скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Технология извлечения знаний из нейронных сетей: апробация, проектирование ПО, использование в психолингвистике

Общий вид гипотезы Н зависит от цели обобщения и выбранного способа представления знаний. Методы обобщения, включающие модели классификации, формирования понятий, распознавания образов, обнаружения закономерностей, определяются целями обобщения, способами представления знаний, общими характеристиками фактов, критериями оценки гипотез.

Для обобщения по выборкам совокупность фак­тов F имеет вид обучающей выборки – множества объектов, каждый из которых сопоставляется с именем некоторого класса. Целью обобщения в этом случае может являться:

-           формирование понятий: построение по данным обучающей выборки для каждого класса максимальной совокупности его общих характеристик [4];

-           классификация: построение по данным обучающей выборки для каждого класса минимальной совокупности характеристик, которая отличала бы элементы класса от элементов других классов;

-           определение закономерности последовательного появления событий.

К методам обобщения по выборкам относятся лингвистические модели, методы автоматического синтеза алгоритмов и программ по при­мерам и другие [2].

В методах обобщения по данным априорное разделение фактов по классам отсутствует. Здесь могут ставиться следующие цели:

-           формулирование гипотезы, обобщающей данные факты;

-           выделение образов на множестве наблюдаемых данных, группировка данных по признакам (задача формиро­вания понятий, определенная в модели обобщения по выборкам, также часто ставится без априорного разбиения обучающей выборки по классам) [4];

-           установление закономерностей, характеризующих совокупность наблюдаемых данных [5].

Рассмотрим кратко связь между задачами обобщения и классификации и задачами, решаемыми в рамках теории вероятностей и математической статистики. В математической статистике ставятся и решаются задачи вывода новых знаний на основании анализа совокупности наблюдений, при этом устанавливаются частотные закономерности появления событий: определяются общий вид и параметры функций распределения вероятно­стей событий по данным наблюдений, делаются выводы о степени статистиче­ской зависимости наблюдаемых случайных величин, проверяются гипотезы о характеристиках случайного события. Действительно, в задаче формализации и вывода знаний о реальном мире нельзя не учитывать наличия стати­стических закономерностей в его проявлениях. Общая же задача формирования гипотез по данным наблюдений не ограничивается установлением статистических закономерностей. Так, разработаны формально-логические модели выдвижения гипотез [6], которые используются в теории искусственного интеллекта.

С точки зрения способа представления знаний и допущений на общий вид объектов наблюдений, методы обобщения делятся на методы обобщения по признакам и структурно-логические (или концептуальные) методы [2]. В первом случае объекты представляются в виде совокупности значений косвенных признаков. Методы обоб­щения и распознавания по признакам различаются для качественных (номинальных или порядковых) и количественных (измеримых) значений признаков. Структурно-логические методы, в отличие от признаковых, предназначены для решения задачи обобщения на множестве объектов, имеющих внутреннюю логическую структуру (последовательности событий, иерархически организованные сети, характеризуемые как признаками и свойствами объектов – элементов сети, так и отношениями между ними). В формально-логических системах, использующих структурно-логические методы обобщения, вывод общих следствий из данных фактов называют ин­дуктивным выводом. Сформулированы основные вопросы, на которые долж­ны давать ответы индуктивные логики и методы выдвижения гипотез:

1.         Явля­ется ли гипотеза Н обоснованной данным знанием?

2.         Существуют ли методы обосно­вания Н при данном знании?

3.         Каковы условия для Н при данном знании, такие, что Н дает наиболее разумное и интересное объяснение?

4.         Существуют методы для выдвижения гипотез на основании данного знания, дающих наи­более разумное и интересное объяснение изучаемого явления?

В экспертных системах (ЭС) для представления знаний об объектах используются обычно модификации языка исчисления предикатов без ограничения арности предикатных символов или адекватные им по выразительной мощности семантические сети [2]. Моделям обобщения на семантических сетях свойственны черты как алгоритмов обобщения по признакам, так и индуктивной логики. Здесь также определяется набор операторов, используе­мых при формировании обобщенного представления (гипотезы) Н, и выдвига­ются критерии оценки "интересности" и обоснованности гипотез. Кроме того, в этих моделях широко используется характерный для обобщения по качест­венным признакам [7] аппарат теории покрытий и устанавливаются отношения на множестве значений при­знаков объектов-элементов сети. Методами структурного обобщения реша­ются обычно задачи классификации, формирования понятий, анализа сцен [2].

Для задачи обобщения по признакам известен следующий результат: каков бы ни был реальный вид разделяющей функция y (в общем случае – индуктив­ной гипотезы Н) и алгоритм ее формирования по обучающей выборке, всегда найдется такая (непустая) обучающая выборка, что сформированная функция y ' (гипотеза Н') явится некорректной (ложной).

В связи с этим гипотезы принято оценивать с точки зрения их "разумности", "рациональности", "интересности". В [6] рациональ­ность ответа на вопрос 1 (см. выше) индуктивного вывода понимается следующим обра­зом. Пусть F – имеющиеся истинные утверждения, а j – эмпирические данные. Тогда для порождаемой ложной гипотезы F,jÞy вероятностная мера наблюдения y на j должна быть мала (например, меньше 0,05).

Можно оценивать гипотезы с точки зрения мощностей подмножеств покрываемых ими элементов обучаю­щей выборки. В ряде исследований для подтверждения или отрицания выдвигаемой гипотезы используются методы автоматического порождения новых элементов обучающей выборки, которые выдаются для классификации эксперту. Решающее правило переопределяется, пока не будет достигнута равновесная ситуация [2].

1.2.1.1. Трудности при разработке экспертных систем

К настоящему времени в теории классических экспертных систем разработана формализованная технология извлечения и представления экспертных знаний. Однако, существует целый ряд трудностей [8]:

-           Построение ЭС не под силу конечному пользователю, не обладающему экспертными знаниями о проблемной области.

-           Необходимость привлечения человека-эксперта в проблемной области, который является носителем знаний. Кроме трудности нахождения эксперта (его может и не быть), необходимо добавить еще и возможные трудности взаимодействия эксперта со специалистом-когнитологом (именно последний, путем диалога с экспертом, оформляет полученные от эксперта знания в выбранном формализме представления знаний).

-           Имеющаяся оболочка ЭС и/или используемая ей модель представления знаний могут плохо подходить для выбранной проблемной области, задачи. Это часто вынуждает разрабатывать программный инструментарий "с нуля".

-           Процесс извлечения знаний из эксперта, их формализация, проверка на непротиворечивость и устранение противоречий очень длителен, несмотря на наличие программных средств автоматизации. До получения первого прототипа системы проходит длительное время (месяцы), и до этих пор нельзя определить, возможно ли построение ЭС, решающей поставленную задачу с заданной степенью точности и увеличивающей точность решения при дальнейшем пополнении базы знаний, либо достижение заданных характеристик системы невозможно. Это может вести к большим материальным затратам в последнем случае. Другими словами, один из самых первых этапов при разработке любой информационной системы – анализ реализуемости – при разработке ЭС откладывается до момента построения исследовательского прототипа системы.

Перечисленные трудности препятствуют широкому применению теоретических методов и программных оболочек ЭС на практике.

1.2.2. Методы извлечения знаний из таблиц данных

1.2.2.1. Технология извлечения знаний из таблиц данных

В настоящей работе исследуется извлечение знаний из таблиц данных при помощи математических или эмпирических методов обработки данных и моделирования. Фактически, в индустрии обработки данных существуют некоторые формальные схемы обработки данных и анализа результатов. Так, общая схема обработки данных методами математической статистики приведена в [9]:

1.         Анализ исследуемой системы или объекта. В ходе анализа определяются: основные цели исследования на содержательном уровне; совокупность единиц (объектов, измерений,..), представляющих предмет исследования; перечень показателей (свойств), характеризующих состояние или поведение каждой из исследуемых единиц; степень формализации и детализации этих показателей при сборе данных; моменты, требующие дополнительной проверки перед составлением детального плана исследований; формализованная постановка задачи (например, на статистическом уровне, т.е. включающая вероятностную модель изучаемого явления и природу статистических выводов, к которым должен или может прийти исследователь в ходе обработки массива данных).

2.         Составление плана сбора исходной статистической информации: определение типа выборки случайная, пропорциональная и т.п.; определение требуемого объема выборки и продолжительности наблюдений; планирование активного эксперимента (если допускается задачей и исследуемым объектом).

3.         Сбор данных и их ввод в ЭВМ.

4.         Первичная статистическая обработка данных: статистическое описание совокупностей данных с определением пределов варьирования переменных; анализ резко выделяющихся наблюдений, принятие решения об исключении выделяющихся наблюдений или дальнейшем уменьшении учета их вклада с помощью некоторой весовой функции, убывающей по мере роста степени аномальности наблюдений; восстановление значений пропущенных наблюдений; проверка однородности нескольких порций исходных данных (требуется при разделении в пространстве и/или времени моментов получения этих порций данных); проверка статистической независимости последовательных наблюдений; унификация типов переменных; экспериментальный анализ закона распределения исследуемой генеральной совокупности и параметризация распределений.

5.         Составление плана вычислительного анализа статистического материала.

6.         Вычислительная реализация обработки данных.

7.         Осмысление, интерпретация и подведение итогов исследования.

Как при использовании традиционных статистических методов анализа данных, так и при использовании нейронных сетей приведенная схема действий остается без изменений. При этом пункты 5-7 детализируются в зависимости от целей и задач исследования и применяемых методов.

1.2.2.2. Таблица эмпирических данных

Строгие математические методы построения статистически достоверных решающих правил разработаны для случаев, когда о распределениях генеральных совокупностей образов известно абсолютно все: виды законов распределений и все их параметры, априорные вероятности появления образов, матрица потерь от ошибок и т.д.

К сожалению, при решении реальных задач такие условия не встречаются. Обучающая выборка каждого из k образов S1, S2,…,Sk представлена конечным числом mi реализаций, описанных n характеристиками x1,x2,…,xn. Сведений о законах и параметрах распределения генеральных совокупностей Gi образов нет. Неизвестна связь обучающей выборки с генеральными совокупностями (неизвестна степень "представительности" выборки). Владелец обучающей выборки имеет туманные представления об априорной вероятности появления различных образов Pi и о матрице стоимости ошибок распознавания Cij. Выборка может быть очень небольшой, в данных могут быть ошибки и пробелы, признаки могут быть измерены в разных шкалах [7], среди признаков могут быть неинформативные, "шумящие" признаки.

Для приведения ситуации к виду, при котором можно было бы применить тот или иной статистический алгоритм, нужно к имеющейся объективной информации добавить ряд субъективно выбираемых предположений или гипотез. Этот этап привнесения эвристических гипотез имеет место во всех случаях решения реальных задач, и поэтому деление алгоритмов на "строгие статистические" и "нестрогие эвристические" не имеет смысла [10].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.