраганта Древняя Греция Рассмотрел связь растений со средой
384-285 гг. до н.э. Аристотель Древняя Греция "История животных" - классификация животных, имеющая экологическую окраску
370-285 гг. до н.э. Теофраст (Феофраст) Древняя Греция "Исследования о растениях" - описал около 500 видов растений и их сообщества
79-23 гг. до н.э. Плиний Старший Древний Рим "Естественная история" - обобщил данные по зоологии, ботанике, лесному хозяйству
1749 Линней К. Швеция "Экономия природы" - типология местообитаний. Основы систематики
1749 Бюффон К Франция "Естественная история" - идеи изменчивости видов под влиянием среды
1798 Мальтус Англия "Опыт о законе народонаселения" - предложил уравнение геометрического (Экспоненциального) роста популяции. Первая математическая модель роста популяции
1802 Ламарк Ж.Б. Франция "Гидрогеология" - заложил основы концепции о биосфере. Предложил термин "биология"
1809 Ламарк Ж. Б Франция "Философия зоологии" - представление о сущности взаимодействия в системе "организм - среда"
1836 . Дарвин Ч Англия Кругосветное путешествие на корабле "Бигль" - экологические наблюдения и описания, легшие в основу фундаментального труда "Происхождение видов... "
1840 Либих Ю Германия Сформулировал "закон минимума" (лимитирующих факторов)
1845 Гумбольдт А. Германия "Космос", в пяти томах. Законы географической зональности и вертикальной поясности в распределении растений и животных
1859 Дарвин Ч. Англия "Происхождение видов..." приводится большой материал по влиянию абиотических и биотических факторов среды на изменчивость организмов
1861 Сеченов И.М. Россия "... организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него"
1866 Геккель Э. Германия Предложил понятие "экология": ". биология смешивается с экологией, с наукой об экономии, об образе жизни, о внешних жизненных отношениях организмов друг с другом"
1870 Спенсер Г. Англия "Изучение социологии" - заложил основы экологии человека
1875 Зюсс С Австрия Предложил понятие "биосфера"
1877 Мебиус К. Германия Предложил понятие "биоценоз" - сообщество живых организм
1895 Варминг Е. Дания "Экологическая география растений" - впервые использовал термин "экология" по отношению к растениям. Предложил понятие "жизненная форма"
1896 Хэдсон У. Англия "Основы геоэкологии" - первый вузовский учебник, написанный коллективом преподавателей факультета географии и геоэкологии С. - Петербургского гос. университета
1910 Решением III Международного ботанического конгресса закреплено разделение экологии на экологию организмов (аутэкологию) и экологию сообществ (синэкологию)
1898 Шимпер А. Германия "География растений на физиологической основе" - одна из первых работ по экофизиологии
1903 Раункиер К. Создал учение о жизненных формах растений на основе понятия, введенного Вармингом
1911 Шелфорд В. США Сформулировал закон толерантности
1912 Морозов Г.Ф. "Учение о лесе" - классическая работа по изучению лесных сообществ
1915 Высоцкий Г.Н. Россия Предложил понятие "экотоп" - местообитание
1915 Пичосский И. К, Россия Предложил понятие "фитоценоз" - растительное сообщество
1918 Гамс Ж. Швейцария, Австрия Предложил понятия "биоценология" - наука о сообществах живых организмов - и "фитоценология" - наука о растительных сообществах
1921 Берроуз Х США "География как человеческая экология" - сформулировал задачу изучения взаимоотношения человека и территории, на которой он проживает
1926 Вернадский В.И. Россия "Биосфера" - определил глобальных функции живого вещества
1927 Леруа Э. Франция Предложил понятие "ноосфера". Его дальнейшее развитие содержится в трудах Тейяр де Шардена и В.И. Вернадского
1933 Кашкаров Д.Н. Россия "Среда и сообщество", "Основы экологии животных" - первые отечественные учебники по экологии
1935 Тенсли А. США Предложил понятие "экосистема"
1939 Тролль.К. Германия Обосновал новое научное направление - "экология ландшафта"
1942 Сукачев В.Н. Россия Предложил понятие "биогеоценоз". Заложил основы биогеоценологии
1942 Линдеман Р. США Развил представление о трофических уровнях и "пирамиде энергий" (правило 10%)
1944 Вернадский В.И. Россия "Несколько слов о ноосфере"
1963 Сочава В.В. Россия Предложил понятие "геосистема"
1968 Дж. Форрестер, Д. Мидоуз Италия Идеи глобальной экологии в работах "Римского клуба"
1971 Одум Ю. США "Основы экологии" - один из лучших современных учебников по экологии. Русские переводы - 1975 и 1986 гг.
1971 Коммонер Б. США "Замыкающийся круг". Сформулировал четыре закона экологии. Русский перевод - 1974 г.
1994 Реймерс Н.Ф. Россия "Экология": теории, законы, правила, принципы и гипотезы современной "большой экологии"
1994 Россия "Основы геоэкологии" - первый вузовский учебник, написанный коллективом преподавателей факультета географии и геоэкологии С. - Петербургского госуниверситета

Глава 3. Экспериментальная часть

3.1 Окружающий мир. Урок по теме: Что нас окружает?

1. Что такое экосистема?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.