скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Религия в контексте общества потребления

В общем и целом эпоха модернизма стремилась к открытию всеобщих научных законов развития природы и общества и их использованию в деятельности человечества. Ее представителей объединяла вера в социальный и научный прогресс и установление на этой основе господства человека над природой, социальной справедливости и гуманизма.

Постмодернизм определяется как тенденция в культуре последних десятилетий, затронувшая самые разные области знания, в том числе и философию. Постмодернистские дискуссии охватывают большой круг социально-философских проблем, касающихся внешней и внутренней жизни индивида, политики, морали, культуры, искусства и т.д. Основной характеристикой постмодернистской ситуации стал решительный разрыв с традиционным обществом, его культурными стереотипами. Все подвергается рефлексивному пересмотру, оценивается не с позиций традиционных ценностей, а с точки зрения эффективности. Постмодернизм рассматривается как эпоха радикального пересмотра базисных установок, отказа от традиционного мировоззрения, эпоха разрыва со всей предшествующей культурой.

Статус философского понятия постмодернизм получил в 80-е годы благодаря работам французского мыслителя Ж. - Ф. Лиотара, распространившим дискуссию о постмодернизме на область философии. Начало отсчета существования постмодернистской философии связывают с работой Ж. - Ф. Лиотара "Состояние постмодерна", вышедшей во Франции в 1979 году. Хотя термин начинает употребляться еще в первой половине ХХ века (Р. Панвиц, Ф. де Ониз, А. Тойнби) и затем получает широкое распространение для характеристики новых веяний в искусстве и литературе. Основополагающие произведения виднейших теоретиков постмодернизма были написаны еще в середине 70-х: Ж. Деррида и Р. Барт, к примеру, активно публиковались в начале 70-х; М. Фуко, который сейчас активно переводится, умер в 1984 г. Лиотар понятие "постмодернизм" использует для характеристики уже утвердившихся в обществе тенденций. Российский исследователь постмодернизма И. Ильин справедливо полагает, что постмодернизм как культурное направление первоначально оформился в русле постструктуралистских идей и существовал в относительно узкой философско-литературоведческой сфере. В этот период он был представлен такими мыслителями, как Ж. Деррида (р. 1930), М. Фуко (1926-1984), Ж. Делез (1925-1995), Ф. Гваттари (1930-1992), Ю. Кристева (р. 1941), П. де Ман, Дж. Хартманн, Х. Блум, и Дж.Х. Миллер и др.

Яркий представитель постструктрализма и постмодернизма - Жак Деррида, который отбросил всякую возможность установить для текста какой-либо единственный и устойчивый смысл. С его именем связан способ прочтения и осмысления текстов, который он назвал деконструкцией и которая выступает у него основным методом анализа и критики предшествующей метафизики и модернизма. Сущность деконструкции связана с тем, что любой текст создается на основе других, уже созданных текстов. Поэтому вся культура рассматривается как совокупность текстов, с одной стороны, берущих начало в ранее созданных текстах, а с другой, - генерирующих новые тексты.

Всех представителей постмодернизма объединяет стиль мышления, в рамках которого отдается предпочтение не постоянству знания, а его нестабильности; ценятся не абстрактные, а конкретные результаты опыта; утверждается, что действительность сама по себе, т.е. кантовская "вещь в себе", недоступна для нашего познания; делается акцент не на абсолютность истины, а на ее относительность. Поэтому никто не может претендовать на окончательную истину, ибо всякое понимание является человеческим истолкованием, которое не бывает окончательным. Кроме того, на него оказывают существенное влияние такие факты, как социально-классовая, этническая, расовая, родовая и т.д. принадлежность индивида.

Характерная черта постмодернизма. Все, что до постмодернизма считалось устоявшимся, надежным и определенным: человек, разум, философия, культура, наука, прогресс - все было объявлено несостоятельным и неопределенным, все превратилось в слова, рассуждения и тексты, которые можно интерпретировать, понимать и "деконструировать", но на которые нельзя опереться в человеческом познании, существовании и деятельности. Отношение к постмодернизму в современной российской философии противоречиво. Большинство философов признают постмодернизм в качестве своеобразного культурного направления и находят его основные принципы и положения характерными для современной эпохи. Другие мыслители высказывают полное неприятие постмодернизма, определяя его как вирус культуры, "декадентство", "историческую немощь" [10], усматривая в постмодернизме очередной призыв к имморализму и разрушению любых этических систем. Отрицая законы и осуждая существующие общественные системы, постмодернизм угрожает всем политическим системам. Создаваемые постмодернизмом новые формы искусства, шокируя своим вещизмом, эпатируют общество. Постмодернизм часто воспринимается как антипод культуры гуманизма, как контркультура, отрицающая запреты и границы, культивирующая пошлость.

Отношение к постмодернизму у многих философов и искусствоведов достаточно жесткое и негативное. Его оценивают как "распад сознания", "вырождение социологии", "научный миф", "химеру", "повседневный апокалипсис", "гипермодернистскую агрессию", "прогресс к смерти" [11] ; постмодернисты - "настоящие "подпольщики" в моральной сфере, наслаждающиеся свободой от обычной человеческой нравственности..." [11] и т.д.

Сторонники такого взгляда на постмодернизм не воспринимают его как серьезную попытку создать нечто новое по отношению к академической философии. Постмодернистскую культуру нередко сравнивают с культурой поздней античности, с ее настроением "конца истории", когда все уже высказано до конца и исчезла почва для новых, оригинальных идей.

Другими философами постмодернизм воспринимается как определенное умонастроение периода кризиса. Постмодернизм рассматривают как современную историческую эпоху культуры, которая в широком смысле понимается как "глобальное состояние цивилизации последних десятилетий, вся сумма культурных настроений и философских тенденций" [12], как иная форма культурного сознания. В этом определении постмодернизма усматриваются попытки установить его связь с предшествующими философскими направлениями. Постмодернизм выражает самим фактом своего существования одну из универсальных тенденций развития культуры, поэтому позиция философов, признающих в целом, несмотря на деконструктивизм, позитивность постмодернизма, представляется нам наиболее перспективной.

Во-первых, безусловно, положительным в постмодернизме является его обращение к философскому осмыслению проблемы языка. Для философии XX в., по-прежнему занятой проблемой поиска "подлинного" человеческого бытия, было характерным пристальное внимание к языку, понимание его основополагающей роли в культуре, а не только как средства передачи "идей". В связи с этим появляются лингвистически ориентированные варианты герменевтики, аналитическая философия. Интерес к языку и символу стал основанием метода структурного языкознания (Ф. Соссюр), социологии языка (Э. Сепир, Б. Уорф), превращения сферы бессознательного в особого рода организованный язык (Ж. Лакан), обнаружение символов-архетипов коллективного бессознательного (К. Юнг, неофрейдизм), трактовка языка как голоса бытия (М. Хайдеггер), открытие в языке шифров изначального смысла бытия (К. Ясперс) и др.

Во-вторых, позитивность постмодернизма заключается в его обращении к гуманитарным корням философии: литературному дискурсу, диалогу и т.д. Виднейшие представители постмодернизма ставят своей целью помочь читателю понять текст, раскодировать знаки, раскрыть и по - своему осмыслить авторские идеи. Например, философия для Ж. Деррида является центром, объединяющим гуманитарные науки и искусство в единую систему. Так постмодернизм подчеркивает тесную связь литературы и философии.

В-третьих, положительным в постмодернизме является его приоритетное отношение к проблеме сознания. В этом плане постмодернизм находится в русле развития всей современной мировой философии, рассматривающей проблемы когнитивной науки (включая и когнитивную психологию), и модную тему искусственного интеллекта, и вопросы, связанные со средствами массовой информации, вне которой сложно представить сегодня жизнь человека.

В-четвертых, отказ от традиционных ценностей в постмодернизме имеет, кроме отрицательных, позитивные моменты. Разрушение рациональных стандартов происходит ради признания многообразия современных проектов жизни, научных концепций, социальных взаимоотношений.

Постмодернизм как современное мироощущение можно сравнить с модернизмом, который также в свое время возник как своеобразный протест против действительности и создал новые направления в философии и искусстве. Уже сами названия "постмодернизм" и "модернизм" нацеливают на сопоставление, чтобы выяснить точки соприкосновения и определить характер связи этих понятий. В искусстве модернизм традиционно понимался как художественное направление конца XIX-начала ХХ века. Иногда рассматривают понятие "модернизм" в двух смыслах. В широком смысле модернизм подразумевает эпоху Нового времени, в узком смысле - это рубеж XIX-XX веков. Мы понимаем модернизм как художественное направление конца XIX-начала ХХ века, охватывающее все сферы культуры и ориентированное на синтез религиозных и философских идей. Модернизм создал идею единой религии, основанную на синтезе оккультизма, мистики и христианства, единого искусства, единой философии. Как феномен в философии модернизм понимается как идеологическое течение в европейской философии, направленное на преобразование и обновление. Термином "постмодернизм" мы обозначаем направление в современной культуре и одновременно современную культурную эпоху.

Проблема соотношения модернизма и постмодернизма не решается в философии однозначно. Некоторые сторонники близости модернизма и постмодернизма считают, что основные концептуальные положения постмодернизма сформировались благодаря нежизненности модернизма. Концепции современного постмодернизма доказывают развитие и трансформацию культуры модернизма, сущность которого остается неизменной при многообразии интерпретаций его идей. С этой точки зрения, постмодернизм является переходным типом культуры, возникшим на модернистской основе и использующим её язык и понятия. Поэтому не стоит рассматривать постмодернизм как полную ревизию наследия предыдущих эпох, это может привести к искажению видения не только прошлого, но и будущего.

§ 2. НРД - как заявка на духовное главенство в обществе эпохи постмодернизма

Поговорка "все новое - это хорошо забытое старое" оказалась абсолютно справедлива в религиозной сфере нового религиозного неоязыческого и абсолютно синкретичного движения "Нью Эйдж". "Новизна мышления" в "Нью Эйдж" - это всего лишь возрождение самых архаичных религиозных представлений человечества. Ньюэйджевская синкретическая религиозность трансформирует и адаптирует под стандарты современного общества потребления элементы гностических сект ранних веков христианства, восточной, античной и гуманистической философий, западной средневековой магии, иудейской кабалистики, восточного мистицизма, древних языческих религий.

Среди всех элементов можно выделить два фундаментальных компонента "Нью Эйдж": гностицизм и мистицизм, которые определяют акцент данного движения на эзотерическом знании и индивидуальном внутреннем опыте, на космическом характере священного и представлении о Боге как безличном принципе, растворенном в мировом бытии.

Существенной характерной чертой "Нового века" является явно антихристианский характер движения, который декларируется либо прямым отрицанием христианства, как мифа, либо притязаниями исправить его "ошибки". Но прежде чем поговорить обо всем подробнее, выделим специфические черты движения "Нью Эйдж".

"Нью Эйдж" - это русская транскрипция английского "New Age", буквально означающего "новый век", "новая эра". New Age представляет собой движение, т.е. систему групп, не связанных между собой ни централизованной организацией, ни нормативными догматикой и культом.

Элементы New Age могут иметь самое разное происхождение, методы и цели: интерес к Востоку, йога, медитация, дзен, альтернативная медицина, астрология, магия, спиритизм, экология и т.д. Однако, в лагере увлеченных идеями и ритуалами New Age существует нечто общее, что позволяет видеть в этой пестрой компании целостное явление, занимающее определенное место среди НРД. Это специфическое мировоззрение, которое разделяют люди, независимо от форм их религиозных практик, как впрочем, и от факта наличия либо отсутствия таковых.

В рамках движения можно выделить два направления по характеру целевой аудитории - это популярный и интеллектуальный New Age. Характерным для популярного направления является оккультный аспект, принимающий часто самые примитивные формы современных суеверий, привлекательных для широкой аудитории. Философские основы интеллектуального New Age легко спутать с секулярным гуманизмом. Оба направления считают себя альтернативными "путями спасения" для человечества [13].

New Age оформился в 60-70 гг. XX в., проросший на почве, подготовленной новыми религиозными движениями с одной стороны, рационализмом протестантского христианства с другой, и секуляризмом с третьей, питаемый концепциями индуизма, буддизма, гностицизма, герметизма, облеченными в упрощенные формы сообразно современному массовому стандарту религиозности. Все источники New Age объединяют представление о безличном Абсолюте, который включается в систему мира, а также дуализм и монизм.

Протестантские деноминации, заменив веру как онтологическое состояние человека, возвращающего себя Богу в сверхрациональном единении с Ним, психологической уверенностью в Его существовании, лишили её непостижимой сакральной силы, породили неудовлетворенность человеческих душ и поиск мистических озарений. В результате искусственного рационалистического усечения от веры осталось пустое морализаторство, не только лишенное способности ценить природу человека, но вызывающее, скорее, отторжение и протест.

Духовность стали исткать в импортированной религиозности Востока, познакомившей европейца и американца с основными идеями и практиками, которые затем вобрало в себя New Age. Это неоиндуизм Вивекананды, Рамакришны и других, Международное общество сознания Кришны, Трансцендентальная медитация и т.д. В дело включилась протестная молодежная контркультура 60-х, восставшая против устоявшихся общественных порядков, в которой мистические поиски европейских и американских хиппи стали осуществляться с помощью психотропных препаратов.

В поисках "духовности" обратились также к шаманизму (К. Кастанеда) и другим архаичным практикам и ритуалам, на которых базировались разнообразные терапевтические системы, трансперсональная психология С. Гроффа и т.п.

Вторую волну эзотеризма вызвал к жизни психоанализ, у которого обнаружились параллели с оккультизмом. Он спровоцировал интерес к бессознательному. Оккультизм для массового потребителя восполнил функцию дорогого и элитарного психоанализа.

New Age можно также рассматривать как форму атеизма. Традиционное для европейской культуры представление о Личном Боге, перед которым человек несет ответственность, подменяется идеей о некоей полностью посюсторонней силе, которой можно пользоваться. Под воздействием секулярных идей человек, который не хочет поклоняться никому, кроме себя, оказывается во власти языческого магизма.

Все это прекрасно вписалось в культуру постмодерна, с её признанием равноправия различных взглядов и практик, возможности их смешения, расплывчатостью доктрин и организаций, акцентом на индивидуализме, которые и составили специфическую черту неорелигий. В New Age получили освящение установки современного индивида, ориентированные на примат собственных суждений, отрицание авторитетов, традиций и ограничений, инициированные еще Ренессансом и Реформацией.

В самом деле, ньюэйджеры полагают, что Бога нет. Они верят в универсальную энергию, силу, космическое сознание, общность всего живущего (монизм). Приверженцы интеллектуального направления вообще считают причисление New Age к религии ошибочным, противоречащим пониманию его сущности. Так может быть это просто философия, мировоззрение, особый взгляд на мир и человека, и нам не стоит приписывать ему религиозную суть? Но в представлениях ньюэйджеров "бог" все - таки обнаруживается, хоть это и не личный Бог христианства. Бог New Age не имеет бытия вне творения и самостоятельно от него, другими словами не трансцендентен миру. Весь космос, а вместе с ним и сам человек, как его часть, являются божеством. Всё - "бог" и я - "бог", не подотчетный никакому закону и не ответственный ни перед кем. New Age - это "религия себя" [14]: человек стремится заменить собою Бога. Для такого "расширения сознания" в духе New Age все средства хороши: медитация это или магические ритуалы, йога или самогипноз, пирамидология или наркотики. Человек ищет непосредственный опыт божественного, а его нельзя сообщить, можно передать только технику. Поэтому технология мистического опыта в New Age выходит на первый план. Мистический опыт, как личная встреча Бога и человека подменяется самоцелью и самоценностью технологий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.