скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Уровень разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда

  Следовательно, динамика овладения учащимися основными операциями мышления: анализом, синтезом, сравнением, умозаключением, классификацией и т.п., составляющими основу интеллектуального компонента умственного труда, прямо пропорциональна динамике успеваемости ученика.

  Таким образом, вполне подтверждается наша гипотеза: от сформированности умений, входящих в интеллектуальный компонент культуры умственного труда, от  степени овладения мыслительными операциями, зависит уровень общей успеваемости школьников.

Следует отметить, что, по мнению большинства психологов, сензитивным периодом для формирования мыслительных процессов является период обучения в начальных классах, поэтому учителю начальной школы следует уделять особое внимание развитию логического мышления учащихся как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности, проводить специально организованные занятия по формированию той или иной операции мышления, т.е. заниматься воспитанием интеллектуальной культуры, а также культуры умственного труда в целом.


Заключение:

  В ходе исследования проблемы воспитания культуры умственного труда, мы основное внимание сосредоточили на двух вопросах:

педагогические основы воспитания культуры умственного труда;

 исследование зависимости успеваемости школьников от степени сформированности мыслительных процессов, составляющих  основу интеллектуального компонента культуры умственного труда.

  При характеристике педагогических основ воспитания культуры умственного труда мы установили, что культура умственного труда, включающая в себя личностные, интеллектуальные, организационно-технические и гигиенические компоненты, предполагает воспитание каждого учащегося в индивидуальном режиме. Личностный компонент, являясь приоритетным, оказывает воздействие на все остальные компоненты культуры умственного труда. Тем не менее остальные компоненты этого понятия также  важны для рационального осуществления умственной работы.

   Центральное место в понятии «культура умственного труда» занимают интеллектуальные  умения и навыки, основанные на овладении учащимися основными операциями мышления, - это  умение выделять учебную задачу, осуществлять активную мыслительную обработку

Текста, приводящую к запоминанию этого текста и д.р.

  Основным плацдармом воспитания культуры умственного труда является процесс обучения. Однако в культуру умственного труда входит множество вопросов, изучение которых невозможно включить в содержание учебного процесса. Задача учителя – свести в единый комплекс формируемые знания об учебно-познавательной деятельности.

  В ходе исследования зависимости успеваемости школьников от степени сформированности у них мыслительных процессов, т.е. интеллектуальных умений, мы пришли к заключению, что уровень успеваемости в огромной степени определяется уровнем овладения мыслительными операциями, т.е., в конечном итоге, умением учиться. Таким образом, интеллектуальный компонент, занимая центральное место в понятии «культура умственного труда», действительно является «фундаментом» процесса обучения.

  Наиболее полно воплотившееся в опыте учителей-новаторов педагогика сотрудничества, нацеливает на искоренение существовавшего в школе в течении многих веков, принуждения к учению. Нужно научиться помогать школьникам формировать у себя могучие внутренние стимулы -–жажду и радость познания. В связи с этим воспитание культуры умственного труда приобретает особенно большое значение. Ведь если у школьников не формированы навыки учебного труда, если поэтому учебный труд является для них непосильно тяжелым и в значительной степени безрезультатным, внутренние стимулы к учению выработать невозможно.

  Ключ к оптимизации учебно-воспитательного процесса – формирование учебно-познавательных умений не только на эмпирическом уровне, но и на теоретическом.

  Небольшой и далеко ещ не оптимальный опыт воспитания культуры умственного труда школьников показывает, что разъяснение учителем и осознанное освоение учениками мыслительных операций обеспечивает более полное, глубокое и прочное запоминание изучаемых основ наук, облегчает учебный труд, повышает его производительность, усиливает интерес к учёбе, помогает преодолевать негативное к ней отношение, готовит к продолжению образования и самообразования после школы.

  Для повышения эффективности учебного процесса требуется полномасштабно разработать и внедрить комплексную систему воспитания культуры умственного труда, охватывающую и учебную, и воспитательную работу, как в стенах школы, так и в учебном труде дома.

  В развитии учебно-познавательных способностей учащиеся должны активно участвовать не только учителя  и родители, но и сами школьники. 

  Повышение эффективности всей многогранной работы по обучению учащихся умению учиться – одна из самых главных предпосылок повышения качества образования.

Литература

1.      Азаров Ю.П. Радость учить учиться. – М: Политиздат, 1988, - с.335

2.      Активизация познавательной деятельности младших школьников. Книга для учителя. –Минск: Нар. 1987, с.109

3.      Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. –М: Ось-98, 1988, с.221

4.      Бабаинский Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения // Выбор методов обучения в средней школе/ Под ред. Ю.К. Бабаинского. –М 1987, с.118-131

5.      Бабаинский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. –М.: Знание, 1987, с.91

6.      Баранов С.П. и д.р. : Педагогика.: Просвещение, 1987, - 367с.

7.      Бардин К.В. Как научить детей учиться. –М.: Просвещение, 1987, - 112с.

8.      Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов на Дону, Феликс, 1999, - 416с.

9.      Боденко Б.И. Выявление некоторых причин трудностей в учении// Научно-практические проблемы школьной психологической службы. –М., 1987, -с.104-126.

10.    Буйлис А. На путях научной организации труда// Народное образование, 1983, №1, -с.14-18.

11.    Внедрение научных знаний в учебно-воспитательный процесс. –М.: Знание, 1990, -62с.

12.    Гальперин П.Я. Формирование умственных действий и понятий. –М.: Прогресс, 1965, -206с.

13.    Границкая А.С Научить думать и действовать. –М.: Просвещение, 1991, -172с.

14.    Гролщева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. –М.: Педагогика, 1983, -130с.

15.    Гузин Н.В. Учись учиться. –М.: Просвещение, 1981, -108с.

16.    Гуревич К.М., Горбачёва Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. –М.: Знание, 1992, -79с.

17.    Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. –М.: Педагогика, 1982, -124с.

18.    Ермолаева Б.А. Учись учиться. –М.: Молодая гвардия, 1988, -93с.

19.    Зах А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. –М.: Просвещение, 1984, -318с.

20.    Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории(4-8 классы). –М.: Знание, 1987, -144с.

21.    Зинченко С.Н. Почему детям бывает трудно учиться. –Киев. Рад. Школа, 1990, -54с.

22.    Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. –М.: Просвещение, 1987, 116с.

23.    Игры-обучение, тренинг, досуг / Под. Ред. В.В. Петрусинского. –М.: Новая школа, 1994.

24.    Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.– Педагогика, 1981, -96с.

25.    Калмынова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. _.: Знание, 1981, -184с.

26.    Крупская Н.К. За подлинно политехническую школу// Педагогические сочинения: В 10т. –М., 1959, т.4 с.457.

27.    Кулько В.А., Цэхлистрова Г.Д. Формирование у учащихся умений учиться. - М–: Педагогика, 1983, -80с.

28.    Лернер И.Я. Развитие мышления у учащихся в процессе обучения истории. –М.: Знание, 1982, -108с.

29.    Локалова Н.П. Как помочь слабо успевающему школьнику. –М.: Педагогика, 1995, -94с.

30.    Мейкман И. Важнейшие свойства умственной деятельности. Рига, 1970, -99с.

31.    Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. –М.: Педагогика, 1989, -218с.

32.    Обучение и развитие младших школьников. –Волгоград: ВГПИ, 1990, -111с.

33.    Овчинников Г.С, формирование приёмов мышления в обучении младших школьников. –Челябинск: ЧГПИ, 1987, -82с.

34.    Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М.: Знание, 1979, -144с.

35.    Пономарёв Я.И. Знание, мышление и умственное развитие. –М.: 1967, -118с.

36.    Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. –М.: Педагогика, 1989, -157с.

37.    Примерное содержание воспитания школьников / Под ред. И.С. Марьенко. –М., 1984, с.21-22.

38.    Пупский В.О. Азбука учебного труда. М.: Просвещение, 1988, -144с.

39.    Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников/ Авт. сост. Н.А. Лошкарёва: Главное управление школ Министерства просвещения СССР. –М., 1984, -21с.

40.    Рогов Е.И. Психология познания. –М.: Владивосток, 1998, -176с.

41.    Ростапова Т.А. Общая психология. Динамика умственных способностей детей. –М.: Флинта, 1998, -84с.

42.    Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мгд. Обучение. Здоровье. –М.: Просвещение. 19889, -23с.

43.    Рудиянский Я. Как учиться.  –М.: Просвещение, 1992, -188с.

44.    Русанов Б.А. НОТ школьника. –М.: Просвещение, 1979, -128с.

45.    Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформ школы. –Волгоград: ВГПИ, 1988, -61с.

46.    Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива // Избр. Произведения: В5т. –Киев, 1979-1980, -т.1, с.76-94.

47.    Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. // Избр. Произведения: В5т. –Киев, 1979-1980, -т.2, с.349-357.

48.    Сухомлинский В.А Разговор с молодым директором школы// Избр. Произведения: В5т. –Киев, 1979-1980, -т.2.

49.    Сухомлинский В.А  Сто советов молодому учителю//Избр. Произведения: В5т. –Киев, 1979-1980, -т.2.

50.    Сухомлинский В.А  Воспитание коммунистического отношения к труду. –М.: Учпедизд., 1959, 233с.

51.    Талызина Н.Ы Управление процессом усвоения знания. –М.- Знание, 1975, -204с.

52.    Теоретические основы содержания общего средного образования. /Под ред. В.В. Краевского, И.Я Лернера. –М.: Просвещение, 1983, -164с.

53.    Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. –Ярославль, 1996, -240с.

54.    Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. –Челябинск: ЧГПИ, 1986, -84с.

55.    Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. –М.: Знание, 1987, -76с.

56.    Учить умению учиться / Под ред. В.О. Пупского. –Киев, 1987, -192с.

57.    Хамблин Д. Формирование учебных навыков. –М.: Педагогика, 1986, -160с.

58.    Черевко И.М. Психолого-педагогические основы активизации учебной деятельности учащейся молодёжи. –Брянск, 1993

59.    Шамова Т.И. Активизация учения школьников. –М.: Просвещение, 1982, -126с.

60.    Шевченко С.Д, Школьный урок: как научить каждого. –М.: Просвешение, 1991, -174с.

61.    Щукна Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. –М.: Педагогика, 1988, -203с.


[1] Пупский В.О. Азбука учебного труда –М: Просвещение ,1988,-с74:

[2] Бабаиский Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения // Выбор методов обучения в средней школе. – М, 1981, с.118.

[3] Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников./ Авт. сост. И.А. Лошкарёва – М.,1984, с.18.

[4] Теоретические основы  содержания общего среднего образования./ Под ред. В.В. Краевского; И.Я. Лернера. - М,1983, с.146-147

[5] Пупский В.О. Азбука учебного труда: Книга для учителя М.: Просвещение,1988.

[6] Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе М: Просв-е,1961, с.-16.

 

[7] Шорохова Е.В. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и его значение для психологии мышления // Исследования мышления в советской психологии. - М., 1966, с.96.

[8] Л.В.Реброва «Памятка по анализу-синтезу//Проблемы дидактических средств обучения биологии в школе-М.,1970, с.-101-102

[9] Л.К. Реброва Указ. Сочинения, с.102

[10] Зан А.З, Развитие умственных способностей младших школьников. – М: Просвещение1994, с. 36-44.

[11] Сухомлинский К.Р. Разговор молодым директором школы.// Избр. Просвещ.: К5Т. - Киев,1979,т.4,с.561.

[12] Бабаинский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. –М: Педагогика,1981,с.5

[13] Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.:Педагогика,1982,-с. 115-116.

[14] Сухомлинский К.А. Методика воспитания коллектива// Избр. Произведения: В5 ТТ. Киев ,1979, т.1,с.76

[15] Крупская Н.К. За подлинно политехническую школу// Педагогические сочинения: В 10 т. –М 1959, т.3,с.457

[16] Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. –М, Педагогика,1981,-с.15.

[17] Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека// Избр. произв.: в 5 т. - Киев,1979,-т.2,-с.349

[18] Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М., 1959, -с.133

[19] Кулько В.А., Цехлистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. –М, 1983, с.10.

[20] Бардин К.В. Как научить детей учиться. –М.: Просвещение, 1987, -с.7.

[21] Бардин К.В. Указ. Сочинение, с.9

[22] Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М. Просвещение, 1987, - с.11.

[23] Ермалаева Б.А. Учись учиться. – М.: Молодая гвардия, 1988,- с.17.

[24] Ермолаева Б.А. Учись учиться. – М.: Молодая гвардия, 1988, - с.21.

[25] Ермолова Б.А. Учись учиться. – М.: Молодая гвардия, 1988, -с.48.

[26] Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. – М: Педагогика, 19988, - с.119

[27] Кулько В.А., Цехмистрова Г.Д. Формирование у учащихся умений учиться. –М, 1983, с.67.

[28] Баранов С.П., и др. Педагогика. - М: Просвещения, 1987,-с.261

[29] см. план, рекомендованный Министерством РСФСР в книге «Библиотечно-библиографические занятия школьникам». – М, 1983, с.16-23.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.