скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Развитие внимания у детей

Уровень Группа
Контрольная Экспериментальная
Высокий - -
Средний 70% 60%
Низкий 30% 40%

Диаграмма 1. Уровень развития внимания (Констатирующий срез)

3.2 Исследование обучения по формированию внимания у младших школьников

На основе предварительного эксперимента мы определили, что у детей недостаточно развиты устойчивость, концентрация, переключаемость и объем внимания. Для более высокого уровня развития этих свойств внимания проведены интегрированные занятия.

Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий педагога.

Внимание школьников, как правило, развито очень слабо. Ребенка в равной степени может заинтересовать любой предмет, его внимание легко перескакивает с одного объекта на другой. В результате ребенок может не слышать, что говорит учитель на занятии, или же уловить только начало задания, которое ему дается, не заметить происходящего вокруг него. Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим вниманием и поведением. Сам ребенок не сможет преодолеть эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием.

Следует отметить, что любое обучающее занятие способствует развитию целенаправленного внимания, ведь оно всегда содержит задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности. Однако обычно этот аспект выступает как вспомогательный, сопутствующий решению других разнообразных задач. Для того чтобы своевременно развивать у младших школьников определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять им, нужны специальные занятия – такие, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка.

Вот некоторые занятия, в каждой из них устойчивость, концентрация, переключаемость и объем внимания являются главным условием действий с привлеченными предметами и общения детей друг с другом. В одних случаях нужно учитывать разные требования задачи («Раз, два три – говори!»), в других выделять и держать цель «Пальчик, в третьих вовремя переключать внимание «Проставь значки»,

Характерным для этих занятий является наличие текста (как правило, стихотворного), который направляет внимание детей, напоминает им правила и те условия их выполнения, которые заданы с управлением своим вниманием.

Учитель является не только организатором и руководителем, но и непосредственным участником занятий. Это необходимо для того, чтобы дети, подражая взрослому, постепенно овладевали необходимыми действиями и подготавливались к самостоятельному их выполнению.

«Раз, два, три–говори!»

Особенности занятия и ее воспитательное значение. Данное учебное занятие является первым шагом в развитии устойчивости внимания. Обычно, когда ребенку предлагается какое-либо задание состоящее из двух-трех действий, он, не дослушав его до конца начинает действовать и выполняет только часть. Это говорит том, что ребенок не может удерживать в своем сознании несколько условий выполнения задания, а следовательно, и ориентироваться на них в своих действиях.

Предлагаемое занятие учит детей выделять несколько разных условий решения задачи и учитывать их при выполнении игровых действий. Одни из этих условий требуют познавательной активности (узнать предмет на картинке и вспомнить, как он называется, т.е. мобилизовать свои знания и представления.

Занятие проводится со всем классом. Небольшими группами, (можно рядами) дети решают обучающую задачу. Наблюдая действия других и оценивая их, ребенок начинает лучше понимать и осознавать требования и правила задания. Это помогает ему самому действовать более успешно.

Занятие предоставляет детям возможность самостоятельно активно действовать с предметами.

Исходный материал. Картинки, отражающие предметное окружение ребенка. Это могут быть знакомые вещи, узнавание и называние которых все же требует некоторых усилий. Например, предметы посуды (чайник, поднос, кастрюля и пр.), цветы (роза, тюльпан, колокольчик), животные (коза, свинья, собака, белка, заяц, волк и пр.), насекомые (бабочка, жук, гусеница, муха и пр.), растения (елка, береза, кустарник и пр.), одежда (платье, шапка, шуба, костюм), мебель (стол, стул, кресло, шкаф и пр.). Изображение предметов должно быть реалистичным, легко узнаваемым и привлекательным для малышей. Такие картинки можно подобрать из различных видов лото (ботаническое, зоологическое. Желательно, чтобы картинки были в двух экземплярах. Кроме того, нужно иметь какой-либо материал для поощрения детей кружочки, счетные палочки или звездочки.

Описание занятия и приемы ее проведения. Учитель предлагает детям поиграть с картинками: «Я буду показывать их по одной, а вы – называть. Только называть надо после моего сигнала. Сначала внимательно посмотрите, что нарисовано, и вспомните, как это называется. Но ничего не говорите, пока я не скажу: «Раз, два, три – говори!» Кто первый правильно назовет картинку после моего сигнала, тот ее и получит. Давайте попробуем!».

Учитель берет первую картинку, показывает ее детям и предлагает подумать, что на ней изображено, но не говорить сразу, а только приготовиться сказать. «Раз, два три – говори!» – эти слова произносятся четко, размеренно, а перед последним словом выдерживается небольшая пауза. Тот, кто первый правильно называет картинку, получает ее.

Когда весь запас картинок исчерпан, воспитатель предлагает подойти к нему тем, кто выиграл одну картинку или один кружочек, и показать их всем. Выигрыш остается на столе у учителя, а дети возвращаются на места. Затем взрослый приглашает тех, кто выиграл две картинки, а потом и тех, кто выиграл два кружочка. Хвалит их за то, что они были внимательны. Выигрыш остается на столе, а дети садятся на места. Далее выходят дети, получившие много картинок и много кружочков. Учитель награждает. их звездочками.

«А теперь, – говорит педагог, – пусть поднимут руки те дети, которые ничего не получили. Есть у нас такие? Почему вам ничего не дали? Как вы думаете?» В деликатной форме учитель дает детям понять, что причина неуспеха в них самих: они были невнимательными, часто отвлекались, нарушали правила. Педагог выражает уверенность, что в следующий раз дети непременно будут внимательными и что-нибудь выиграют.

«Пальчик»

Особенности занятия и ее воспитательное значение. Данное занятие развивает концентрацию внимания, которое опирается на интерес детей к привлекательным картинкам. В процессе занятия ребенок выбирает из большого количества более или менее знакомых ему предметов, изображенных на картинках, тот. который назвал взрослый, и быстро указывает на него пальцем. Выполнение этих, казалось бы, несложных требований представляет для ребенка известную трудность. Она заключается в том, что младший школьник должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую назовет учитель. Так, в этой игре он учится управлять своим вниманием, что требует некоторых усилий. Но эти усилия вознаграждался тем, что ребенок получает найденную картинку в качестве награды за то, что он был внимательным.

Основное требование занятия – искать картинку глазами, а не руками, т.е. стимулируется прежде всего умственная активность. движение (указательный жест) является лишь последним этапом решения задачи. Чтобы предупредить попытку ребенка искать руками, вводится специальное ограничительное правило: держать палец у края стола, пока не будет названа картинка.

Решение указанных познавательных задач происходит, в ситуации игрового соревнования между каждой парой играющих. действуя по очереди, малыши учатся считаться друг с другом, Доброжелательно относиться к сверстникам.

Исходный материал. Набор парных предметных картинок, изображающих людей, транспорт и предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда). Можно использовать картинки предметного лото, где изображены животные, птицы и люди. Картинки должны быть реалистичными, с четким изображением. Они раскладываются на столе двумя рядами (по пять-шесть картинок в каждом), на небольшом расстоянии друг от друга.

Описание занятия и приемы ее проведения. Занятие может проводиться со всем классом учеников или небольшой его частью.

Когда ребенок выиграет свою картинку, вызывается следующая пара учеников.

Отданные детям картинки заменяются новыми. Занятие продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан весь запас картинок и каждый из детей не выиграет хотя бы по одному разу. (В этом занятии не должно быть проигравших.) В конце занятия дети показывают друг другу, какие картинки они выиграли, а затем подхода к столу и укладывают их в коробку.

«Проставь значки»

Особенности занятия и ее воспитательное значение Тестовое задание в предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Дети непрерывно работают, выполняя это задание в течение двух минут.

Исходный материал. Рисунок с набором картинок, изображающих квадратики, треугольники, кружки и ромбики.

Описание занятия и приемы ее проведения. Занятие может проводиться со всем классом учеников или небольшой его частью.

Каждый ребенок на отведенное время 2 мин проставляет нужный значок, по образцу нарисованному сверху.

Отданные детям картинки заменяются новыми. В конце подводятся итоги, кто больше и правильнее проставил значков по образцу. Выигравших отмечают похвалой, а кто меньше сделал заданий, разбирают причины и дают советы.

«Запомни и расставь точки»

Особенности занятия и ее воспитательное значение. Данное занятие развивает объем внимания. В процессе занятия ребенок проставляет на память точки в пустых квадратах, перед этим запомнив рисунки с заполненными квадратами. Выполнение этих, казалось бы, несложных требований представляет для ребенка известную трудность

Исходный материал. Используется стимульный материал: лист с нарисованными десятью квадратами, которые расчерчены сеткой в восемь клеток, в которых расставлены точки. В одном квадрате 2 точки в правом верхнем углу и нижнем левом, в другом квадрате три точки и т.д. На другом листе также начерчены 10 квадратов расчерченные сеткой в восемь клеток, но пустые.

Описание занятия и приемы ее проведения. Перед началом игры дети изучают квадраты, заполненные точками. Лист с заполненными квадратами разрезается и складывается в стопку таким образом, чтобы сверху оказался квадрат с двумя точками, остальные идут сверху вниз с последовательно увеличивающимися на них точками. Перед началом занятия дети получают следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с вами в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом вы сами будете рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Итак, учитель показывает квадрат с нарисованными точками, например с тремя, ребенок фиксирует в памяти нахождение точек, тем более что перед началом он уже видел у себя такой же и по памяти заполняет пустой квадрат.

В этом занятии школьникам приходится запомнить и воспроизвести несколько квадратов, тем самым развивается объем памяти. В конце занятия также выбираются ученики с правильно нарисованными квадратами у кого больше.

Данные занятия по развитию различных свойств внимания проводятся с детьми систематически в течение года.

3.3 Сравнительный анализ результатов обследования

Для того чтобы выявить результаты работы, было проведено полное исследование.

В контрольном эксперименте участвовали те же два вторых классах. В одном из классов – 2в целенаправленной работы по развитию свойств внимания не велось, в другом же 2г – эта работа проводилась в течение года.

Чтобы убедиться в эффективности используемой нами методики, мы вновь провели диагностику уровня внимания по той же форме, параметрам и показателям. Результаты оформили в Таблицу 3.

Сравнительный анализ обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень внимания и по показателям обогнали контрольную группу.

Таблица 3. Результаты диагностики развития внимания детей (контрольный эксперимент)

Группы Имя ребенка Номер задания Ср. арифм. Уровень
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
контрольная 1. Настя Д. 2,5 1,5 3 1 1 2 2 2 2 1 3 1,5 1,9 С
2. Вика К. 2 2,5 3 1,5 1,5 2 2 2 3 2 3 1,5 2,2 С
3. Дима К. 1,5 2 3 2 2 2 2 2 3 1,5 2 1,5 1,9 С
4. Женя Н. 1 2 1 1,5 2 1,5 1,5 2 2 1 2 1 1,54 С
5. Ваня Ч. 1 1 1,5 1 2 1,5 1,5 2 2 1 1,5 1 1,4 Н
6. Настя К. 1 1,5 2 1 1 1,5 1,5 2 2 1 2 1 1,46 Н
7. Катя Ц. 2 1,5 2 2 1 2 2 2 1,5 2 2 1,5 1.8 С
8. Настя Ц. 1,5 2 2 1,5 1,5 2 2 2 2 2 2 1,5 1,8 С
9. Инна Ш. 2 2 1,5 2 2 2 1,5 2 1,5 1,5 2 1,5 1,8 С
10. Настя Б. 1 2 2 1,5 1,5 2 2 2 2 1 3 2 1,8 С
Ср. арифм. 1,55 1,8 2,1 1,5 1,55 1,85 1,8 2 2,1 1,4 2,25 1,4
Уровень С С С Н С С С С С Н С Н
экспериментальная 11. Рома В. 1 1 1,5 1 1 1,5 1,5 1,5 1,5 1 1,5 1,5 1,29 Н
12. Андрей К. 2,5 2 2 2 2 2,5 2 2 2,5 2 3 2 2,38 С
13. Максим С. 3 2 3 2,5 2 2,5 3 2 3 2,5 3 2 2,54 В
14. Ярослав Г. 2 1,5 1 1,5 1 1,5 1,5 1,5 2 1 2 1,5 1,51 С
15. Ира Б. 1 1 1,5 1,5 2 1,5 2 2 1,5 1 2 1,5 1,54 С
16. Ваня В. 3 2 2 2 2 2,5 2,5 2 2 1,5 2 1,5 2,08 С
17. Ваня К. 1 1,5 1 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1 1,5 1,5 1,38 Н
18. Валя М. 2 1,5 2 2 2 2,5 2 2 1,5 1,5 2 2 1,92 С
19. Вадим Ш. 2 1 1,5 2 1,5 2 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1 1,54 С
20. Вера А. 1 1,5 1,5 1,5 2 1,5 1,5 2 1,5 1,5 1,5 1,5 1,54

С

Ср. арифм. 1,85 1,45 1,7 1,75 1,7 1,95 1,9 1,8 1,85 1,45 2 1,6
Уровень С Н С С С С С С С Н С С

Таблица 4. Уровни развития внимания детей (контрольный эксперимент)

Уровень Группа
Контрольная Экспериментальная
Высокий - 10%
Средний 80% 70%
Низкий 20% 20%

Диаграмма 2. Уровень развития внимания (Контрольный срез)

Таблица 5. Уровни развития внимания детей на начальном и конечном этапах эксперимента

Уровень классы
Контрольный Экспериментальный
Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Высокий - - - 10%
Средний 70% 80% 60% 70%
Низкий 30% 20% 40% 20%

В процессе работы были замечены такие изменения:

-           у детей повысился уровень внимания в результате проводимых систематических занятий в экспериментальной группе, в контрольной остался на том же уровне.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза подтвердилась о том, что уровень внимания детей школьного повышается, если:

-           педагоги будут проводить систематические занятия по развитию внимания, использовать диагностические методики.


Заключение

Моя работа была ориентирована на выявление оптимальных условий развития внимания детей младшего школьного возраста.

В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности внимания школьников. Было дано определение внимания, физиологическим особенностям, психологическим особенностям внимания, а также рассмотрены виды внимания и их свойства.

Во второй главе рассмотрены особенности развития внимания у детей., рассмотрен процесс развития внимания, особенности формирования внимания, борьба с рассеянностью у детей и приемы активизации внимания на уроках.

В третьей главе проведена опытно-экспериментальная работа по развитию внимания и его свойств – устойчивость, концентрации, переключаемость и объем.

Использовались такие диагностические методики по развитию внимания как, теста Бурдона, методики на переключаемость и методики на выявление объема внимания.

Проведены два эксперимента в двух классах – контрольном и экспериментальном: констатирующий и контрольный после проведения специальных систематических занятий по развитию внимания.

Проследили динамику изменения уровня внимания в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с высоким уровнем развития увеличился на десять процентов. Соответственно в контрольном классе низкий уровень опустился на 10%. Результаты занесены в таблицы и построены диаграммы.

Полученные результаты подтверждают мои гипотезы по развитию внимания при проведении специальных тестовых занятий с детьми.

Применяемый тестовый материал и подходы к анализу данных позволят изучать умственную работоспособность ребенка, свойства внимания и уровень учебной мотивации школьников. Данную тестовую программу рекомендую использовать для индивидуального и группового обследования детей. И чтобы достичь хороших результатов в своей работе важно помнить пожелание Б. Никитина «Вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимательным, сообразительным, спокойным. Это зависит от вас, от того когда начнете и как будете развивать его способности».


Библиография

1.  Артемов В.А. Курс лекций по психологии. – М., 1991. – 236 с.

2.  Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М.: 1964. – 548 с.

3.  Вейн А.М. Внимание человека. – М.: Просвещение, 1973. – 162 с.

4.  Веккер Л.М. Психологические процессы. Том 1. Л.: Ленинградский университет, 1974. – с. 56–78.

5.  Волина В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.

6.  Воронин Физиология высшей нервной деятельности. – М.: Просвещение, 1977. – 222 с.

7.  Выготский Л.В. Развитие высших психологических функций. – М.: АПН, 1960. – с. 132–200.

8.  Гальперин Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976. – 263 с.

9.  Гурьев Е.В. Навык и действие // Ученые записки Московского государственного университета им. Ломоносова. Выпуск 90. М., 1945.

10.      Джеймс У. Классики мировой психологии: Психология. – М.: Психология, 1991. – с. 187–201.

11.      Занков Л.В. Внимание. – М.: ГУПИ Мин. просвещения РСФСР, 1949. – 198 с.

Истомина З.М. Развитие внимания. Москва, 1978. - 210 с

12.      Истомина З.М. Развитие внимания. М.: Просвещение, 1978. – 120 с.

13.      Кузин Н.С. Психология. – М.: Высшая школа, 1974. – 289 с.

14.      Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. – М.: Просвещение, 1989. – 244 с.

15.      Леонтьев А.Н. Развитие внимания. М., 1931 – 278 с.

16.      Ляудис Н.В. Внимание в процессе развития. – М.: Владос, 1991. – 145 с.

17.      Мальцева К.П. Развитие внимания школьника. – М.: АПН, 1956. – 261 с.

18.      Немов Р.С. Психология. 3-х томник. М.: Владос, 1999.

19.      Петровский Вопросы истории и теории психологии. – М.: Педагогика, 1984. – 326 с.

20.      Пяшковский Л.М. Избранные труды. – М.: Просвещение, 1959. – с. 212.

21.      Рогов Е.И. Начальная книга психолога. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.

22.      Рогов Е.И. Общая психология курс лекций. – М.: Владос, 1995. – 420 с.

23.      Роговин М.С. Введение в психологию. – М.: Просвещение, 1985. – с. 53.

24.      Роговин М.С. Проблемы внимания. М.: Высшая школа, 1966. – 186 с.

25.      Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Учпедизд, 1946. – 680 с.

26.      Рудик П.А. Психология. – М.: Просвещение, 1955. – 345 с.

27.      Смирнов А.А. Проблемы психологии внимания. М.: Просвещение, 1966. – 193 с.

28.      Соловьева З.И. Приемы работы по предупреждению орфографических ошибок у учащихся // Начальная школа. 1985. – №3. – с. 59.

29.      Сосновский А.А. Лабораторный практикум по общей психологии. – М.: Просвещение, 1979. – 148 с.

30.      Теплов Б.М. Психология: Учебник для средней школы. Издание 3-е. – М.: Учпедизд, 1949. – 289 с.

31.      Тикунова Л.И. Сборник диктантов и творческих забот. – М.: Просвещение, 1992. – 175 с.

32.      Тырычева Л.А. Занимательные упражнения на уроках русского языка во I–II классах // Начальная школа. – 1994. – №5. – с. 18–22.

33.      Уткина Т.И. Работа над непроверяемыми словами // Начальная школа. – 1989. – №6. – с. 23–25.

34.      Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Том 2. – М.: Учпедизд, 1939. – с. 388.

35.      Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М.: Просвещение, 1979. – 426 с.

36.      Чупров Л.Ф. Исследование особенностей внимания – Абакан: АГПИ, 1991. – 37 с.

37.      Чутко Н.Я. Развитие внимания школьника. – М.: Педагогика, 1992. – 192 с.

38.      Экспериментально-психологические исследования особенностей внимания. – Киров: ГПИ, 1990. – 318 с.



Приложение 1

8735297 4164898 4729266 8732270 4599508 8735726 8768647 6672330 8765421 9885647 0169835 4598275 85995 18 0339847 3701625 0142552 1019876 8735297 4164898 4729266 8732270 4599508 8735726 8768647 6672330 8765421 9885647 0169835 4598275 8599518 0339847 3701625 0142552 1019876


Приложение 2


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.