скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Влияние психотерапии на негативные эмоциональные состояния личности

В настоящее время в литературе отличают понятия агрессивности как устойчивой личностной черты, выражающей склонность к агрессивному поведению, от агрессии как формы поведения, в которой агрессивность реализуется [1,c.114] Многие современные ученые сходятся в определении агрессивности как социально-психологического свойства личности, которое формируется в процессе ее реализации. Результаты исследований показывают, что среда и социальная ситуация оказывает большое влияние на формирование и проявление агрессивного поведения.

Не менее важно рассматривать агрессию не только как поведение, но также в качестве психического состояния и эмоционального компонента. Будучи агрессивным, человек испытывает сильный гнев, ярость. Но не всегда происходит именно так, да и не всякий гнев подталкивает к агрессии. Эмоциональное переживание недоброжелательности, злости, мстительности неоднородны у разных личностей и их разрядка может служить освобождением от тягостного состояния злости, а может и в условиях привычной агрессивности только усиливаться [1,c.120].

Переживания напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, которые охватывают человека, когда на пути он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению его потребности, объединяет понятие фрустрация. По С. Розенцвейгу, состояние фрустрации по направленности может выражаться в трех формах поведения (реакций) человека: экстрапунитивной, интрапунитивной и инпунитивной.

Экстрапунитивная форма связана с возникновением «подстрекателя» к агрессии, с направленностью реакции вовне (внешнеобвинительные реакции). Человек обвиняет в случившихся ситуациях внешние обстоятельства, других людей. У него появляется раздражительность, досада, озлобленность, упрямство, стремление добиться поставленной цели во что бы то не стало. Поведение вследствие этого становится малопластичным, примитивным, используются ранее заученные формы поведения, даже если они не приводят к нужному результату.

Интропунитивная форма фрустрации характеризуется аутоагрессией6 обвинением в неудаче самого себя, появление чувства вины. У человека возникает подавленное настроение, тревожность. Он становится замкнутым, молчаливым. При решении задач человек возвращается к примитивным формам, ограничивает виды деятельности и свои интересы.

Импунитивная форма реагирования связана с отношением к неудаче либо как к неизбежному, фатальному, либо как к малозначимому событию. Человек не обвиняет ни себя, ни других.

Появление состояния фрустрации и той или иной формы реагирования зависят от личностных особенностей человека, в связи с чем введено понятие фрустрационной толерантности, т.е устойчивости к фрустрациям. Лица со слабой нервной системой чаще проявляют интропунитивную форму фрустрации; с сильной нервной системой – экстрапунитивную форму (агрессию) [12,с.340].

Таким образом, в структуру психического состояния входят определенная модальность переживания, конкретные изменения в протекании психических процессов (психической деятельности) в целом, отражение особенностей личности и характера, а также предметной деятельности и соматического состояния. Физиологическая сторона состояний находит, согласно Е.П. Ильину, в изменении ряда функций, и в первую очередь вегетативных и двигательных [12,с.443].

Проблема регуляции эмоциональных состояний является одной из сложнейших в психологии. Существует много подходов к исследованию регуляции эмоциональных состояний. Так, например, Ф.Б. Березин основывался на следующих положениях: адаптация протекает на всех уровнях организации человека, в том числе в психической сфере; психическая адаптация является центральным звеном в общей адаптации человека, поскольку именно характер психической регуляции определяет характер адаптации в целом [4,с.34]. Березин также считает, что механизмы психической адаптации, а, следовательно, и регуляции психических состояний, лежат в интрапсихической сфере.

К числу механизмов, обусловливающих успешность адаптации, Березин относит механизмы противостояния тревоге – разнообразные формы психологической защиты и компенсации. Психологическая защита – это специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведения к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта. Главной функцией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний [4,c.85]. В широком смысле этот термин употребляется для обозначения любого поведения, в том числе и неадекватного, направленного на устранение дискомфорта.

Березин выделяет четыре типа психологической защиты: препятствующие осознанию факторов угрозы, вызывающие тревогу; позволяющие фиксировать тревогу; снижающие уровень побуждений; устраняющие тревогу.

Березиным было обнаружено, что нарушение механизмов психической адаптации или использование неадекватной формы защиты могут привести к соматизации тревоги, т.е. направлению тревоги на формирование предболезненных состояний.. Это происходит потому, что тревога, как и любое эмоциональное состояние, связана с вегетативной и гуморальной регуляцией организма, т.е. при изменении данного состояния происходят определенные физиологические изменения. При этом, отмечает автор, что использование индивидом неадекватной формы психологической защиты и возникновение гипертревоги всегда сопровождается сверхнапряжением, более значительным по своей интенсивности, чем обычное мотивационное. Как правило, в этой ситуации возникает состояние обусловленное блокадой мотивационного поведения, известного как фрустрация [4, с.78-79.].

Существенные для адаптации фрустрирующие ситуации обычно связаны с широким диапазоном потребностей, которые не могут быть удовлетворены в той или иной ситуации. Невозможность удовлетворения потребностей вызывает определенное психическое напряжение. В случае неудовлетворенности целого комплекса потребностей, например, связанных с их с взаимоисключением, достигается наивысший предел психического напряжения, формируется состояние, вызывающее нарушение адекватного поведения, т.е. фрустрация. Как правило, это состояние возникает в результате некоего конфликта, который принято называть интрапсихическим конфликтом, конфликтом мотивов. Именно с ситуацией интропсихического конфликта непосредственно связан эмоциональный стресс.

Проведенные Ф.Б. Березиным многолетние экспериментальные исследования, привели к выводу, что существуют характеристики личности, которые определяют способность человека успешно адаптироваться в разнообразных условиях. Эти характеристики формируются в течение всей жизни человека, и к их числу, прежде всего следует отнести уровень нервно-психической устойчивости, самооценку личности, ощущение своей значимости для окружающих, уровень конфликтности и др.).

Рассматривая проблему регуляции эмоциональных состояний, Р.М. Грановская [9,с.257-260] делит все стратегии выхода из напряженной ситуации на три группы: изменить или ликвидировать проблему, уменьшить ее интенсивность за счет смещения своей точки зрения на нее, облегчить ее воздействие с помощью включения ряда способов.

Человека интересовали, и всегда будут интересовать его возможности воздействовать, изменять окружающий мир и самого себя. Возможности реализуются в действии, а действие невозможно без знания. В литературе описаны способности йогов задерживать дыхание, останавливать сердце, находится сутками на морозе, поддерживая нормальную температуру тела, погружаться в кислоту и многое другое. Более близко обыкновенному человеку – овладение методикой саморегуляции психофизического состояния.

1.3 Выводы по первому разделу

Подводя итоги исследованию теоретико-методологические подходов к характеристике эмоциональной сферы личности, мы приходим к следующим выводам.

Эмоции являются непременным компонентом всех видов человеческой активности, всех видов психологических процессов и состояний.

Различные науки о человеке (психология, физиология, медицина и др.), различные теоретические подходы к объяснению эмоций, дают толкование этого термина с присущей им естественной ограниченностью. Объединяя все эти подходы к пониманию феномена эмоций, можно сказать: эмоции являются интегральными реакциями организма на воздействие факторов внутренней и внешней среды, а также результатами собственной деятельности, проявляющиеся в субъективных переживаниях той или иной модальности и интенсивности (типа ярости, страха, радости, тревожности, агрессивности и др.); специфическими двигательными реакциями и неспецифическими сдвигами в деятельности внутренних органов.

Для характеристики наиболее выраженных проявлений психической сферы человека используется термин «психическое состояние». В структуру психического состояния входят определенная модальность переживания, конкретные изменения в протекании психических процессов в целом, отражение особенностей личности и характера. Физиологическая сторона состояний проявляется в изменении ряда функций, и в первую очередь, вегетативных и двигательных.

Механизмы регуляции психических состояний, лежат в интрапсихической сфере. Стратегии выхода из напряженной ситуации заключаются в изменении или ликвидации проблемы; уменьшения ее интенсивности за счет смещения своей точки зрения на нее; облегчения ее воздействия с помощью ряда способов, в том числе саморегуляции психофизического состояния.


Раздел 2. Аутогенная тренировка и самовнушение как саморегуляция психических состояний

2.1. Этапы развития и теоретические основы аутогенной тренировки

Приемы влияния на психофизиологическое состояние человека путем воздействия на его мышечный аппарат достаточно разнообразны. Сюда, например, можно отнести специальные физические действия (зарядка, разминка, тренировка), массаж и самомассаж, потягивание после сна и зевоту. Когда эмоционально возбужденный человек судорожно сжимает и разжимает руки, трет лоб или заднюю поверхность шей, барабанит пальцами по крышке стола, бессистемно двигается «не находя себе места» и т.д., то фактически этим осуществляется подсознательная саморегуляция состояния через воздействия на мышцы [39,с.12]. Хорошо известны произвольные пути профилактики избыточной напряженности: управление способностями дыхания, управление вниманием (отключение, переключение, рассредоточение) и т.д. Эти приемы весьма эффективны. Однако их воздействие на состояние носит ограниченный по интенсивности и длительности последствия характер. От этих недостатков избавлена комплексная методика саморегуляции психофизического состояния аутогенная тренировка (АТ).

Аутогенная (от греч.autos – сам и genos – возникающий) тренировка метод самовнушения, предложенный немецким психотерапевтом И.Шульцем в 1932 г.

До 1910 года Шульц работал в Бреслау в пользовавшейся большой популярностью клинике гипноза. Он практиковал лечение различных невротических расстройств с помощью гипноза и был хорошо знаком с учением и практикой йоги [39,с.34].

Здесь зародился его интерес к той области науки, которая известна сегодня под названием психосоматической медицины. Уже в появившейся в 1920 году работе «Образование слоев в гипнотической духовной жизни» просматривается основная концепция аутотренинга. Участвовавшие в его экспериментах лица «с абсолютной регулярностью» переживали в состоянии гипноза два состояния: «характерную тяжесть», особенно в конечностях и характерную «теплоту». Тяжесть связана с ослаблением тонуса стенок кровеносных сосудов. Отсюда родилась мысль вызывать состояние аутогипноза путем самовнушения ощущений тяжести в теле [37,с.112].

И. Шульц задался следующим вопросом: как сохранив лечебные возможности гипноза, сделать его доступным для самостоятельного использования пациентами? Как совместить в одном лице пациента и гипнотерапевта?

В создании методики АТ решающую роль имели два наблюдения, сделанные Шульцем при изучении дневников, которые вели его пациенты. В этих дневниках они подробно описывали все свои ощущения и переживания на разных этапах сеанса гипноза. При этом обнаружилось следующее.

1. На сеансе гипноза у большинства пациентов последовательно появляются примерно одни и те же ощущения. Сначала доминирует ощущение тяжести (вялость, нежелание двигаться, оцепенение). Позднее появляется ощущение приятного глубинного тепла (покалывание, легкое жжение).

2. Пациенты, повторяющие про себя словесные формулы гипнотизации, быстрее впадают в гипнотический сон. Через несколько сеансов им удается самостоятельно вызвать у себя дремотное состояние, аналогичное гипнотическому. Делалось это путем повторения некоторых ключевых фраз, наиболее запомнившихся им при гипнотизации.

Во-первых, мысленное повторение пациентом специальных формул является эффективным средством самовоздействия. Во-вторых, динамика ощущений тяжести и тепла может использоваться пациентом для управления саморасслаблением. Позднее было установлено, что ощущение тяжести возникает при глубоком и полном расслаблении двигательных мышц. Ощущение тепла является результатом снижения тонуса мышц, регулирующих пропускную способность кровеносных сосудов.

В 1932 г. увидело свет первое издание книги Шульца, «Аутогенная тренировка, концентрированная саморелаксация» посвященное новой психотерапевтической методике «самогипноза» (АТ), которая должна была помочь пациентам самостоятельно справляться с эмоциональной напряженностью, личностными проблемами и переутомлением. За этим первым изданием последовали многочисленные другие, а также переводы на другие языки.

Аутогенная тренировки является методом саморегуляции психических и вегетативных функций. Поэтому она не только нашла лечебное применение, но и стала использоваться в педагогике, спорте, на промышленных предприятиях.

С лечебной целью аутогенная тренировка может быть применена в качестве симптоматического средства для устранения различных обратимых нарушений, в первую очередь у больных неврозами.

При лечении аутогенной тренировкой бессонницы, связанной с трудностью засыпания, вызывается состояние покоя и релаксации. Из этого состояния больной сам себя не выводит, и оно быстро переходит в сон. Особенно хорошо поддаются лечению нарушения сна, вызванные доминированием в сознании тех. или иных переживаний. Здоровые люди, занимавшиеся аутогенной тренировкой, отмечают, что она позволяет им, вызвав состояние релаксации, быстро засыпать даже в неблагоприятной и необычной обстановке при наличии помех [41,c.33].

При состояниях тревожного ожидания у больных неврозами, эмоциональной напряженности, предоперационных волнениях, страхе (невроз страха, фобии) вызывается мышечная релаксация и проводятся систематические самовнушения (формулы: «Я спокоен, всегда спокоен»). Таким образом удается предупредить, устранить или смягчить тревогу.

Аутогенная тренировка применяется как в групповой терапии, так и в индивидуальной работе пациента под наблюдением ведущего тренировку психолога, или самостоятельно.

Остановимся подробнее на том, как с помощью аутогенной тренировки вернуть себе хорошую форму.

Состояние мышечной релаксации и покоя, возникающее во время аутогенной тренировки, сопровождается ослаблением тонуса не только поперечнополосатой, но и гладкой мускулатуры, а также уменьшением эмоциональной напряженности. В этом отношении аутогенная тренировка может быть отнесена к методам релаксации (мышечного расслабления).

Во время релаксации наступает некоторое снижение артеріального давления, замедление частоты пульса (в среднем на 4-6 ударов в минуту);

дыхание становится более медленным и поверхностным. Состояние релаксации характеризуется легкой сонливостью, которая может переходить в сон [33,c.115].

В отдельных случаях отмечается снижение электрической активности мозга, в других – появление медленных волн различной частоты (от 2 до 7 в секунду) и амплитуды (от 25 до 100мкВ). Они являются либо единичными, любо следуют целыми сериями, появляясь периодически. Во время самовнушений (вызывания представлений тепла) отмечается депрессия фонового ритма, главным образом в начале самовнушений.

Диффузный характер изменений электрической активности, как во время релаксации, так и в момент самовнушений, говорит о влиянии ретикулярной формации. Релаксация, уменьшая поток интероцептивных импульсов, ведет к снижению реактивности гипоталамуса и тем самым, к уменьшению эмоциональной возбудимости [39,c. 32].

Состояние покоя и релаксации является гипнотическим фазовым. В связи с чем особую силу приобретают самовнушения. Особенностью релаксации является то, что на вызвана самовнушением и что при ней гипнотическое состояние может быть избирательным по направленности, благодаря чему возможны контроль за своими переживаниями и осуществление дальнейших самовнушений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.