скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Методика знакомства детей старшего дошкольного возраста с натюрмортом

Натюрморт может быть включен в портрет, картины других жанров живописи. В этом случае он обычно служит для раскрытия характера человека, его социальной принадлежности, среды, обстоятельств, и тогда натюрморт теряет свою жанровую принадлежность.

Мы отметили основные виды натюрмортов в соответствии с их содержательной характеристикой, однако следует иметь в виду и другие характеристик натюрморта с точки зрения использованных художником средств выразительности. Так, наше внимание всегда привлекает цветовая тональность – теплая, холодная или контрастная гамма красок. Например, «Хризантемы» (И.Грабарь), «Подсолнухи» (В.Ван Гог), «Натюрморт» (О.Богаевская) в теплой гамме; «Груши на зеленой драпировке» (И.Грабарь), «Купавки» (А. Головин) – в контрастной гамме.

Масштаб композиции в натюрмортах обычно ориентирован на размер «комнатной» малой вещи, отсюда большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами. Несколько иная, чем в других жанрах живописи, и композиция.

Главными героями здесь являются предметы, вещи, которые и подаются «крупным планом», чтобы можно было вглядеться в их красоту, поэтому здесь нет больших перспектив, далей, многоплановых точек зрения, где находится сюжетно-композиционный центр, располагается на втором плане. Передний обычно является к основному содержанию картины. К композиции натюрмортов, решаемых декоративно, основная группа предметов может быть расположена и на переднем плане, то есть у нижнего края картинной плоскости.

Большое значение в натюрморте имеет точка зрения. При низком уровне горизонта изображение воспринимается сильно сокращенным в глубину, предметы кажутся более высокими. Точка зрения сверху как бы ставит изображение «на дыбы», такая точка зрения создает впечатление приземистости предметов. Среднеоткрытый горизонт увеличивает протяженность пространства, дает почувствовать ритм в сочетании компонентов, составляющих натюрморт. Глубину пространства усиливает и перспективное изменение каждого предмета.

Формат плоскости – также особое средство выразительности: квадратная форма создает впечатление некоторой устойчивости, горизонтальная носит характер панорамности, вертикальная дает ощущение торжественности, монументальности. Для создания композиционного равновесия художники используют свет и цвет, противопоставление крупных и мелких форм, расположенных вертикально и горизонтально. Предметы подбираются художником не случайно; они дополняют, подчеркивают выразительность друг друга или выступают в контрасте, («спорят», «ссорятся»).

Некоторые исследователи рассматривают натюрморты и с точки зрения трактовки художественного образа. Так, Н.М.Зубарева предлагала детям натюрморты, выполненные в обобщенно-реалистической; реалистической, но детализированной; декоративной манере. Реалистически выполненные натюрморты рассчитаны на правдоподобие, внешнюю живописность, объемно-пространственную иллюзорность. Декоративные работы отличает яркость, условность, декоративность, родственная произведениям русского народного искусства. Это обобщенное решение объема, графичность, уплощенность предметов, четкость силуэтов, ограниченное решение пространства, акцентирование ритмов. Изменяется отношение и к пространству. Все предметы как бы приближены к зрителю. От этого весь натюрморт решается почти на одной плоскости. Для большей выразительности иногда применяется четкая контурная линия, подчеркивающая общий силуэт предмета. Часто вводится орнамент, как на фоне, так и на самих предметах, который вплетается в графический ритм всего натюрморта и создает вместе с ним единую гармоничную композицию. Именно натюрморты, выполненные декоративно, как показало исследование Н.М. Зубаревой, наиболее предпочитаемы детьми на первых этапах работы при ознакомлении их с живописью.

Таким образом, знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника – и донести это до детей в доступной форме [17, C. 98].

Понимание сложности разнообразия натюрмортов позволит взрослому правильно отбирать художественные произведения в зависимости от уровня знаний, представлений детей, их опыта сенсорного и эстетического воспитания. При отборе натюрмортов для детей следует опираться, прежде  всего, доступные им как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Натюрморт должен вызывать у детей эмоциональный отклик, интерес, быть близким их личному опыту. Однако постепенно дети познакомятся с разнообразными видами натюрмортов, выразительными особенностями этого жанра живописи, творческой манерой художника.

Можно рекомендовать для детей младшей и средней групп натюрморты, изображающие сначала конкретные объекты одного порядка, одновидовые: овощи, фрукты, цветы, ягоды. Эти натюрморты не должны иметь большого количества объектов, должны быть простыми по средствам выразительности. Хорошо подобрать яркие, декоративные работы. В средней группе в дальнейшем следует предложить смешанные по содержанию натюрморты: цветы и плоды, ягоды и фрукты, овощи и фрукты и др.; в дополнение к ним рассмотреть натюрморты с предметами быта, снедью и др. Здесь уместно обратить внимание детей и на некоторые средства выразительности, цветовую тональность (теплую или холодную гамму, контрастность).

В старших группах следует показать детям разнообразие натюрмортов, особенности использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнении к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагаем натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно- реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной и контрастной гамме; лирические, торжественные и др. Натюрморты подбираются разнообразными по композиции. Детей знакомим и с тем, как художники включают натюрморт в изображение портрета, жанровую, историческую и другие виды живописи [19, С. 46].  


Глава II. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ЗНАНИЙ

О ВИДАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.   Особенности проведения с детьми занятий по ознакомлению с

натюрмортом.

Натюрморт – новый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими. И в этом смысле натюрморт рассматривают как ключ к постижению живописного художественного образа.

В эксперименте (Н.М. Зубарева) детям предлагались для рассматривания картины различных жанров: бытовая, натюрморт, пейзаж. Давалось задание: выбрать самую «красивую» картину и рассказать о ней. Наибольшее внимание детей привлекла жанровая картина – своим увлекательным содержанием, событиями, изображенными на ней, персонажами, - но при этом мало кто из детей обращал внимание на художественный язык произведения. А вот восприятие натюрморта обостряло эстетическое видение детьми цветового созвучия, формы, настроения картины, вызывало эмоциональный отклик, ассоциацию со своим опытом. Это позволило Н.М. Зубаревой предположить, а в дальнейшем и доказать, что натюрморт – именно тот жанр, с которого детей следует начинать знакомить с живописью. Ею установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта. На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На этом уровне стоят дети примерно трехлетнего возраста, но если с ними не ведется педагогическая работа, то на этом же уровне они остаются не только в 6-7 лет, но и в более старшем возрасте. Второй уровень: ребенок начинает не только видеть, но  и осознавать те элементарно-эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него. При условии внимания со стороны педагога значительная часть детей в возрасте 5 лет уже способна получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композицию.

На третьем, самом высоком уровне эстетического развития дети – дошкольники поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. На этом уровне ребенок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. На таком уровне восприятия оказываются дети в основном старшего дошкольного возраста при условии проведения с ними целенаправленной педагогической работы по развитию их эстетических чувств и восприятий.

Представлять эти три уровня эстетического развития детей воспитателю очень важно, от этого зависит стратегия и тактика работы с группой по развитию у детей художественного восприятия.

Проанализировав начальное состояние эстетического развития детей в группе, взрослый может наметить план постепенной целенаправленной и дифференцированной работы с учетом индивидуальных особенностей восприятия каждого ребенка, постепенно ведя детей, стоящих на низком уровне восприятия, до более высоких этапов.

Однако эстетические эмоции, возникшие под воздействием внешней красивости – яркости красок, ритмичности и так далее, еще не свидетельствуют о глубине эстетического восприятия. Более глубоким эстетическое чувство будет тогда, когда ребенок ответит переживанием не только на прекрасную форму, но и на образно-художественное содержание произведение искусства.

Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания определенных материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы в группе, душевного контакта между взрослым и детьми. Материальные условия – это подготовка необходимого для данной работы оборудования, организация изостудий, зала с набором удобной мебели и их соответствующее оформление. Это подготовка набора качественных репродукций, живописных произведений, слайдов, художественно-развивающих игр, кинопроекторов и проекционных аппаратов, магнитофонов и проигрывателей с набором записей соответствующих музыкальных произведений. Но одних материальных условий недостаточно, требуется еще атмосфера увлеченности, заинтересованности искусством, потому что эстетическое развитие ребенка, передача художественной информации имеет свои отличительные особенности; здесь действует основной закон искусства – закон художественного уподобления.

Восприятие художественной информации невозможно без эмоционального уподобления; воспринимающий должен как бы «заразиться» чувством передающего, пережить их как свои собственные. Кроме того, восприятие художественной информации требует определенной подготовки детей, формирования их личного опыта, настроя на встречу с прекрасным. Процесс понимания художественного образа представляет собой процесс «накладывания» уже имеющихся впечатлений на воспринимаемый объект. Художественный образ, коснувшись сердца ребенка, должен оживить в нем запас собственных сходных жизненных впечатлений, по-новому их осветить, чтобы ребенок нашел в произведении что-то свое. Это поможет глубже, проникновеннее, творчески подходить к картине. Взрослый должен очень тонко и умело использовать этот метод творческой интерпретации содержания, широких ассоциаций.

Важнейший принцип развития эстетического воспитания – это принцип целостного и неспешного эмоционального освоения. Первое знакомство с картиной часто не производит достаточно глубокого впечатления; впечатление бывает обычно неясным, расплывчатым. Повторное восприятие, как показывают современные исследования, помогает лучше, глубже его осознать и пережить. Однако каждый повторный показ должен вносить что-то новое в эмоциональное познание, и здесь важно использовать метод поэтапных открытий (Б.М. Неменский): четкое вычленение задач каждого последующего занятия, постепенное включение детей в осознание художественного замысла произведения.

Другим важным принципом в приобщении детей к искусству является соблюдение единства восприятия и собственной творческой деятельности детей [8, C. 71].

Огромное значение имеет методика общения с детьми и рассматривание вместе с ними художественной картины. Основным методом общения является метод свободного диалога, творчески интерпретирующего свои эстетические переживания. Взрослый при рассматривании художественной картины должен анализировать произведения. Как показывают исследования С.Л.Рубинштейна, Г.Т. Овсепяна, А.А. Люблинской и др., описания ребенком картины зависит от содержания, самого сюжета – знакомого или не знакомого ребенку. Велика роль вопроса, с которым обращается взрослый к ребенку. Вопрос «что?» ориентирует ребенка на перечисление предметов. Вопрос «что делают?» побуждает детей к раскрытию функциональных связей. Когда же ребенка просят рассказать о событиях, изображенных на картине («о чем художник хотел нам рассказать?»), ребенок пытается истолковать увиденное.

Художественная картина отличается от дидактической. При ее восприятии самое существенное – это понимание художественного образа, замысла, выраженного через единство содержания и выразительных средств живописи, эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на настроение картины, ассоциирование с собственным опытом. Чтобы понять это, надо иметь некоторые знания о языке живописи, владеть некоторыми эмоциональными и эстетическими эталонами. А.А.Люблинская показала, что образы восприятия, обозначенные словами – эпитетами, в которых как бы «цементируется» смысловая, понятийная сущность образа, оказывают на детей большое положительное влияние.

Весьма существенны подготовка, накопление эмоционального, визуального, бытового, личного опыта детей и актуализация его на занятии. Это различные наблюдения, сенсорные игры, рассматривание иллюстраций в книгах, просмотр диафильмов, экскурсии в природу, на выставки, прослушивание музыкальных произведений, другие занятия, то есть комплексное воздействие разных видов и жанров искусств, которое помогает глубже проникнуть в замысел произведения, понять настроение и художественный образ картины. При этом очень полезно использовать метод сравнений, постановки эмоционально-отношенческих задач.

Успешно применяются в дошкольных учреждениях художественно-развивающие игры, которые, учитывая особенности детского возраста, доходчиво, образно помогают детям понять роль в живописной картине того или иного средства выразительности. Эти игры используются на самом занятии или предшествуют ему.

Знакомство детей с натюрмортом можно начинать уже в 3-4 года. Основная задача педагога на этом этапе – вызвать у детей интерес, удовольствие и эмоциональный      отклик на узнанные в изображении знакомые им предметы, радость от встречи с прекрасным, желание любоваться картиной, рассматривать ее внимательно. Важно формировать у детей зрительный ряд, «насмотренность» от подлинно прекрасных произведений живописи. Ребенок должен получить общие представления о том, что картины рисует художник, чтобы порадовать нас, доставить нам удовольствие, обратить внимание на красоту окружающих нас предметов, их свойства; качество их поверхности.

Детям этого возраста предлагаются однопорядковые, одновидовые натюрморты. Объекты, изображенные на картине, должны быть знакомы детям, с ними они часто встречаются в жизни. Это фрукты, овощи, ягоды, цветы, грибы. Изображенных предметов на картине не должно быть много, обычно их от одного до пяти, причем, один-два крупные, а остальные дополняют изображение. По характеру подбирают обобщенно-реалистичекие или декоративные натюрморты, яркие, нарядные.

Перед встречей с картиной следует провести подготовительную работу по обогащению чувственного и наглядного опыта детей, познакомить их с теми предметами, которые в дальнейшем будут представлены на картине. Если это овощи или ягоды, хорошо дать возможность детям принять участие в их сборе, попробовать их, рассмотреть; цветы – понюхать, полюбоваться их цветом, формой. Можно использовать сенсорные игры типа «Чего не стало», «Узнай на вкус, на ощупь», «Чудесный мешочек», и др. И чем больше анализаторов будет включено в восприятие детей, тем богаче будет их чувственный опыт. Возможно использование художественно-развивающих игр и заданий на упражнение в узнавании форм, цвета, качества фактуры, составлении композиции натюрмортов («Составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Разложи красиво ягоды» и др. Это могут быть настоящие объекты или их изображение (тогда возможна игра на фланелеграфе).

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.