скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Вопросы воспитания средствами театральной педагогики

Педагогу следует изначально «расставить все точки над «и»» и объяснить, что занятия без личного вклада, личной ответственности, личной заинтересованности каждого из них не только бессмысленны, но и невозможны.

Театральные занятия, кроме всего изложенного, дают детям ещё одну неоценимую возможность возможность самовыражения, что в их возрасте является особенно важным, тем более, если они по тем или иным причинам не могут проявить себя ярко в чём-то другом, например, в учёбе. Так, в процессе работы над спектаклем, я не в коем случае не ставлю перед ребятами требований, ведущих к подражанию или изображению того или иного «образа». Для их возраста это понятие несколько размыто и абстрактно. Моя практическая цель состоит в том, чтобы каждый из них в отдельности, ориентируясь на свои собственные мысли, чувства и, пусть маленький, но свой собственный личный опыт, подходил к работе над ролью. В этом случае они чувствуют себя гораздо увереннее, самостоятельно совершают свой первый, пусть очень незрелый и наивный отбор актёрских приёмов и приспособлений, который в итоге выливается в правдивое существование на сцене. При этом они не испытывают неловкости и паники на сценической площадке, а чувствуют себя с каждым разом всё увереннее. С приходом уверенности они приходят к новому этапу своей актёрской деятельности, они учатся импровизировать, не забывая при этом задач, которые ставит педагог как режиссёр. Как известно, только раскованный, свободно чувствующий себя ребёнок, способен и мыслить свободно, а стало быть, сочинять, придумывать, фантазировать в работе над ролью. В этом случае работа над спектаклем выходит на новый качественный уровень. Юный актёр, подключая свою фантазию и воображение, становится соавтором спектакля. Тогда и педагог может считать это своей победой и радоваться вместе с ним.

Конечно же, наравне с практическими театральными навыками, важно развивать и кругозор в области театрального искусства, ведь и теория, и история театра – это не только интересно, но и, несомненно, полезно, поскольку знания должны составлять прочный фундамент практическим навыкам в любой профессии, не исключая и актёрскую. Развитие должно быть всеобщим и гармоничным.

Итак, подводя итоги вышеизложенного, можно сделать следующие выводы о роли театрального занятия в воспитании школьников. Вот они:

– эти занятия помогают ребятам обрести уверенность в себе, утвердиться как личность, которая имеет своё собственное мнение, умеет рассуждать и отстаивать сво собственное мнение;

– в процессе занятия приобретаются навыки коллективного общения, которые будут необходимы детям в последующей взрослой жизни;

– занятия помогают ребятам воспитывать в себе чувство ответственности и самостоятельности;

– эти занятия дают возможность творческого самовыражения, реализации индивидуальных способностей каждого;

– занятия развивают разнообразные задатки и качества детей: внимание, быстроту реакции, находчивость, фантазию и воображение, пластику тела, речь и т.д.

– занятия театром приучают детей к дисциплине и самодисциплине;

– занятия театром формируют вкус, воспитывают чувство меры и способность анализировать, отличать истинное, высокое от пошлого и фальшивого, а также давать верную объективную оценку своим способностям, возможностям и своему труду;

– и, наконец, эти занятия расширяют кругозор, дают ребятам дополнительные знания о жизни.

Технология учебного процесса в театральной студии «Шанс» по трём составляющим:

·     развитие актёрской психотехники;

·     сценическая пластика;

·     сценическая речь.

Приступая к практической части своей работы, я хотела бы дать перечень некоторых упражнений, которые помогают мне добиваться желаемых результатов, то есть подготавливать детей к работе на сценической площадке.

Сценическое действие – есть волевой акт, направленный на достижение определённой цели.

Одной из важнейших задач методики воспитания актёра является овладение почти нормальным человеческим самочувствием и поведением, позволяющим на сцене мыслить, действовать и чувствовать по тем же законам, по которым мыслит, действует и чувствует каждый человек в реальной жизни.

В жизни мы живём и существуем по органическим законам природы. На сценической площадке необычные условия жизни: вымысел, публичное творчество, специальные его задачи, забота, чтобы всё было видно и слышно. И я должна научить своих актёров вести себя в этих условиях обычно, по органическим законам жизни. В этом весь смысл обучения актёрскому мастерству.

Я условно разделяю это обучение на три составляющих:

1.               развитие актёрской психотехники;

2.               сценическая пластика;

3.               сценическая речь.

Развитие актёрской психотехники.

Будущие актеры должны в себе воспитать способность приводить себя в правильное сценическое самочувствие, а это – натренированная способность в нужное время начать «действовать» в соответствии с заданным материалом этюда и роли. Творческое состояние складывается из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов или звеньев, которые вместе составляют необходимые условия для сценического действия.

Этими элементами являются:

– сценическое внимание;

– свободное от излишнего напряжения тело (свобода мышц);

– податливая фантазия и воображение;

– сценическая вера в правду вымысла;

– отношение, оценка факта;

– общение.

Развитие актёрской психотехники включают в себя множество составляющих. В данной работе приводятся только некоторые из них.

Тренинг сосредоточенного и рассредоточенного многоплоскостного внимания.

Тренировку способности действовать на сцене мы начинаем с изучения одного из элементов сценического действия – внимания.

Внимание это направленность нашего сознания на определённый объект, а также способность удерживать нашу сосредоточенность на объекте столько, сколько надо. Внимание это психологический процесс, при котором из нескольких одновременных впечатлений одно воспринимается особенно ярко.

Внимание может быть поверхностным и, наоборот, произвольным и непроизвольным, активным и пассивным, внутренним и внешним, формальным и творческим.

Формальное – при котором актёр хотя и воспринимает заданный ему сценический объект, но этот объект не вызывает в нём никакого интереса.

Творческое при котором актёр при помощи своей фантазии делает заданный объект необходимым для себя, нужным, важным, интересным и т.д. Творческое внимание – это источник большой радости для артиста. Итак, сценическое внимание – это основа внутренней техники актёра, это первое, основное, самое главное условие правильного внутреннего сценического самочувствия, это самый важный элемент творческого состояния актёра.

Упражнение 1. «Кто летает?»

Для того, чтобы определить степень внимательности отдельных учеников, сыграем на одном из первых занятий в какую-нибудь игру.

– Выясним, кто летает. Я буду спрашивать, а вы сразу же, без паузы отвечайте. Если я назову что-нибудь летающее, стрекозу, например, – отвечайте хором: «Летает!» – поднимите руки. Продолжаем, если спрошу о поросёнке, – молчите и не поднимаете руки. То, что поросёнок может лететь с мостков в воду – не считается.

– Орёл летает?

– Воробей летает?

– Божья коровка летает?

Змея летает?

Упражнение 2. «Переходы».

_ Посмотрите на своих товарищей по полукругу, обратите на цвет волос каждого из них сво внимание.

Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним слева сидел участник с самыми светлыми волосами, рядом с ним – потемнее, а крайним справа был бы самый чёрный.

Никаких шумных обсуждений! Сидя на месте, молча, каждый ученик ориентируется, куда он должен перейти, и по хлопку педагога все одновременно меняются местами.

– Пересядьте по алфавиту фамилий!

– По алфавиту имён!

– По росту!

– Бесшумно! Чётко! Легко! Без лишних движений, только целесообразные!

Упражнение 3. «Переходы со стулом».

Так же, как и в предыдущем упражнении, нужно меняться местами, но переходить вместе со своими стульями.

– При переходе держать стул в условленном положении: перед собой, сбоку, над головой. Сначала – без ограничения времени. Потом по счёту.

– Я буду считать до десяти. Распределите так свои движения, чтобы без суеты уложиться в назначенное время. На сёт «раз» встаньте и начинайте переход. На счёт «десять» садитесь на новое место. Стулья не должны сталкиваться! Ни одного звука в аудитории, ни одного скрипа! Представьте себе, что вы делаете перестановку декораций на сцене в короткой паузе между картинами. Темнота, занавес открыт, зрители не должны слышать шума.

Упражнение 4. «Фигуры перестановок».

Потренируем перемену положения стульев в определённом порядке. По определённому счёту происходит превращение полукруга в различные фигуры: треугольник, прямоугольник, овал, квадрат, восьмёрку, лесенку. В каждом из таких превращений надо добиваться точного распределения движения во времени. По счёту, например, «пять» овал превращается в квадрат, квадрат в треугольник и т.д.

Упражнение 5. «Хлопки».

Ученики сидят в «кольце». сначала задаётся определённый ритм, который они отбивают ладонями один за другим, по кругу, по ходу часовой стрелки. Задача заключается в чётком удержании ритма.

– хлоп!

По этой команде педагога хлопки должны отбиваться в обратном направлении, против часовой стрелки. Главное – не сбиваться с ритма в этот момент перехода. Команда «Хлоп!» должна застать ученика за мгновение до хлопка, чтобы его соседи, правый и левый успели сориентироваться, – кто из них должен сделать следующий хлопок.

Когда это освоено, упражнение усложняют, – ученики, один за другим отвечают хлопком на хлопок педагога, который постепенно меняет ритм и силу ударов. Характер хлопков ученика должен точно соответствовать заданному педагогом ритму и его постепенному изменению.

– я как будто спрашиваю вас о чём-то, а вы отвечаете мне в том же тоне и с той же силой удара, с какой я задаю вопрос.

– А теперь поспорим! Чем тише я хлопаю, тем громче отвечайте. Чем громче будет мой удар, тем тише должен быть ваш.

Упражнение 6. «Мячики с числами».

Для упражнения понадобиться простой теннисный мячик.

– Кидая мячик, назовите любое число от единицы до девятнадцати. Тот, кому кинули мячик, должен мгновенно откликнуться, назвав число на единицу больше, и снова кинуть мячик, назвав число, следующее по порядку за тем, которым только что откликнулся.

– Семь! кидает один.

– Восемь! откликается другой, ловит мячик и кидает снова.

– Пятнадцать!

– Шестнадцать! откликается третий.

Это не сразу удаётся. Когда два числа произносятся, одно за другим в быстром темпе, третье число так и норовит соскочить с языка – следующим по порядку. Навык рабочей сосредоточенности поможет ученику сбить эту рефлекторную последовательность. Называть число нужно одновременно с броском. Отвечать на число – сразу же, пока мячик летит в воздухе.

Упражнение 7. «Мячики со словами».

Ученики перебрасываются двумя мячиками, белым и чёрным. Оба они летают по кругу, подчиняясь заданным ритмам.

Ученик, кидающий чёрный мячик, называет любое существительное в именительном падеже. Тот, кто ловит мячик, мгновенно добавляет подходящий по смыслу глагол:

– Облако плывёт!. Костёр… разгорается!.

Это, простое на первый взгляд, упражнение выполняется без труда лишь в сравнительно медленном ритме. Только хорошо оттренированное рабочее рассредоточенное внимание позволит мобилизовать механизмы переключения, и тогда можно будет вести упражнение в более быстром темпе.

Упражнение 8. «Песня».

– Все знают песню «Подмосковные вечера». Споём эту песню хором. По первому хлопку начинайте петь про себя, по второму – снова вслух.

Так проверяется и тренируется способность держать общий ритм своим внутренним слухом. После нескольких повторений упражнение видоизменяется.

– После второго хлопка, когда вы перейдёте на мысленное пение, я стану дирижировать вами, – на кого укажу, то должен петь вслух, пока я не отведу от него руки и не переведу её на другого ученика.

Выделяя таким образом отдельные голоса, требующие проверки, педагог затем начинает варьировать хлопки и дирижирование.

Упражнение 9. «Держи свою мелодию».

Похожее на предыдущее, это упражнение преследует другие цели. Оно тренирует своеобразный иммунитет против общего ритма. Актёр на сцене часто заражается общим ритмом действия, в то время ему было бы нести свой собственный ритм.

– По одному хлопку каждый из вас начинает медленно петь свою песню. Какую – мы пока не знаем, у каждого будет своя. По двум хлопкам – все поют вслух. Будьте внимательны, чтобы ритм песни соседа не мешал нашему, не сбивал вас. Запомните, один хлопок – про себя, два хлопка – вслух. Тренируя сосредоточенное внимание учеников и навыки произвольного переключения, педагог ведёт это упражнение, иногда усложняя его двумя однородными хлопками подряд, по одному или по два удара.

Упражнение 10. «Пишущая машинка».

Ученики в полукруге. Слева направо они рассчитываются по алфавиту:

– А, Б, В, Г, Д…

Если учеников в полукруге не 32, а меньше (чаще всего так и бывает), они повторно рассчитываются до тех пор, пока не дойдут до конца алфавита. Так что за каждым учеником закрепляется по нескольку букв.

Педагог даёт какую-нибудь фразу или строчку стихотворения и она «печатается» на машинке. Педагог хлопает в ладоши («нажимает на клавишу буквы»), ученик отхлопывает свою букву, очерёдную в слове («бьёт буквой по бумаге»). Паузу отхлопывают все.

Когда упражнение в таком виде освоено, педагог усложняет его – задаёт сразу не одну строчку, а несколько и изменяет ритм, то ускоряя его, то замедляя. Это упражнение имеет смысл, если оно тренирует активную взаимосвязь с партнёром, которым в данном случае является педагог. Поскольку это так, ученикам нужно следить только за педагогом, ошибки товарищей не должны их сбивать. Каждая буква ждёт только нажатия своей клавиши. Пусть сосед пропустил свою букву, и получилась опечатка, – важно вовремя отозваться ударом на нажатие своей клавиши. Следя за всем текстом, не обращая внимания на «опечатки» (а это самое трудное – не обращать на них внимание), ученик ждёт свою букву и печатает её.

Нужно заметить, кстати, что тексты, «отпечатанные» на такой машинке, как показывает практика, прочно и надолго сохраняются в памяти учеников после упражнения, поэтому стоит обратить особое внимание на содержание текста.

Упражнение 11. «Змейка».

Одно из упражнений на повторение движений партнёра. Ученики идут по комнате змейкой, в затылок друг другу, причём ведущий обходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы, а остальные повторяют его движения.

По команде педагога ведущий переходит в хвост змейки, а второй в змейке становится ведущим. Это упражнение не преследует цели полного взаимодействия с партнёром. Ещё нет требований «жить жизнью партнёра, мыслить его мыслями, смотреть его глазами». Организованность, рабочая чёткость – единственное требование.

Упражнение 12. «Опаздывающее зеркало».

– Первый слева, представьте себе, что вы сидите перед зеркалом и прихорашиваетесь не спеша. Сделайте одно движение и задержитесь на секунду, посмотрите в зеркало. Другое движение – пауза. Третье – снова пауза. Ленивый сосед, вы повторяете первое движение ведущего только тогда, когда он начинает второе движение. Третий слева повторит первое движение ведущего, когда его правый сосед начинает воспроизводить второе движение ведущего, а сам ведущий уже сделает третье движение. Таким образом, движения ведущего будут повторяться всеми сидящими в полукруге с отставанием на одно движение. Более сложный вариант этого упражнения – зеркало с отставанием на два и даже три движения.

Развитие творческих зрительных восприятий.

В этом подразделе даны упражнения, включающие и другие элементы сценического действия наряду с вниманием. Это – фантазия и воображение, вера в правду вымысла, отношение и оценка факта, общение.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.