скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Влияние самооценки на восприятие урока математики в ранней юности

Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являются предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносится главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего – в этом значении и надо понимать слова Декарта «Я мыслю, следовательно, существую». Но в состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.

«Есть только одна и только одна вещь во вселенной, о которой мы знаем больше, чем могли бы узнать в результате наблюдения извне, - сказал К.С. Льюис – Эта вещь – мы сами. У нас есть, так сказать, внутренняя информация; мы в курсе дела» [15].

Главное новообразование этого возраста – открытие “я”, своего внутреннего мира, появление жизненного плана, постепенное врастание в различные сферы жизни. Образ “Я” - сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос “кто я такой?” подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: “Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещ могу сделать в жизни?” Но, среди вопросов, которые интересуют молодых людей, не последнее место занимает внешний вид, облик, физические данные, хотя переживания по этому поводу тщательно скрываются.

Рост самосознания - это характерная особенность личности в юношеском возрасте. Уровень самосознания определяет и уровень требования школьников юношеского возраста к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.

Именно уровень самооценки во многом определяет критичность, взаимоотношения с другими людьми.

Для ранней юности характерна устремленность в будущее [4].

У ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценка.

В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего – путь его несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности [25].

У школьников старшего возраста мотивы учения связаны с их будущей позицией в жизни и с предстоящей профессиональной трудовой деятельностью. Старшие школьники – это люди, которые обращены в будущее. Все настоящее, в том числе и учение, выступает для них мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и отношение к окружающему миру [15].

Положительные качества связаны с выбором профессии, жизнью в обществе. В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, опираясь на чужой опыт сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. При этом нужно трезво оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. При этом происходит осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем [4].

Самоопределение, построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях. Все это тесно связано с самооценкой.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению [25].

Если рассмотреть самооценку десятиклассников – она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны. Все это, безусловно, связано с  формированием “ Я – концепции ” и необходимостью самоопределения.

В 11-ом, выпускном классе ситуация становится более напряженной. Жизненный выбор, который в прошлом году был достаточно абстрактным, становится реальностью. Часть старшеклассников и сейчас сохраняет “оптимистическую” самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания, притязания и оценка собственных возможностей. У других самооценка высокая и глобальная – охватывает все стороны жизни, смешивается желаемое и реальное достижимое. Еще одна группа детей отличается, напротив, неуверенностью в себе, переживанием того разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается. Их самооценка низкая, конфликтна. В этой группе много девочек [4].

Так же, как и завышенная, заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности, в том числе и в учебе, не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.

В связи с изменением в самооценке в 11 классе повышается тревожность [4].

На уровень самооценки, безусловно, влияет внешний вид юноши и девушки. Как было сказано выше, юноши и девушки придают большое значение тому, насколько их тело и внешность соответствуют стереотипному образцу “маскулинности” или “фемининности”. При этом юношеский эталон красоты и просто “приемлемой” внешности нередко бывает завышенным, нереальным [2].

Поскольку наружность важный элемент юношеского самосознания, учителям и родителям полезно знать, какие аспекты ее чаще всего вызывают беспокойство, чувство тревоги.

Высокий уровень развития самосознания ранней юности, в свою очередь, приводит к самовоспитанию. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своём характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно оценивать свои особенности. Они более ответственно и планомерно занимаются самовоспитанием, в отличие от подростков, но всё же нуждаются в помощи со стороны взрослых.

Самовоспитание не обязательно должно быть индивидуальным. Можно рекомендовать старшекласснику объединиться с товарищами, составить совместный план самовоспитания, помогать контролировать друг друга.

Роль самооценки в самовоспитании может быть как положительной, так и отрицательной. Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать юноше те личные качества, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не занижая их и в то же время не завышая. С помощью этого новообразования  юноша может выбрать профессию, которая ему будет действительно интересна. Неадекватная заниженная самооценка тоже будет давать положительный результат, так как юноша будет с большей строгостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать своё место в жизни [2].

А вот неадекватная завышенная самооценка будет давать  противоположный результат по сравнению с адекватной и неадекватной заниженной самооценкой. Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей и не только. Юноша готов верить, что в любой умственной работе он будет на высоте положения. То же будет и с успехами в спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего каким-то единичным случаем. Всё это приведёт к тому, что отсутствует стремление к самовоспитанию. Юноша будет считать, что у него нет недостатков, а если и есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами [2].

Одной из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. Опыт, знания взрослых помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.

Самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Так же сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых “трудных” подростков [5].

На основе сказанного можно построить схемы 2 взаимодействия.


Влияние родителей на формирование самооценки.

Схема 2.


 

Значительное влияние на личность подростка и юноши, в частности, на его самооценку, оказывает стиль взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. Таким образом, самооценка ребенка отражает родительскую оценку его достоинств (схема 2). Когда родители поддерживают ребенка, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение и другие положительные чувства, старшеклассник утверждается в мысли, что родители принимают его в качестве способного, продуктивного и достойного индивида.

Наилучшие взаимоотношения с родителями складываются обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребёнка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем четко и рационально.

Крайние стили воспитания, независимо от того авторитарный ли это стиль, или попустительский, дают плохие результаты.

К старшим классам автономия в поведении, как правило, уже достаточно велика: старшеклассник самостоятельно распределяет своё время, выбирает друзей, способы досуга и т.д. В семьях с более или менее авторитарным стилем общения эта автоматизация иногда вызывает острые конфликты.

Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют к родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих обеспеченных семьях дети не знают источники дохода и не заботятся об этом.  

“Значимость” для юноши и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных средах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в среде досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.

При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие их темы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им мешает самолюбие. Семья же остаётся тем местом, где подросток и юноша чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.

Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности. Это общение требует взаимопонимания, внутренней близости, в нем раскрывается собственное реальное “Я”. Оно поддерживает самопринятие, самоуважение.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, уму необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением.

Как указывают многие авторы, положительная самооценка определяется тремя факторами: творческой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости [5].

Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. Всякая деятельность имеет определенную цель. Способность достичь ее дает чувство уверенности в своих силах. Для учащихся это овладение учебным материалом, для учителей – владение своим предметом и способность добиваться от учащихся нужного уровня знаний. Успех в этом дает и учителю и ученику сознание собственной компетенции. Чувство собственной значимости (или противоположное ему ощущение своей ничтожности) является производным от общей оценки, которую человек интуитивно выносит себе.

Школа способствует самостоятельности ребенка, его самостоятельности от родителей, предоставляет ему широкие возможности для изучения окружающего мира – как физического, так и социального. В школе приобретают более важное значение его собственные действия и проявления, он уже вынужден отвечать за себя сам. Здесь он сразу же становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. На основе этого происходит бурное развитие самооценки ребенка, еще в начальной школе [7].

В течении одного дня проведенного в школе, ребенок подвергается непрерывной и систематической оценке, не раз попадает, помимо своей воли, в ситуацию соперничества, из которой победителями выходят немногие. Даже при отсутствии в этот день экзаменов или контрольных работ число таких оценочных ситуаций будет немалым, так как школьник постоянно выполняет какие-то задания и все время имеет возможность сравнивать себя с другими. Не может он избежать и невербальных оценочных реакций со стороны учителя и одноклассников. Взрослый может сам выбирать себе деятельность, в которой он чувствует себя компетентным. Для школьника такая возможность практически исключена. Даже если  то или иное учебное задание не сулит ему успеха, если он чувствует, что не способен с ним справиться, отказаться от его выполнения он может [7].

Доминирующей ценностью в системе образования являются успехи в учебе. Все, что делает школьник изо дня в день, оценивается сквозь призму успешности решения учебных задач. В результате его Я-концепция постепенно оказывается пронизанной ценностями и стандартами, связанными с учебными достижениями.

Дети с высоким уровнем учебных успехов получают одобрения и вознаграждения. Дети с низким уровнем успеваемости, независимо от того, какими они обладают способностями, либо вообще не получают одобрения, либо получают его в связи с успехами в какой-либо иной деятельности.

Существуют, конечно, дети с низкими способностями к учебе. В идеале они получают свою долю одобрения  за упорство и прилежание, которые тем самым приобретают в сфере образования самостоятельную ценность. Чтобы успехи в учебе стали источником самооценки школьника, они вначале должны получить внешнюю оценку.

Практически в любой учебной ситуации присутствует момент самой детальной оценки, которой подвергают школьника учителя, сверстники, родители, а нередко и он сам себя; основой такой оценки служат внешние стандарты [7].

Психологи и педагоги специально изучают влияние, которое оценки учителя оказывают на ребенка, приведенные в книге Липкиной А.И. [25].:

Группа учеников (каждый самостоятельно) выполняла учебное задание в присутствии учителя. К одним детям учитель постоянно подходил, интересовался тем, что они делают, хвалил, поощрял. К другим детям он тоже подходил, но обращал внимание главным образом на допускаемые ими ошибки и делал им в резкой форме замечания. Некоторых детей он вообще оставил безо всякого внимания, ни к кому из них ни разу не подошел.

Результаты оказались следующими: лучше всего справились с заданием те дети, которых учитель подбадривал. Гораздо хуже выполнили задание те ученики, которым учитель портил настроение своими замечаниями. Совершенно неожиданным оказалось то, что самые низкие результаты получились не у тех, кому учитель делал резкие замечания, а у детей, которых он вообще не замечал, никак не оценивал [25].

Таким образом, человек, который работает, нуждается в определенном отношении к нему, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается.

Трудности и неуспехи в решении учебных задач, усугубляемые отрицательными оценками учителя и соучеников, влекут за собой нарастание отрицательного отношения к учению, а это в свою очередь приводит к еще большему снижению уровня учебной деятельности и к еще худшим оценкам [25].

Автор предлагает неуспевающему ученику в старших классах доверять, оказывать помощь неуспевающему младшему классу, вследствие чего повышается самооценка, уверенность в себе, укрепления чувств собственного достоинства, при этом неуспевающему приходится выучить материал, который он будет давать, тем самым, восполняя пробелы в собственных знаниях [25].

Учитель всегда должен видеть в неуспевающем не только того, кто не справляется с учебной программой, но и личность, в которой хронический неуспех оставляет душевный шрам, не проходящий бесследно для будущего [25].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.