скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Влияние миграции на развитие рынка труда города Саратова

Положение стало меняться с середины 70-х годов ХХ века, когда произошел переход иммиграции от состояния «решение проблемы» в состояние «наличие проблемы». Эта резкая перемена привела к тому, что стало все труднее считать, что иммиграционная политика действует просто как шлагбаум на пути к рынку труда. В исследованиях миграции «открытие» миграционной политики произошло в то время, когда эта сфера знаний переживала общий переход от проблем адаптации и культурной ассимиляции к структурной перспективе, прочно основанной на традиции политической экономии.

Знакомство с литературой позволяет выделить два подхода к изучению контроля над иммиграцией. Они сосредоточены соответственно на международном и национальном уровнях.

При первом из них миграционная политика рассматривается в контексте международной системы. В этом случае контроль над миграцией интерпретируется как структурная потребность, исходящая из несоответствия между открытыми и характеризующимися глобальным характером рыночными силами и закрытыми, имеющими территориальные пределы государственными образованиями. Развитие контроля над миграцией можно в этом случае рассматривать как борьбу между двумя видами широкомасштабных интересов: структурной потребностью в эластичном предложении рабочей силы и свободном потоке услуг, с одной стороны, и попытками сохранить дифференцированные условия оплаты труда, ограниченное социальное обеспечение, ограничения на участие в политических организациях и культурную однородность – с другой. В соответствии с таким взглядом, даже пределы эффективности средств государственного контроля зависят от существования международного режима «закрепленного либерализма», состоящего из документов о правах человека и международных соглашений.

Международный подход внес очевидный вклад как в выдвижение на первый план структурных функций миграционной политики, так и в определение институциональных ограничений, в рамках которых действуют государства. Такой внешний взгляд, однако, имеет дело с необходимыми, но не достаточными условиями. Он определяет рамки принятия решений, а не содержание самих решений. Поскольку никакое западное государство не проводит политику свободной иммиграции, различие между открытым и закрытым едва ли представляет интерес. Задача скорее состоит в том, чтобы объяснить, почему государства, принимающие одинаковые ограничительные меры, существенно различаются характером, масштабом и интенсивностью усилий по сдерживанию миграции.

Исследования, проводимые на национальном уровне, представляют собой попытку выяснить, каким образом воздействие оказывающих давление сил воспринимается в рамках национальных политических систем, определить внутренние факторы, которые формируют и определяют конкретную иммиграционную политику западных государств, а также их динамику. В основе большинства этих исследований лежит то же стремление объяснить одновременное принятие мер по ограничению иммиграции и наличие крупных иммиграционных потоков – как легальных, так и нелегальных. Свои ответы они строят в различных концептуальных рамках. С некоторой натяжкой их можно сгруппировать в соответствии с известными различиями между плюралистическим, марксистским, реалистическим и неокорпоративистским подходами.

Современные исследователи часто называют XX век «веком миграции» и отмечают, что существование миграции напрямую связано с наличием суверенных государств с четко обозначенными государственными границами, которые создают препятствия для миграционных потоков.

Вместе с тем до конца 50-х годов XX века миграционная политика большинства зарубежных стран не являлась приоритетным направлением их государственной политики, которые проводили достаточно либеральную миграционную политику, обусловленную потребностями рынка труда и экономическими интересами. В структуре миграционных потоков преобладала трудовая миграция и было минимальное количество вынужденных мигрантов. В то время миграция, в основном, рассматривалась экономистами, демографами и социологами. Как самостоятельный и отдельный предмет политики она не рассматривалась. Ситуация стала меняться в начале 70-х годов прошлого столетия. В результате многочисленных военных конфликтов (между Израилем и Палестиной, Индией и Пакистаном, во Вьетнаме, Камбодже, Лаосе) появляется огромный по численности контингент вынужденных мигрантов – беженцев.

Создавшаяся ситуация потребовала от государств, принимающих беженцев, существенной корректировки своей миграционной политики. С этого момента миграционная политика перестала быть простым регулятором трудовых отношений. Она становится детерминирующим, векторным направлением государственной политики большинства западных государств. Дальнейшее историческое развитие характеризуется глобализацией миграционных процессов, созданием безвизовых зон (например, Шенгенское соглашение 1992 г. в Европе), падением социалистического блока и «железного занавеса», что существенно облегчило свободу передвижения по всему миру.

В 1950–1960-е годы переживавшие экономический подъем страны Западной и Северной Европы испытывали острый недостаток рабочих рук, который возник отчасти из-за низкой рождаемости в предвоенные и военные годы. В бывших метрополиях развалившихся колониальных империй он частично восполнился притоком репатриантов. В 1945–1965 годах из Индонезии в Нидерланды прибыло около 300 тысяч голландских поселенцев или их потомков. Но главным источником покрытия дефицита рабочей силы стали трудовые мигранты из Южной Европы, Ближнего Востока, Югославии и Турции. Они привлекались в западноевропейские страны на основе двусторонних межгосударственных соглашений только на временную работу в определенной отрасли и у конкретного работодателя. Как правило, гастарбайтеры были рабочими средней и низкой квалификации, занятыми в строительстве и тяжелой промышленности. После окончания контракта они были обязаны вернуться на родину. Прибытие семей иммигрантов не приветствовалось. Однако в определенных условиях рабочие могли вызывать к себе семьи – например, в случае продления контракта после года работы в Германии. К началу 1970-х годов в ФРГ из четырех миллионов иностранцев только две трети были рабочими, остальные – их детьми или другими членами семей.

Процессы сокращения численности населения и его старения в ближайшее время поставят перед государствами новые проблемы, для решения которых нужно решительно пересмотреть правительственную политику и многие действующие программы, приведя их в соответствие с долгосрочными целями. Чтобы на долгие годы сохранить демографическое равновесие в странах, где население стареет, прежде всего необходимо изменить: пенсионный возраст; уровень занятости населения; уровни, виды и характер отчислений в пенсионные фонды и системы медицинского обслуживания пожилых людей, а также выплаты, осуществляемые этими системами; программы, имеющие отношение к международной миграции (прежде всего – к замещающей миграции).

Современные процессы миграции населения характеризуются достаточной сложностью и многообразием. Учитывая специфику сложившейся миграционной ситуации в России, можно выделить три основных вида миграционных потоков: вынужденная миграция, трудовая или социально-экономическая миграция, нелегальная миграция. Причем, если в начале 1990-х годов основной проблемой государства в миграционной сфере являлось обеспечение прав вынужденных мигрантов, то в последние несколько лет в связи с изменением социально-экономической обстановки в стране акцент в миграционной политике государства объективно сместился в сторону противодействия нелегальной миграции и ее негативных последствий.

1.3 Законодательное регулирование миграционных процессов в России

Участие России в процессах глобализации, ее вовлечение в международный рынок труда требуют государственного регулирования миграции. Законодательное регулирование государственной миграционной политики регламентируется федеральными законами «О занятости населения в Российской Федерации», «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В то же время следует отметить, что основы системного законодательного обеспечения государственной миграционной политики фактически сформированы только в 2003 году после принятия Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и внесения дополнений в Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации». Острота миграционных проблем, а также их влияние на перспективы дальнейшего развития России обусловливают насущную необходимость формирования надежной системы государственного регулирования миграционных процессов на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации.

Миграционные процессы в России имеют две главные стороны: международную миграцию в Россию; внутреннюю миграцию по территории России. Обе эти стороны взаимосвязаны, так, например, мигранты, приезжающие из других стран, должны быть рационально расселены по территории страны. Они должны осваивать незаселенные районы, а не оседать там, где в них нет особой нужды (хотя необходимость дополнительной рабочей силы есть и в крупных городах). Каждая из двух главных сторон процесса миграции содержит свои вопросы: миграция соотечественников в Россию регулируется с использованием других правовых средств, нежели «чужеземцы», миграция соотечественников, сохранивших российское гражданство, иначе, чем утративших его, расселение вынужденных переселенцев требует иных правовых методов, чем добровольных, и т.д. Вместе с тем и притоку вынужденных переселенцев можно придать не стихийную, а определенную направленность, включить их в общий поток желательной миграции. Даже въезд в страну нелегальных мигрантов, как свидетельствует проводимый в некоторых субъектах РФ эксперимент, можно использовать для обоюдной пользы.

Модель правового регулирования миграции должна учитывать и учитывает происходящие процессы, но она не совпадает и не может совпадать с этими процессами, поскольку должна их регулировать, иметь для них ориентирующее значение (в том числе и психологически ориентирующее). Такая модель содержит две главные стороны: внешнюю (формальную) и внутреннюю (содержательную). Внешняя (формальная) сторона – это иерархическая совокупность различных правовых актов и содержащихся в них норм, относящихся к вопросам миграции. В условиях России важно органично включить в такое регулирование не только правовые акты федерального значения, но и субъектов РФ (им осваивать свои территории), а также муниципальные акты (муниципальным образованиям приходится решать многие вопросы расселения людей). Таким образом, необходима стройная система разного рода правовых актов, имеющих единое целевое назначение. Следует помнить и о правоприменительной практике, а как следствие, повышении уровня квалификации и культуры всех работников, имеющих дело с миграцией. По их действиям складывается первоначальный образ страны.

Внутренняя (содержательная) сторона представляет саму концепцию правового регулирования миграции. Она раскрывает содержание тех норм и правовых институтов, которые используются в этих целях, их ориентирующее значение. Эта сторона, в свою очередь, имеет нормативную, правоприменительную и правопсихологическую составляющие. Правоприменительная практика имеет огромное значение для создания образа страны и психологического отношения мигранта.

Таким образом, если говорить о понятии российской правовой миграционной модели в самом общем виде, то она может быть охарактеризована как единая система федеральных, региональных и муниципальных правовых актов и норм, а также правоприменительной практики и организационных способов, регулирующих потоки переселенцев в Россию и по ее территории и оказывающих психологическое воздействие на мигрантов (в том числе потенциальных), в целях увеличения народонаселения и освоения новых районов с учетом особенностей страны.

На сегодняшний день Россия только приступила к формированию всесторонней, научно обоснованной системы регулирования миграционных процессов в Российской Федерации на основе новой Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Новая практика всестороннего государственного регулирования миграции, вопросы распределения компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации находятся в процессе становления. В этой связи законодательное, институциональное, финансовое, информационное, научное и кадровое обеспечение государственного регулирования миграции нуждается в совершенствовании с учетом проблем, возникающих в процессе государственного регулирования миграции.


2. Анализ рынка труда г. Саратова (демографический фактор)

2.1 Обзор саратовского рынка труда

Саратовская область расположена на юго-востоке европейской части России и граничит с Оренбургской, Самарской, Симбирской, Пензенской, Тамбовской, Воронежской и Волгоградской обл. Численность населения области составляет около 2720 тыс. чел. Наиболее крупные города – Саратов (1 млн. жителей), Балаково, Энгельс.

Исторически Саратовский регион формировался как регион с развитой промышленностью и военно-промышленным комплексом. В настоящее время в области насчитывается более 2000 крупных и средних промышленных предприятий. Наиболее развиты электроэнергетика, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, а также деревообработка (производство мебели и строительных материалов) и полиграфия.

В сельском хозяйстве преобладают мясомолочное скотоводство и птицеводство, выращиваются зерновые культуры. Соответственно распространены зерно- и мясоперерабатывающие предприятия.

В последнее время активно развиваются строительная отрасль, торговля (открываются филиалы и региональные представительства предприятий других регионов России и иностранных компаний) и сфера услуг.

На 1 ноября 2006 года численность граждан, ищущих работу и состоящих на учете в службе занятости, составила 21523 человека, из них 20039 человек имели статус безработного. Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения области составил 1,5% (по Российской Федерации 2,2%, по Приволжскому федеральному округу – 1,3%). В 28 районах области уровень безработицы превышал среднеобластной. Наибольший уровень безработицы наблюдался в Балтайском – 3,8%, Ершовском – 3,7%, Советском – 3,1% районах, наименьший в Волжском районе г. Саратова – 0,5%.

На рынке труда наблюдается существенная зависимость соотношения спроса и предложения специалистов от структуры образовательных учреждений региона. В Саратове имеется более 10 вузов, выпускающих специалистов различных направлений. Так, несколько технических вузов готовят специалистов по приборо- и машиностроению, энергетике, информационным технологиям, строительству и архитектуре.

Соответственно, на рынке труда в целом нет острого дефицита технических кадров. Наблюдается переизбыток специалистов в области юриспруденции и экономики (в последние годы экономические факультеты созданы практически при всех вузах).

Достаточно активно работают пользующиеся популярностью различные центры повышения квалификации и переподготовки специалистов по направлениям: менеджмент и маркетинг, финансы, управление персоналом, информационные технологии (от курсов пользователя ПК до обучения языкам программирования).

К основным особенностям рынка труда города и области можно отнести:

относительную стабильность кадрового состава организаций. Не приветствуется частая смена работы, люди держатся за рабочие места. Работодатели достаточно редко идут на увольнение работников;

общую распространенность привлечения новых специалистов по рекомендациям знакомых, работников предприятия и достаточно осторожное отношение к приему на работу сотрудников «с улицы»;

популярность государственных служб занятости;

интерес работодателей к учебным организациям (в т. ч. вузам), осуществляющим подготовку и переподготовку специалистов и часто оказывающим услуги по трудоустройству и подбору персонала для организаций;

сравнительно небольшую загруженность кадровых агентств. Большинство кадровых агентств в целях выживания параллельно осуществляет несколько видов деятельности (юридические услуги, полиграфия, обучение). Кроме того, они больше ориентированы на помощь в трудоустройстве населению, чем на подбор специалистов для фирмы. Практически во всех агентствах оказываются платные услуги ищущим работу, подбор же специалистов для фирм часто либо бесплатен, либо осуществляется на льготных условиях.

Развитие рынка труда непосредственно связано с процессами, происходящими в различных отраслях экономики. Проследим ситуацию в тех из них, динамика развития которых прямым образом отражается на занятости населения региона.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.