Дипломная работа: Методы и приемы психологического консультирования на Телефоне доверия и социально-психологические характеристики обращений
4) подбор дежурящих консультантов по принципу психологической совместимости;
5) создание чувства психологического комфорта путем повышения профессиональной компетентности.
Если эти меры не приносят успеха, следует подумать об индивидуальной работе с психотерапевтом или о целесообразности продолжения работы на “ТД”.
Канадские специалисты практикуют для волонтеров отдых от работы на протяжении 3-х месяцев, в Австралии волонтеры работают не более 3-х лет (7).
В предотвращении феномена “выгорания” важны и организационные меры:
– систематическое повышение квалификации консультанта;
– допуск к консультированию только после предварительной подготовки;
– обучение приемам снятия эмоционального напряжения;
– психологический комфорт работы группы, атмосфера поддержки и взаимопонимания;
– коррекция предвестников феномена “выгорания”;
– комфортные бытовые условия дежурств, обеспечение достаточным справочным материалом и пособиями;
– использование СМИ для рекламы службы телефонной помощи.
Забота об отсутствии излишней загруженности иерархическими взаимодействиями в коллективе; формирование коллектива по принципу команды; материальное поощрение дополнительных усилий сотрудника, избегание директивных методов руководства; наличие принятых всеми моральных норм (в первую очередь, в деятельности консультантов речь идет об этических нормах работы психолога); привлечение сотрудников к процессу принятия решений в организации – все эти меры также могут помочь предотвращению феномену выгорания”.
Необходимо также заботиться о формировании благоприятного образа организации. Для этого следует обеспечить доступ сотрудников к непрерывному образованию через самообразование, организацию семинаров, симпозиумов и т.п.; активно оценивать деятельность консультантов. Подобная оценка должна делаться только профессионалом-психологом, чей уровень компетентности признается всеми сотрудниками; заботиться об уровне благосостояния сотрудников.
Таким образом, эффективность функционирования “ТД” невозможна без постоянной работы по предотвращению феномена “выгорания”.
Ш. Социально - психологические характеристики обращений и обращающихся на “Телефоне Доверия”.
В соответствии с задачами гипотезы исследования о том, что приемы и методы психологического консультирования на “ТД” соответствуют приемам и методам очного психологического консультирования, а также о том, что существует зависимость тематики обращений от возраста обратившихся, был проведен анализ содержания обращений с целью поиска общих тенденций, выявлению типичных ситуаций, оценки содержания и т.п.
Исследование осуществлялось через ряд этапов:
1. Психологическое содержание проблем абонентов “ТД (классификация обращений).
Тематика обращений на “ТД” очень разнообразна. Позвонивший на “ТД” может предъявить любую проблему. Для облегчения работы консультантов по регистрации звонков, на всех “ТД” в нашей стране имеется классификатор психологических проблем обращений абонентов, распределенных по следующим тематическим разделам (на примере Владимирского ТД”):
– проблемы взаимоотношений с родителями;
– проблемы взаимоотношений со сверстниками;
– проблемы, связанные с любовными отношениями;
– проблемы, связанные с сексуальными отношениями;
– проблемы принятия себя;
– учебные и профессиональные проблемы;
– психическое и соматическое здоровье;
– переживания по поводу травмы;
– супружеские проблемы;
– прочие проблемы;
– суицид.
Также выделяются характеристики психических состояний абонентов, такие как: спокойствие, взволнованность, печаль, грусть, тоска, скорбь, отчаяние, тревога, страх, стыд, обида, раздражительность, возмущение, злоба, гнев, ирония, повышенное настроение, резонерство, алкогольное или наркотическое опьянение, похмелье, интерес, скука, неуверенность, плач, безразличие.
2. Психологические особенности различных категорий абонентов “ТД”
Как показывает анализ, среди позвонивших на “ТД” - представители самых разных социальных слоев: школьники, студенты, учащиеся ПТУ и колледжей, рабочие, бизнесмены, учителя, врачи, журналисты, музыканты, домохозяйки, военнослужащие, пенсионеры, участники военных событий в Афганистане и Чечне, “воры в законе”, наркоманы, алкоголики, проститутки, лица с нетрадиционной половой ориентацией.
60 % обратившихся – женщины, 40 % - мужчины. При этом среди подростков количество обращений девушек и молодых людей примерно одинаково, а после 24 лет процент женских звонков увеличивается.
И мужчины, и женщины предъявляют самый широкий круг проблем. Чисто женской и чисто мужской тематики немного: у женщин – обращения по поводу абортов и изнасилований, у мужчин – проблемы с потенцией.
Возраст обратившихся на “ТД” - от 3 лет до пожилого возраста. Интересная информация содержится в анализе возраста клиентов:
Таблица 4
Возраст обратившихся на “ТД” – от 3 лет до пожилого возраста. |
1996 год |
1997 год |
1998 год (январь - апрель) |
1998 год (сентябрь март 1999 |
Март-1999 по июнь 2000 года |
Средние показатели за 1996-2000 гг. |
До 13 лет |
10 % |
26 % |
13 % |
16 % |
9 % |
16 % |
13-17 лет |
42 % |
39 % |
35 % |
53 % |
32 % |
38 % |
17-24 гг. |
24 % |
13 % |
15 % |
13 % |
21 % |
18 % |
24-30 лет |
9,5 % |
9 % |
15 % |
7 % |
12 % |
11 % |
30-45 лет |
9,6 % |
9 % |
16 % |
7 % |
16 % |
12 % |
45-60 лет |
3,8 % |
3 % |
4,6 % |
4 % |
7 % |
3,8 % |
Старше 60 лет |
1,1 % |
1 % |
1,4 % |
2 % |
3 % |
1,2 % |
Выделим более четко возрастные группы, чтобы определить основные тенденции:
Таблица 5
Возраст |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. (январь -апрель) |
1998 г. (сентябрь - декабрь) |
Март 1999 г. - июнь 2000 г. |
Средние показатели за 1996-2000 гг. |
До 17 лет |
52 % |
65 % |
48 % |
69 % |
41 % |
55 % |
17-30 лет |
33,5 % |
22 % |
30 % |
20 % |
33 % |
27,7 % |
30 и старше |
14,5 % |
13 % |
22 % |
11 % |
26 % |
17,3 % |
Из таблицы 5 видно, что при наметившейся динамике к увеличению обращений граждан старше 30 лет, все же более 80 % обратившихся за 1996-2000 годы представляют собой молодежь. Графическая интерпретация данных наглядно представлена в виде диаграммы (приложение 1).
В 1999 - 2000 годах наметилась тенденция к сокращению обращений подростков, увеличению обращений в возрастных группах от 17 до 30 и от 30 и старше. Подобный сдвиг в обращениях различных возрастных групп может иметь несколько причин:
– Увеличение времени дежурства позволило дозвониться до “Телефона Доверия” большему количеству абонентов. Таким образом, видимо среди не дозвонившихся клиентов основную массу представляют более старшие возраста, у которых нет времени или возможности по нескольку часов подряд дозваниваться до “Телефона Доверия”.
– Основная масса обращений подростков перешла на дневные часы дежурства, а вечернее и ночное время освободилось для представителей старших возрастов, которые только в это время и возвращаются с работы.
– Возможно, рост авторитета службы, распространение хороших отзывов о работе “Телефона Доверия привели к тому, что ему “поверили” и те, кто раньше скептически относился к подобным службам.
– Введение оплаты за разговоры с городских таксофонов.
3. Анализ содержания обращений граждан на “ТД”
Отмечается тенденция к сокращению информационных обращений граждан, обращений в которых запрашивается информация по различным сферам (право, здоровье, социальное обеспечение, инвалидность и т.п.). Одновременно второй тенденцией является исключение из запрашиваемой информации тем, не связанных с оказанием психологической помощи. Таким образом, деятельность “Телефона Доверия” в течение 4 лет сформировала определенный образ Службы у населения - как службы психологической помощи. По другим вопросам на “ТД” в последнее время не обращаются.
Наибольшее количество обращений можно распределить по следующим тематическим разделам (таблица 6):
Таблица 6
Тема консультации |
1996г. |
1997г. |
1998г. 01-04 |
1998г. |
1999г. |
2000г. |
1996 -2000 гг. |
Проблемы, связанные с любовными отношениями |
21,8 |
24,5 |
22,1 |
15,4 |
19,3 |
17,1 |
20 |
Проблемы психического и соматического здоровья |
5,8 |
4,0 |
4,1 |
2,8 |
4,4 |
4.2 |
4,2 |
Проблемы, связанные с сексуальными отношениями |
5,5 |
7,7 |
6,9 |
4,0 |
4,6 |
5,6 |
5,7 |
Взаимоотношения со сверстниками |
5,2 |
5,9 |
5,3 |
5,6 |
4,7 |
5,1 |
5,3 |
Обращения по поводу проблем других людей |
5,1 |
0,8 |
2,2 |
1,5 |
2,2 |
2,5 |
2,4 |
Проблемы принятия себя |
4,7 |
5,4 |
4,0 |
3,3 |
6,1 |
5,0 |
5,2 |
Взаимоотношения с родителями |
4,1 |
5,3 |
6,4 |
3,7 |
3,8 |
4,6 |
4,7 |
Проблемы семейных отношений |
3,4 |
3.1 |
3,8 |
1,5 |
4,7 |
6,3 |
3,8 |
Религиозные и духовные проблемы |
2,3 |
2,1 |
0,4 |
0,1 |
0,3 |
0,4 |
0,9 |
Обращения лиц с нарушенной психикой (патологический клиент) |
1,5 |
1.0 |
0,8 |
1,2 |
1,8 |
3,1 |
1,6 |
Учебные и профессиональные проблемы |
1,3 |
1,5 |
1,1 |
1,5 |
1,6 |
2,1 |
1.5 |
Проблемы социальной адаптации |
1,1 |
1,7 |
0,6 |
1,4 |
2,4 |
1,8 |
1,5 |
Проблемы самоубийств (суицид) |
0,9 |
1,1 |
1,1 |
0,6 |
1,02 |
1,2 |
1 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8