скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Влияние изучения иностранного языка на профессиональное становление старших школьников

При выделении типов самоопределения был использован критерий потенциальной возможности для свободы самореализации (диапазон маневра в рамках выполняемой осваиваемой деятельности). Мы предлагаем следующие основные типы самоопределения человека:

- самоопределение в конкретной трудовой функции операции;

- самоопределение на конкретном трудовом посту;

- самоопределение в специальности;

- самоопределение в профессии (в группе родственные специальностей);

- жизненное самоопределение (где профессиональное самоопределение является важнейшей составной частью);

- личностное самоопределение (как высший уровень жизненного самоопределения);

- самоопределение в культуре, выход на "социальное бессмертие" - по А.Г. Асмолову - как высший уровень личностного самоопределения. (8, 126)


Глава 2 Исследование особенностей профессионального самоопределения старшеклассников

2.1 Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций

Использование в профессиональном консультировании методик, направленных на выявление самосознания и самооценки человека, дает не только диагностический, но и, в некоторой степени, психокоррекционный эффект.

1) В практике профессионального консультирования применяется, например, методика И. Кона описания себя: «Кто я есть» и «Я через 5 лет». (Инструкция: «Напишите сочинение на тему «Кто я есть» и на тему «Я через 5 лет»). Эта методика позволяет прежде всего выявить содержательные компоненты самосознания, наиболее актуальные его параметры. Самоописание позволяет определить:

1)социально-ролевую самоидентичность (к какой общности человек себя относит в настоящий момент, к какой он хотел бы себя отнести, с кем он себя идентифицирует),

2)ориентацию человека на свои специфические признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими,

3)способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в общем жизненном контексте человека.

У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном «Я».

Имеющиеся различия в самооценке, прежде всего, касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров). Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров.

2) Для выявления не только содержательных, но и оценочных параметров самосознания можно использовать различные модификации методики Дембо—Рубинштейн для самооценки с помощью размещения себя на шкале. Шкалы самооценки должны включать как профессионально значимые, так и общеличностные качества, что позволяет определить место и значение в структуре самооценки профессионально значимых качеств.

Могут быть предложены, например, такие шкалы для оценивания: ум, сила, доброта, способности, воля, ответственность, активность, общительность, успешность, справедливость, смелость, уступчивость, вспыльчивость, упрямство, осторожность, решительность, самостоятельность, трудолюбие, целеустремленность, здоровье, счастье.

Каждая шкала — отрезок длиной 10 см, Результат выражается в баллах, равных числу сантиметров от начала шкалы до отметки испытуемого на шкале.

Инструкция: допустим на этом отрезке расположены все люди:

1 ___________________________________________ 10 воля

Слева — самые безвольные, справа — самые волевые.

Нужно крестиком отметить свое место на этой шкале. Для каждого качества слева на шкале будет минимум этого качества, справа — максимум.

Результаты самооценки служат основанием для беседы и дальнейшего обследования. Необходимо особенно выделить те параметры самооценки, которые вызывают затруднения при их оценивании.

Успех в решении психологических проблем всегда связан с выбором. Выбор происходит на основании того, что человек считает наиболее важным и правильным на основании ценностей, сформированных в его прошлом опыте. Поэтому диагностика ценностных ориентаций человека дает возможность получить представление о его проблемах, сопоставляя ценности между собой и с реальными условиями, в которых эти ценности могут находить, или не находить свое утверждение. Такое сопоставление возможно с помощью методик, позволяющих ранжировать ценности или сравнивать представление о своих ценностях с реальным поведением.

Для ранжирования ценностей может быть представлен либо список ценностей (таких, например, как работа, образование, семья, материальное благополучие, здоровье, дружба, хобби, слава, богатство, власть и пр.), либо список высказываний типа: «Я бы хотел, чтобы моя работа ...»

— была по заслугам оценена другими;

— была для меня интересной;

— приносила большие доходы;

— была полезной и нужной людям;

— доставляла мне радость и удовольствие и т.д.

Ранжирование ценностей позволяет определить, в чем совпадают личные ценности с общественными, с профессиональными и групповыми ценностями. Анализ конкретных ситуаций, связанных с выбором того или иного решения, позволяет сравнить реальные ценности с идеальными представлениями о своих ценностях. Выявление ценностных ориентации позволяет определить взаимоисключающие ценности, что именно человек игнорирует в ситуации выбора альтернативных ценностей, уточнить свои позиции в связи с возникающими проблемами, переоценить свои ценности. Выявление ценностей позволяет определить сферу, в которой человек готов нести полную ответственность за себя и за свои действия в решении своих проблем. В первую очередь необходимо определить, какие ценности человек считает самыми важными. Это проясняет направление развития целей его деятельности. Затем необходимо проанализировать и рассмотреть возможные варианты последствий и сделать выбор, принять определенное решение.

Очень важным методом для диагностики профессиональных ориентаций оптанта является беседа. Представление человека о себе необходимо увязать с представлениями о выбираемой профессии, поэтому вся беседа строится на выявлении этих представлений и их сопоставлении. Можно попросить консультируемого описать какие, по его мнению, виды работ приходится выполнять в данной профессии и какие для этого необходимы знания, умения и навыки. Что больше всего ценится в данной профессии, какими качествами обладает человек, добившийся успеха в данной профессии? В беседе необходимо определить, по каким причинам консультируемый выбирает ту или иную профессию, кто одобряет и кто осуждает его выбор, почему, и какие доводы при этом кажутся ему убедительными. Хорошо использовать конкретные примеры. Например, обсудить, кто из близких или знакомых имеет такую профессию, ради чего он ее выбрал и ради чего выбирает ее консультируемый, какое будущее у этого человека, и как консультируемый видит свое будущее и т.п.

Дальнейшие шаги в диагностике психологических проблем профессионального самоопределения личности связаны с умением консультанта выделить те вопросы для обсуждения, которые помогут человеку лучше уяснить себе, что от него требуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире.

Работа по повышению уровня самосознания и самооценки позволяет учащимся выйти на осознание уровня мотивации профессионального выбора реально действующих и желаемых мотивов труда, обострить психологические противоречия, которые могут заставить учащихся решать проблему профессиональных поисков или профессионального выбора, а не ждать готовых предложений и указаний.

В некоторых случаях человеку бывает недостаточно профессиональной консультации для решения его проблемы и требуется специальная психокоррекционная работа. Особенно эффективными, как показывает опыт, методами психокоррекционной работы со старшеклассниками, имеющими трудности в профессиональном самоопределении, являются групповые методы активного обучения и, в частности, социально-психологические тренинги.

Пряжникова Е.Ю. выделяет так же методы активизации профессионального самоопределения. Но разделение психологических методов на «активизирующие» и «неактивизирующие» очень условно, так как почти каждая методика обладает определенным активизирующим потенциалом.

Пряжникова Е.Ю. выделяет основные группы активизирующих профориентационных методик:

- профориентационные игры с классом;

- игровые профессиональные упражнения;

- активизирующие профориентационные опросники;

- бланковые игры с классом;

- схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения;

- карточные информационно-поисковые системы («профессьянсы»);

-карточные игровые консультационные методики;

- настольные профориентационные игры;

-бланковые карточные профориентационные игры;

-методы принятия профконсультационого решения (21, 281-298)


2.2 Методы изучения мотивации профессионального самоопределения в процессе изучения иностранного языка

В психологии применяются неэкспериментальные, экспериментальные и синтетические методы исследования мотивации.

Неэкспериментальные методы:

·           Наблюдение

·           Анкетирование

·           Беседа (интервью)

·           Изучение продуктов деятельности учащихся

Наблюдение – один из наиболее часто используемых методов изучения мотивации. Наблюдение можно использовать в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента.

Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Цель в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п.

Наблюдение как метод исследования мотивации учения и профессионального самоопределения может использоваться не только на уроке, но и во внеклассной работе. Объектом наблюдения в этом случае могут стать избирательность круга чтения, любимые увлечения и занятия во время досуга; участие по собственному желанию в различных кружках, факультативных занятиях; особенности поведения учащихся на экскурсиях при посещении различных выставок и т.д. (26, 98-99)

Анкетирование, как и наблюдение, - один из наиболее распространенных методов изучения мотивации профессионального самоопределения.

Обычно применяют несколько типов анкет: 1.анкеты составленные из прямых вопросов и направленные на выявление мотивировок и осознанных мотивов (мотивов – целей) учащихся; 2. анкеты селективного типа, где учащимся на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов, из которых учащийся выбирает наиболее подходящий.

В качестве примера можно привести методику Т.Д. Дубовицкой. С помощью которой можно выявить направленность учебной мотивации. Учащимся предлагается начертить следующую табличку:

 № вопроса

предмет

1

2

3

4

5

6

7

8

Иностранный язык

После чего ответить на данные высказывания и выразить свое отношение к изучаемому предмету, поставив соответствующую оценку, используя для этого следующие обозначения: верно (++); пожалуй, верно (+-); пожалуй, неверно (-+); неверно (--). В анкету включено 20 высказываний.

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» - отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).

Ключ:

ДА 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19
НЕТ 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминируется внешняя мотивация изучения предмета.

Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

0 10 баллов – внешняя мотивация;

11 20 баллов – внутренняя мотивация.

Методика может использоваться:

1.         для выяснения причин неуспеваемости учащихся;

2.         для выявления категории учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета;

3.         для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения;

4.         для исследования эффективности преподавания учебных дисциплин и поиска резервов его совершенствования;

5.         в преподавании курсов педагогической психологии, педагогике и психодидактике в ВУЗах и педагогических колледжах для практического знакомства студентов с различными видами мотивов учебной деятельности и поиска методов и приемов активизации мотивационной сферы учащихся.

Результаты исследования могут рассматриваться:

1.         как показатель эффективности (качества), применяемый учителем методики обучения (сравнение результатов исследования мотивации в контрольных и экспериментальных классах);

2.         как показатель способности учителя активизировать мотивационную сферу учащихся (что может учитываться при проведении аттестации, конкурсов педагогического мастерства);

3.         как основа для повышения эффективности педагогической деятельности и совершенствования педагогического мастерства.

В третьих, анкеты-шкалы, в которых при ответе на вопросы учащийся должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать, оценить в баллах правильность каждого из предложенных ответов

Между этими тремя типами анкет не существует принципиальной различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Анкеты – шкалы представляют наиболее формалированный тип анкет, так как позволяют проводить более точный количественный анализ получаемых данных.

В качестве примера рассмотрим одну из таких анкет – шкал, предназначенную для изучения отдельных признаков и уровня мотивации в целом у учащихся средних и старших классов (7, 158-165). Эта анкета построена на выделении десяти основных признаков мотивации учения: I — состав, II — структура, III — осознанность, IV — обобщенность, V — направленность на содержание обучения, VI — направленность на способы обучения, VII — энергия, VIII — действенность, IX — качество знаний, X — характер умственной деятельности. Каждый из этих десяти признаков мотивации рассматривается автором как обладающий пятью уровнями развития. Каждому уровню развития каждого из десяти признаков мотивации соответствует вопрос анкеты. Вся анкета состоит из 50 вопросов. Ответы на все вопросы анкеты позволяют, по мнению автора, описать мотивацию учения школьника матрицей 5X10.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.