скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Влияние социальных факторов на становление личности ребенка

В характеристиках, которые дают животным тестируемые, можно проследить следующие тенденции.

Несмотря на то, что большинство "животных" подтверждает гипотезу о регрессивном развитии подрастающего поколения, к счастью, встречаются и исключения, не поддающиеся общей тенденции. Но все зависит от того, с какой точки зрения на это смотреть. Иногда бывает так, что именно исключение из правил, именно те люди, которые отличаются от ничем не примечательного большинства, и являются отражением времени, и изучение именно этих людей может позволить выявить те тенденции, которые, в дальнейшем, окажут влияние на большинство.

2.2.     Исследование самооценки детей по тесту «Лесенка»

Предлагается нарисовать на листе бумаги или вырезать лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная). А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена. Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

В ходе теста участвовало 5 детей дошкольного возраста.

Таблица 1

Результаты тестирования

Номер Имя ребенка № ступеньки
1 Сабина М. 3-я ступенька
2 Наташа Н. 6-я ступенька
3 Данил С. 5-я ступенька
4 Максим К. 9-я ступенька
5 Галя С. 7-я ступенька

Как результат видно что в основном преобладает средняя самооценка т.е. адекватная.

2.3.     Исследование влияния социальных факторов на становление личности ребенка

Цель наблюдения: определение уровня социализации детей, исследование воздействия игровой деятельности на становление личности ребенка.

Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 5—6 лет проводились в игре в «больницу», в естественных условиях, протоколирование проводилось методом записи происходящего.

Игра происходила следующим образом:

Сабина М. (5 лет 4 мес.): «У меня живот заболел».

Наташа Н.  (5 лет 5 мес.): «Что случилось? Надо обратиться в больницу, давайте поймаем такси».

Данил С.  (5 лет 7 мес.): «Я схожу за машиной (ловит «машину»)».

Максим К. (5 лет 5 мес.) сидит за рулем: «Куда надо ехать?»

Данил: «В больницу. У дочки живот заболел».

Все дети выходят, садятся в «машину» и едут в «больницу».

Галя С.  (5 лет 5 мес.): «А кто будет врачом?»

Настя М.  (5 лет 6 мес.) подходит к детям: «Я буду врачом» (побежала в «больницу»).

Данил: «Все, приехали».

Дети выходят из машины и идут в «больницу».

Настя: «Заходите, заходите. На что жалуетесь?»

Сабина: «У меня живот болит».

Настя: «Давайте посмотрим (щупает живот). Давайте я вас послушаю. Дышите, не дышите. А теперь нужно померить температуру» (подает градусник).

Сабина измеряет температуру.

Ира: «Доктор, что с ней?»

Настя достает градусник и смотрит температуру: «Не волнуйтесь, ничего страшного. Просто она съела что-то грязное, сейчас я выпишу вам рецепт. Будете принимать детский панадол» (выписывает рецепт и подает).

Ира: «Спасибо».

Сабина: «До свидания».

Сюжетно-ролевая игра позволила малышам (Сабина М., Наташа Н., Данил С., Галя С., Настя М.) понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.

Воплощение замысла в игре происходит путем решения игровых задач. Усложняется способ их решения. Дети начинают сами договариваться перед началом игры об распределении ролей.

Содержание выступает отражение разнообразных взаимоотношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план

Сюжеты развернуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре дети комбинируют эпизоды. Источником сюжета выступают личные наблюдения, рассказы взрослых.

Закрепляются новые формы общения через роли, обозначенные словом, ролевое взаимодействие, ролевой диалог, который становится белее длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация). Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время. Большинство детей предпочитают играть вместе, так как им легко удается взаимодействие в игре (самостоятельное распределение ролей, реализация замысла и т.д.)

Дети самостоятельно выбирают предметы заместители. Совершенствуются способы действия с предметами. Хорошо освоены предметно-игровые действия, свободно играют с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами, легко дают им словесные обозначения

Правила регулируют ролевые взаимоотношения. Дети выполняют правила соответствии со взятой на себя ролью. Следят за правил игры другими детьми

В ходе проведенного наблюдения ясно видно, что дети уже не нуждаются в обращении со взрослым в процессе игры, как и в участии в игре самого взрослого.

2.4.     Социометрическое исследование группы детей

Цель исследования: прояснение межличностных отношений, определение социальных статусов детей

Критерий: С кем бы ты хотел играть?

Группа клиентов: Группа А

Максимальное число выборов, которое может быть сделано клиентом: 4

Отрицательные выборы разрешены: Да

Описание:

Сабина М.

Наташа Н.

Данил С.

Максим К.

Галя С.

Графическое сопровождение (см. Приложение 2; 3).

Справка по индексам

Плотность - Индекс характеризует плотность структуры взаимосвязей группы.

Сплоченность - Индекс характеризует силу (степень) взаимного притяжения клиентов в группе.

Устойчивость - Индекс характеризует, какая минимальная часть группы должна покинуть ее, чтобы эта группа распалась на подгруппы, несвязанные между собой.

Напряженность - Индекс характеризует степень неудовлетворенности клиентов эмоциональными отношениями в группе.

Вес - Индекс характеризует, какая часть группы считает i-го клиента значимым при данном критерии.

Эмоциональная экспансивность - Индекс характеризует, какая часть группы является значимой для i - го клиента группы при данном критерии.

Удовлетворенность - Индекс характеризует, какая часть выборов, сделанных i - м клиентом группы, является взаимной.

Статус - Индекс характеризует, насколько притягательным является i - й клиент группы для выбора.

Таблица 2

Таблица выборов

Клиенты, которые выбирают Сабина М.: Наташа Н. Данил С. Максим К. Галя С.
Сабина М.: + + - -
Наташа Н. - - - +
Данил С. + - - +
Максим К. - - + -
Галя С. - + - -

Таблица 3

Групповые индексы группы клиентов для положительных выборов

Плотность Сплоченность Устойчивость Напряженность
0,35 0,4 1,33 0,3

Таблица 4

Групповые индексы группы клиентов для отрицательных выборов

Плотность Сплоченность Устойчивость Напряженность
0,65 0,4 2,33 0,3

Таблица 5

Индивидуальные индексы клиентов для положительных выборов

Клиент Вес Эмоциональная экспансивность Удовлетворенность Статус
Сабина М.: 0,25 0,5 0,5 1
Наташа Н. 0,5 0,25 1 1
Данил С. 0,5 0,5 0,5 1
Максим К. 0 0,25 0 1
Галя С. 0,5 0,25 1 1

Таблица 6

Индивидуальные индексы клиентов для отрицательных выборов

Клиент Вес Эмоциональная экспансивность Удовлетворенность Статус
Сабина М.: 0,75 0,5 1 1
Наташа Н. 0,5 0,75 0,667 1
Данил С. 0,5 0,5 0,5 1
Максим К. 1 0,75 1 1
Галя С. 0,5 0,75 0,667 1

Таблица 7

Клиенты, упорядоченные по числу входящих положительных выборов

Клиент Количество выборов
Наташа Н. 2
Данил С. 2
Галя С. 2
Сабина М.: 1
Максим К. 0

Таблица 8

Клиенты, упорядоченные по числу входящих отрицательных выборов

Клиент Количество выборов
Максим К. 4
Сабина М.: 3
Наташа Н. 2
Данил С. 2
Галя С. 2

Таблица 9

Клиенты, упорядоченные по числу выходящих положительных выборов

Клиент Количество выборов
Сабина М.: 2
Данил С. 2
Наташа Н. 1
Максим К. 1
Галя С. 1

Таблица 10

Клиенты, упорядоченные по числу выходящих отрицательных выборов

Клиент Количество выборов
Наташа Н. 3
Максим К. 3
Галя С. 3
Сабина М.: 2
Данил С. 2

Таблица 11

Клиенты, упорядоченные по числу взаимных положительных выборов

Клиент Количество выборов
Сабина М.: 1
Наташа Н. 1
Данил С. 1
Галя С. 1
Максим К. 0

Таблица 12

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.