скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Роль семьи в формировании потребности в самоутверждении у сельского школьника

6.  Беседа с объектом исследования.

Мать Иры не достаточно знает о воспитательном потенциале семьи, но преобладает много информации о индивидуальных особенностях своего ребенка. В ходе беседы дали рекомендации объекту исследования.

7.  Анкета для родителей.

Вывод: по результатам анкеты выявилось, что у матери есть педагогические навыки, но их не достаточно для формирования потребности в самоутверждении.

Присутствует желание воспитывать ребенка. Для большей информации о воспитании и их самоутверждении было проведено родительское собрание.

8. Анкета для родителей «Общение в семье».

Была направлена на изучение условий воспитания в семье. По результатам диагностики выявилось, что мать в воспитательной работе чаще всего из методов использует требование. Но единство требований соблюдается не всегда. Из видов поощрения чаще всего использует похвалу и одобрение. Мать иногда наказывает ребенка физически. Дети иногда делятся секретами с родителями, что говорит о низкой степени взаимопонимания между ними. Родители не всегда контролируют свое собственное поведение ради воспитания детей, но уважают ребенка как личность. Таким образом, в семье созданы практически все условия для воспитания детей.

9. Родительское собрание « Семья важнейший институт воспитания детей: опыт, трудности, проблемы».

В ходе собрания родители обсуждали ситуации, отвечали на вопросы анкеты, обменивались мнениями, отвечали на поставленные вопросы. Пытались найти пути выхода из предложенных ситуаций, высказывали свое мнение.

Родители обменивались опытом воспитания детей. И в конце встречи отметили актуальность обсуждаемых ситуаций. Родители выявили желание посещать данные мероприятия, т.к. они помогают воспитывать детей.

В ходе семинара было предложено ряд занятий, в которых чередовался вид деятельности. Родителям была предложена полезная информация по воспитанию ребенка в семье.

10. Основным видом работы с родителями является консультирование, которое мы также включили в исследование. Оно было направлено на формирование у родителей знаний эффективного воспитания детей. В ходе консультирования мы познакомили родителей с результатами проведенных диагностик, с успеваемостью Иры Н. в школе. Они активно отвечали на поставленные вопросы, спрашивали совета. На вопрос: «Какие методы воспитания вы используете?». Они выделили следующие методы:

- требование;

- поощрение;

- наказание (в редких случаях).

А на вопрос: «Не хотите ли Вы поменять свои методы и почему?», родители ответили положительно. Они считают, что в определенных случаях нужно использовать не наказание, а другие, более эффективные методы.

В ходе консультирования были даны советы по проблемам воспитания ребенка в семье.

11. В конце исследования мы провели повторную диагностику, чтобы выявить достоверность поставленной гипотезы.

С родителями было повторное проведение методик. В диагностиках родители выделяют, что они стали применять методы убеждения, из видов поощрений – одобрение. Они стали больше времени уделять детям, т.к. поняли, что это необходимо для полноценного развития и становления личности в обществе и для формирования потребности самоутвердиться.

Таким образом, проведенные мероприятия положительно повлияли на родителей, и они частично изменили свое отношение к воспитанию детей.

Результаты позволили выделить следующие рекомендации для родителей, которые направлены на формирование и выбор самых эффективных методов воспитания в семье.

1.  Проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:

- роль родителей в формировании потребности в самоутверждении; адекватного поведения в отношении к сверстникам;

- значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, отношений между ними;

- взаимоотношения в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми;

- воспитание детей с учетом пола и возраста;

- наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей.

2.Проведение индивидуальных тематических консультаций, психологических занятий с родителями.

3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательном процессе:

- совместные творческие дела;

- помощь в укреплении материально-технической базы.

4. Расположение к общению: использование общепринятых фраз, сдержанное и доброжелательное общение, ровное отношение к каждому члену семьи, отсутствие отрицательных эмоциональных реакций.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема участия семьи в воспитании своего ребенка на сегодняшний день стоит очень остро. В силу сложной экономической ситуации, главы семейства, зачастую, вынуждены направлять все свои силы на процесс обеспечения материального благополучия семьи, в то время как процесс воспитания ребенка, хорошо если предоставляется матери (при наличии у неё такой возможности). Часто дети, уже начиная с младшего школьного возраста предоставлены сами себе, улице. Данный факт, конечно же отражается в общем уровне воспитания современных школьников.

Очень актуальна проблема «занятого папы». Задача отца, не только обеспечить материальное благополучие семьи, но и наравне с матерью участвовать в воспитании и развитии ребенка, начиная с самого раннего возраста.

Только в этом случае, можно будет добиться реализации требуемых обществом от своих будущих полноправных членов потребности в самоутверждении.

Ребенок, особенно в период с 7 до 10 лет испытывает необходимость в общении именно с родителями, т.к. на это время приходится пик активности по формированию тех или иных особенностей личности, и поэтому именно в это время необходимо проследить за формированием желания и возможности ребенка самоутвердиться. И если данная потребность не удовлетворяется, постепенно влияние авторитета семьи на ребенка снижается, и последний, зачастую, выходит из-под контроля семьи, подпадая под власть других авторитетных для него личностей.

В том случае, если семья принимает участие в воспитании, важно еще педагогически правильно координировать её деятельность. Она должен обеспечивать поддержку своего авторитета, при этом совершенно не пользуясь силовыми методами, заинтересовывать ребенка

Процесс формирования потребности к самоутверждению как уже говорилось сложный психологический процесс, и, поэтому родителям особое внимание следует обращать на уровень самооценки ребенка, и всячески его завышать в рамках разумного, иначе, в противном случае развитие ребенка может пойти не по прогрессивному, а по регрессивному пути.

Благодаря своей репродуктивной функции семья является источником продолжения человеческой жизни. Именно в семье формируются те качества личности, которые представляют ценность для общества, в том числе и потребность в самоутверждении.

В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам: что семья является главным социальным институтом, т.к. именно в ней осуществляется воспитание детей, и именно она является фактором социализации ребенка в обществе.

В ходе практической деятельности была выбрана семья, с которой проведен ряд диагностических методов. По их результатам выявилось, что семья в целом благополучная, но недостаточно уделяет времени воспитанию детей.

После применения данных методов мы провели повторную диагностику, которая показала, что выбранные методы эффективны в работе с семьями и в большей степени воспитание стало рассматриваться как благоприятный фактор потребности в самоутверждении.

Таким образом, мы считаем, что поставленная гипотеза подтвердилась в ходе проведения исследования.

Семья и ребенок зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность всебе, в своих силах и возможностях, умения бороться с трудностями все это зарождается в дружной, теплой атмосфере дома.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Антонов А.И. Семья, - какая она и куда движется // Семья в России.- 1999г.

2. Анзорг Линда. Дети и семейный конфликт. М.: "Просвещение", 1987 г.

3. Блага К., Шебек М. Я - твой ученик, ты - мой учитель. М.: "Просвещение", 1991 г.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностке. Киев: "Наукова думка", 1989г.

5. Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо и др.М.: 1984

6. Волкова Е.М. Трудные дети или трудныеродители? М.:”Профиздат",1992 г.

7. Гаврилова Т.Г. Учитель и семья школьника.М.:1988г.

8. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни.М.:1991г.

9. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни.М.: "Просвещение", 1990 г.

10. Ивашенко. Как работать с проблемной семьей. // Социальная педагогика.2004г.

11. Клеманович И.А. Современнаясемья: структура, специфика, воспитательные возможности.// Воспитание школьников – 1998г.

12. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: "Просвещение", 1988 г.

13. Ковалев С.В. Психология семейного воспитания. Минск.: 1980 г.

14. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.М.: «Академия»,1999г.

15. И.С.Кон . Дружба. М.: "Просвещение", 1980 г.

16. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: "Педагогика", 1991 г.

17. Макаренко А.С. Книга для родителей Л.: "Лениздат", 1981 г.

18. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Пед.сочинения 8т. – М.; 1983г.

19. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: 2000 г.

20. Обухов Я.Л. Образ-рисунок-символ// Журнал практического психолога, N 2, 1996 г.

21. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: "Просвещение", "Учебная литература", 1996 г.

22. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. М.: "Просвещение", 1991 г.

23. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогика, 1975 г.

24. Поливанова Л.Б. Психологическое содержание подросткового возраста.// Вопросы психологии N5 1992 г.

25. Психология (словарь) под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского М.:

Изд. политической литературы, 1990 г.

26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: "Владос", 1996 г.

27. Рогов Е.И. Психологические тесты.М.:

28.Целуйко В.М. Психология современной семьи. М.: 2004 г.


Приложение 1

ПАСПОРТ СЕМЬИ

Ученица 2 класса МОУ «Подболотная СОШ» Вологодской области, Бабушкинского района.

1. Общие сведения о родителях и других членах семьи

№ п/п Ф.И.О. Возраст Образование Место работы
1 Мать: Ольга Александровна 32 года

Неполное

среднее

Временно не работающая
2 Отец: нет

Жилищные условия: свой благоустроенный дом.

Материальное положение: удовлетворительное.

2. Общие сведения о детях

№ п/п Ф.И.О. Возраст Где учится
1

Ирина Александровна Н.

Александр Алексеевич Н.

8 лет

7 лет

МОУ «Подболотная СОШ»

Интересы детей: слушать музыку, играть, читать, смотреть dvd.

Микроклимат в семье: достаточно здоровый.

Уровень педагогической культуры матери: средний


Приложение 2

ТЕСТ «Кто вы своему ребёнку: родитель или приятель?»

Многие психологи считают, что родители, пытающиеся играть роль приятеля в отношениях с детьми, забывают о том, что самой природой им предназначено быть опорой своему ребёнку.

Родитель или приятель? Попробуйте найти для себя ответ в этом тесте.

1. Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который Вам очень нравится, на программу рок-музыки. Что Вы делаете?

а) выполняете просьбу и смотрите рок-шоу вместе с ней?

б) отвечаете, что ей придётся подождать, пока закончится фильм?

в) обещаете купить для неё портативный телевизор?

г) записываете фильм на видео, а дочери позволяете смотреть рок-шоу?

2. Вы видите в своих детях:

а) людей равных себе?

б) тех, кто может помочь Вам заново пережить свою молодость?

в) маленьких взрослых?

г) тех, кто постоянно нуждается в Ваших добрых советах?

3. Вы родитель средних лет и гордитесь своей шевелюрой. Какую причёску Вы носите?

а) которая больше всего Вам подходит?

б) которая отвечает последней моде?

в) которая копирует причёску любимой рок-звезды?

г) которая копирует стиль сына (дочери)?

4. Поговорим о Вашем возрасте:

а) знают ли дети, сколько Вам лет?

б) Вы предпочитаете не признавать и не подчёркивать разницу в возрасте между Вами и детьми?

в) скрываете ли Вы свой возраст от детей?

г) настаиваете ли Вы на том, что знаете больше, потому что старше?

5. Как Вы одеваетесь?

а) подражаете стилю рок-звезды, любимой сыном (дочерью)?

б) стараетесь следовать стилю сына (дочери), полагая, что это поможет установить более тесную связь между Вами?

в) выбираете ту одежду, которая лучше всего Вам подходит?

г) следуете молодёжной моде, потому что так Вы чувствуете себя моложе?

6. Как Вы поступаете, если заметите, что сын-подросток вдел в ухо серьгу?

а) посчитаете, что это его личное дело?

б) станете подшучивать над его женственностью?

в) скажете, что это модно, не желая чтобы он счёл Вас старомодным?

г) купите такую же серьгу и нацепите её, чтобы составить сыну компанию?

7. Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а Вы:

а) затыкаете уши ватой и делаете свои дела?

б) уменьшаете громкость?

в) миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется?

г) говорите, что это потрясающе, хотя на самом деле музыка буквально бьёт Вас по голове?

8. При споре с детьми Вы:

а) редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не стали отвергать Вас вовсе?

б) соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор бесполезен?

в) позволяете им иметь последнее слово, потому что жизнь так коротка?

г) признаете, что они правы, если они действительно правы?

9. Дочь пригласила в гости сверстников, а Вы:

а) предоставляете их самим себе: пусть делают, что хотят?

б) составляете им компанию, стремясь держаться на равных?

в) спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей тоже такими весёлыми, как мы?

г) ни во что не вмешиваетесь, а даёте понять, что Вы всегда рядом, если что-то произойдёт?

10. Дочь собирается на дискотеку, но Вас не берёт, а Вы:

а) не удивляетесь, потому что они знают, как Вам трудно выдержать эти новые танцы?

б) печалитесь, потому что хотели потанцевать вместе с ними?

в) обижаетесь, потому что они не хотят разделить с Вами своё веселье?

г) расстраиваетесь, потому что готовились к такому случаю пощеголять в облегающих джинсах и металлических побрякушках?

11. Как Вы пытаетесь вести себя как будто Вы не старше своих детей, почему Вы так делаете?

а) чтобы быть с детьми в хороших отношениях?

б) потому что это позволяет сократить разницу в возрасте?

в) потому что это может больше удержать семью вместе?

г) потому что это для Вас естественно?

12. В отношениях со своими детьми Вы:

а) обращаетесь с ними как со взрослыми?

б) обращаетесь с ними как с маленькими?

в) стремитесь быть их приятелем?

г) ведёте себя так, как должно родителям


Приложение 3

ТЕСТ «Понимаете ли Вы своего ребёнка?»

1. Я знаю, кто его (её) лучший друг:

1) совершенно точно;

2) приблизительно;

3) не знаю.

2. Мой сын (дочь) поссорился со своим лучшим другом:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.