скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Методы оценки конкурентоспособности

Сегодня в мире применяются различные системы управления качества. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями.

Принцип первый - ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечиваемая организацию, методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.

Принцип второй - роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.

Принцип третий - вовлечение работников. Это одно из ключевых положений TQM (Total Quality Management), в соответствии, с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.

Принцип четвертый - процессный подход по обеспечению качества на этапах производства, монтажа и технического обслуживания: производственное планирование, товарно-материальный учет.

Пятый принцип - системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс - как система, имеющая вход и выход, своих "поставщиков" и "потребителей" к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура.

В стандартных ИСО 9001 и QS-9000 есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб.

Принцип шестой - постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.

Принцип седьмой - принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.

Принцип восьмой - взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению, как к внешним, так и внутренним поставщикам.

Необходимо понимать, что современная концепция управления качеством - это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая, как показывает опыт, достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, в вооруженных силах и других сферах.

Созданная в сороковые годы, международная организация по стандартизации (ИСО) взяв за основу имеющиеся стандарты и руководящие документы на системы обеспечения качества и дополнив их требованиями потребителей, разработала и утвердила советом ИСО серию международных стандартов по управлению качеством продукции, устанавливающих требования к системам обеспечения качества продукции.

Тем самым была заложена основа для приведения систем обеспечения качества в различных странах к единым требованиям международных стандартов. Реализовать эти требования можно было только при условии выполнения основополагающих постулатов, функционирования систем обеспечения качества продукции:

цели и задачи в области повышения, обеспечения и улучшения качества продукции должны находиться в центре экономической политики фирмы;

достижение требуемого качества продукции с минимальными издержками;

основным критерием достижения целей в области качества продукции является удовлетворение потребностей потребителей;

применение системного подхода при обеспечении управления качеством продукции;

непрерывное и систематическое обучения рабочих и служащих;

воспитание у каждого изготовителя продукции уважительного отношения к потребителю;

постоянная, добросовестная и творческая работа всех сотрудников по повышению, обеспечению, и улучшению качества продукции.

Под влиянием развития технологий производства и потребностей человека роль и значения качества постоянно возрастает. Подъем уровня культуры, и образования с каждым днем делает потребителя всё более разборчивыми и придирчивыми.

Работа по повышению качества, ранее начинавшаяся с заключающих стадий технологического процесса - контрольных операций, теперь производится на каждой технологической стадии и в настоящее время представляет собой, прежде всего работу по повышению выхода годной продукции являясь неотъемлемой частью производственного процесса.

В обеспечении конкурентоспособности уже в 80-е годы двадцатого века требования к качеству стали определяющими. Более 80% покупателей приобретая продукцию на мировом рынке, теперь предпочитают цене качество. Опыт показывает: объективно необходимо, чтобы расходы на качество составляли не менее 15-25% совокупных производственных затрат.

С качеством продукции связаны возможности кредитования, инвестиций, предоставления льгот. Например, в ряде стран Европы действуют законы, по которым один товар вообще не допускается на рынке без сертификата качества, подтверждающего соответствие требованиям стандартов международной организации по стандартизации - ИСО, другие, не сертифицированные товары, должны продаваться вдвое дешевле.

Функция маркетинга ОАО «Аргон» должна играть ведущую роль в определении требований, предъявляемых к качеству продукции. Она должна:

определять потребности в продукции;

давать точное определение рыночного спроса и области реализации, поскольку это важно для оценки нужного количества, стоимости и сроков производства продукции;

давать четкое определение требований потребителя на основе постоянного анализа контрактов или потребностей рынка;

четко информировать в рамках предприятия о всех требованиях, предъявляемых потребителем.

Отдел маркетинга ОАО «Аргон» должен установить на постоянной основе систему обратной связи и контроля получаемой информации от потребителей продукции. Вся информация, относящаяся к качеству продукции, должна анализироваться, сравниваться, интерпретироваться и доводиться до сведения в соответствии с установленными процедурами; подобная информация помогает определить характер и объем проблем, связанных с качеством продукции, на основании опыта и пожеланий потребителя. Кроме того, обратная связь с потребителем может явиться средством получения данных, необходимых как для внесения возможных изменений в проектируемую продукцию, так и для соответствующих действий руководства по управлению качеством продукции.

Совершенствование организационной структуры управления качеством продукции на предприятии должно обеспечить:

1) малую ступенчатость и максимальную простоту управления;

2) высокую оперативность в решении задач, четкое разграничение функций;

3) взаимосвязь подразделений, занимающихся вопросами управления качеством продукции, устранение дублирования в их работе.

ОАО «Аргон» не только остаётся успешно работающим предприятием, но и имеет возможность постоянно повышать свою конкурентоспособность на рынке. К факторам, которые позволят повысить конкурентоспособность ОАО «Аргон», можно отнести следующие:

Повышение профессионализма и качества выполняемых работ. Подробно данное направление уже было рассмотрено ранее.

Снижение постоянных издержек. К сожалению, выпуск продукции небольшими партиями не позволяет ОАО «Аргон» закупать материалы в большом количестве, что дало бы существенные скидки у поставщиков и их дилеров. Однако, с целью снижения постоянных издержек постоянно проводится мониторинг цен поставщиков материалов и комплектующих. Это позволяет иметь некоторую экономию средств и соответственно, снижать цены на продукцию.

Снижение переменных издержек. С переменными издержками ситуация обстоит аналогичным образом. С целью удержания и привлечения высокопрофессиональных кадров необходимо обеспечить для них конкурентоспособный уровень заработной платы. На этом экономить не приходится. Однако, арендуя как производственные, так и офисные помещения постоянно используется возможность погашения части арендных платежей собственной продукцией, что приносит, порой, весьма неплохую экономию денежных средств.

Совершенствование работы с клиентами. Постоянный поиск новых клиентов, ведущийся менеджерами фирмы, привлечение к сотрудничеству рекламных агентств города на выгодных для них условиях, опережающая работа с постоянными клиентами позволяют построить чёткий график работы ОАО «Аргон», обеспечить максимальную загрузку, и получать максимальную прибыль без повышения уровня цен. Постоянное следование принципу оперативности создаёт ОАО «Аргон» немалое преимущество перед большинством предприятий-конкурентов, срок изготовления небольших партий продукции у которых зачастую в два - три раза больше.

Стремление к завоеванию рынка специализации. Как говорилось ранее, специализация ОАО «Аргон» это в основном ВНВР-10/630-У-2. С целью завоевания как можно большей доли этого сегмента рынка, ведётся непрерывная работа с монтажными предприятиями. В нынешней экономической ситуации многие предприятия ведут борьбу за выживание, и даже когда-то обладая оборудованием, которое либо устарело, либо требует значительных капиталовложений на восстановление, не могут позволить себе его модернизацию. И зачастую либо не имея достаточно средств, либо не испытывая потребности в больших партиях продукции, они автоматически становятся потенциальными клиентами небольших предпритий.

Углубление и развитие всех вышеперечисленных направлений как раз и позволит постоянно ОАО «Аргон» повышать конкурентоспособность организации и занимать стабильную долю рынка, получая при этом доход.


Заключение

В экономике  России важное значение имеет решение проблемы повышения конкурентоспособности через повышение качества производимой продукции. В настоящее время продукция отечественных товаропроизводителей помимо высокой цены характеризуется невысокими показателями качества по сравнению с аналогичной продукцией промышленно развитых стран. Это обуславливает низкую конкурентоспособность промышленных товаров.

Часто имеют место случаи, когда продукция предприятия не пользуется спросом и длительное время находится на складе предприятия, зачастую теряя при этом свои качественные свойства. В связи с этим проблема повышения конкурентоспособности является в настоящее время достаточно актуальной.

Таким образом, конкурентоспособность товара определяется его удельной ценой, под которой понимается отношение цены товара к полезному эффекту, отражающему оправданную отдачу его востребованных потребительских свойств в конкретных условиях.

Цена должна оправдывать предложение при реализации товара, а предложение новой продукции стимулироваться ценой. Таким образом, если "цена" выступает и является всего лишь инструментом сбыта продукции, то "конкурентоспособное качество" остается единственным фактором развития рынка - тем стержнем, под которым следует понимать уже не определенные показатели продукта, а весь комплекс мероприятий, направленный на его получение и подачу конечному пользователю.

Кроме этого, принимая во внимание то обстоятельство, что конкурентоспособность обуславливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей, в рамках оценки конкурентоспособности продукции следует рассмотреть ценовую политику предприятия и оценить ее влияние на конкурентоспособность производимой продукции.

Ценовая политика ОАО «Аргон» представляет собой совокупность мероприятий по управлению ценами и ценообразованием и заключается в установлении на товары (услуги) таких цен, которые компенсируют затраты на производство, соответствуют конъюнктуре рынка, удовлетворяют спрос покупателя и приносят плановую прибыль. Ценовая политика ОАО «Аргон» рассматривается только в контексте общей политики фирмы.

Основой установления цен на продукцию ОАО «Аргон» служат затраты на ее производство и качественные характеристики товара. Кроме этого, специалисты отдела маркетинга постоянно отслеживают уровень и динамику цен на продукцию, производимую фирмами-конкурентами и при необходимости вносят предложения об изменении уровня цен.

К факторам, которые позволят повысить конкурентоспособность ОАО «Аргон», можно отнести следующие:

Повышение профессионализма и качества выполняемых работ.

Снижение постоянных издержек. С целью снижения постоянных издержек постоянно проводится мониторинг цен поставщиков материалов и комплектующих. Это позволяет иметь некоторую экономию средств и соответственно, снижать цены на продукцию.

Снижение переменных издержек. С целью удержания и привлечения высокопрофессиональных кадров необходимо обеспечить для них конкурентоспособный уровень заработной платы.

Совершенствование работы с клиентами. Постоянный поиск новых клиентов, ведущийся менеджерами фирмы, привлечение к сотрудничеству рекламных агентств города на выгодных для них условиях, опережающая работа с постоянными клиентами позволят построить чёткий график работы ОАО «Аргон», обеспечить максимальную загрузку, и получать максимальную прибыль без повышения уровня цен.

Стремление к завоеванию рынка специализации. С целью завоевания как можно большей доли этого сегмента рынка, ведётся непрерывная работа.

Углубление и развитие всех вышеперечисленных направлений как раз и позволит постоянно ОАО «Аргон» повышать конкурентоспособность организации и занимать стабильную долю рынка, получая при этом доход.


Глоссарий
№ п/п Новое понятие Содержание
1 2 3
1

Активы

вся совокупность используемого для осуществления деятельности имущества
2

Бизнес-план

представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях
3

Бренд

это совокупность общественного имиджа продукта или услуги, включающая функциональность, целевую аудиторию, престиж, ценностные ориентиры, и другие маркетинговые и бизнес-единицы.
4

Дифференциация

способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.
5

Качество товара

степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы товарной продукции
6

Конкурентоспособность

свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке
7

   Конкуренция

соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия

производства, купли и продажи товаров

8

Контроль

это процесс обеспечения достижения организацией своих целей
9

Маркетинг

процесс изучения и формирования потребительских запросов и оценок
10

Операционный маркетинг

активный процесс с краткосрочным   горизонтом планирования, направленный на уже существующие рынки
11

Переменные издержки

затраты, непосредственно зависящие от количества производимой продукции
12

Персонал

личный состав или работники учреждения, предприятия
13

Постоянные издержки

представляют собой затраты фирмы, не зависящие от количества производимой продукции
14

Потребность

нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида
15

Предложение

количество товара, которое готов продать производитель по рыночной цене
16

Предприятие

представляет собой хозяйст­вующий субъект, который создается с целью выпуска продукции определенного вида.
17

Спрос

платежеспособная потребность в товарах и услугах, которые покупатели готовы приобрести по сложившимся на рынке ценам
18

Товар

все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления
19

Фирма

рганизация, которая владеет и ведёт хозяйственную деятельность на этих предприятиях
20

Цена

денежное выражение стоимости. Эта трактовка цены базируется на теории трудовой стоимости А.Смита, Д.Рикардо, К.Маркса.

Приложение А

Общая схема конкурентоспособности


Приложение Б

Показатели конкурентоспособности


Приложение В.

Основные показатели работы ОАО "Аргон" в 2008-2009 гг.

№№

пп

Показатель

Единица

измере-

ния

В 2008 г. В 2009 г.

Темп

роста,

%

1.

Объем товарной продукции

в сопоставимых ценах

тыс. руб. 1025171 1282688 125,1
2.

Объем товарной продукции

в действующих ценах

тыс. руб. 1045171 1348264 129,0
3. Объем реализованной продукции тыс. руб. 1045105 1349237 129,1
4. Количество персонала, всего чел. 88 94 106,8
в т. ч. руководители чел. 3 3 100,0
служащие чел. 22 23 104,5
рабочие чел. 63 68 107,9
5.

Себестоимость товарной

продукции

тыс. руб. 793859 884213 111,4
6.

Себестоимость реализованной

продукции

тыс. руб. 858441 1096738 127,8
7. Прибыль тыс. руб. 184664 252499 135,3
8. Рентабельность продукции % 18 19 104,8
9.

Производительность труда

(выработка на 1 рабочего)

тыс. руб. 1382,5 1652,3 119,5

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.