скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Психологические принципы отбора кандидатов для обучения предпринимательству

3.3. Готовность к выполнению функций руководителя

Предприниматель, открывающий предприятие в сфере малого бизнеса, должен быть готов к тому, что ему придется в той или иной форме выполнять функции руководителя по отношению к его сотрудникам, даже если их не более двух-трех человек, и все они – близкие родственники. Может показаться, что совместная работа с членами семьи избавит от необходимости овладевать премудростями руководства персоналом потому, что все друг друга хорошо знают и понимают с полуслова. Однако работа есть работа. Между отношениями в семейном бизнесе и отношениями близких родственников существует взаимная зависимость – как хорошие отношения родственников могут облегчить организацию предприятия, так и в ведении бизнеса могут внести разлад в семью. Кроме того, рано или поздно на предприятии появляются новые сотрудники, которые требуют иного обращения. Следовательно, каждому предпринимателю важно уметь руководить людьми.[31]

Предлагаем попробовать кандидату с помощью предлагаемых ниже тестов оценить эффективность его руководства.

При пользовании тестами следует иметь ввиду, что наиболее точные результаты получат те, кто уже имеет некоторый опыт руководства людьми. Но это не означает, что при отсутствии такого опыта отвечать на вопросы бесполезно. Кандидат представляет, как бы он повел себя в ситуациях, которые описаны в вопросах. Полученные ответы помогут спрогнозировать, каким он будет руководителем.[32]

Тест 1.

Инструкция

Ответьте “да или “нет” на следующие вопросы.

1.         Стремитесь ли вы к использованию в работе новейших достижений в своей профессиональной области?

2.         Стремитесь ли вы сотрудничать с другими людьми?

3.         Вы говорите с сотрудниками кратко, ясно и вежливо?

4.         Поясняете ли вы причины, заставившие вас принять то или иное решение?

5.         Доверяют ли вам подчиненные?

6.         Вовлекаете ли вы всех исполнителей задания в процесс обсуждения целей, сроков, методов, ответственности и т. д.?

7.         Поощряете ли вы сотрудников проявлять инициативу, вносить

предложения и замечания?

8.         Помните ли вы имена всех людей, с которыми общаетесь?

9.         Предоставляете ли вы свободу действий исполнителям в достижении поставленной цели?

10.      Контролируете ли вы ход выполнения задания?

11.      Помогаете ли вы подчиненным только тогда, когда они об этом просят?

12.      Выражаете ли вы свою благодарность подчиненному за каждую хорошо выполненную работу?

13.      Стремитесь ли вы найти в людях лучшие качества?

14.      Знаете ли вы, как эффективно можно использовать возможности каждого подчиненного?

15.      Знаете ли вы интересы и устремления ваших подчиненных?

16.      Умеете ли вы быть внимательным слушателем?

17.      Благодарите ли вы сотрудника в присутствии его товарищей по работе?

18.      Делаете ли вы критические замечания своим подчиненным наедине?

19.      Отмечаете ли вы хорошую работу своего коллектива в докладе вышестоящему руководителю?

20.      Доверяете ли вы своим подчиненным?

21.      Стремитесь ли вы дать сотрудникам всю информацию, которую получаете сами по административным и управленческим каналам?

22.      Поясняете ли вы сотруднику значение результатов его труда в соответствии с целями предприятия, отрасли?

23.      Оставляете ли вы время себе и подчиненным для планирования работ?

24.      Есть ли у вас план самосовершенствования, по крайней мере, на один год вперед?

25.      Существует ли план повышения квалификации персонала в соответствии с требованием времени?

26.      Читаете ли вы регулярно специальную литературу?

27.      Имеете ли вы достаточно большую библиотеку по специальности?

28.      Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья и работоспособности?

29.      Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?

30.      Эффективно ли вы проводите беседы со своими подчиненными по вопросам улучшения их работ?

31.      Знаете ли вы, какие качества работников должны быть в центре внимания при приеме на работу?

32.      Занимаетесь ли вы с готовностью проблемами, вопросами и жалобами своих подчиненных?

33.      Держите ли вы определенную дистанцию с подчиненными?

34.      Относитесь ли вы к сотрудникам с пониманием и уважением?

35.      Вы уверены в себе?

36.      Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны?

37.      Часто ли вы применяете оригинальный творческий подход в принятии управленческих решений?

38.      Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах?

39.      Достаточно ли вы гибки в своем поведении, в отношениях с людьми?

40.      Готовы ли вы изменить стиль своего руководства с целью повышения его эффективности?

Этот тест на оценку потенциальной эффективности руководства.

Обработка результатов.

Подсчитайте количество ответов “да” и “нет”. Оцените свой результат.

40 “да” - результат идеального, наивысшего управленческого потенциала: все 40 вопросов являются критериями успешного руководства и поэтому предполагают правильный ответ “да”. Как всякий идеал, он практически недостижим, если вы были искренни и не пытались представить себя в более выгодном свете.

Важно отметить, сколько вы дали ответов “нет”, и на какие именно вопросы. Здесь ваши слабые места.

Какой результат – соотношение “да” и “нет” - считается оптимальным?

Это зависит от уровня ваших требований к себе.

Количество ответов больше 33 “да” характеризует хороший потенциал руководителя.

3.4. Умение рационально разрешать конфликты

В работе всякого коллектива не обходится без напряжений и даже конфликтов. Задача руководителя - эффективно управлять ими так, чтобы использовать все конструктивные возможности и предотвращать негативные последствия.

Ограничения могут быть связаны с тем, что человек не умеет рационально вести себя в конфликтной ситуации. Предлагаемый ниже тест поможет выявить, насколько Вам свойственно неэффективное поведение при конфронтации с другими людьми.[33]

Тест 1

Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице: оценка 1 означает, что Вы ведете себя так всегда, а оценка 5, что для вас не характерно такое поведение.

Таблица 3.1

Позиции в конфликте

№п/п

Позиция

Оценка

1 Критически оцениваю партнера 1 2 3 4 5
2 Приписываю ему низменные или плохие намерения 1 2 3 4 5
3 Демонстрирую знаки превосходства 1 2 3 4 5
4 Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру 1 2 3 4 5
5 Игнорирую интересы соперника 1 2 3 4 5
6 Вижу все только со своей позиции 1 2 3 4 5
7 Уменьшаю заслуги партнера 1 2 3 4 5
8 Преувеличиваю свои заслуги 1 2 3 4 5
9 Задеваю “больные точки и уязвимые места партнера 1 2 3 4 5
10 Выдвигаю перед партнером множество претензий 1 2 3 4 5
11 Раздражаюсь, перехожу на крик, повышение голоса 1 2 3 4 5

Обработка результатов

Отклонение вправо от оценки “З” по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте.

Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.

Подведем общие итоги

Если вы способны рационально вести себя в условиях конфронтации, не обладаете повышенной конфликтностью, то можно считать, что вы свободны от ограничений, связанных со способом поведения в конфликтных ситуациях. У вас есть все возможности для выбора и реализации наиболее эффективного пути управления конфликтами. Все будет зависеть от вашего желания.

Если вы выявили наличие отклонений от оптимальных оценок по результатам тестирования, то, скорее всего, у вас есть ограничения, которые будут препятствовать эффективному поведению в конфликтах.

Наши рекомендации

Выбор эффективной стратегии при управлении конфликтом основывается на умении анализировать сложившуюся конфликтную ситуацию.

Прежде всего, необходимо выявить участников конфликта. Если вы оказались в числе участников, то эмоциональная напряженность, сопровождающая конфликтное взаимодействие, распространяется также на вас и затрудняет подлинную оценку ситуации.[34] 

  3.5. Обладание достаточной стрессоустойчивостью

В деятельности предпринимателя часто возникают ситуации, вызывающие нервные и эмоциональные перегрузки или, как говорят, стресс. Стресс – это обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его: в форме ощущения пустоты в желудке” при необходимости сдавать ответственный экзамен; в форме раздражительности при необходимости выполнить срочную и сложную работу; в форме бессонницы в период сильной загруженности и т.п. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Чрезмерный стресс создает проблемы для человека и предприятия. Деятельность предпринимателя изобилует ситуациями, характеризующимися чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением. К физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, астма, артрит и боль в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию, пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям.

Снижая эффективность деятельности и чувства удовлетворенности, чрезмерный стресс вредит успешной деятельности. Многие проблемы сотрудников, влияющие на результаты работы, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо или косвенно увеличивает затраты на ведение дела и снижает качество жизни для работающих.

Стресс может быть связан с трудовой деятельностью или с событиями личной жизни людей. Организационные факторы возникновения стресса – это перегрузка (недогрузка) сотрудников; конфликт ролей; неопределенность ролей; отсутствие интереса к работе; плохие физические условия работы (освещенность, запыленность, шум, температурный режим и пр.); неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью; плохие каналы обмена информацией; необоснованные требования друг к другу. Разные люди в неодинаковой степени подвержены влиянию стрессогенных факторов. [35]

Мы предлагаем кандидату оценить, насколько велика вероятность развития чрезмерного стресса у Вас.

Тест 1

Вопросы теста приведены  в приложении 3

Оценка результатов

Подсчитайте суммарное число баллов, которое Вы набрали и определите, каков уровень Вашей стрессоустойчивости по таблице 3.2.

Таблица 3.2

Уровень стрессоустойчивости

Суммарное число баллов Уровень Вашей стрессоустойчивости

51-54

53-50

49-46

45-42

41-38

37-34

33-30

29-26

18-22

1 – очень низкий

2 – низкий

3 – ниже среднего

4 – чуть ниже среднего

5 – средний

6 – чуть выше среднего

7 – выше среднего

8 – высокий

9 – очень высокий

Чем меньше число (суммарное число) баллов Вы набрали, тем выше Ваша стрессоустойчивость, и наоборот.

Если у Вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоусточивости, то Вам необходимо кардинально менять свой образ жизни.

Наши рекомендации

Если вы оказались в острой стрессовой ситуации, то можно использовать некоторые приемы аутогенной тренировки.

Первое и главное правило гласит: не следует принимать никаких решений, равно как и пытаться их принимать (исключение составляют стихийные бедствия, а также аварии, когда речь идет о спасении жизни).

Прислушайтесь к совету предков: сосчитайте до десяти.

Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте очень медленно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.[36]

Постарайтесь расслабиться.

Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте все, что видите.

Найдите какой-нибудь мелкий предмет и внимательно рассмотрите его.

Представьте себе, что все отрицательные эмоции, как молния, проходят сквозь тело в землю, не оставляя следа.

Кроме того, необходимо уметь организовывать свой отдых во внерабочее время таким образом, чтобы избавляться от накапливаемого напряжения и получать заряд бодрости. Это может быть прогулки по лесу, различного рода увлечения. Универсальным успокаивающим средством является отдых у движущейся воды /реки, водопада, аквариума/ или у огня /костер, свеча/.

 Каждый человек в соответствии со своими предпочтениями и возможностями в состоянии найти для себя способ наиболее эффективного отдыха. Владение методами избавления от отрицательных эмоций помогает быть в постоянной готовности реагировать на любую возникшую ситуацию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.