скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Психолого-педагогические основы использования дидактических игр

Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр. Дидактические игры позволяют давать задания, посильное каждому ребенку с учетом его умственных и психолого-физических возможностей и максимальной развивать способности каждого ребенка. В дидактических играх, формируются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер.

Дидактическая игра рассматривалась как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, то есть расширяя сферу игры, ребенок расширяет и открывает новые свойства вещей и явлений и получает о них более точные и глубокие понятия. Структура дидактической игры, ее задачи, правила и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития правильно отношения к окружающему миру. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметами окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о людях, профессиях. С помощью дидактических игр приучаем детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различные условиях в соответствии с поставленной задачей. Дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах или явлениях окружающего мира; сравнивать; группировать; классифицировать предметы по определенным признакам; делать правильные выводы, обобщения. [1] Дидактическая игра создает интерес к решению умственных задач, способствует развитию произвольного внимания, очень важного фактора успешного обучения. В игровой деятельности с дидактической задачей формируется определенный уровень произвольности поведения, который в дальнейшем служит основой для становления учебной деятельности. Способность регулировать поведение в соответствии с предъявленными требованиями может быть сформирована на основе произвольных процессов при выполнении правил в дидактических играх. В процессе дидактической игры у детей происходит речевое развитие, содержание которых определяется детским опытом, а обогащение его происходит в результате специально-организованного обучения. [1]

Таким образом дидактическая игра является способом обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, а также создает интерес к решению умственных задач.


Глава 2. Методические основы использования дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста

 

2.1 Выявление знаний старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета

В исследованиях участвовало 2 группы (50 детей) старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе КГКП ясли-сад №16 "Звездочка" г. Караганда. Эксперимент включал в себя:

1. Констатирующий эксперимент.

2. Формирующий эксперимент.

3. Контрольный эксперимент (контрольный срез).

Дети были условно разделены их контрольную и экспериментальную группы.

В констатирующем эксперименте ставились следующие задачи:

1. Выявить знания старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета.

2. Изучить постановку работы по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста.

В констатирующем эксперименте, работа проводилась индивидуально с каждым ребенком.

Детям предлагались следующие задания:

1. Узнать и назвать геометрические фигуры.

2. Объяснить значение слова "эталон".

3. Знание дидактических игр с геометрическими фигурами.

Полученные в констатирующем эксперименте данные отражены в таблице 1.


Таблица 1

Констатирующий эксперимент показал, что к началу обучения уровень развития был примерно одинаковым. Дети знают и называют такие фигуры как круг, квадрат, треугольник. Это - % детей, а большинство детей на низком уровне усвоили знания о прямоугольнике, о многоугольнике, овале. Это - % детей. Дети достаточно слабо владеют знаниями о кубе, шаре, цилиндре, призме. Это - % детей. Не все дети усвоили понятие "эталон" и его значение. Это - % детей. Также не в значительной мере знают дидактические игры с геометрическими фигурами. Это - % детей.

Все вышеизложенное определило нашу дальнейшую поисковую работу в области, которую мы излагаем в формирующем эксперименте. Контрольная группа продолжает свое обучение по программе. А экспериментальная группа принимает участие в формирующем эксперименте.

 

2.2 Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета в процессе дидактических игр

В формирующем эксперименте исследовательская работа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Для формировании у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета с ними были проведены следующие дидактические игры:

1. Дидактическая игра "Посмотри вокруг" - закрепление представлений о геометрических фигурах. Учить находить предметы определенной формы.

2. Дидактическая игра "Почини одеяло" - формировать умения детей различать и называть геометрические фигуры, а также форму предметов.

3. Дидактическая игра "Составные картинки" - закрепление представления о разновидностях геометрических фигур, а также учить детей анализировать изображения предметов сложной формы и выкладывать сложные изображения предметов и геометрических фигур.

4. Дидактическая игра "Муравьи" - закрепить умения детей различать размеры геометрических фигур.

1. Дидактическая игра "Посмотри вокруг"

Детям вначале предлагается назвать геометрические фигуры, прямоугольник, треугольник, круг, квадрат, овал, шар.

После закрепления знаний о геометрических фигурах, детям даются следующие задания:

1. Найти предмет прямоугольной формы.

2. Найти предмет треугольной формы.

3. Найти предмет круглой формы.

4. Найти предмет квадратной формы.

6. Найти предмет шарообразной формы.

Ребенок ищет эти предметы в групповой комнате.

Выводы:

В процессе этой дидактической игры, мы формируем у детей старшего дошкольного возраста представления о геометрических фигурах и форме предмета. Дети с интересом выполняют данные задания. Благодаря выполнениям этих заданий, дети учатся сопоставлять геометрические фигуры с формой. Так как форма является "эталоном", дети начинают понимать значение слова "эталона".

Данная игра позволила закрепить представления о геометрических фигурах, научить детей находить предметы определенной формы в окружении.

2. Дидактическая игра "Почини одеяло".

Цель игры – знакомство с геометрическими фигурами и составление геометрических фигур из данных.

Детям раздаются наборы геометрические фигур и листы цветной бумаги ("одеяло") с обозначенными на нем "дырками".

Игра проводится в виде рассказа: "Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шумара в это время прогрызла в одеяле дыры.

Детям даются задания:

1. Сосчитать сколько дыр в одеяле.

2. Взять свои фигуры и починить одеяло".

Дети раскладывают имеющиеся у них геометрические фигуры куба, квадрата, треугольника и прямоугольника, а также шара и овала на цветные листы бумаги ("одеяла") с обозначенными "дырами".

Выводы: Дети активно работали и с интересом участвовали в процессе игры "Почини одеяло". Треугольную форму дети называли самостоятельно, без приведения примера. При этом дети приводили свои примеры а не повторяли примеры своих товарищей. Я была детьми довольна.

Таким образом, дидактическая игра "Почини одеяло", глубже познакомила детей с геометрическими фигурами и формой, благодаря занимательной и интересной форме проведения.

3. Дидактическая игра "Составные картинки"

Цель игры – закрепить представления детей о разновидностях геометрических фигур, а также учить детей анализировать изображения предмета сложной формы.

Детям раздаются образцы рисунков, составленные из геометрических фигур, а также наборы геометрических фигур. Затем задаются вопросы:

1. Что нарисовано на этих картинках?

2. Из каких фигур состоят домик, елочка и т.д.?

Затем дети выкладывают из своих геометрических фигур изображения предметов по образцу.

Выводы: В процессе игры дети учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какое-либо изображение, картинку, геометрическую форму по образцу.

В начале игры у детей были небольшие ошибки, они путали или забывали название геометрических фигур. Но после разъяснения, лучше выполняли работу. Дети с интересом выполняли работу, и почти все справились с работой. после проведения игры, дети овладели достаточными знаниями о геометрических фигурах и форме предметов. Но нужно закреплять полученные знания в дальнейшем. Также в процессе игры дети научились сопоставлять, группировать геометрические фигуры.

4. Дидактическая игра "Муравьи"

Цель: Закрепить представления детей о том, что геометрические фигуры могут быть как большими, так и маленькими.

Для игры были взяты плоскостные изображения черного и зеленого муравья, а также большие и маленькие плоскостные изображения геометрических фигур. Перед тем как начать игру детям даются следующие пояснения: что большие фигуры – это черный муравей, а маленький – красный. Игра начинается с рассказа: "В одном лесу жили-были красные и черные муравьи. Муравьям нужно было перенести все фигуры в свои домики, но на пути им встречались ворота – большие и маленькие. Через какие ворота должны пройти муравьи и почему? В каком домике живет каждый из них?"

Выводы: Так при проведении дидактической игры "Муравьи", у детей сформировались представления о том, что геометрические фигуры могут быть разными по размеру. Детей в процессе игры привлекала красочность и содержание игры. Благодаря этому дети лучше усвоили и закрепили представления о геометрических фигурах и форме предмета.

Таким образом, в процессе систематической работы в формирующем эксперименте, у детей формируются прочные и обширные знания о геометрических фигурах и форме предмета, обеспечивается точность узнавания фигур, правильно воспроизводить воспринятую фигуру в процессе обучения.

Формирующий эксперимент показал, что при использовании дидактических игр в процессе обучения, у детей лучше формируются необходимые знания и представления о геометрических фигурах и форме предмета.

2.3 Анализ эффективности использования дидактических игр (Контрольный срез)

На заключительном этапе исследования для проверки эффективности использования дидактических игр, был сделан контрольный срез.

Таким образом, контрольный срез показывал эффективность использования дидактических игр в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета.

Данные контрольного среза в таблице 2.

Таблица 2

Как видно из таблицы у детей экспериментальной группы к концу опытной работы сформировались следующие знания:

Так -           % детей.


Список литературы

1. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. "Математика для дошкольников" М-П. – 1992.

2. Парамонова А.А. "Подготовка детей к школе".

3. Леушина А.Н. "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста" М-П. – 1974.

4. Тарунтаева Т.В. "Развитие элементарных математических представлений дошкольников". М-П.- 1980.

5. Перова М.П. "Дидактические игры и упражнения по математике для детей дошкольного возраста". М-П. 1996.

6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников". Под. ред. Л.А. Венгера. М-П. – 1978.

7. Богуславская З.М. "Психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольников в условиях дидактической игры". М-П. – 1966.

8. Козлова С.А., Куликова Т.А. "Дошкольная педагогика". М.- 2002.

9. Столяр А.А. "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников" М-П.-1988.

10. Смоленцева А.А. "Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием" М-П-1987.

11. Сакулина Н.П. "Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка" М. – 1968.

12. Прессман А.А. "О роли предметного действия в формировании зрительного образа у ребенка". Ленинград – 1968.

13. Якобсон С.Г. "К вопросу о развитии восприятия формы". М.-1974.

14. Гилевская Т.О. "Развитие движений руки при осязании у детей дошкольного возраста". М.- Ленинград. 1965.

15. Поддъяков Н.Н. "Формирование у дошкольников способности наглядно-предметного перемещения предметов в пространстве". М.- 1963.

16. Поддъяков Н.Н., Ф.А. Сокина "Умственное воспитание детей дошкольного возраста". М. – 1988.

17. Метлина Л.С. "Математика в детском саду" М-П. –1984.

18. "Воспитание детей в игре" под. ред. Д.В. Менджерицкой. М-П.-1979.

19. Бабунова Т.М. "К вопросу о воспитании умственной активности детей дошкольного возраста в дидактических играх" В книге "Вопросы дошкольной педагогики". М. – 1975.

20. Бондаренко А.К. "Дидактические игры в детском саду". М-П. – 1985.

21. Журнал "Дошкольное воспитание" №12 1998. стр. 9-10. Статья Соловьева Е.

22. "Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях" составитель Данилова В.В. М-П - 1987.

23. Михайлова З.А. "Игровые занимательные задачи для дошкольников" М-П – 1985.

24. Журнал "Дошкольное воспитание" №10 1989.Сулина И., Серова З., Михайлова З. "Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приемов". С. 20.

25. Журнал "Дошкольное воспитание" №12 1996. "Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений" А.Н. Давидчук.

26. Журнал "Дошкольное воспитание" №2 1996. "Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике" Ерофеева Т.С.17

27. Журнал "Дошкольное воспитание" №9 1998. "Современные подходы к обучению дошкольников математике" Г. Корнеева. С.46-49.

28. Журнал "Дошкольное воспитание" №3 2000. "Знакомство детей с геометрическими фигурами".

29. Альтхауз Д., Дум Э. "Цвет, форма, количество" М-П – 1984.

30. Волокитина М.Н. "Особенности восприятия и изображения плоскостных фигур в дошкольном возрасте" М-П 1970.

31. Никитин Б.П. "Ступеньки творчества или развивающие игры" М-П – 1990.

32. Усова А.П. "Сенсорное воспитание в дидактике детского сада" М-П – 1970.

33. "Игра дошкольника". Под ред. С.Л. Новоселовой.

34. Журнал "Дошкольное воспитание" №2 1988. "Методы формирования элементарных математических представлений". С. 26-30.

35. Ядэшко В.И. "Дошкольная педагогика" Л-П – 1986.

36. Сорокин Н.А. "Дидактика" М-П-1974.

37. Сорокина А.И. "Дидактические игры в детском саду". М-П – 1982.

38. Журнал "Дошкольное воспитание" №6, №7 1986 "Дидактические игры с математическим содержанием".

39. Аванесова В.Н. "Дидактическая игра как формы организации обучения в детском саду" в книге "Умственное воспитание дошкольника" под ред. Поддъякова Н.Н. М-П-1972.

40. Удальцова "Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников" М-П 1973.

41. Моро М.И., Бонтова М.А. Беньтюкова Г.В. "Математика" М-П-1971.

42. В.С. Мухина "Психология дошкольника" П-1975.

43. Жуковская Р.Н. "Игра и ее педагогическое значение" М-1975.

44. Максаков А.И., Тушакова Г.А. "Учите, играя" М. 1981.

45. Менджерицкая Д.В. "Воспитатель о детской игре" М.- 1982.

46. "Воспитание детей в игре" составили А.К. Бондаренко И.А. Матусик. М. 1963.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.