скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Организация аудита операций с денежными средствами в ООО "Авангард"

Помимо названных существуют еще деньги, называемые «почти-деньгами». Это ликвидные активы, имеющие фиксированную номинальную стоимость и легко обращающиеся в наличные деньги или чековые вклады. К «почти-деньгами» относятся бесчековые сберегательные счета, срочные вклады и краткосрочные государственные ценные бумаги.

Сущность денег проявляется в их функциях. Исторически первая из них – средство обращения (обмена). Эту функцию деньги выполняют, выступая в качестве посредника при обмене товаров. Применение денег как признанного всеми посредника в сделках купли-продаж делает процесс обмена более эффективным. Чтобы лучше понять возможные выводы от использования денег в качестве средства обращения, можно осмотреть систему бартерного (натурального обмена), которая является альтернативой системе с применением денег.

Бартерная экономика – это экономика, в которой не существует иного общепринятого средства обмена и товары обмениваются непосредственно друг на друга. Из-за того, что в бартерной экономике не существует денег, единственным возможным вариантом торгов сделки будет вариант между двумя товаровладельцами, каждый из которых имеет что-то, в чём нуждается другой. Такая система обмена товарами была характерна для неразвитого общества.

В современных условиях возврат к бартерному обмену наблюдается, когда происходят нарушения в денежном обращении.

Из-за необходимости двойного совпадения желаний бартерная торговля требует гораздо больше издержек, а порой становится вовсе, не возможна, поскольку люди вынуждены тратить время и ресурсы на поиск нужных вариантов обмена товарами.

Функционирование современной экономики невозможно без общепризнанного средства обмена. Существенная выгода от использования общепринятого средства обмена состоит в том, что оно сокращает время обмена товара на товар и, следовательно, экономит ресурсы, которые могут быть использованы или на производство дополнительного количества товаров, или на отдых.

Преимущества использования денег по сравнению с натуральным обменом огромны. Издержки обмена были бы намного больше, общественное богатство вследствие этого намного меньше, если бы не существовало денег в роли посредника при обмене. Деньги позволяют легко разрешить эту проблему, так как люди охотно принимают их в обмен на товары и услуги.

Функция меры стоимости заключается в том, что цены всех товаров выражаются в денежных единицах (рублях, долларах).

Это позволяет сравнить относительную ценность разных товаров, услуг, что также упрощает процесс обмена.

У С. Фишера, например, эта функция называется единицей счёта. Единица счёта – это такая единица, на основе которой назначают цены и ведутся счета.

Оценка товаров, услуг, работ осуществляется в ценах. В ценах измеряется ценность всех благ.

В Соединённых Штатах цены назначаются в долларах и, следовательно, единицей счёта является доллар. Во Франции цены назначаются во франках, и там единицей счёта является франк. В России единица счёта – рубль.

Однако цены всегда выражаются в единицах национального средства обмена. В периоды высокой инфляции, когда цены при выражении их в местной валюте меняются слишком быстро, они зачастую назначаются в валюте других государств. Такое положение сложилось в России в начале девяностых годов, когда цены на многие услуги, жильё, товары коммерческими организациями давались в долларах, а платежи совершались в рублях по существующему курсу.

Непригодность рубля для измерения ценности вещей и услуг объясняется высокими темпами инфляции, быстрым изменением ценности самих денег.

Деньги являются средством сохранения стоимости (средством сбережения). Эту функцию они выполняют тогда, когда товаропроизводитель, продав свой товар и получив деньги, длительное время не использует их для покупок, то есть сберегает. Это объясняется свойством денег сохранять свою ценность во времени (за исключением периодов инфляции). Таким образом, деньги представляют собой актив, который может быть использован для перенесения покупательной способности с настоящего периода на будущий.

Удобство хранения сбережений в виде денег объясняется их абсолютной ликвидностью. Под ликвидностью понимают способность любого актива превращаться в платёжное средство. Чем меньше время, затрачиваемое на это превращение, и чем меньше при этом затраты владельца актива, тем выше ликвидность последнего. Например, превращение ценных бумаг в платёжное средство требует как времени, так и, возможно, оплаты услуг брокера. Следовательно, ликвидность ценных бумаг ниже, чем денег. Недостаток хранения сбережений в виде денег в том, что они не приносят прибыли их владельцу.

Деньги также выполняют функцию средства платежа. В силу ряда обстоятельств у экономических субъектов не всегда имеются в данный момент деньги для оплаты товаров, услуг. Поэтому возникает необходимость их покупки в кредит, то есть с отсрочкой платежа. Сначала товар переходит от продавца к покупателю, а затем через определённое время деньги от покупателя попадают к продавцу. Когда покупатель уплачивает деньги, они выполняют функцию средства платежа.

Итак, деньги можно определить как удобный социальный инструмент, исполняющий важные для общества функции:

·           признанного всеми средства обмена и платежа;

·           счётной единицы для измерения стоимости товаров, услуг, работ;

·           средства сбережения (или накопления) стоимости;

·           средства платежа для оплаты товаров, услуг.

1.3 Нормативное регулирование учета и аудита денежных средств

Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета денежных средств включает:

1) нормативное правовое регулирование - осуществляется нормами права, содержащимися в соответствующих нормативных правовых актах;

2) методическое (нормативно-техническое) регулирование - осуществляется методическими (техническими) нормами, содержащимися в соответствующих актах методического (нормативно-технического) характера.

Также важная роль в реализации нормативного регулировании бухгалтерского учета денежных средств принадлежит учетной политике организации и актам Минфина России разъяснительного характера (актам толкования).

К нормативным правовым актам относятся: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и нормативные правовые акты Минфина России, Акты Минфина России приобретают значение нормативных правовых после их регистрации Минюстом России и опубликовании в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" "нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров".

Следует отметить, что согласно ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете» регулирование бухгалтерского учета может осуществляться другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, которые также являются нормативными правовыми актами, но ввиду их незначительного объема в настоящей статье не рассматриваются.

Под актом методического (нормативно-технического) характера понимается акт Минфина России, который по результатам юридической экспертизы признается Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации), поскольку носит методический (нормативно-технический характер). Таким образом, формулировка заключения Минюста России «в государственной регистрации не нуждается» - формальный признак того, что данный акт является актом методического (нормативно-технического) характера.

Согласно абзацу е) п. 1 Приказа Минфина России от 4 марта 1999 г. N 47 «О совершенствовании работы по подготовке и государственной регистрации нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации» акты Минфина России, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в «Финансовой газете». Вторым формальным признаком акта Минфина России методического (нормативно-технического) характера является его опубликование в «Финансовой газете».

Акты Минфина России методического (нормативно-технического) характера не имеют самостоятельного обязательного для исполнения значения. Обязательность их исполнения обеспечивается (поддерживается) нормативными правовыми актами, т.е. в нормативном правовом акте должны содержаться предписания, устанавливающие для определенных лиц обязательность исполнения определенных актов методического (нормативно-технического) характера. Например, согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные акты и методические указания, разработанные и утвержденные органами, имеющими право регулировать бухучет, обязательны для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации.

Таким образом, если акты методического (нормативно-технического) характера противоречат нормативным правовым актам, то приоритет имеют последние (поскольку первые являются их производной)

Итак, акты Минфина России методического (нормативно-технического) характера также являются обязательными для исполнения, как и нормативные правовые акты. Разграничение данных видов актов имеет значение для разрешения противоречий, что будет рассмотрено ниже.

Акты Минфина России, как нормативные правовые, так и методического (нормативно-технического) характера издаются (принимаются) в виде приказов, независимо от наименования утверждаемого ими текста (методические указания, указания и др.)

Под нормативными актами, составляющими систему нормативного регулирования бухгалтерского учета, понимается совокупность нормативных правовых актов Минфина России и его актов методического (нормативно-технического) характера. Данное определение вытекает из содержания п. 3 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Согласно этому документу, «Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» и настоящего Положения разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации».

В регулировании бухгалтерского учета денежных средств также используется понятие «законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете». Содержание данного понятия раскрыто в ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете», согласно которой законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона "О бухгалтерском учете", других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Различать приведенные выше понятия (нормативные правовые акты, акты методического (нормативно-технического) характера, нормативные акты, акты, составляющие законодательство РФ о бухгалтерском учете) необходимо для правильного определения объема регулирующих актов при решении вопросов, относящихся к организации и ведению бухгалтерского учета, а также для разрешения отдельных видов противоречий.

Например, согласно п. 5 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации «организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности».

В приведенной норме установлены две группы актов, которые следует использовать при формировании учетной политики: 1) акты, составляющие законодательство РФ о бухгалтерском учете и 2) нормативные акты Министерства финансов Российской Федерации. Как рассмотрено выше, к первой группе актов относятся Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Вторую группу актов составляют нормативные правовые акты Минфина России и его методические (нормативно-технические) акты, т.е. вторая группа, состоит из совокупности приказов Минфина России по вопросам бухгалтерского учета, независимо от факта регистрации в Минюсте России.

По наименованию утверждаемого текста приказы Минфина России, регулирующие бухгалтерский учет, подразделяются на Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), методические указания, указания, методические рекомендации, инструкции и др.

Рассмотрим подробнее отдельные виды нормативных актов Минфина России, их роль и значение в регулировании бухгалтерского учета с целью выделения дублирующих друг друга актов - т.е. тех из них, которые регулируют одни и те же вопросы

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н) по законодательству РФ распространяет действие на все юридические лица (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Положение регулирует широкий круг вопросов: 1) общие аспекты организации и ведения бухгалтерского учета; 2) порядок бухгалтерского учета отдельных объектов: незавершенные капитальные вложения, финансовые вложения, основные средства, нематериальные активы, сырье, материалы, готовая продукция и товары, незавершенное производство и расходы будущих периодов, капитал резервы, расчеты с дебиторами и кредиторами, прибыль (убыток) организации; 3) вопросы составления и представления бухгалтерской отчетности.

Эти вопросы также регулируются Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). В связи с тем, что с момента вступления в силу нового ПБУ не отменяются (не признаются утратившими силу) соответствующие нормы Положения, возникли многочисленные противоречия между данными актами.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают принципы и правила (критерии признания, оценки, группировки и т.д.) формирования информации об отдельных объектах бухучета (активах, обязательствах, операциях) и представления информации в бухгалтерской отчетности.

По виду регулирования Положения по бухгалтерскому учету подразделяются на нормативные правовые акты и на акты нормативно-технического характера.

По предмету (вопросу, сфере) регулирования ПБУ подразделяются на:

1) регулирование общих вопросов организации бухгалтерского учета ("Учетная политика организации" ПБУ 1/98);

2) регулирование бухгалтерского учета отдельных объектов (активов, обязательств, операций). Например, "Учет основных средств" ПБУ 6/01, "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01 и др.

3) регулирование общих вопросов формирования бухгалтерской отчетности ("Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.