скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Музыкальные жанры в современном радиовещании

Обращает на себя внимание активное, эмоциональное ведение, однако, запанибратски-вульгарное (эдакое «амикошонство в эфире»); частое упоминание названия радиостанции (музыкальная фраза с саморекламой)[17].

Ежедневно по будням с 08.00 до 11.00. - программа (утреннее шоу) «Русские пряники» (ведущие Александр Пряников и Андрей Чижов) с самими за себя говорящими рубриками: «Парковка», «Письма», «Че по чем?», «Народный хит-парад», «Здравствуй, бабонька!», «Мирись-мирись...», «Враки», «Соловей-разбойник», «Анекдоты от Николая Фоменко». Также программа включает тематические выпуски новостей (общественно-политические, науки, спорта, обзоры прессы и т.д.), рекламу, анонсы и, естественно, музыку и конферанс ведущих.

Заявляемая как утреннее музыкально-развлекательное шоу, программа "Русские пряники" более напоминает случайный набор вневременных рубрик, и по характеру ведения наводит на мысль о том, что идет в записи - нет ни объявления ведущими новостей, рекламы, музыки, ни ожидаемой реакции ведущих на только что услышанное. Напрочь лишенное внутренней драматургии, это «утреннее шоу» - эдакая всеядная «развлекаловка», имеет две доминирующие темы: физиология и секс.

Развлекательные программы «Русского радио».

«Русское радио» рассчитано на тинэйджеров и молодежь (на наш взгляд, ее вряд ли могут слушать те, кому около 30-ти и старше, однако, по приведенным ниже данным, слушают), на самую массовую аудиторию без четко выраженных (или еще формирующихся) вкусов, пристрастий, интересов, с обыденными запросами и невысоким образовательным цензом. Характер музыки и тексты столь примитивны и вульгарны (откровенная «попса»), что наводят на мысль о пародии на поп музыку и ее реализацию, что, однако, не так. Такая радиостанция эффективно маргинализирует ценности традиционных обществ и способствует формированию нового типа человека, которого можно было бы назвать "служебным"[18] (по термину Ле Корбюзье), предназначенного для выполнения поставленных задач внутри четко очерченных рамок и обладающего соответствующим набором культурных и эстетических запросов и потребностей.

Радио - не важно, частное коммерческое или государственное - это не только инструмент для зарабатывания денег, но, в первую очередь, мощнейший рычаг воздействия на сознание (и подсознание) слушателей, и возможности массовой, популярной в народе радиостанции огромны.       

Приведем один пример. В апреле ведущие утреннего шоу "Русские пряники" («Русское радио») - Андрей Чижов и Александр Пряников побывали в городе Омске с «главной дискотекой страны» (проходила в местном развлекательном центре «Кристалл»), которая собрала невиданное количество народа, желавшего «живьем» увидеть популярных ведущих, ставших народными кумирами – «Это они ежедневно в будние дни в 11.00 по омскому времени начинают на «Русском радио» свою программу «Русские пряники». Во всех учреждениях города, где есть приемники, настроенные на эту радиоволну, работа парализуется.. .»[19]

«Русское радио» вещает по лучу в реальном масштабе времени практически на всю территорию бывшего СССР. Это крупнейшая сеть музыкальных коммерческих радиостанций: она насчитывает (на конец января 2010 г.) более 500 городов в России, Украине, Киргизии, Молдавии, Казахстане, Армении, Белоруссии, Прибалтике, США; каждый месяц к сети "Русского радио" подключаются новые города, региональная сеть развивается благодаря активной реинвестиции прибылей (по данным редакции).

Ежедневную аудиторию «Русского радио» в 507 городах вещания редакция оценивает в 120 миллионов человек. Поданным редакции, есть предложения об открытии вешании из Израиля, Германии, Великобритании, поскольку существует интерес к этой радиостанции у местных русскоязычных диаспор. Благодаря искусственному спутнику Земли программы «Русского радио» могут приниматься на всей территории СНГ, Европы, Северной Африки, Ближнего Востока и почти всей Азии [20].

Слоган «Русского радио» (самореклама в эфире). «24 часа в сутки, 507 городов России и Зарубежья, крупнейшая радиосеть в мире - все это «Русское радио». Мы - лучшие!». Использование подобных «ходовок» («мы – лучшие») является не изобретением данной станции, а, скорее, прямым и полным заимствованием из практики преимущественно американских СМИ (на протяжении десятилетий это составляет один из основных приемов: «наш» автор, ведущий, либо «наши» новости, обзоры или какой-либо продукт – «лучший» в городе, штате, стране, мире, смотря, впрочем, по тому, что и где предлагается потребителю).

Примечательным и наводящим на серьезные размышления является самый высокий рейтинг этой радиостанции (согласно данным опросов, приведенным ниже).      Это свидетельствует о вкусах, запросах, потребностях подавляющего большинства общества, а также и о высокопрофессиональной работе руководителей, криэйтеров станции, имеющих четкое представление о законах массовой культуры и том «товаре» (музыке), который они «продают».

Портрет аудитории.

По данным КОМКОН-Медиа (среди опрошенных методом телефонной выборки в Москве в возрасте 12 лет и старше). Ежедневная аудитория: (ноябрь-декабрь 2000 г.) - 70% из числа опрошенных слушают радио, из них - 14,3% слушают «Русское радио»; (апрель 2010 г.)- 72,1% слушают радио, из них - 15,3% слушают «Русское радио». Еженедельная аудитория: (ноябрь-декабрь 2009 г.) - 88,6% из числа опрошенных слушают радио, из них - 27,1% слушают «Русское радио»; (апрель 2010 г.) - 89,8% из числа опрошенных слушают радио, из них - 27,8% слушают «Русское радио». Это вторая позиция в списке (на первом месте «Радио России» с 21,8% (21,5% - в скобках данные апреля 2010 г.), из которых 20,5% (20,6%) за счет трансляции), реально же «Русское радио» уверенно лидирует в списке по слушаемости - на следующей позиции (минуя «Маяк», который за счет трансляции 8,7% (9,1%) против 13,8% (13,9%) в целом - на третьем месте) с 9,6% (11,4%) – «Европа плюс». Состав аудитории:

ноябрь-декабрь 2009 г. апрель 2010 г.

мужчины-48,1% 47,3%;

женщины-51,9% 52,7%;

по возрасту -

12-19 лет-20,6% 18,8%

20-24 лет- 11,8% 13,3%

25-39 лет-39,5% 36,3%

40 - 54 лет - 22,3% 28,6%

55 лет и старше - 5,8% 3,0%;

по материальному положению

 -низкое- 5,5%

ниже среднего - 18,0% 20,8%

среднее-29,1% 23,9%

выше среднего - 21,7%; 15,9%;

по занятости -

работающие - 61,9% 62,6%

учащаяся молодежь - 19,9% 19,2%

неработающие

среднего возраста - 9,6% 15,6%

пенсионеры - 7,6% 1,7%;

по образованию -

ниже среднего - 12,1 % 11,4%

среднее - 55,8% 54,7%

высшее-31,4% 33,1%.[21]

Полученные данные сведем в таблицу.

Таблица 2

Аудитория радиостанции «Русское радио» 2009 г. 2010г.

учащаяся молодежь – 19,9% 19,2%
неработающие
среднего возраста - 9,6% 15,6%
по образованию -
ниже среднего - 12,1% 11,4%
среднее - 55,8% 54,7%
высшее - 31,4 % 33,1%.

Приведенные данные, а также «индекс соответствия» показывают, что основу аудитории «Русского радио» составляют слушатели всех возрастных групп до 55 лет со среднем и выше среднего материальным положением, всех категорий по занятости и средним образованием.

Место прослушивания «Русского радио»: Дома - 63%; на работе -14%; в машине - 23%. По данным пересечения аудитории радиостанций (ноябрь-декабрь 2009 г.), 31,0% слушателей «Русского радио» слушают «Европу плюс»; 21,6% - «Хит-FM2.

По данным ГЭЛЛОП Медиа. Еженедельная аудитория. «Русское радио» среди опрошенных в возрасте 16 лет и старше, проживающих в городах с населением более 100 000 человек (октябрь 2009 г.) слушает 26,7% - это вторая позиция после «Европы плюс» с 28,3%.

В Москве среди опрошенных в возрасте 12 лет и старше (октябрь 2009 г.) радио в целом слушают 89,6%, лидирует «Русское радио» - 33,1% (на следующей позиции – «Маяк» с 30,9%, затем «Европа плюс» с 25,8%).

По социальному составу аудитории обеспеченные люди в возрасте от 16 до 40 лет и руководители коммерческих организаций и компаний с высокими доходами назвали «Русское радио» на втором месте после «Европы плюс»[22].

2.4 Аудитория радиостанции «Русская Медиа-Группа»

«Русское радио» - ключевое звено «Русской Медиа-Группы» (РМГ). Она была создана в 1995 году Сергеем Кожевниковым (Генеральный продюсер «Русского радио», ранее был владельцем галереи Art Picture, художник), Сергеем Архиповым (Главный редактор «Русского радио», ранее возглавлял радио «Роке») и Виталием Богдановым (Генеральный Директор РМГ, ранее - владелец компании «MS Мах», специализирующейся на поставках студийного оборудования). «Русская Медиа-Группа» является управляющей компанией, которая еще и производит программный и информационный продукт для «Русского радио», многих радиокомланий в регионах и для ряда электронных СМИ с различными форматами. В состав РМГ входят «Русская служба новостей»,концертная организация «Русская филармония», звукозаписывающая компания «Граммофон Рекорде». В собственности РМГ находится «Русское радио», в управлении – «Радио Moнте-Карло», радиостанция «Динамит FM», «Станция 20002.

Весной 2001 года начало техническое вещание радио «Танго», определяемое как «женское». РМГ успешно работает в двух направлениях: поддерживает западную тенденцию выхода на рынок узкоформатных станций, направленных на четко определенную аудиторию (например, чисто «танцевальная» станция «Динамит») и является создательницей самого массового радио с музыкальными произведениями только на русском языке, которое заняло пустовавшую нишу («Русское радио»).

Успех РМГ на сегодняшнем рынке медиа-бизнеса во многом определяет продуманная, выстроенная и просчитанная маркетинговая и пиаровская политика. В ее основе - дать массовому потребителю именно то, что он хочет. РМГ рассматривает радиостанцию в первую очередь как рыночную структуру («Радио - это бизнес» - Сергей Кожевников); следует общемировой тенденции концентрации эфирного капитала. «Укрупнение игроков в радиобизнесе - современная мировая тенденция... Дальнейшие аппетиты РМГ могут бьпъ связаны с созданием нишевых радиостанций, вещающих для определенных небольших, но устойчивых целевых групп... Руководство холдинга не скрывает имперских амбиций. И в будущем планирует экспансию не только на постсоветскую территорию, но и в западные страны.»[23] .

Так, в перспективе предполагается «радиозахват» Европы и США при возможном партнерстве «Русского радио» с государственной радиостанцией «Голос России», вещающей в мире на 32 языках (при этом информационно-публицистическая часть вещания остается за «Голосом России», а музыкальная составляющая эфира, то есть российская эстрада, отводится «Русскому радио»)[24].

2.5 Аудитория «Радио МОНТЕ-КАРЛО» (102,1 FM)

«Радио МОНТЕ-КАРЛО» существует с февраля 2000 года. Вышло на волнах радио «Классика». Находится в управлении РМГ. Музыкальная коммерческая радиостанция.

В апреле 1997 года РМГ на приобретенной частоте 102,1, на которой звучала симфоническая музыка, запустила в эфир старые поп-и рок-хиты. Коммерческого успеха это не принесло. Осенью 1999 года на станции сменилось руководство, в эфире зазвучали поп-композиции, а ди-джеи представлялись экзотическими псевдонимами. В начале 2000 года проект радио «Классика» был закрыт и заменен на радио «Монте-Карло», формат которого был просчитан при помощи компании «КОМКОН».

Формат: музыкально-развлекательная радиостанция.

Самоопределение.

Радио для высокообеспеченых людей.

Хит-станция (с уклоном в рок), на которой в основном звучит модная европейская музыка последнего десятилетия, лучшие западные хиты 50-90-х годов; информация о событиях дня, кино- и театральных премьерах, светская хроника.

Аудитория.

По данным редакции. Люди с высокими жизненными запросами в возрасте от 24 до 35 лет; высокообразованная, довольно обеспеченная, но небольшая и четкая аудитория.

Большой популярностью станция пользуется у работающих в России иностранных специалистов.

55,4% слушателей радио «Монте-Карло» считают делом чести зарабатывать больше и быть богаче большинства окружающих людей; 45% - являются руководителями и специалистами. 75% аудитории радио «Монте-Карло» слушают его на работе и в автомобиле.

Музыка занимает в среднем 70% вещательного часа (12 - 14 песен), 30% - информация (сюда входят новости, реклама, программы (рубрики), конферанс ведущих (ди-ждеев).

Отличительной особенностью радио «Монте-Карло» является то, что все песни звучат только на английском языке. В основном это: популярная европейская музыка последних десяти лет, «свежие» хиты, хорошо знакомые, известные песни 50-90-х годов - с уклоном в рок.

Обращает на себя внимание и оформление станции - специальная отбивка, выполненная в западной стилистике, с названием, частотой, на которой вещает эта радиостанция, и призыв ее включить звучит на английском языке. Отбивка с названием – «Радио Монте-Карло» - звучит очень часто, через одну - две песни, но воспринимается естественно, не раздражает.

В начале часа, после новостей, вместе с московским, объявляется и время в Монте-Карло. В конце каждого часа - постоянная программа (рубрика) «People's Choice», в которой выполняется музыкальная заявка слушателей (хронометраж 3-5 минут).

Помимо этой, в эфире звучат еще три музыкальные программы. «Up & Down» (в воскресенье в 17.00, хронометраж 2 часа)- еженедельный хит-парад новой музыки радио (по результатам голосования слушателей). «UK hot 30» (в пятницу в 17.00, повтор в субботу в 12.00, хронометраж 2 часа) - еженедельный хит-парад на материалах чата Великобритании, представляющий 30 участников от последнего места к первому (слушатель, который первым заранее угадал лидера, получает приз программы). «Hello, Monte-Carlo!» (ежедневно в 15.00 и 03.00, хронометраж 1 час) - npoipaMMa по заявкам слушателей.

Анализ радио «Монте-Карло» приводит к следующим выводам. Музыка и ведение ненавязчивые, легко и приятно воспринимаемые, отбивки, джинглы и даже реклама удачно вписываются в общую канву эфира, небольшие информационные и познавательные программы (рубрики) сделаны профессионально, содержат любопытные и полезные сведения, новости соответствуют формату станции.

Объективно складывается впечатление, что слушаешь иностранную станцию или находишься за пределами России. Этому способствуют и исполнение песен только на английском языке, и стиль ведения, и специально заказанные и произведенные на Западе все заставки, отбивки, джинглы для этой станции, и названия программ (рубрик) в большинстве своем английские, и особенности подачи новостей - словом, все построение и реализация эфира. Радио «Монте-Карло» отдаленно напомнило автору этой работы слушаемое им в Европе в далеких 70-х «Радио Люксембург».

«Монте-Карло» - это легкое, приятное радио, создающее радостное ощущение социальной избранности и иллюзорности окружающего - ди-джеи имеют вымышленные западные имена, прочно ассоциируемые с успехом (Морган, Рокфеллер, Бэнтли и т.п.), отсутствие привычной адресности станции (все песни на английском, такое радио может быть в любой стране), жизни без проблем и с только приятными заботами - вкусно поесть, хорошо развлечься, купить модные вещи, отдохнуть в фитнесс-центре.[25]

Радио «Монте-Карло» вещает в более чем 20 городах России и СНГ.

Таким образом, становится очевидным, что Русская Медиа-Группа контролирует большой сегмент эф-эмовского эфира, реализуя в нем станции с разным форматом и для различных аудиторий: лидер – «Русское радио» (которому принадлежит в среднем до 25% этого эфира) - массовое радио с песнями только на русском языке; танцевальная узкоформатная станция для молодежи и активных людей постарше – «Динамит» - с песнями на английском и русском языках в соотношении 3 к 2-м или 2 к 1-ой; радио для высокообеспеченних и иностранцев – «Монте-Карло» -с песнями только на английском языке; а также не вошедшие в данное исследование радио «Станция 2000», музыкальный формат которой (по данным редакции) во многом соответствует формату модных, молодежных европейских радиостанций и начавшее 1 июня (по данным редакции - в конце апреля) техническое вещание радио «Танго», задуманное как радио для женщин.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.