скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Конфликтный потенциал личности

Дипломная работа: Конфликтный потенциал личности


ДИПЛОМ

КОНФЛИКТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ


Содержание.

ВВЕДЕНИЕ                                                                                           

ГЛАВА 1. Конфликтный потенциал личности и его проявление в профессиональной деятельности.                                     

1.1. Теоретические основы исследования. Основные понятия.               

1.2. Психологическая традиция изучения конфликтов.                          

1.3. Конфликтный потенциал и временная динамика профессиональной деятельности личности.                                    

1.4. Конфликт и личность.                                                             

     

ГЛАВА 2. Методы и организация эмпирического исследования.            

2.1. Цель, предмет, гипотезы, задачи и основные подходы к исследованию.                                                                 

2.2. Методики и процедура исследования конфликтного потенциала личности.                                                                          

2.3. Результаты исследования и их психологическая интерпретация.                                                                                

                         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                   

ЛИТЕРАТУРА                                                                                    

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                  


Введение.

Проблема конфликтных ситуаций и конфликтного поведения в межличностных отношениях - объект многолетних исследований в психологии, но по прежнему сохраняет свою актуальность.

Одной из предпосылок к изучению тенденции личности к конфликтному взаимодействию выступает усложнение системы связей личности с окружающей ее предметной и социальной средой, возрастание роли субъективного фактора в жизни нашего общества.

Актуальность проблемы определяется значением, которое приобретает в настоящее время исследования целостного развития человека в единой жизненной среде и его социальном пространстве, недостаточность разработки вопросов социальных взаимодействий, истоков и причин конфликтных ситуаций в этих взаимодействиях и обусловила наше обращение к этой проблеме.

Наши исследовательские интересы направлены на изучение конфликтного потенциала личности, проявляющегося как реакции на поведение личности в совместной трудовой деятельности и приводящего к конфликтным взаимодействиям как одному из типов противоречий, выделяемых в современной психологической литературе (Гришина Н.В., 1977, Петровская Л.А., 1998).

Проблема конфликтных взаимодействий привлекает пристальное внимание ученых и находит отражение в целом ряде работ отечественных и зарубежных психологов (Анцупов А.Я., Афонькова М.В., Гришина Н.В., Донцов А.И., Ершов А.А., Здравомыслов А.Г., Петровская Л.А., Сулимова Т.С., К. Боулинг, Р. Дарендорф, М. Дейч, Л. Козер, К.Левин, Г. Зиммель и др.). Во многих из этих работ теоретические подходы к проблеме психологических конфликтов, их характеру и содержанию становится основой объяснительных моделей личности. Как свидетельствуют некоторые из авторов работ (Афонькова М.В., Петровская Л.А., К.

Анализ этих исследований показал, что нельзя  однозначно  решать проблему конфликтности/бесконфликтности и конфликтного потенциала личности, необходимо изучить, какие именно, качества обнаруживают конфликтный потенциал личности, его временную динамику на протяжении профессиональной жизнедеятельности личности. Эта проблема еще не была представлена в психологических исследованиях.

Многолетняя ориентация на "бесконфликтное" развитие обществу приводила в фактическому исключению проблемы истоков конфликтного поведения из области научного знания, следствием чего явилось относительно небольшое количество прикладных работ по этой проблематике. Попытки копирования опыта зарубежных конфликтологов, не рассчитанного на универсальное приложение в любых   социокультурных условиях, оказываются не всегда эффективными.  

Вся практическая психология так или иначе ориентирована на изучение средств психологической поддержки личности, в том числе на выявление причин и истоков конфликтности личности. Несмотря на практическую значимость проблемы конфликтов, все работы в этой области психологии несколько разобщены и относительно мало исследований, выявляющих и анализирующих      зависимость     конфликтного      взаимодействия      от личностных особенностей индивида.

Недостаточная разработанность проблемы истоков конфликтного взаимодействия, его обусловленности конфликтным потенциалом личности затрудняет поиски истинных причин конфликтов и путей профилактики конфликтных ситуаций в межличностных отношениях. Между тем это весьма важная и актуальная проблема современной практической психологии.

Исследование психологических характеристик, влияющих на конфликтный потенциал личности, не получили еще должного освещения в психологии. Одной из попыток решения этой проблемы и стало наше исследование. Однако конфликтный потенциал личности может—по разному проявляться на разных этапах профессиональной деятельности личности, обнаруживая определенную временную динамику, исходя из этого наше исследование и посвящено изучению временной динамики конфликтного потенциала личности.

Предмет исследования - конфликтный потенциал личности и его временная динамика в профессиональной деятельности.

Объектом исследования выступали абитуриенты и студенты Московского Инженерно - Физического Института (Технического Университета), Московского Педагогического Государственного Университета, учителя московских школ работники социальной сферы и служащие НТР.

Цель - исследование взаимосвязи психологических характеристик личности (локус контроля, экстраверсия, коммуникативный контроль), конфликтного потенциала и его временной динамики в профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что материал исследования положен в основу создания программы социально-психологического тренинга предупреждения конфликтных ситуаций. Разработанные рекомендации для диагностики и предупреждения конфликтных ситуаций могут быть использованы практическими психологами, работниками социальной сферы, руководителями всех рангов. Все это имеет прикладное значение для изучения процесса профессиональной и социальной адаптации,, организации эффективной психопрофилактической и коррекционной работы, а также в организации отбора и руководстве персоналом.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

ГЛАВА 1. Психологические характеристики личности и их влияние на конфликтное взаимодействие.

1.1. Теоретические основы исследования. Основные понятия.

Слово "конфликт" происходит от латинского conflictus - "столкновение" и практически в неизменном виде входит в другие языки. Анализ определений конфликта, принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях, обнаруживает множество сходств в их интерпретации. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения:

1. Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война.

2. Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей.

3. Психическая   борьба,   возникающая   как   результат   одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций.

4. Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении, в особенности главная оппозиция, на которой строится сюжет ("Grolier Multimedia Encyclopedia", 1998).

Упорядочить разнообразие определений конфликта непросто, ведь как пишет Ф.Е. Василкж, "если задаться целью найти дефиницию, которая не противоречила бы ни одному из имеющихся взглядов на конфликт, она звучала бы абсолютно бессодержательно: конфликт - это столкновение чего-то с чем-то" (Василюк Ф.Е.., 1984, с. 42).

Один из возможных вариантов определения конфликта основан на его философском понимании, в соответствии с которым он описывается как "предельный случай обострения противоречия" (Философская энциклопедия, 1964, с. 55). Тогда, например, социальный конфликт может быть определен как "предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей - классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития" (Социологический словарь, 1991, с. 80). Здравомыслов А.Г., автор наиболее фундаментальной отечественной монографии по проблемам социологии конфликта, пишет, что "конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Эта форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями" (Здравомыслов А.Г., 1995, с. 94). Р. Дарендорф, наиболее известный западный исследователь социального конфликта, определяет его как "любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные ("латентные") или субъективные ("явные") противоположности" (Степаненкова В.М., 1994, с. 141).

В отечественной научной литературе наиболее полное определение                     социального конфликта дал Е.М. Бабосов (Социологический словарь. Минск, 1991 с.80): "Конфликт социальный (от лат. confliotus -столкновение) - предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей - классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или   существенным различием их интересов, целей и тенденций развития.

Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т.д.),обладают определенными функциями, длительностью и степенью остроты". Это определение, схватывая основную суть дела, не отражает всех черт конфликта - его психологизма в частности.

Социальный конфликт - это прежде всего форма отношений между субъектами по поводу разрешения острых противоречий, возникших в процессе их взаимодействия. В зависимости от аспекта анализа авторы дают определению понятию "конфликт". Конфликт рассматривают как "психологическое и социальное явление, характеризующееся наличием внутри организации взаимно противоречивых с точки зрения экономической и социальной эффективности интересов и соответственно наличием нестыкуемых тенденций поведения" (Р. Марр, А. Флиастер, 1994); а также "трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и с острыми эмоциональными переживаниями" (В.Г. Зазыкин, А.П. Чернышев, 1992); "борьба за ценности и претензии, за определенный статус, власть, ресурсы, где целями является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника" (О.Н. Громова, 1993); "это социальное противоречие на стадии его реального разрешения между вовлеченными в него субъектами... при этом важно учитывать, что любой социальный конфликт представляет... противоречие, которое так или иначе ими осознано и оценено" (Е.Н. Степанов, 1994).

Психологический словарь" определяет конфликт как "трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями" (Психологический словарь, 1983, с. 161). При этом в качестве его форм выделяются внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. Е.А. Гиляровов предлагает следующее определение: "Межличностные конфликты - это ситуации, где действующие лица сами несовместимы, либо преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо в конкретной борьбе стремятся к достижению той же цели, которая может быть достигнута -лишь одной стороной" (Гиляров Е.А., 1994).

Анализ этих и других определений показывает, что при всей близости характеристик, описываемых в качестве компонентов или признаков конфликта, ни одно из определений не может быть принято в качестве универсального.

Признаки конфликта.

Сравнение и анализ различных определений конфликта позволяет выделить его инвариантные признаки и хотя бы в первом приближении ограничить его проблемное поле.

Авторы большинства существующих определений конфликта сходятся относительно лежащего в его основе "столкновения" (синонимами которого могут также выступать "несовместимость", "борьба", "разногласия" и т.д.). Любой конфликт независимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, "противоборства".

"Столкновение", прежде всего, предполагает наличие противоречащих друг другу начал. Тема "бинарности" или "поляризма" хорошо знакома философии, в различных формах обращавшейся к ней на разных этапах своего развития. Важно, что эти "полюса", как подчеркивают философы, взаимно предполагают друг друга - как левое и правое, добро и зло, высокое и низкое и т.д. Это означает, что их противостояние не может существовать само по себе. Вне своих конкретных носителей. В контексте проблемы определения конфликтов - это свойство может быть обозначено как биполярность, что означает и взаимосвязанность и взаимопротивоположность одновременно. Истинная точка зрения может существовать, только если с ней сосуществует ложная. Биполярность как особенность конфликта, видимо, характерна и для случаев более широкого социального противостояния. Например, один из видных современных теоретиков в области социологии конфликта Р. Дарендорф считает, что любой конфликт сводится к "отношениям двух элементов". Даже если в конфликте участвует несколько групп, между ними образуются коалиции, и конфликт вновь приобретает биполярную природу (Дарендорф, 1994, с. 142).

Конфликт обнаруживает себя в "борьбе" его разных сторон, которая завершается разрешением, или снятием этого противоречия. Г. Зиммель утверждал, что "конфликт... предназначен для решения любого дуализма, это - способ достижения своеобразного единства, даже если оно достигается ценой уничтожения одной из сторон, участвующих в конфликте" (Зиммель, цит. по: Тернер, 1985, с.  131). Таким образом, наряду с биполярностью, являющейся носителем противоречия, в качестве обязательного атрибута конфликта выступает активность, направленная на преодоление противоречия.

Еще один критерий, на основании которого мы можем охарактеризовать явление конфликта, - это наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта.. Действительно, "столкновение" как ядро конфликта предполагает осознанную активность сторон. Это согласуется с традицией философского понимания противоречий и их развития, согласно которой, например, в природных противоречиях не бывает фазы конфликта: "Конфликт как фаза противоречия возможен лишь тогда, когда его стороны представлены субъектами. Где субъекта нет - не может быть конфликта" (Штраке, 1977, с. 26).

Таким образом, при первоначальном рассмотрении "конфликт выступает как биполярное явление - противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлещл активным субъектом (субъектами)"(Гришина Н.В., 2000, с. 17). Дальнейшее развитие и применение этого термина определяется тем, в каких сферах бытия и познания развертывается противоречие, каков характер противостоящих друг другу сторон, как происходит их взаимодействие и т.д.

Наши исследовательские интересы направлены на конфликтный потенциал личности в межличностных взаимодействиях, в связи с этим важно выделить основные понятия, употребляемые в этом контексте.

Конфликты в общении - это особые ситуации в общении, которые также соответствуют вышеперечисленным характеристикам.

Конфликт это одновременно и состояние и процесс.

Конфликты в общении носят комплексный характер, детерминируются как индивидуальными, так и социальными факторами и характеризуются, прежде всего, нравственным содержанием: именно нравственные параметры определяют, в конечном счете, их возникновение, протекание или даже разрешение.

Можно согласиться с К. А. Абульхановой-Славской (1981) в утверждении о том что "...нет общения, состоящего только из согласия, сочувствия, симпатии и доверия, поскольку каждое из человеческих отношений в процессе своего построения проходит через противоречия".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.