скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Психолого-педагогическое сопровождение личностного и профессионального самоопределения старшеклассников

Дипломная работа: Психолого-педагогическое сопровождение личностного и профессионального самоопределения старшеклассников

Тема:

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников


Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретический аспект профессионального самоопределения старшеклассников. 7

§1.1 Особенности личностного развития подростка. 7

§1.2 Система сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. 14

Глава 2. Организация работы учебно-методического кабинета по профессиональному самоопределению старшеклассников в межшкольном учебном комбинате. 30

§ 2.1 Роль учебно - методического кабинета профориентации в профессиональном самоопределении учащихся. 30

§2.2 Формы и методы сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в межшкольном учебном комбинате. 34

Заключение. 42

Литература. 46


Введение

Выбор и подбор подходящей профессии, работы, обеспечивающих профессиональный рост и материальный достаток - всегда были одной из важнейших забот и проблем каждого человека, а молодого в особенности.

От его решения зависит вся дальнейшая жизнь человека. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворенность процессом труда и его результатами дает возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом. Однако проблема выбора профессии зачастую решается на уровне здравого смысла, интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок. В то же время ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учетом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становиться важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счете - благополучия семьи.

По подсчетам американских ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5раза уменьшают текучесть кадров, на 10-15% увеличивают производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшают стоимость обучения кадров.

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Структурная перестройка экономики России, переход к рыночным отношениям вызывают необходимость в новом подходе к проблеме самореализации личности в профессиональной деятельности. Рынок влечет за собой такие новые явления, как безработица, формирование новых хозяйственных структур как государственных, так и частных, переподготовка и перемещение значительных масс людей. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, переоцениваются такие стороны новой экономики, как спекуляция, рэкет, утрачиваются профессионализм, культ и культура труда.

Анализ теории и практики профориентационной работы в школе показывает, что в ее осуществлении наблюдаются некоторые недостатки: значительный отрыв от общего процесса обучения и воспитания; подмена постоянной целенаправленной работы эпизодически проведением взаимно не увязанных между собой мероприятий, особенно на завершающем этапе обучения; абстрактное просветительство и беспредметная словесность; недостаточность практической пробы сил и трудового опыта. Все это способствовало усилению выбора профессии за компанию, по легкости её освоения, необременительности будущего труда и доступа к дефицитным жизненным благам, появлению таких негативных явлений, как пассивность в профессиональном самоопределении. Трудовое обучение в школе то же не обеспечивает активной пробы сил в различных сферах деятельности учащихся, формирования у них правильной самооценки.

По данным региональных органов по труду, составивших примерный перечень дефицитных специальностей, первую десятку занимают в основном специальности ремесленников и работников сферы услуг. Но выпускники школ с упорством, достойным лучшего применения, несколько лет подряд на первое место ставят профессии юриста, экономиста, менеджера, при этом о множестве новых профессий, школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.

Большинство выпускников не имеют ясной жизненной перспективы, более 30% находятся в состоянии ярко выраженного стресса, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности. Более половины выпускников высших и средних специальных учебных заведений в последние годы оказываются невостребованными предприятиями и организациями, вынуждены работать не по специальности.

Во все времена общество заботилось о передаче подрастающему поколению социального и профессионального опыта. В начале существования человечества этот опыт передавался по наследству, от поколения к поколению. С развитием производства повышались требования к человеку, что вызывало необходимость разработки научных основ подбора работников на различные профессии.

Во всем мире накоплен богатый опыт по проблемам профориентации. В нашей стране взлеты и падения профориентации отражают историю развития нашего общества, причем четко прослеживается прямая зависимость между степенью свободы в обществе и потребностью в профессиональной ориентации.

Цель профориентации - подготовить подрастающее поколение к сознательному выбору профессии. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние (психические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении.

Недостаток знаний о мире профессионального труда, а так же ограниченный опыт проверки своих склонностей в какой либо профессиональной деятельности порождает у учащихся трудности, как при выборе профессионального пути, так и его реализации. Учащийся поставлен перед необходимостью принятия первого самостоятельного решения о выборе профессионального пути, хотя часто к этому не готов. Именно поэтому школьники нуждаются в руководстве и помощи специалистов по вопросам профориентации. Психологически и педагогически подвести каждого учащегося к сознательному выбору трудового жизненного пути возможно только в процессе социально-организованной индивидуальной профориентационной работы. При этом невозможно поднять профориентационную работу в школе на новый качественный уровень, не создав научно-обоснованной системы управления профориентацией школьников, центральную часть которой призвана составлять работа кабинета профориентации. К сожалению, не все школы на сегодняшний момент имеют возможность организовать такой кабинет и систематическую работу в этом направлении, в силу загруженности школьных психологов основной работой. Поэтому учебно-методические кабинеты профориентации создаются на базе межшкольных учебных комбинатов.

Целью нашей работы является обоснование системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

Содержание и структуру нашей работы определили следующие задачи:

1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме и обосновать понятийный аппарат исследования;

2) проанализировать состояние профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях;

3) описать опыт работы кабинета профориентации межшкольного учебного комбината по вопросам организации и координации профориентационной работы со школьниками.

Мы предполагаем, что предложенная модель взаимодействия кабинета профориентации межшкольного учебного кабинета с общеобразовательными учреждениями может служить основой для организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.


Глава 1. Теоретический аспект профессионального самоопределения старшеклассников

§1.1 Особенности личностного развития подростка

Психологическая наука в своем реальном действенном проявлении находится в особенно тесной связи и взаимообусловленности с постоянно изменяющимся объектом и одновременно субъектом исследования. Она особенно чувствительна к исторической определенности и в ее конкретном, и в общечеловеческом измерении. Данное положение четко проявляется в возрастной психологии, где вместе с исследованиями глобальных тенденций исторического развития детства, исключительное значение приобретают улавливание и понимание всех, даже мельчайших изменений растущего человека на разных стадиях онтогенеза.

Известно, что дети усваивают, присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности в нашем обществе подвергаются решительному пересмотру. Причем происходит это в крайне нестабильной социальной, экономической, экологической, психологической обстановке, в принципиально изменившейся нравственной обстановке. Данное положение усугубляется тем, что имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на детей всех институтов социализации-семьи, учреждений культуры, средств массовой информации, образовательно-воспитательных учреждений. Происходит интенсивная примитивизация сознания детей. Отмечается рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние, глубинные переживания растущих людей-тревожности, страха, неуверенности, одиночества. Следствием этого является потеря растущими людьми чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность. Именно эти новые отрицательные приобретения, ведущие к деформации мотивационно-потребностной сферы личности, вызывают особое беспокойство, так как здесь мы столкнулись с таким характером конфликтности поколений, в котором кроется опасность своего рода деструктирования всей системы наследования культурно - исторического опыта.

С изменением экономической, политической, социально-культурной ситуации в стране актуализируются проблемы поиска новых теоретических подходов и практического внедрения различных видов помощи молодежи. В особом внимании нуждаются школьники подросткового возраста и ранней юности, как наиболее сложного в онтогенезе человека. В этот период происходит перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, формируется система нравственных представлений и социальных установок, осуществляется выбор профессии, возникают новые отношения и ведущие виды деятельности. При этом потребность подростков и юношества в определении своего места в системе общественных отношений, стремление к самоутверждению, самоорганизации, самосовершенствованию, с одной стороны, стимулируется происходящими сейчас процессами; с другой стороны, - жестко сталкиваются с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает, не фиксирует, не обозначает самостоятельность, общественную ценность растущего человека [17,28]. Данное противоречие приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития подростков, лишая их возможности занять активную социальную позицию, вызывая чувство раздражения по отношению к окружающим и к самому себе из-за социальной неопределенности. По данным социологов, психологов, в последние 10 лет появилось на 25-27% больше подростков, у которых превалирует негативная самооценка.

Это не означает, понятно, что каждый ребенок переживает глубокий психологический кризис, испытывая тяжелые потрясения. В настоящее время значительно изменилось отношение взрослых к подростковому возрасту, 10-15-летние дети стали восприниматься более взрослыми, чем это имеет место в реальности. Изменилось отношении ко взрослым и у самих подростков, что связано с интенсификацией социальной жизни, большой доступностью информации. Подростки стали не только более раскованными по отношению к взрослым, более уверенные, но нередко снисходительно-презрительными. При всем том, что данное положение отличается неоднородностью в разных регионах, в городе и на селе, у подростков из разных социальных групп населения, у мальчиков и девочек, выявилось появление кардинально нового психического состояния современного подростка, определяемого потребностью растущего человека утвердить себя в окружающем мире, реализовать себя в обществе.

Становление и развитие подростка связано с формированием различных «Я» - образов личности: «Я»-физическое, «Я»-физиологическое, «Я»-сексуальное, «Я»-социальное, «Я» - деятельностное, «Я»-нравственное, «Я» - профессиональное. Система «Я»-образов в совокупности с содержательным наполнением характеризует «Я» концепцию личности подростка, как относительно устойчивую систему представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свои отношения и взаимодействия с другими людьми и относится к себе. Это достаточно целостностный, хотя и нелишенный внутренних противоречий, образ своего «Я».

10-11летние дети стремятся к самостоятельности, что проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения. Поэтому этот уровень во многой литературе обозначают «локально-капризным», потому, что преобладают в нем ситуативно обусловленные эмоции. Следующий, второй уровень - стадию условно назвали «право-значимым», 12-13-летний ребенок уже не удовлетворяется своим участием в определенной совокупности дел, решений, у него развертывается потребность в общественном признании, происходит осознание не только своих обязанностей, но, главное, прав в семье, обществе. А на третьем уровне-стадии «утверждающе-действенной» у 14-15-летнего подростка формируется готовность к функционированию во взрослом мире, что порождает стремление применить свои возможности, проявить себя, которое ведет к осознанию своей социальной приобщенности, обостряя потребность в самоопределении, самореализации [31, 14.21].

При сохранении индивидуальных различий и разных форм проявления отношений на разных стадиях подросткового возраста достаточно устойчиво выделяются главные отношения, характеризующие направленность интересов подростка: теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями и другими контактирующими с ними взрослыми, а на первый план выступают отношения со сверстниками. Этот факт определяет психологическую особенность поведения в подросткового возраста - активное раздражение взрослых, усиление связи со сверстниками, как никогда интенсивно формируя свой социум.

Между потребностью подростка в приобщении, причастности к обществу и возможностью ее реализации лежит фактическая пропасть, определяемая социально - закрепленными позициями детства и взрослого мира, образуется особого рода зона, условно названная Д.И. Фельдштейном зоной отчуждения, зона деструктированных информативно - деятельностных отношений, разрушенных связей между взрослеющим детством и реальной жизнедеятельностью общества [28].

Появляется феномен лжевзрослости. Именно в зоне отчуждения возникают и углубляются критические точки в отношениях подростков, приводящие к различным срывам в психике и поведении. Но здесь же, в этой зоне происходит и осмысление подростком себя во взрослом мире, в зоне возможного, но несформированного адекватно потребностям подростка, психологического контакта со взрослыми, существуют большие возможности психолого-педагогических воздействий. Об этом свидетельствует появление различных молодежных движений, формальных и неформальных организаций, объединений. При всем различии форм и видов деятельности этих объединений - они имеют одно общее свойство: в глазах подростков и юношей они независимы от школы и семьи и потому пользуются серьезным доверием растущих людей. Показательно, что и в официально организованных и в неформальных объединениях подростки жаждут признания не столько своей группы, сколько взрослого общества. Более того, в значительной мере неосознанная цель отношений подростка со сверстниками, фактически, не эти дети, а стремление самому социально актуализироваться, не остаться общественно незамеченным, обратить на себя внимание, быть социально приобщенным.

В целом, для подросткового периода онтогенеза характерна ориентация на взрослое общество, его отношения, стремление освоить эти отношения. Однако в целом психолого-педагогические воздействия не могут быть реализованы лишь на уровне забот, мероприятий, требуя от взрослых личностной рефлексии, развернутого отношения к своему прошлому, понимания психологии подростка, ориентации на его проблемы.

Парадокс состоит в том, что подросток противостоит тому, что осваивает, к чему стремиться. А взрослые, тем более, когда речь идет о родителях, готовые все дать детям, занимают, тем не менее, оборонительную позицию. Сегодня это особенно зримо проявляется в связи с обострением одной из самых сложных проблем - сохранения соответствующего уровня социальной активности, свойственного подростку и ее реализации при сочетании в каждом 10-15 летнем ребенке качеств социально ориентированного человека и творческой индивидуальности

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.